Урок по праву: «Подросток. Работать или нет?»
Учитель: Кулигина О.В.
Целевая аудитория: учащиеся 11-го класса;
Форма урока: Дискуссия.
Вступительное слово:
Организация занятости подростков – сложная и многоплановая проблема, носящая межведомственный характер. Она находится на стыке интересов целого ряда структур – службы занятости, образовательных учреждений и органов управления образованием, органов местного самоуправления, предприятий, общественных организаций.
В последнее время наблюдаются новые тенденции в экономическом положении детей и подростков в России. И чрезвычайно актуальной становится проблема их занятости.
По данным международной организации труда, работа детей и подростков распространена во всём мире. При этом число подростков, желающих работать за денежное вознаграждение постоянно возрастает.
Согласно данным, полученным российскими исследователями, в настоящее время в России работают или подрабатывают около 1/3 подростков. Многие из них вовлечены в формы нелегального труда, ибо значительное число видов детского труда государством вообще не регулируется.
Кроме того, общественность и родители подростков нередко высказывают убеждение в том, что подростку рано приобщаться к работе за денежное вознаграждение и приводят не менее убедительные факты, с которыми нельзя не согласиться.
В историческом прошлом проблема трудоустройства детей и подростков не стояла так остро. Все дети работали. Но, одно дело, выполнять посильную работу по дому, и совсем другое дело работать на производстве. Немало в истории примеров, когда труд детей использовался жестоко. Дети выполняли неквалифицированную, физическую работу и получали за неё, соответственно, мизерную плату. Часто в виде еды. Порою, силы покидали малолетних работников раньше, чем они успевали поужинать.
Но времена меняются. Общество встало на защиту детей, в том числе и от производственного произвола. Во всех индустриально развитых странах законодательно защищён труд подростков, введён в определённые правовые формы и закреплён на государственном уровне.
Сначала образование, а затем профессиональный труд.
Сначала физически окрепнуть, а после зарабатывать на жизнь.
Но сегодня всё громче заявляет о себе общество потребления, основные негативные черты которого заключаются в следующем:
деградация смыслов труда и трудовой этики;
атомизация человеческого бытия, распад традиционных форм социальности;
социальная пассивность, дефицит не денежных мотиваций в поведении и поступках людей.
Утверждение в качестве базовых ценностей эгоистического прагматизма, утилитаризма, гедонизма; превращение человека в «машину желаний»;
подмена реальности многочисленными и разнообразными имитациями (одна из самых больших имитаций – реклама общества потребления как общества изобилия);
Сторонники данной точки зрения убеждены, что подростку рано трудиться за деньги. Ими приводятся достаточно веские аргументы в защиту своей позиции. Вроде, как и правильно всё.
Да, действительно, если бы всё было просто и понятно, то и сегодняшняя дискуссия не имела бы места. Так трудиться подростку или нет? Есть ли универсальные мнения на этот счёт? А может быть эта проблема стоит так остро только сегодня, а в будущем она будет обязательно решена?
Наша задача выслушать различные точки зрения по заданной проблеме законодателя-правоведа, медицинского работника, педагогов-психологов, родителей, работодателей, самих подростков, представителя правоохранительных органов и вывести наиболее подходящую, жизнеспособную на сегодняшний день формулу и попытаться ответить на вопрос: трудиться подростку или нет?
Заключительное слово:
Подведём итог:
Вы, уважаемые представители общественности и профессиональные эксперты затронули один из наболевших вопросов общества: работать подростку или нет.
Трудовая деятельность воспитывает:
содержанием и характером делового, межличностного,
межвозрастного общения в процессе производительного труда;
необходимостью подростку принимать решения и брать на себя ответственность (непосредственно в производстве, в управлении производством);
общественной и личной значимостью и ценностью производимого продукта; необходимостью подростку проектировать, планировать, сценировать, анализировать, прогнозировать свою деятельность;
эстетикой труда;
трудовой дисциплиной, понимаемой как добровольное самоограничение в процессе труда;
духом «соработничества» в общем коллективном деле…
Промежуточная цель:
дать возможность учащимся определить свою позицию по отношению к профессиональному трудоустройству подростков, ответив на вопросы:
1) Необходимо ли на ваш взгляд, трудоустройство подростков и молодежи?
2) В каких формах это участие будет наиболее реальным и эффективным?
Учащимся даётся время для формулировки собственной позиции по проблеме, а затем они высказываются.
Цели:
На основе сложившихся мнений и стереотипов выявить наиболее универсальную позицию по заявленной проблеме: «Подросток. Работать или нет?»
Приобщение старшеклассников к вдумчивому осмыслению современных проблем общества;
Социальное самоопределение молодых людей, начало формирования позиции в отношении трудовой жизни;
Развитие умений доказательно выстраивать свою речь, излагать грамотно, последовательно, в соответствие с правовыми нормами.
Данный проект позволил углубить знания учащихся по заявленной проблеме; будет способствовать успешному усвоению учебного материала; поможет сформировать демократический подход к проблеме «Подросток и профессиональная трудовая деятельность».
Информационная карта проекта урока по праву в 11 классе: «Подросток. Работать или нет?»
Анализ ситуации, определение проблемы |
Актуальность проблемы, её описание. | По данным международной организации труда, работа детей и подростков распространена во всём мире. При этом число подростков, желающих работать за денежное вознаграждение постоянно возрастает. Согласно данным, полученным российскими исследователями, в настоящее время в России работают или подрабатывают около 1/3 подростков. Многие из них вовлечены в формы нелегального труда, ибо значительное число видов детского труда государством вообще не регулируется. Кроме того, общественность и родители подростков нередко высказывают убеждение в том, что подростку рано приобщаться к работе за денежное вознаграждение и приводят не менее убедительные факты, с которыми нельзя не согласиться. |
Место реализации проекта | МОУ СОШ с. Бриакан района имени Полины Осипенко Хабаровского края. |
Определение целевой группы | Учащиеся 11-го класса МОУ СОШ с. Бриакан района имени Полины Осипенко Хабаровского края. |
Мониторинг ситуации | |
Формулирование концепции |
Цели проекта | На основе сложившихся мнений и стереотипов выявить наиболее универсальную позицию по заявленной проблеме: «Подросток. Работать или нет?» Приобщение старшеклассников к вдумчивому осмыслению современных проблем общества. Социальное самоопределение молодых людей, начало формирования позиции в отношении трудовой жизни Развитие умений доказательно выстраивать свою речь, излагать грамотно, последовательно, в |
Каковы мотивы нашей деятельности? | Желание дать возможность учащимся определить свою позицию по отношению к профессиональному трудоустройству подростков. |
Проектная идея (конспект) | Произвести систематизацию материалов различной направленности: юридическую, психолого-педагогическую, медицинскую. Так же рассмотреть наиболее популярные в обществе мнения на проблему «Подросток. Работать или нет?» |
Задачи | Помочь учащимся обобщать, систематизировать, понимать содержание курса права по основным его разделам, аспектно - содержательным линиям; Привлекать внимание выпускников к наиболее сложным проблемам курса. |
Мобилизация ресурсов |
Определение типа ресурсов | Учебные пособия по праву, Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин; Обществознанию «Глобальный мир в ХХI веке» под ред. Л.В. Полякова. Интернет ресурсы. |
Региональные субъекты и способы кооперации с ними | Библиотека МОУ СОШ с. Бриакан. |
Принципы кооперации | Сотрудничество |
Мотивационная основа кооперации | Поиски материала, необходимые для осуществления проекта |
Реализация проекта |
Стратегическая цель | Создание условий для обеспечения качественной подготовки учащихся по праву и обществознанию, выработка мировоззрения, несовместимого с наиболее острыми проблемами общества потребления. |
Методическая работа | 1. Научиться добывать информацию; 2. Научиться оптимальным методам организации работы |
Планирование деятельности | Определить объем необходимой информации для осуществления проекта; Разработать схемы оформления материала, его систематизации; Подобрать литературу, необходимую для работы; Разделить материал на блоки, выделить главное; Провести анализ отобранного материала, систематизировать его; Подобрать в Интернете Схемы, таблицы и фоторессурсы, иллюстрирующие содержательный материал и обработать их для использования в работе; Оформить информацию в электронном и печатном виде; Предъявить проект на оценку. |
Ожидаемый результат | Полученные ресурсы помогут в подготовке к успешному осуществлению проекта на уроке. Данный проект углубит знания учащихся по заявленной проблеме; будет способствовать успешному усвоению учебного материала; поможет сформировать демократический подход к проблеме «Подросток и профессиональная трудовая деятельность». |
Управление | Организация работы, распределение объема работ по срокам; Нахождение необходимой информации, ее систематизация; Разработка методов контроля за исполнением работы Проведение мониторинга подготовки материалов: (что сделано? что нужно сделать?) Оформление результатов работы. |
Мониторинг проекта |
Обратная связь | Обсуждение проблемы. |
Определение количественных и качественных критериев | Количественные параметры: сколько участников проекта изменило свои взгляды на рассматриваемую проблему? Качественные параметры: изменилась ли эмоциональная оценка рассматриваемых событий? |
Оценка результатов | |
Полипрофессиональная оценка проекта | |
Наращивание потенциала проекта |
Мотивация к продолжению работы | Разработать новые, более сложные задания для проверки знаний и умений старшеклассников для отслеживания уровня их социализации; Разработать ресурсный материал по другим отраслям права для предложения его глубокого осмысления старшеклассниками; Повысить уровень сложности демонстрационного материала. |
Отбор эффективных технологий | Шире использовать ЦОРы, ИКТ, ресурсы Интернета |
Повышение собственной квалификации | Научиться применять новые информационные технологии. |
Отказ от ошибочных результатов | |
Самоанализ урока
По праву в 11 классе.
Учитель: Кулигина Ольга Владимировна.
Тема: «Подросток. Работать или нет?»
Данный урок является третьим уроком в теме «Труд и социальная защита». Первый и второй уроки включали в себя лекцию, практическую работу. Третий урок ставит своей целью:
Создание условий для обеспечения качественной подготовки учащихся по праву и обществознанию, выработка мировоззрения, несовместимого с наиболее острыми проблемами общества потребления.
В связи с этим обоснован выбор типа урока: Проектная дискуссия, урок-практикум, в ходе которого учащиеся по заранее заданной тематике.
Воспитательные цели урока:
Социальное самоопределение молодых людей, начало
формирования позиции в отношении трудовой жизни
Образовательная цель урока: формирование у учащихся пространственных знаний и умений, формирование интереса к чтению первоисточников и формированию собственных суждений.
Развивающая цель урока: развитие у учащихся умений прослеживать причинно-следственные связи, оперировать юридической терминологией , использовать различные источники знаний, анализировать и сравнивать источники, самостоятельно излагать свою точку зрения, делать краткие конспективные записи для подготовки ответа.
Основными источниками информации для учащихся были официальные тексты юридических документов, статистические таблицы, социологические опросы, размещённые в интернет ресурсе, учебнике Т.В. Кашаниной, А.В. Кашанина по праву для 11-го класса.
Учебная работа школьников заключалась в анализе источников и составлении собственной точки зрения по заявленной проблеме.
Данному уроку предшествовали другие уроки-практикумы и уроки – лабораторные, которые позволили повысить уровень компетентности по данной форме работы.
Урок был разделён на этапы:
1 этап - Вступительное слово, в ходе которого учителем определена мотивация для всех учащихся класса, оговорены этапы урока, очерёдность выступления учащихся.
2 этап – Учащиеся 11 класса (согласно заранее
установленного порядка выступлений)
освещают различные точки зрения на
проблему трудоустройства подростков,
сложившиеся в обществе с представлением презентационного материала.
В ходе урока учитель поддерживал интерес к теме, поощряя нестандартные, смелые взгляды отвечающих .
3 этап урока: заключительное слово учителя.
В качестве заключительного слова учителем было предложено провести анализ выступлений и высказать собственную точку зрения по обозначенной проблеме, заранее обдумав её.
Результат данной работы позволил сделать заключительный вывод урока: Полученные ресурсы помогут успешной социализации учащихся в профессионально-трудовой сфере. Данный проект углубит знания учащихся по заявленной проблеме;
будет способствовать успешному усвоению учебного материала;
поможет сформировать демократический подход к проблеме «Подросток и профессиональная трудовая деятельность».
Результаты урока выражаются в формировании умения у учащихся работать в роли социолога-исследователя.
Судить о результативности ученики могут по следующим критериям:
- им понятна вся сложность всестороннего изучения проблемы;
- они свободно делают вывод о неоднозначности и субъективности точек зрения, сложившихся в современном обществе ;
- они могут критически оценивать информацию.
Вывод: Урок получился тематически целостным и логически завершённым, и вместе с тем, просматривается его органическая связь с предшествующими занятиями в тематическом блоке. Учащиеся 11 класса с интересом погрузились в работу ;
ответственно подошли к выполнению домашнего задания,
приняли активное участие в обсуждении.
В результате урока произошло приобщение школьников к самой сути деятельности социолога исследователя.