СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по повести Н.В.Гоголя

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка.

Данная модель урока разработана к программе по  литературе для 5-9  классов общеобразовательных учреждений (автор-составитель: Курдюмова  Т.Ф.). Урок раскрывает изучение темы «Подвиг и предательство в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».  Судьбы Остапа и Андрия» в  8 классе. Согласно программе и календарно-тематическому планированию, данный урок представляет собой урок применения предметных умений. Модель урока может быть реализована в классе со средней лингвистической подготовкой.

Особенностью   урока является использование проблемно-диалогической технологии, технологии продуктивного чтения и технологии оценивания (работа в группах, самоконтроль), ИКТ, исследовательской технологии  и имеет следующие структурные компоненты:

  1. Организационный этап.
  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3.    Актуализация знаний с целью применения предметных умений.

4.  Применение знаний и умений в новой ситуации.

5.    Рефлексия (подведение итогов занятия).

6.  Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

 

На уроке применены такие виды деятельности учащихся, как :

  1. работа с художественным  текстом,;
  2. самостоятельная работа с текстовым материалом;
  3. работа с таблицей, составление алгоритма, схем, опорного конспекта;
  4. монологические высказывания;
  5. анализ текста;
  6. проигрывание учебных ситуаций;
  7. структурная дискуссия;
  8. мини-сочинение.

 

Подача материала в виде таблиц и схем позволяет представить материал наглядно и целостно. Это облегчает запоминание и делает образовательный процесс продуктивным, а повторение организовано  более эффективно. Выполнение разнообразных заданий способствует развитию навыков работы с текстом, повышает культуру речи, обеспечивая формирование не только коммуникативной, но и языковой,  и лингвистической компетенции.

Содержание урока отражает межпредметные связи: русский язык и литература. Введены задания по выбору, побуждающие учащихся к поиску, к творчеству.

Всё это способствует развитию практических умений и навыков.

 

 

Тема урока: «Подвиг и предательство в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».  Судьбы Остапа и Андрия».

 

Цели урока:

- показать причину предательства Андрия, глубину самоотверженного героизма Остапа, Тараса Бульбы, их верность Родине;

- показать мужество, несгибаемую волю, стойкость простых казаков, выдержавших все испытания на пути их борьбы.

- научить работе с текстом, умению подбирать цитаты, которые подтверждают высказываемую мысль;                   

 

Формирование УУД:

 

Регулятивные УУД:

- уметь определять алгоритм выполнения учебной деятельности на уроке;   

- уметь определять успешность выполнения заданий;

- развивать навыки самоорганизации, умение определять цель предстоящей познавательной деятельности, её вид, уровень сложности, пути достижения ожидаемого результата.

 

Познавательные УУД:

- уметь актуализировать знания посредством мозгового штурма; 

- уметь самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации;

- уметь извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, иллюстрация, таблица;

- уметь перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- уметь излагать содержание прочитанного  текста подробно, сжато, выборочно; уметь устанавливать причинно-следственные связи.

 

Коммуникативные УУД:

-уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами  родного языка;

- уметь использовать речевые средства с целью решения различных коммуникативных задач и выражения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

 

 

 

Личностные УУД:                               

- развитие самосознания, позитивной самооценки;

- формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и  

      самообразованию на основе повышения мотивации к обучению и познанию;

- формировать  устойчивый  познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором;

- формировать эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности, уважение и принятие других народов России и мира;

- ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

- воспитание глубокого чувства патриотизма, мужества,  осмысление нравственных понятий «честь», «долг», «самопожертвование», «слу­жение народу».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы урока

Формируемые умения

 

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

1.Организационный этап.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- определять степень подготовленности к обучению на уроке учащимися;

 - определять критерии мотивации к обучению.    

 Познавательные УУД:             

  - использовать общие примеры решения задач по алгоритму.

Личностные УУД:

- осознавать неполноту знаний;

- проявлять интерес к новому содержанию

  1. Приветствует учащихся.
  2. Предлагает учащимся проверить  наличие школьных принадлежностей к уроку.

1. Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на учебную деятельность.

 

2. Основной этап.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- определять цели и задачи урока;

-участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

 -интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

 - определять критерии изучения темы.     

Познавательные УУД:

 - работать  с таблицей, составлять опорный конспект.

 Личностные УУД:

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию темы.

1.-Ребята, посмотрите на иллюстрации. Кого вы видите? Какие события из жизни героев  изображены?  (Слайды 1-2)

 

 

 

 

 

 Какова тема сегодняшнего урока?

 

(Слайд 3)

2. -Какие цели мы ставим при изучении данной темы?

 3. Давайте составим план сравнения двух героев: Остапа и Андрия.

4. – А теперь разделимся на группы. 1-я группа характеризует Остапа, 2-я группа – Андрия.Обратите внимание на оценочные листы. В конце урока каждый из вас заполнит их,оценивая свою работы в группе и работу товарищей.

Раздаются оценочные листыи листы самооценки. (Приложение №1). (Слайды  4-5)

 

 

 

1. Анализируют изображения, поочередно высказывают свое мнение и формулируют тему урока.

2.Учащиеся  ставят цели урока, высказывая своё мнение.

3. Составление плана  характеристики Остапа и Андрия.

1. Отношение к Отечеству, дому, матери. 2. Отношение к учению. 3. Отношение к товарищам. 4. Черты характера.

4. Выступления оформляются  в таблицу  

3.Актуализация знаний

Метапредметные результаты:

            Познавательные УУД:

-  составлять конспект - схему

- работать с текстами;

- объяснять значения новых слов;

- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

      

 Коммуникативные УУД:

-групповая работа по обсуждению информации;

-слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

 

 1. Учитель организует работу в группах, дает задание (Приложение №2)  (Слайд  6)

 

Распределяются в группы. Выполняют задания в группах:

1. Учащиеся работают с текстом произведения.

2. Знакомятся с информацией по теме

3. Готовят отчет о выполнении задания.

Выступления оформляем в таблицу  

На доске и в тетради записываем в таблицу:

 

Остап

Андрий

1

Любовь к Отечеству, к дому, к матери

На первое место ставит любовь к женщине – чувство личное.

2

Преодолевает нежелание учиться, лень

Сила воли, терпение, умение преодолевать трудности

Учится без напряжения, легко

Не преодолевает трудности

3

Никогда не выдаёт товарищей

 

 

 

Считался одним из лучших товарищей

Умение увёртываться, уклониться от ответственности, значит подводить кого-то из товарищей

Отдаляется от товарищей

4

 

Прямодушие

Хладнокровие

Скрытность

Безрассудство. Горячность, вспыльчивость.

 

4.Применение знаний и умений в новой ситуации.

Метапредметные результаты:

            Познавательные УУД:

- работа с тестами;

        Коммуникативные УУД:

-самостоятельная работа с текстом;

-индивидуальная работа с тестами;

 - коллективная  работа по обсуждению информации и коррекции ошибок;

-умение слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

Предметные результаты:

- дать характеристику Остапу и Андрию;;

- уметь выделять ошибки и корректировать их.

  1. Организует выступления групп

 

(Слайд 7-9)

 

 

 

 

 

 

  1. – Подвиг – это на 90% готовность к нему.  Кто из братьев готов к подвигу? Кто из них готов к предательству? Почему?
  1. Выступление 1 группы

 

Остап

1

Любовь к Отечеству, к дому, к матери

2

Преодолевает нежелание учиться, лень

Сила воли, терпение, умение преодолевать трудности

3

Никогда не выдаёт товарищей

Считался одним из лучших товарищей

4

 

Прямодушие

Хладнокровие

Выступление 2 группы

 

Андрий

1

На первое место ставит любовь к женщине – чувство личное.

2

Учится без напряжения, легко

Не преодолевает трудности

3

Умение увёртываться, уклониться от ответственности, значит подводить кого-то из товарищей

Отдаляется от товарищей

4

 

Скрытность

Безрассудство. Горячность, вспыльчивость.

 

  1. Ответы учащихся. Вывод.

Заключительный этап. Рефлексия

Регулятивные УУД:

-применять учебную задачу при выполнении заданий;

- устанавливать связь между целью, учебной деятельностью и выполнением заданий.

 

Личностные УУД:

- оценивать собственный вклад в работу группы, самостоятельное выполнение заданий.

 1. Учебная ситуация.

- Какая сцена изображена на слайде?

(Слайд 10)

- Справедливый ли суд творит Тарас, - убивая своего сына?

- Легко ли ему сделать это?

- Понимает ли Андрий свою вину?

- Почему Андрий не смотрит в глаза отцу?

(Слайд 11)

 

Структурная дискуссия

- Одобряете вы или осуждаете поступок Тараса Бульбы?

(Слайд 12)

 

2. - Тарас должен убить врага, изменника Родины, предавшего товарищей, несмотря на то, что этот изменник – его сын. Ведь “нет уз святее товарищества”. И если в первой редакции повести Тарас хоронит сына после казни, то в окончательном варианте этого эпизода нет. И это правильно. Почему?

 

  1. - Почему Н.В.Гоголь так подробно описывает смерть Остапа?

(Слайды 13-14)

 

 

С течением времени меняются законы, представления людей. Сегодня век гуманизма.

Гуманизм – любовь к человеку, признание личности – высшей ценностью.

  • Какие же качества отличают человека настоящего?
  • Заполните шкалу ценностей, добавив любые качества по вашему вкусу.

(Слайд 15)

 

1. Гоголь сравнивает Андрия с “псом” Одно из значений слова “пёс” по словарю Ожегова – “человек, готовый на любые низкие поступки, дела”. Наказание изменника, предание его смерти – справедливо. Он сам осознаёт это, поэтому и “затрясся всем телом, и вдруг стал бледен”. Боль, искренняя скорбь звучит в словах Гоголя при описании Андрия в момент его смерти.

 

2.Идёт тяжёлый бой. Нет времени у Тараса на личное горе, на личные дела.

 

 

 

 

  1. На протяжении всей повести братья сравнивались. И здесь Гоголь употребляет приём антитезы. Позорной смерти Андрия – изменника противопоставляется героическая смерть Остапа. Андрий умирает один. Остап среди товарищей. Остап берёт на себя самое трудное, так же как в бурсе, в боях. Он показывает пример товарищам, пример доблестной смерти ради товарищей, поддерживая их, Остап стоически терпит муки.

Заполнение шкалы ценностей.

Шкала ценностей

  • природа, ощущение себя частью мира
  • семья
  • родина
  • друзья, братство,

- способность понимать и прощать

Домашнее

задание, инструктаж по его выполнению.

Метапредметные:

Регулятивные:

-планировать выполнение заданий от простого к сложному;

-оценивать уровень выполнения путем выставления предварительной отметки.

 

Познавательные:

- использовать общие приемы выполнения заданий.

Коммуникативные:

-адекватно и логично излагать материал при проверке домашнего задания,

Личностные:

Самостоятельное выполнение заданий, ориентация на положительную отметку.

  1. -Мы постарались совместными усилиями создать характеристику главных героев, проведя интересную и важную работу, заполнили таблицу. Теперь я бы попросила вас оценить собственную работу и работу свих одноклассников.
  2. Домашнее задание

Мини-сочинение «Что бы я хотел изменить в Остапе?», «Чтобы я изменил в Андрии?»

«Готов ли я совершить подвиг?»

(Слайды  16-17)

 

 

Заполнение листов самооценки и оценочных листов.

 

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!