МКОУ «Кудринская средняя общеобразовательная школа»
День
зеленого огонька
(Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма)
Классный руководитель:
Крючкова Г.А.
Цель мероприятия: популяризация правил дорожного движения и профилактика детского дорожного травматизма среди школьников.
Оборудование: 1) иллюстрации дорожных знаков;
2) презентация «Правила для велосипедистов»;
3) выступления учащихся;
План проведения:
1. Организационный момент. Слово учителя.
2. Выступления учащихся:
а) «Из истории правил дорожного движения».
б) «Обязанности пешеходов».
в) «Обязанности пассажиров».
г) «Правила для велосипедистов» (по презентации)
д) «Дорожные знаки».
3. Викторина.
4. Выступления художественной самодеятельности.
5. Заключение.
Ход мероприятия.
Каждому из нас приходится переходить улицу или дорогу, бывая в городе, мы пользуемся общественным транспортом, некоторые из вас являются водителями велосипедов – все это делает нас участниками дорожного движения. Поэтому знание правил дорожного движения для современного человека – необходимость. А нарушение этих правил может обернуться увечьем и даже гибелью. Поэтому в целях профилактики детского дорожно-транспортного травматизма мы проводим сегодня мероприятие «День зеленого огонька».
Из истории правил дорожного движения.
Попытки ввести правила езды по улицам и дорогам делались еще тогда, когда там безраздельно господствовали конные экипажи. В 1683 году в России был издан именной указ царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Он категорически запрещал управление лошадьми с помощью вожжей. Тогда считали, что, для того чтобы кучер лучше видел дорогу, он должен управлять лошадью сидя на ней верхом.
В 1730 году был издан новый указ, запрещающий ездить быстро. За ослушание виновных в первый раз били кнутом, а в последующие – ссылали на каторгу. Также могли отобрать лошадь и отослать ее на конюшню государя.
В 1812 году были введены правила, которые устанавливали: правостороннее движение, ограничение скорости, требования к техническому состоянию экипажей, введение номерных знаков для экипажей. Это были попытки организовать движение экипажей; систематических правил движения по улицам тогда не было. Пешеходное движение было беспорядочным и неорганизованным.
Когда же появились паровые, а затем и бензиновые автомобили, последовали и новые попытки, как в России, так и за рубежом, обеспечить безопасность движения.
Некоторые из них у нас сейчас могут вызвать лишь улыбку. Так, например, в Англии впереди парового экипажа должен был идти человек с красным флагом и предупреждать встречных о приближении паровика, а заодно усмирять перепуганных извозчичьих лошадей. Во Франции скорость движения бензиновых автомобилей в населенных пунктах не должна была превышать скорости пешехода. В Германии владелец машины должен был накануне заявить полиции, по какой дороге поедет «бензиновая тележка». В ночное же время езда на автомобиле вообще запрещалась. Если водителя в пути заставала ночь, он должен остановиться и ждать утра.
В те времена в России автомобилей было очень мало, поэтому вопросы безопасности еще стояли не очень остро.
10 июля 1920 года был принят закон «Об автодвижении по городу Москве и ее окрестностям». Это были первые систематизированные правила движения. Они устанавливали предельные скорости движения: для легковых автомобилей – 25 верст в час, для грузовых – 15 верст в час. Не ограничивалась скорость для пожарных автомобилей. Запрещалась езда по левой стороне дороги и улиц, обгон на узких местах, срезание углов. Это был документ большого государственного значения. Он положил начало организации автомобильного движения в стране.
В 1961 году были введены для всей территории Советского Союза «Правила движения по улицам городов и дорогам СССР».
В связи с бурным развитием автомобилизации в международном масштабе в Организации Объединенных Наций были разработаны международные документы по организации дорожного движения во всем мире и на международной конференции ООН по дорожному движению в Вене в 1968 году были приняты «Конвенция о дорожном движении» и «Конвенция о дорожных знаках и сигналах».
Исходя из этих документов и с учетом передового отечественного опыта организации дорожного движения были разработаны новые «Правила дорожного движения» и введены в действие по всей нашей стране с 1 января 1973 года. Они обязательны для всех участников движения: водителей, пешеходов и пассажиров. Их можно назвать законом улиц и дорог.
Обязанности пешеходов.
Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочинам. При отсутствии всего пешеходы могут двигаться в один ряд по краю проезжей части. Вне населенных пунктов при движении по проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств.
Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе надземным и подземным, а при их отсутствии – на перекрестках по линии тротуаров или обочин. При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.
В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться
сигналами светофора.
На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства.
Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь, убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора.
Обязанности пассажиров.
Пассажиры обязаны:
- при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле – быть в застегнутом мотошлеме;
- посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства;
Если посадка и высадка невозможны со стороны тротуара или обочины, они могут осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.
Пассажирам запрещается:
- отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения;
- при поездке на грузовом автомобиле с бортовой платформой стоять, сидеть на бортах или на грузе выше бортов;
- открывать двери транспортного средства во время его движения.
Просмотр презентации «Правила для велосипедистов»
Дорожные знаки.
Из истории. Для того чтобы люди не сбились с пути, дорогу помечали. Наши предки славяне в лесистых местах вдоль дорог устанавливали вешки из сучьев деревьев, делали затесы на стволах деревьев, а в степи вдоль дорог укладывали камни или ставили столбы. На перекрестках дорог устанавливали каменные или деревянные кресты, строили часовни.
При царе Алексее Михайловиче впервые стали устанавливать верстовые столбы. Он повелел между Москвой и загородной своей резиденцией – селом Коломенское – через каждую версту поставить высокие столбы, которые в народе прозвали «коломенскими верстами». Тогда же про высоких людей сложилась поговорка: «Высок, как коломенская верста». При Петре I строительство дорог в России резко возросло. На больших дорогах, большаках стали устанавливать верстовые столбы и окрашивать их полосами в цвета русского национального флага. «Полосатые версты» хорошо были видны.
Потом стали устанавливать столбы на перекрестках, делать на них надписи,
объясняющие, куда какая дорога ведет. Ставили столбы на границах уездов, на них делались надписи с названиями уездов. Между селами устанавливались также небольшие столбы, на которых делались надписи, какое село должно отвечать за состояние того или иного участка дороги. На опасных участках устанавливались надолбы. Дороги, на которых устанавливались столбы, назывались столбовыми, в отличии от второстепенных дорог, на которых столбов не было.
Когда появились автомобили, тогда встал вопрос об организации движения, введении дорожных знаков, которые бы более подробно рассказывали водителям о предстоящем пути. Обо всех опасностях на дороге водителя нужно поставить в известность заранее, чтобы он мог принять необходимые меры, предупреждающие аварии. Для этого служат дорожные знаки. Шоферы, велосипедисты, пешеходы должны хорошо знать дорожные знаки.
Все дорожные знаки делятся на группы.
Предупреждающие знаки. Эти знаки предупреждают пешеходов и водителей об опасных участках дороги. Большая часть предупреждающих знаков имеет форму равностороннего треугольника с красной каймой и белым фоном.
Запрещающие знаки. Они ограничивают или запрещают движение транспортных средств или пешеходов на улицах или дорогах. Они имеют форму круга с красным окаймлением.
Предписывающие знаки. Они имеют форму кругов с голубым фоном и изображениями в центре, выполненными белой краской. На них нарисованы стрелки, некоторые виды транспортных средств, фигуры пешеходов.
Информационно-указательные знаки. Они помогают водителям и пешеходам ориентироваться в пути, сообщают об особенностях дорожной обстановки и расположении на пути следования различных объектов. В этой группе много знаков, предназначенных для пешеходов и пассажиров.
Знаки приоритета. Эти знаки устанавливают очередность проезда перекрестков или узких участков дорог, где одновременное движение в обоих направлениях невозможно и кто-то должен уступить дорогу.
Знаки сервиса. На автомобилях, мотоциклах, велосипедах и пешком по дорогам передвигаются миллионы людей. Многие из них отправляются в далекие туристические поездки, уезжают за сотни и тысячи километров от дома. Путешественники делают остановки в городе, отдыхают, им нужно в пути питаться, а бывает, что потребуется и медицинская помощь. Обо всем этом информируют знаки сервиса.
Викторина «Знание правил дорожного движения».
1). В каком порядке расположены сигналы светофора сверху вниз?
(Красный, желтый, зеленый)
2). Что обозначает красный свет светофора?
(Стоп)
3). Что обозначает желтый свет светофора?
(Внимание)
4). Что обозначает зеленый свет светофора? (Иди)
5). Как называется пешеходная дорожка?
(«Зебра»)
6). С какого возраста дети могут ездить на велосипеде по шоссе?
(С 14 лет)
7). Где могут ездить велосипедисты?
(По специально отведенной для них велосипедной дорожке)
8). Как нужно двигаться по загородной дороге?
(по обочине, навстречу движущемуся транспорту)
9). Как нужно обходить трамвай? (Спереди)
Троллейбус? Автобус? (Сзади)
10). Как нужно вести себя в транспорте?
11). Для кого предназначена передняя дверь троллейбуса?
(Для пассажиров с детьми и инвалидов)
12). Что такое перекресток?
(Пересечение улиц)
13. Какие виды транспорта вы знаете?
14). Можно ли ездить на велосипеде по тротуару?
(Нет)
Выступления художественной самодеятельности.
Дети инсценируют стихи.
1 ведущий Бурлит в движенье мостовая,
Денис увидел друга впереди:
Денис Подумаешь, машины и… трамваи.
1 ведущий Ему б быстрей дорогу перейти.
Денис Успею пробежать по мостовой,-
1 ведущий Подумал, побежал и … (визг тормозов).
Ой, чуть под машину не попал.
Вместе Не пострадает только тот,
Кто ходит там,
Где пешеходный переход.
٭ ٭ ٭
Девочка играет в мяч
2 ведущий Вдоль дороги Таня скачет.
У нее красивый мячик.
Озорник из рук упал,
Угодил под самосвал.
(Девочка плачет)
3 ведущий Тише, Танечка, не плачь,
Мама купит новый мяч.
Это, право, не беда.
Хорошо, что ты цела.
2 ведущий Не играй ты у дороги –
Будут целы руки, ноги.
Вместе Все запомните, друзья:
У шоссе играть нельзя!
٭ ٭ ٭
Девочка идет, задрав голову вверх, и пальцем что-то считает.
4 ведущий Наша Ира все мечтает,
По пути ворон считает,
И вокруг себя, конечно,
Ничего не замечает.
Сигнал машины.
5 ведущий Водитель волнуется,
Он весь в тревоге:
Ты ведь не в цирке,
А на дороге.
Не успеешь «Ах!» сказать.
Здесь ворон нельзя считать.
Вместе Пешеходы, пешеходы!
Будьте бдительны!
Берегите и себя,
И водителей.
٭ ٭ ٭
6 ведущий Ходить по улицам опасно,
Когда у вас вниманья нет.
Но есть, друзья, зеленый, красный
7 ведущий И очень нужный желтый свет.
Для тебя горят они,
Светофорные огни.
Вместе (говорят и показывают свет светофора)
Красный – стой,
Желтый – жди,
А зеленый свет – иди.
٭ ٭ ٭
1 девочка Сейчас я познакомлю вас
Со знаками дорожными.
Их просто обязательно
Знать каждому положено.
2 девочка Я на улицу иду.
Вдоль дороги я бреду.
И дорожные все знаки
Я читаю на ходу.
3 девочка Запрещающие знаки
«Нельзя» вам скажут ясно.
Вы их узнаете,
Они в кружочке красном.
(Мальчики поднимают запрещающие знаки)
4 девочка Предупреждающие знаки,
Конечно, всем нужны,
В красном треугольнике
Находятся они!
(Мальчики поднимают предупреждающие знаки)
5 девочка Чтоб не было на улице аварии и драки,
Всегда и всем помогут… Вот эти знаки.
(Мальчики поднимают все знаки)
1 девочка Ах, знаки!
Их знают всюду весь честной народ.
Покажут вам, где правый, где левый поворот.
2 девочка Ты должен уважать все знаки обязательно.
В пути всегда следи за знаками внимательно.
3 девочка В квадратике ли синем иль с красным ободком.
Надо, чтобы с ними был стар, и млад знаком.
1 ведущий Если кто не знает знаков,
Скажем всем для ясности:
Знайте, это плохо очень
Для вашей безопасности!
2 ведущий Если дети знают знаки,
Заучили, как стишок,
Эти дети просто прелесть!
Поступают хорошо!
3 ведущий Помни, каждый пешеход!
Знай, любой водитель!
Будь послушным, гражданин,
И не будь вредитель!
4 ведущий Обращаемся ко всем:
Дядям, тетям, снохам!
На дорогах гибнут дети.
Это очень плохо!
5 ведущий Верим, что настанет день,
Когда любой прохожий
Будет показывать детям
Только пример хороший!
Учащиеся читают заключительные строки «Мир, в котором я живу».
Мир, в котором мы живем,
Огорчает нас порой.
Сделать безопасной нашу жизнь
Очень нужно нам с тобой.
Давай друг друга уважать,
Простым законам подчиняться,
Тогда забудут про печаль и боль
И будут все вокруг смеяться.
Приложения
15