СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по основам религиозных культур и светской этики "Вежливость"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание  правил   этикета,вежливости и культуры поведения школьников, развитие умения правильно оценивать себя и других; формирование опыты нравственных взаимоотношений в коллективе.

Просмотр содержимого документа
«Урок по основам религиозных культур и светской этики "Вежливость"»

Горбунова Наталья Евгеньевна

МОУ «Троицко-Сунгурсая казачья средняя школа, Новоспасского района, Ульяновской области

Учитель основ религиозных культур и светской этики, педагог-психолог



Конспект урока в 5 классе

Тема: « Вежливость».

Цели: - расширить представления детей о правилах этикета

- воспитание вежливости и культуры поведения школьников.

- развивать умение правильно оценивать себя и других; формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни;  формировать опыт нравственных взаимоотношений в коллективе.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка д.з.

Правила общения в классе. (Дети составили и оформили их дома. Выходят к доске и показывают.)

  1. Беседа.

Учитель: Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая груша от культурной, породистой груши?

– Дикая груша растет, где и как попало, а культурная – в саду.

– За дикой грушей никто не ухаживает, а культурную - поливают, удобряют, прививают.

– Плоды у дикой груши некрасивые, невкусные, а у культурной - плоды  хорошие.

Учитель: Люди тоже бывают дикие и культурные. Чем они отличаются?

– Дикие не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, за них не стыдно

Учитель. Как вы считает, людям приятнее общаться с культурным человеком или с диким?

Учитель:. Груше можно сделать прививку, и она станет культурной. А человеку можно сделать прививку? Что можно ему привить?

– Можно сделать прививку от гриппа, от дифтерии.

– Можно привить правила культуры,  хорошие манеры.

– Можно привить хорошие навыки, привычки.

Учитель: Если мы привьем человеку навыки и привычки культурного поведения, каким он  станет?

Учитель:  Что значит быть культурным человеком?

– Это значит соблюдать правила культурного поведения.

– Значит, вести себя так, чтобы себя не опозорить.

– Значит, вести себя так, чтобы родителям за тебя не было стыдно.

Учитель:  Я с вами согласна. А как вы думаете, какого человека в старину называли «неотесанный»?

– Человека невоспитанного, необразованного, некультурного.

– Того, который ничему не учился.

– Того, которого никто не уважает.



Учитель:  Действительно, обтесать бревно или камень  – значит сделать их гладкими блестящими. Неотесанный – значит необработанный.  А в переносном значении неотесанный - значит невоспитанный,  невежественный человек. Так объяснятся значение этого слова в словаре Даля.

Учитель: Хотите ли вы быть культурными людьми, знать и использовать правила общения?

-Да, ребята, необходимо соблюдать определенные правила при общении, быть культурными и воспитанными. Сегодня на уроке мы продолжим разговор о правилах общения и будем учиться быть вежливыми. Наш урок будет уроком вежливости.

- Запишите тему урока к себе в тетрадь (слайд)

Учитель: А сейчас выясним, знаете ли вы вежливые слова…


Поэтическая игра "Словарь вежливых слов".

1. Растает ледяная глыба

От слова теплого (спасибо)

2. Зазеленеет старый пень,

когда услышит (добрый день)

3. Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы (спасибо)

4. Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь, (здравствуйте)

5. Когда нас бранят за шалости,

Говорим (прости, пожалуйста)

6. И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят (до свидания)

Ребята! Твердите

С утра по словарю:

Спасибо, извините,

Позвольте, разрешите,

Я вас благодарю.


Работа в группах.



Учитель: Ребята, правила культурного поведения называются «этикет». Правил этикета очень много: есть правила поведения за столом, в гостях, в театре, на работе.  Но  все эти правила сводятся к одному, главному принципу: «Уважай окружающих людей». Если будешь исходить из этого принципа, никогда не ошибешься!

Учитель: Что понимают под речевым этикетом?

- Средства речи и правила их использования в различных жизненных ситуациях.

- Запишите в тетрадь.

Учитель: При изучении предыдущих тем мы говорили о значении для человека самовоспитания, о важности знаний умений. Большую роль в усвоении прочных знаний играет речь, поскольку огромную часть информации человек получает при помощи слуха. Бывает, часто возникают недоразумения из-за непонимания друг к другу, неумения в разговоре правильно выражать свои мысли. Исправить этот недостаток поможет речевой этикет.

Учитель: В речи культурного человека, умеющего общаться, обязательно должны быть слова вежливости. Вежливость - неотъемлемое качество общения. До ХVI в. "вежа" означало "знаток", - тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям. Давайте поиграем в игру « Речевой этикет».

Игра « Речевой этикет»  (слайды)
1 . Назовите слова приветствия. ( «Здравствуйте», «Доброе утро» , «Добрый день», «Добрый вечер», «Приветствую вас», «Привет», «Салют».)

2 . Выскажите просьбу. (« Вы можете мне сказать…», « Не могли бы вы мне…», «Скажите, пожалуйста…», « Разрешите попросить вас…», Не могли бы вы…», «Будьте добры…».

3 . Какими словами лучше всего начать знакомство? («Разрешите представить вам…», «Разрешите познакомить вас…», « Познакомьтесь…», «Как тебя зовут?», «Вы знакомы?», « Позвольте познакомиться».)

4. Как принято извиняться в культурном обществе? («Приношу вам свои глубокие извинения», «Позвольте мне извиниться», «Не могу не принести вам свои глубокие извинения», «Простите за….».)

5 . Есть ли несколько слов утешения и ободрения у тебя в запасе? («Не огорчайтесь», «Нет повода для беспокойства», «Нет ничего плохого в том, что…», « Вам будет хорошо», «Успокойтесь».) 

6 . Слова благодарности. (« Благодарю вас», «Спасибо», «Разрешите поблагодарить вас», «Заранее благодарен», «Признателен вам», «Примите мою благодарность».)

7 . Как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить тебя?

(«До свидания», «Надеюсь видеть вас еще», «Доброго пути», «До завтра», « Всего хорошего», «Всегда рады вас видеть», «Приятно было познакомиться».)


Учитель: Молодцы. Я думаю, вы всегда будете пользоваться такими словами.

 

 Друзья, вот вам на всякий случай

                 Стихи о школьнике одном

                 Его зовут…., а впрочем

                 Мы лучше здесь его не назовем.

«Спасибо! Здравствуйте! Простите! –

Произносить он не привык.

Простого слова «извините»

Не одолел его язык.

                  Ему бывает часто лень

                  Сказать при встрече «Добрый день»

                  Казалось бы – простое слово,

                  А он стесняется, молчит.

                  И в лучшем случае «здорово»

                  Он вместо «здравствуй» говорит.

А вместо слова «До свиданья»

Не говорит он ничего

Или заявит на прощанье

Ну, я пошел – «пока, всего».

                  Ребята, мы не можем тут

                  Сказать вам – как его зовут

                  Мы честно вас предупреждаем

                  Что имени его не знаем.

Но может быть он вам знаком,

И вы встречались с ним  где – либо.

Тогда скажите нам о нем

А мы………Мы скажем вам: «Спасибо».


Знакомство с правилами вежливости. (слайд) (Дети читают вслух)

Правила вежливости:

1. В вежливости проявляется отношение к другим людям. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.

2. Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

3. Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

4. Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.

Знакомство с правилами общения по телефону.
Учитель: Определенные правила существуют при общении по телефону. Основное правило – это вежливость людей в разговоре. Давайте послушаем, какие правила необходимо соблюдать при общении по телефону.

Рассказ ученицы.(с. 132 учебника «Светская этика» М.Т. Студеникин.)

Игра "Вежливо-невежливо".

Учитель: Я буду называть ситуацию, а вы должны определить, вежливыми или невежливыми были действия в ней. Если действия были вежливыми, то вы встанете, а если нет, то - сидите.

- Поздороваться при встрече … (вежливо)

- Толкнуть, не извиниться… (невежливо)

- Помочь подняться, поднять упавшую вещь… (вежливо)

- Не встать, обращаясь к учителю … (невежливо)

- Взять билет в трамвае… (вежливо)

- Не уступить место пожилому… (невежливо)


Давайте немного отдохнём.

"Не ошибись, пожалуйста!"

Я буду давать команды, но выполнять вы будете только те, в которых есть "волшебные слова".

Итак, начали! Не ошибитесь, пожалуйста!

Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки.
Поднимите, пожалуйста, руки!
Будьте добры, похлопайте!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста!
Я вас прошу, выполните 10 приседаний!
Бег на месте начали.

Обнимите соседа пожалуйста.
Тихо сядьте.
Тихо сядьте, пожалуйста!
Будьте добры, улыбнитесь!


Анализ поступков.

Учитель: А теперь поговорим о поступках с позиции вежливого человека. Определите правильность решения ситуации. (Раздаются карточки группам детей, дается время на обдумывание).

1) Олег, выскочив из дома, стремглав помчался к школьному автобусу. На бегу он случайно задел свою одноклассницу, наткнулся на учителя; протискиваясь, он зацепил чью-то пуговицу, и она отлетела.

- Как повлияла спешка Олега на настроение окружающих?


2) Когда Игорь вышел на школьную площадку, обогнавшая его Наташа показала ему язык. Слава шутливо щелкнул его по затылку, Надя передразнила его походку.

- Каким будет настроение у Игоря?

- Почему?


3) Мальчик крикнул прохожему: "Скажите, сколько сейчас часов?

- Он допустил ошибки. Назовите их. Исправьте его.


4) Одна девочка жаловалась маме:

- Во дворе меня один мальчишка зовет Галька

- А как ты его зовешь? - спросила мама

- Я ему просто кричу: "Эй, ты!"

- Права ли Галя?


5) Ира обижена: « Вчера ты, Витя, шел мне навстречу и не поздоровался. Это невежливо». Витя удивлен: «А почему я должен здороваться? Ты меня первая увидела, вот бы и поздоровалась». 

Кто прав?

(- Кто культурнее, тот первым здоровается. А по этикету – первым здоровается мальчик.)


 (слайд)

Учитель:
Возникают вопросы, кто должен первым здороваться, старший или младший, мужчина или женщина.

Первыми приветствуют младшие старших, мужчины - женщин, женщина приветствует мужчину, который намного старше ее. Исключения из этого правила: вошедший в комнату, будь то мужчина или женщина, первым здоровается с присутствующими, уходящий - первым прощается с остающимися.
Первыми подают руку старшие младшим, а не наоборот.
Среди ровесников первыми подают руку женщины мужчинам.
Перед рукопожатием мужчина должен обязательно снять перчатку. Женщине это делать не обязательно. Однако, приветствуя более старших по возрасту, перчатку должны снимать все.

Учитель: Не только слова должны быть у нас вежливыми, ребята, но и поступки должны быть такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям.

Учитель: Ребята, а вы знаете, когда отмечают один из самых вежливых дней в году, праздник волшебного слова «спасибо»? (Найти в учебнике.с. 135)

- Всемирный день спасибо отмечают 11 января.

За что мы говорим спасибо?

За всё, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы,

Кому сказали? Сколько раз?



Учитель: Сказать спасибо - все равно, что ласково погладить человека по голове. Каково значение этого слова?

(слайд)

Учитель: Всем хочется стать чуточку лучше, быть вежливыми и добрыми, жить в классе бесконфликтно. Один из способов - это умение делать комплименты. Давайте поучимся говорить друг другу приятные слова.

 Игра « Комплимент» 
Дети делятся на пары . Делая вперед по одному шагу, они говорят друг другу комплименты. 

Итог урока. Рефлексия.

- О каких важных качествах человека мы сегодня говорили?

- Что для себя взяли?

- Изменится ли ваше отношение к окружающим в лучшую сторону?

- Ну вот, пришло время прощаться. Мне бы хотелось узнать, ребята, с каким настроением вы уходите с сегодняшнего занятия. Я хочу, чтобы вы сами дали оценку нашему занятию. Перед вами лежат солнышки и тучки. Кому было интересно на занятии, кто узнал много нового и интересного, у кого хорошее настроение  поднимите солнышко, а кто скучал на занятии, кому было неинтересно –  поднимите тучку.

- На этом наше занятие окончено. Спасибо за внимание! До новых встреч!



Дополнительный материал:

Язык вежливости с помощью жестов.(рассказывает ведущий).

Многие жесты пришли к нам из глубокой древности.

1. Большой палец поднятый вверх – знак одобрения, опущенный вниз – неодобрения.

2. Показать язык в Тибете означает – Я ничего не замышляю против тебя. Будь спокоен. Но для других народов это оскорбление.

3. Палец, приставленный к губам – молчание.

4. Поднятая рука – просьба человека обратить на него внимание.


«Школа вежливости»
Все дети встают в волшебный круг вежливости. Один ребенок говорит какое-либо вежливое слово своему соседу. Тот, в свою очередь, повторяет это слово и добавляет к нему свое. Следующий по кругу повторяет два предыдущих вежливых слова и добавляет к ним новое и т.д. Нужно быть очень внимательным.
Например: здравствуйте, желаю удачи, простите, будьте любезны, не стоит благодарности, очень рад, очень приятно, всего вам доброго, не стоит труда, спасибо, пожалуйста и т.д.


Король Этикет. В.Лифшиц.

Я для школьников составил

Десять очень важных правил.

Эти правила просты,

Быстро их запомнишь ты.

Как проснулся – так вставай:

Лени воли не давай!

Лепесток роса умыла,

А тебя умоет мыло!

Понукания не жди,

В школу вовремя иди!

Прежде, чем захлопнуть дверь,

Все ли взял с собой, проверь.

Будь в одежде аккуратен.

Избегай и дыр, и пятен,

Дома близким не груби,

Малышей жалей, люби!

Знай: хорошие отметки –

Как плоды в саду на ветке!

Чтоб тобой могли гордиться,

Должен много ты трудиться!




1) Олег, выскочив из дома, стремглав помчался к школьному автобусу. На бегу он случайно задел свою одноклассницу, наткнулся на учителя; протискиваясь, он зацепил чью-то пуговицу, и она отлетела.

- Как повлияла спешка Олега на настроение окружающих?



2) Когда Игорь вышел на школьную площадку, обогнавшая его Наташа показала ему язык. Слава шутливо щелкнул его по затылку, Надя передразнила его походку.

- Каким будет настроение у Игоря?

- Почему?



3) Мальчик крикнул прохожему: "Скажите, сколько сейчас часов?

- Он допустил ошибки. Назовите их. Исправьте его.



4) Одна девочка жаловалась маме:

- Во дворе меня один мальчишка зовет Галька

- А как ты его зовешь? - спросила мама

- Я ему просто кричу: "Эй, ты!"

- Права ли Галя?



5) Ира обижена: « Вчера ты, Витя, шел мне навстречу и не поздоровался. Это невежливо». Витя удивлен: «А почему я должен здороваться? Ты меня первая увидела, вот бы и поздоровалась». 

Кто прав?



Использованные ресурсы:


  • www.yandex.ru

  • http://nsportal.ru



  • http://festival.1september.ru/articles/622914/





Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/173211-konspekt-uroka-po-orksje-urok-vezhlivosti


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!