Пояснительная записка.
Данная модель урока разработана к программе по литературе для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (автор-составитель: Курдюмова Т.Ф.). Урок раскрывает изучение темы «Подвиг и предательство в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Судьбы Остапа и Андрия» в 8 классе. Согласно программе и календарно-тематическому планированию, данный урок представляет собой урок применения предметных умений. Модель урока может быть реализована в классе со средней лингвистической подготовкой.
Особенностью урока является использование проблемно-диалогической технологии, технологии продуктивного чтения и технологии оценивания (работа в группах, самоконтроль), ИКТ, исследовательской технологии и имеет следующие структурные компоненты:
- Организационный этап.
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3. Актуализация знаний с целью применения предметных умений.
4. Применение знаний и умений в новой ситуации.
5. Рефлексия (подведение итогов занятия).
6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
На уроке применены такие виды деятельности учащихся, как :
- работа с художественным текстом,;
- самостоятельная работа с текстовым материалом;
- работа с таблицей, составление алгоритма, схем, опорного конспекта;
- монологические высказывания;
- анализ текста;
- проигрывание учебных ситуаций;
- структурная дискуссия;
- мини-сочинение.
Подача материала в виде таблиц и схем позволяет представить материал наглядно и целостно. Это облегчает запоминание и делает образовательный процесс продуктивным, а повторение организовано более эффективно. Выполнение разнообразных заданий способствует развитию навыков работы с текстом, повышает культуру речи, обеспечивая формирование не только коммуникативной, но и языковой, и лингвистической компетенции.
Содержание урока отражает межпредметные связи: русский язык и литература. Введены задания по выбору, побуждающие учащихся к поиску, к творчеству.
Всё это способствует развитию практических умений и навыков.
Тема урока: «Подвиг и предательство в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Судьбы Остапа и Андрия».
Цели урока:
- показать причину предательства Андрия, глубину самоотверженного героизма Остапа, Тараса Бульбы, их верность Родине;
- показать мужество, несгибаемую волю, стойкость простых казаков, выдержавших все испытания на пути их борьбы.
- научить работе с текстом, умению подбирать цитаты, которые подтверждают высказываемую мысль;
Формирование УУД:
Регулятивные УУД:
- уметь определять алгоритм выполнения учебной деятельности на уроке;
- уметь определять успешность выполнения заданий;
- развивать навыки самоорганизации, умение определять цель предстоящей познавательной деятельности, её вид, уровень сложности, пути достижения ожидаемого результата.
Познавательные УУД:
- уметь актуализировать знания посредством мозгового штурма;
- уметь самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации;
- уметь извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, иллюстрация, таблица;
- уметь перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- уметь излагать содержание прочитанного текста подробно, сжато, выборочно; уметь устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД:
-уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- уметь использовать речевые средства с целью решения различных коммуникативных задач и выражения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
Личностные УУД:
- развитие самосознания, позитивной самооценки;
- формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и
самообразованию на основе повышения мотивации к обучению и познанию;
- формировать устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором;
- формировать эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности, уважение и принятие других народов России и мира;
- ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
- воспитание глубокого чувства патриотизма, мужества, осмысление нравственных понятий «честь», «долг», «самопожертвование», «служение народу».
Этапы урока
|
Формируемые умения
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
1.Организационный этап.
|
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять степень подготовленности к обучению на уроке учащимися;
- определять критерии мотивации к обучению.
Познавательные УУД:
- использовать общие примеры решения задач по алгоритму.
Личностные УУД:
- осознавать неполноту знаний;
- проявлять интерес к новому содержанию
|
- Приветствует учащихся.
- Предлагает учащимся проверить наличие школьных принадлежностей к уроку.
|
1. Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на учебную деятельность.
|
2. Основной этап.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
|
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять цели и задачи урока;
-участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
-интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- определять критерии изучения темы.
Познавательные УУД:
- работать с таблицей, составлять опорный конспект.
Личностные УУД:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию темы.
|
1.-Ребята, посмотрите на иллюстрации. Кого вы видите? Какие события из жизни героев изображены? (Слайды 1-2)
Какова тема сегодняшнего урока?
(Слайд 3)
2. -Какие цели мы ставим при изучении данной темы?
3. Давайте составим план сравнения двух героев: Остапа и Андрия.
4. – А теперь разделимся на группы. 1-я группа характеризует Остапа, 2-я группа – Андрия.Обратите внимание на оценочные листы. В конце урока каждый из вас заполнит их,оценивая свою работы в группе и работу товарищей.
Раздаются оценочные листыи листы самооценки. (Приложение №1). (Слайды 4-5)
|
1. Анализируют изображения, поочередно высказывают свое мнение и формулируют тему урока.
2.Учащиеся ставят цели урока, высказывая своё мнение.
3. Составление плана характеристики Остапа и Андрия.
1. Отношение к Отечеству, дому, матери. 2. Отношение к учению. 3. Отношение к товарищам. 4. Черты характера.
4. Выступления оформляются в таблицу
|
3.Актуализация знаний
|
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- составлять конспект - схему
- работать с текстами;
- объяснять значения новых слов;
- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Коммуникативные УУД:
-групповая работа по обсуждению информации;
-слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
|
1. Учитель организует работу в группах, дает задание (Приложение №2) (Слайд 6)
|
Распределяются в группы. Выполняют задания в группах:
1. Учащиеся работают с текстом произведения.
2. Знакомятся с информацией по теме
3. Готовят отчет о выполнении задания.
Выступления оформляем в таблицу
На доске и в тетради записываем в таблицу:
|
Остап
|
Андрий
|
1
|
Любовь к Отечеству, к дому, к матери
|
На первое место ставит любовь к женщине – чувство личное.
|
2
|
Преодолевает нежелание учиться, лень
Сила воли, терпение, умение преодолевать трудности
|
Учится без напряжения, легко
Не преодолевает трудности
|
3
|
Никогда не выдаёт товарищей
Считался одним из лучших товарищей
|
Умение увёртываться, уклониться от ответственности, значит подводить кого-то из товарищей
Отдаляется от товарищей
|
4
|
Прямодушие
Хладнокровие
|
Скрытность
Безрассудство. Горячность, вспыльчивость.
|
|
4.Применение знаний и умений в новой ситуации.
|
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- работа с тестами;
Коммуникативные УУД:
-самостоятельная работа с текстом;
-индивидуальная работа с тестами;
- коллективная работа по обсуждению информации и коррекции ошибок;
-умение слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
Предметные результаты:
- дать характеристику Остапу и Андрию;;
- уметь выделять ошибки и корректировать их.
|
- Организует выступления групп
(Слайд 7-9)
- – Подвиг – это на 90% готовность к нему. Кто из братьев готов к подвигу? Кто из них готов к предательству? Почему?
|
- Выступление 1 группы
|
Остап
|
1
|
Любовь к Отечеству, к дому, к матери
|
2
|
Преодолевает нежелание учиться, лень
Сила воли, терпение, умение преодолевать трудности
|
3
|
Никогда не выдаёт товарищей
Считался одним из лучших товарищей
|
4
|
Прямодушие
Хладнокровие
|
Выступление 2 группы
|
Андрий
|
1
|
На первое место ставит любовь к женщине – чувство личное.
|
2
|
Учится без напряжения, легко
Не преодолевает трудности
|
3
|
Умение увёртываться, уклониться от ответственности, значит подводить кого-то из товарищей
Отдаляется от товарищей
|
4
|
Скрытность
Безрассудство. Горячность, вспыльчивость.
|
- Ответы учащихся. Вывод.
|
Заключительный этап. Рефлексия
|
Регулятивные УУД:
-применять учебную задачу при выполнении заданий;
- устанавливать связь между целью, учебной деятельностью и выполнением заданий.
Личностные УУД:
- оценивать собственный вклад в работу группы, самостоятельное выполнение заданий.
|
1. Учебная ситуация.
- Какая сцена изображена на слайде?
(Слайд 10)
- Справедливый ли суд творит Тарас, - убивая своего сына?
- Легко ли ему сделать это?
- Понимает ли Андрий свою вину?
- Почему Андрий не смотрит в глаза отцу?
(Слайд 11)
Структурная дискуссия
- Одобряете вы или осуждаете поступок Тараса Бульбы?
(Слайд 12)
2. - Тарас должен убить врага, изменника Родины, предавшего товарищей, несмотря на то, что этот изменник – его сын. Ведь “нет уз святее товарищества”. И если в первой редакции повести Тарас хоронит сына после казни, то в окончательном варианте этого эпизода нет. И это правильно. Почему?
- - Почему Н.В.Гоголь так подробно описывает смерть Остапа?
(Слайды 13-14)
С течением времени меняются законы, представления людей. Сегодня век гуманизма.
Гуманизм – любовь к человеку, признание личности – высшей ценностью.
- Какие же качества отличают человека настоящего?
- Заполните шкалу ценностей, добавив любые качества по вашему вкусу.
(Слайд 15)
|
1. Гоголь сравнивает Андрия с “псом” Одно из значений слова “пёс” по словарю Ожегова – “человек, готовый на любые низкие поступки, дела”. Наказание изменника, предание его смерти – справедливо. Он сам осознаёт это, поэтому и “затрясся всем телом, и вдруг стал бледен”. Боль, искренняя скорбь звучит в словах Гоголя при описании Андрия в момент его смерти.
2.Идёт тяжёлый бой. Нет времени у Тараса на личное горе, на личные дела.
- На протяжении всей повести братья сравнивались. И здесь Гоголь употребляет приём антитезы. Позорной смерти Андрия – изменника противопоставляется героическая смерть Остапа. Андрий умирает один. Остап среди товарищей. Остап берёт на себя самое трудное, так же как в бурсе, в боях. Он показывает пример товарищам, пример доблестной смерти ради товарищей, поддерживая их, Остап стоически терпит муки.
Заполнение шкалы ценностей.
Шкала ценностей
- природа, ощущение себя частью мира
- семья
- родина
- друзья, братство,
- способность понимать и прощать
|
Домашнее
задание, инструктаж по его выполнению.
|
Метапредметные:
Регулятивные:
-планировать выполнение заданий от простого к сложному;
-оценивать уровень выполнения путем выставления предварительной отметки.
Познавательные:
- использовать общие приемы выполнения заданий.
Коммуникативные:
-адекватно и логично излагать материал при проверке домашнего задания,
Личностные:
Самостоятельное выполнение заданий, ориентация на положительную отметку.
|
- -Мы постарались совместными усилиями создать характеристику главных героев, проведя интересную и важную работу, заполнили таблицу. Теперь я бы попросила вас оценить собственную работу и работу свих одноклассников.
- Домашнее задание
Мини-сочинение «Что бы я хотел изменить в Остапе?», «Чтобы я изменил в Андрии?»
«Готов ли я совершить подвиг?»
(Слайды 16-17)
|
Заполнение листов самооценки и оценочных листов.
|