قيل
Урок 20
Сотворение добра
Цель урока: формирование представления о том, что понимают под категорией «добро» в исламе.
Задачи:
• ответить на вопрос, почему ислам называют религией добра и любви;
• вспомнить, что в Коране говорится о сотворении добра;
• вспомнить, что такое притча и ее назначение;
• учиться размышлять над содержанием притчи;
• ориентировать учащихся на необходимость самосовершенствование и
самовоспитания.
Ожидаемые результаты. Учащиеся узнают, почему сотворение добра является высшей нравственной ценностью; получат возможность ответить на вопрос, почему ислам называют религией добра и любви; смогут повторить, что в Коране говорится о сотворении добра, что такое притча и каково ее значение. Размышляя над содержанием притч, учащиеся смогут полнее понять смысл нравственной категории «добро», сделать выводы о том, как научиться делать добро, кого можно считать добрым. Содержание урока инициирует учащихся к совершению добрых поступков в жизни.
Основные термины и понятия. Добро, доброе дело, благотворительность, притча.
Средства наглядности. Иллюстрации учебника (с. 74—76), электронного приложения. Видеофрагмент из фильма «Чародей танца» о Махмуде Эсамбаеве.
Межмодульные связи. Учитель скажет ученикам, что понятие «добро» есть в разных религиозных культурах. Добро — это общечеловеческая ценность.
Внутримодульные связи. Урок посвящен теме «Ислам — религия добра». Он тематически связан с темой предыдущего урока «Нравственные ценности ислама».
План урока
I. Вводный (мотивационно-организационный) этап
1. Организация деятельности учащихся.
2. Беседа по результатам выполнения домашнего задания.
• Рассказы учащихся о людях или исторических персонажах, которые
могли бы служить примером в разговоре о любви человека к Родине.
3. Актуализация знаний.
• Как вы понимаете значения слов «сотворение», «творение»?
• От какого глагола образовались эти слова? (От глагола «творить» в значении «создавать, производить, созидать какой-нибудь продукт духовного творчества, какую-нибудь культурную, историческую ценность.)
• Вспомните, что означает выражение «нравственные ценности».
• Как вы понимаете выражения «сотворение мира», «сотворение Адама».
4. Подготовка к усвоению нового материала. Беседа с учащимися о том,
что предстоит узнать на уроке. Примерные вопросы для беседы:
• Прочитайте название урока. Понятно ли вам его название?
• Запись темы урока в тетради.
• Чтение рубрики «Вы узнаете» (с. 74). О чем вы узнаете сегодня на уроке? Что значит слово «добро»?
• Чтение рубрики «Вопросы и задания» (с. 76). На какие вопросы мы сегодня должны получить ответ? Знаете ли вы ответы на поставленные вопросы?
II. Основной (информационно-аналитический) этап урока.
1. Чтение текста из пособия для учащихся (с. 74—76).
2. Беседа по прочитанному тексту. Примерные вопросы:
Статья учебника (с. 74—76) построена как рассуждение на тему «Ислам — это религия добра и любви». Любое рассуждение основывается на примерах и доказательствах. Какие примеры-доказательства приводят авторы учебника, чтобы пояснить главную мысль текста? («В Коране слово «добро» повторяется много раз. В священной книге мусульман объясняется как нужно творить добро, какова польза добра для того, кто его совершает». Последний абзац на этой же странице — цитата из Корана.)
3. Выразительное чтение стихотворения А. С. Пушкина из цикла «Подражание Корану» с использованием электронного приложения из
рубрики «Хрестоматия».
4. Прослушивание и обсуждение притчи «Стакан молока» из электронного приложения в рубрике «Интерактивные модели».
5. Обсуждение ситуации, описанной в тексте урока (с. 74-75).
Примерные вопросы для обсуждения:
• Как вы думаете, что ответила мама Алсу?
• Бывали ли вы сами в подобной ситуации? Как вы ее решали?
• Что бы вы сделали на месте Алсу?
• Как вы поняли совет мудрецов?
6. Дополнительный материал о мечети и медресе «Хусаиния» в г. Оренбурге из электронного приложения.
7. Ответы на пятый вопрос к тексту из пособия для учащихся (с. 76).
8. Работа с новыми словами и понятиями.
• Притча — небольшой нравоучительный рассказ в иносказательной форме. Это небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее религиозное или моральное поучение в иносказательной (аллегорической) форме. Ее основная задача — дать возможность человеку поразмышлять над какой-нибудь идеей, мыслью,
чтобы он понял ее суть.
9. Рассмотрите репродукции к тексту учебника (с. 56—57). Знаете ли вы,
кто такой Махмуд Алисултанович Эсамбаев (1924—2000)? Объясните, почему к тексту урока составители учебника поместили эти иллюстрации.
10. Просмотр видеофрагмента из фильма «Чародей танца» о Махмуде
Эсамбаеве (в Интернете в поисковой системе Яндекса можно найти фрагменты из этого фильма).
11. Организация работы в группах. Задание группам: подготовить вопросы по прочитанному тексту.
Возможные вопросы и задания:
• Почему творчество знаменитых людей искусства можно считать
творением добра?
• Кого вы можете назвать из знаменитых артистов, художников,
скульпторов, архитекторов, композиторов, поэтов, чье творчество
приносит людям радость?
• Как вы понимаете содержание четвертого абзаца на странице 75?
Поясните эту мысль примерами.
12. Обмен вопросами и подготовка ответов. Презентация итогов работы
групп. Ответы на подготовленные вопросы. Дополнения ответов
другими группами.
III. Заключительный (оценочно-рефлексивный) этап урока.
Подведение итогов урока. Взаимооценивание результатов работы
групп (если прием взаимооценивания практикуется в классе).
2. Заключительная беседа. Примерные вопросы:
• Что из сегодняшнего урока вам запомнилось больше всего?
• Объясните, как вы понимаете словосочетание «сотворение добра».
• Что вы расскажете своим родным и знакомым из того, что узнали
сегодня на уроке?
• О чем бы еще хотели узнать по данной теме?
3. Работа с тестовыми заданиями из электронного приложения:
«Тренажер» и «Контроль».
4. Викторина «Угадай слово», составленная учащимися (повторение
слов и понятий курса).
5. Домашнее задание:
• Перечитайте историю с Алсу. Как вы понимаете совет мудрецов рассказать человеку о его хороших делах, когда он поступает дурно?
Почему важно о человеке говорить хорошее, а не плохое? Как это может
изменить его поведение? Напишите мини-сочинение на тему «Совет
мудрецов»
• подготовить биографию летчика-испытателя Амет-Хана Султана, который в годы ВОВ стал дважды Героем Советского Союза.
Дополнительный материал к уроку
ПРИТЧА. Словарь В. Даля толкует слово «притча» как «поучение в примере». Это весьма близко к толкованию современного литературоведения: притча — небольшой нравоучительный рассказ в иносказательной форме. Такое определение сближает притчу с басней. У этих жанров много общего, но есть и существенные различия. В притче может не быть развернутого сюжета. Притчи существуют в фольклоре и литературе всех народов. Иногда они сходны по содержанию. Вот, например, античная притча (впервые зафиксированная Эзопом): отец, видя, что сыновья его живут недружно, велел принести пучок прутьев и попросил его переломить — ничего не вышло. Тогда отец раздал сыновьям по одному прутику, естественно, каждый был легко переломлен.
Мусульманская притча
Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем забивать гвозди. Он рассказал об этом своему отцу, и тот сказал, что с этого дня каждый раз, когда сыну удастся сдержаться, он может вытаскивать из столба по одному гвоздю.
Шло время, и пришел день, когда сын мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:
— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде. Когда ты говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз
после этого ты извинишься — шрам останется. (http://sai.org.ua/ru/199.html)
Махмуд Эсамбаев родился 15 июля 1924 года в предгорном селении
Старые Атаги (ныне Грозненский район Чеченской Республики). Выходец из
тейпа Ишхой. Махмуд Эсамбаев танцевал с раннего детства. В 7 лет он уже
плясал на свадьбах, куда его брал с собой отец.
В 1939—1941 г. учился в Грозненском хореографическом училище. В 15
лет начал танцевать в Чечено-Ингушском государственном ансамбле песни и
танца, в 19 лет — в Пятигорский театр музыкальной комедии. Так как юность
Махмуда пришлась на годы Великой Отечественной войны, он выступал в
составе фронтовой концертной бригады на передовой, на строительстве оборонительных сооружений, в военных госпиталях.
В 1944—1956 г. Махмуд был солистом Киргизского театра оперы и балета в городе Фрунзе, где он исполнял главные партии в балетах «Лебединое
озеро», «Бахчисарайский фонтан», «Спящая красавица».
В 1950-е г. Махмуд Эсамбаев оставил академическую сцену и обратился народному танцу. В 1959 г. Эсамбаев выступил со своей программой в Москве, затем в составе труппы «Звёзды советского балета» посетил с гастролями Францию, Южную Америку, где имел грандиозный успех. Эсамбаев исполнил огромное количество самых разнообразных танцев: «Чабан» чечено-ингушский, узбекский), «Воин» (башкирский), «Ля-коррида» (испанский), «Танец с ножами» (таджикский) и др.
Эсамбаев избирался депутатом Верховного Совета Чечено-Ингушской
АССР, РСФСР, СССР. Был президентом Международного союза деятелей
эстрадного искусства. При его активной поддержке в Грозном строились новые здания драматического театра и цирка.
Махмуд Эсамбаев умер 7 января 2000 года на 76-м г. Похоронен на
Даниловском мусульманском кладбище в Москве. (http://ru.wikipedia)