СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по ОРКиСЭ на тему "Сотворение добра" (4 класс)

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся узнают, почему сотворение добра является высшей нравственной ценностью; получат возможность ответить на вопрос, почему ислам называют религией добра и любви; смогут повторить, что в Коране говорится о сотворении добра, что такое притча и каково ее значение. Размышляя над содержанием притч, учащиеся смогут полнее понять смысл нравственной категории «добро», сделать выводы о том, как научиться делать добро, кого можно считать добрым. Содержание урока инициирует учащихся к совершению добрых поступков в жизни.

Просмотр содержимого документа
«Урок по ОРКиСЭ на тему "Сотворение добра" (4 класс)»

قيل

Урок 20

Сотворение добра

Цель урока: формирование представления о том, что понимают под категорией «добро» в исламе.

Задачи:

• ответить на вопрос, почему ислам называют религией добра и любви;

• вспомнить, что в Коране говорится о сотворении добра;

• вспомнить, что такое притча и ее назначение;

• учиться размышлять над содержанием притчи;

• ориентировать учащихся на необходимость самосовершенствование и

самовоспитания.

Ожидаемые результаты. Учащиеся узнают, почему сотворение добра является высшей нравственной ценностью; получат возможность ответить на вопрос, почему ислам называют религией добра и любви; смогут повторить, что в Коране говорится о сотворении добра, что такое притча и каково ее значение. Размышляя над содержанием притч, учащиеся смогут полнее понять смысл нравственной категории «добро», сделать выводы о том, как научиться делать добро, кого можно считать добрым. Содержание урока инициирует учащихся к совершению добрых поступков в жизни.

Основные термины и понятия. Добро, доброе дело, благотворительность, притча.

Средства наглядности. Иллюстрации учебника (с. 74—76), электронного приложения. Видеофрагмент из фильма «Чародей танца» о Махмуде Эсамбаеве.

Межмодульные связи. Учитель скажет ученикам, что понятие «добро» есть в разных религиозных культурах. Добро — это общечеловеческая ценность.

Внутримодульные связи. Урок посвящен теме «Ислам — религия добра». Он тематически связан с темой предыдущего урока «Нравственные ценности ислама».

План урока

I. Вводный (мотивационно-организационный) этап

1. Организация деятельности учащихся.

2. Беседа по результатам выполнения домашнего задания.

• Рассказы учащихся о людях или исторических персонажах, которые

могли бы служить примером в разговоре о любви человека к Родине.

3. Актуализация знаний.

• Как вы понимаете значения слов «сотворение», «творение»?

• От какого глагола образовались эти слова? (От глагола «творить» в значении «создавать, производить, созидать какой-нибудь продукт духовного творчества, какую-нибудь культурную, историческую ценность.)

• Вспомните, что означает выражение «нравственные ценности».

• Как вы понимаете выражения «сотворение мира», «сотворение Адама».

4. Подготовка к усвоению нового материала. Беседа с учащимися о том,

что предстоит узнать на уроке. Примерные вопросы для беседы:

• Прочитайте название урока. Понятно ли вам его название?

• Запись темы урока в тетради.

• Чтение рубрики «Вы узнаете» (с. 74). О чем вы узнаете сегодня на уроке? Что значит слово «добро»?

• Чтение рубрики «Вопросы и задания» (с. 76). На какие вопросы мы сегодня должны получить ответ? Знаете ли вы ответы на поставленные вопросы?

II. Основной (информационно-аналитический) этап урока.

1. Чтение текста из пособия для учащихся (с. 74—76).

2. Беседа по прочитанному тексту. Примерные вопросы:

Статья учебника (с. 74—76) построена как рассуждение на тему «Ислам — это религия добра и любви». Любое рассуждение основывается на примерах и доказательствах. Какие примеры-доказательства приводят авторы учебника, чтобы пояснить главную мысль текста? («В Коране слово «добро» повторяется много раз. В священной книге мусульман объясняется как нужно творить добро, какова польза добра для того, кто его совершает». Последний абзац на этой же странице — цитата из Корана.)

3. Выразительное чтение стихотворения А. С. Пушкина из цикла «Подражание Корану» с использованием электронного приложения из

рубрики «Хрестоматия».

4. Прослушивание и обсуждение притчи «Стакан молока» из электронного приложения в рубрике «Интерактивные модели».

5. Обсуждение ситуации, описанной в тексте урока (с. 74-75).

Примерные вопросы для обсуждения:

• Как вы думаете, что ответила мама Алсу?

• Бывали ли вы сами в подобной ситуации? Как вы ее решали?

• Что бы вы сделали на месте Алсу?

• Как вы поняли совет мудрецов?

6. Дополнительный материал о мечети и медресе «Хусаиния» в г. Оренбурге из электронного приложения.

7. Ответы на пятый вопрос к тексту из пособия для учащихся (с. 76).

8. Работа с новыми словами и понятиями.

• Притча — небольшой нравоучительный рассказ в иносказательной форме. Это небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее религиозное или моральное поучение в иносказательной (аллегорической) форме. Ее основная задача — дать возможность человеку поразмышлять над какой-нибудь идеей, мыслью,

чтобы он понял ее суть.

9. Рассмотрите репродукции к тексту учебника (с. 56—57). Знаете ли вы,

кто такой Махмуд Алисултанович Эсамбаев (1924—2000)? Объясните, почему к тексту урока составители учебника поместили эти иллюстрации.

10. Просмотр видеофрагмента из фильма «Чародей танца» о Махмуде

Эсамбаеве (в Интернете в поисковой системе Яндекса можно найти фрагменты из этого фильма).

11. Организация работы в группах. Задание группам: подготовить вопросы по прочитанному тексту.

Возможные вопросы и задания:

• Почему творчество знаменитых людей искусства можно считать

творением добра?

• Кого вы можете назвать из знаменитых артистов, художников,

скульпторов, архитекторов, композиторов, поэтов, чье творчество

приносит людям радость?

• Как вы понимаете содержание четвертого абзаца на странице 75?

Поясните эту мысль примерами.

12. Обмен вопросами и подготовка ответов. Презентация итогов работы

групп. Ответы на подготовленные вопросы. Дополнения ответов

другими группами.

III. Заключительный (оценочно-рефлексивный) этап урока.

  1. Подведение итогов урока. Взаимооценивание результатов работы

групп (если прием взаимооценивания практикуется в классе).

2. Заключительная беседа. Примерные вопросы:

• Что из сегодняшнего урока вам запомнилось больше всего?

• Объясните, как вы понимаете словосочетание «сотворение добра».

• Что вы расскажете своим родным и знакомым из того, что узнали

сегодня на уроке?

• О чем бы еще хотели узнать по данной теме?

3. Работа с тестовыми заданиями из электронного приложения:

«Тренажер» и «Контроль».

4. Викторина «Угадай слово», составленная учащимися (повторение

слов и понятий курса).

5. Домашнее задание:

• Перечитайте историю с Алсу. Как вы понимаете совет мудрецов рассказать человеку о его хороших делах, когда он поступает дурно?

Почему важно о человеке говорить хорошее, а не плохое? Как это может

изменить его поведение? Напишите мини-сочинение на тему «Совет

мудрецов»

• подготовить биографию летчика-испытателя Амет-Хана Султана, который в годы ВОВ стал дважды Героем Советского Союза.

Дополнительный материал к уроку

ПРИТЧА. Словарь В. Даля толкует слово «притча» как «поучение в примере». Это весьма близко к толкованию современного литературоведения: притча — небольшой нравоучительный рассказ в иносказательной форме. Такое определение сближает притчу с басней. У этих жанров много общего, но есть и существенные различия. В притче может не быть развернутого сюжета. Притчи существуют в фольклоре и литературе всех народов. Иногда они сходны по содержанию. Вот, например, античная притча (впервые зафиксированная Эзопом): отец, видя, что сыновья его живут недружно, велел принести пучок прутьев и попросил его переломить — ничего не вышло. Тогда отец раздал сыновьям по одному прутику, естественно, каждый был легко переломлен.

Мусульманская притча

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем забивать гвозди. Он рассказал об этом своему отцу, и тот сказал, что с этого дня каждый раз, когда сыну удастся сдержаться, он может вытаскивать из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришел день, когда сын мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:

— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде. Когда ты говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз

после этого ты извинишься — шрам останется. (http://sai.org.ua/ru/199.html)

Махмуд Эсамбаев родился 15 июля 1924 года в предгорном селении

Старые Атаги (ныне Грозненский район Чеченской Республики). Выходец из

тейпа Ишхой. Махмуд Эсамбаев танцевал с раннего детства. В 7 лет он уже

плясал на свадьбах, куда его брал с собой отец.

В 1939—1941 г. учился в Грозненском хореографическом училище. В 15

лет начал танцевать в Чечено-Ингушском государственном ансамбле песни и

танца, в 19 лет — в Пятигорский театр музыкальной комедии. Так как юность

Махмуда пришлась на годы Великой Отечественной войны, он выступал в

составе фронтовой концертной бригады на передовой, на строительстве оборонительных сооружений, в военных госпиталях.

В 1944—1956 г. Махмуд был солистом Киргизского театра оперы и балета в городе Фрунзе, где он исполнял главные партии в балетах «Лебединое

озеро», «Бахчисарайский фонтан», «Спящая красавица».

В 1950-е г. Махмуд Эсамбаев оставил академическую сцену и обратился народному танцу. В 1959 г. Эсамбаев выступил со своей программой в Москве, затем в составе труппы «Звёзды советского балета» посетил с гастролями Францию, Южную Америку, где имел грандиозный успех. Эсамбаев исполнил огромное количество самых разнообразных танцев: «Чабан» чечено-ингушский, узбекский), «Воин» (башкирский), «Ля-коррида» (испанский), «Танец с ножами» (таджикский) и др.

Эсамбаев избирался депутатом Верховного Совета Чечено-Ингушской

АССР, РСФСР, СССР. Был президентом Международного союза деятелей

эстрадного искусства. При его активной поддержке в Грозном строились новые здания драматического театра и цирка.

Махмуд Эсамбаев умер 7 января 2000 года на 76-м г. Похоронен на

Даниловском мусульманском кладбище в Москве. (http://ru.wikipedia)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!