СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по праву "Подросток: работать или нет?"

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является третьим уроком в теме «Труд и социальная защита».              Первый и второй уроки включали в себя лекцию, практическую работу.              Третий урок ставит своей целью:

Создание   условий для обеспечения качественной подготовки учащихся по праву и обществознанию, выработка мировоззрения, несовместимого с наиболее острыми проблемами общества потребления.

              В связи с этим обоснован выбор типа урока: Проектная дискуссия, урок-практикум, в ходе которого учащиеся по заранее заданной тематике.

Просмотр содержимого документа
«Урок по праву "Подросток: работать или нет?"»

Урок по праву: «Подросток. Работать или нет?»

Учитель: Кулигина О.В.

Целевая аудитория: учащиеся 11-го класса;

Форма урока: Дискуссия.

Вступительное слово:

Организация занятости подростков – сложная и многоплановая проблема, носящая межведомственный характер. Она находится на стыке интересов целого ряда структур – службы занятости, образовательных учреждений и органов управления образованием, органов местного самоуправления, предприятий, общественных организаций.

В последнее время наблюдаются новые тенденции в экономическом положении детей и подростков в России. И чрезвычайно актуальной становится проблема их занятости.

По данным международной организации труда, работа детей и подростков распространена во всём мире. При этом число подростков, желающих работать за денежное вознаграждение постоянно возрастает.

Согласно данным, полученным российскими исследователями, в настоящее время в России работают или подрабатывают около 1/3 подростков. Многие из них вовлечены в формы нелегального труда, ибо значительное число видов детского труда государством вообще не регулируется.

Кроме того, общественность и родители подростков нередко высказывают убеждение в том, что подростку рано приобщаться к работе за денежное вознаграждение и приводят не менее убедительные факты, с которыми нельзя не согласиться.


В историческом прошлом проблема трудоустройства детей и подростков не стояла так остро. Все дети работали. Но, одно дело, выполнять посильную работу по дому, и совсем другое дело работать на производстве. Немало в истории примеров, когда труд детей использовался жестоко. Дети выполняли неквалифицированную, физическую работу и получали за неё, соответственно, мизерную плату. Часто в виде еды. Порою, силы покидали малолетних работников раньше, чем они успевали поужинать.

Но времена меняются. Общество встало на защиту детей, в том числе и от производственного произвола. Во всех индустриально развитых странах законодательно защищён труд подростков, введён в определённые правовые формы и закреплён на государственном уровне.

Сначала образование, а затем профессиональный труд.

Сначала физически окрепнуть, а после зарабатывать на жизнь.

Но сегодня всё громче заявляет о себе общество потребления, основные негативные черты которого заключаются в следующем:

  • деградация смыслов труда и трудовой этики;

  • атомизация человеческого бытия, распад традиционных форм социальности;

  • социальная пассивность, дефицит не денежных мотиваций в поведении и поступках людей.

  • Утверждение в качестве базовых ценностей эгоистического прагматизма, утилитаризма, гедонизма; превращение человека в «машину желаний»;

  • подмена реальности многочисленными и разнообразными имитациями (одна из самых больших имитаций – реклама общества потребления как общества изобилия);


Сторонники данной точки зрения убеждены, что подростку рано трудиться за деньги. Ими приводятся достаточно веские аргументы в защиту своей позиции. Вроде, как и правильно всё.

Да, действительно, если бы всё было просто и понятно, то и сегодняшняя дискуссия не имела бы места. Так трудиться подростку или нет? Есть ли универсальные мнения на этот счёт? А может быть эта проблема стоит так остро только сегодня, а в будущем она будет обязательно решена?

Наша задача выслушать различные точки зрения по заданной проблеме законодателя-правоведа, медицинского работника, педагогов-психологов, родителей, работодателей, самих подростков, представителя правоохранительных органов и вывести наиболее подходящую, жизнеспособную на сегодняшний день формулу и попытаться ответить на вопрос: трудиться подростку или нет?

Заключительное слово:

Подведём итог:

Вы, уважаемые представители общественности и профессиональные эксперты затронули один из наболевших вопросов общества: работать подростку или нет.

Трудовая деятельность воспитывает:


  • содержанием и характером делового, межличностного,

межвозрастного общения в процессе производительного труда;

  • необходимостью подростку принимать решения и брать на себя ответственность (непосредственно в производстве, в управлении производством);

  • общественной и личной значимостью и ценностью производимого продукта; необходимостью подростку проектировать, планировать, сценировать, анализировать, прогнозировать свою деятельность;

  • эстетикой труда;

  • трудовой дисциплиной, понимаемой как добровольное самоограничение в процессе труда;

  • духом «соработничества» в общем коллективном деле…


Промежуточная цель:

дать возможность учащимся определить свою позицию по отношению к профессиональному трудоустройству подростков, ответив на вопросы:

1) Необходимо ли на ваш взгляд, трудоустройство подростков и молодежи?

2) В каких формах это участие будет наиболее реальным и эффективным?

Учащимся даётся время для формулировки собственной позиции по проблеме, а затем они высказываются.

Цели:

  • На основе сложившихся мнений и стереотипов выявить наиболее универсальную позицию по заявленной проблеме: «Подросток. Работать или нет?»

  • Приобщение старшеклассников к вдумчивому осмыслению современных проблем общества;

  • Социальное самоопределение молодых людей, начало формирования позиции в отношении трудовой жизни;

  • Развитие умений доказательно выстраивать свою речь, излагать грамотно, последовательно, в соответствие с правовыми нормами.

Данный проект позволил углубить знания учащихся по заявленной проблеме; будет способствовать успешному усвоению учебного материала; поможет сформировать демократический подход к проблеме «Подросток и профессиональная трудовая деятельность».


















Информационная карта проекта урока по праву в 11 классе: «Подросток. Работать или нет?»

Анализ ситуации, определение проблемы

Актуальность проблемы, её описание.

По данным международной организации труда, работа детей и подростков распространена во всём мире. При этом число подростков, желающих работать за денежное вознаграждение постоянно возрастает.

Согласно данным, полученным российскими исследователями, в настоящее время в России работают или подрабатывают около 1/3 подростков. Многие из них вовлечены в формы нелегального труда, ибо значительное число видов детского труда государством вообще не регулируется.

Кроме того, общественность и родители подростков нередко высказывают убеждение в том, что подростку рано приобщаться к работе за денежное вознаграждение и приводят не менее убедительные факты, с которыми нельзя не согласиться.

Место реализации проекта

МОУ СОШ с. Бриакан района имени Полины Осипенко Хабаровского края.

Определение целевой группы

Учащиеся 11-го класса МОУ СОШ с. Бриакан района имени Полины Осипенко Хабаровского края.

Мониторинг ситуации

Формулирование концепции

Цели проекта

  • На основе сложившихся мнений и стереотипов выявить наиболее универсальную позицию по заявленной проблеме: «Подросток. Работать или нет?»


  • Приобщение старшеклассников к вдумчивому осмыслению современных проблем общества.

  • Социальное самоопределение молодых людей, начало формирования позиции в отношении трудовой жизни

  • Развитие умений доказательно выстраивать свою речь, излагать грамотно, последовательно, в

    • соответствие с правовыми нормами.


Каковы мотивы нашей деятельности?

Желание дать возможность учащимся определить свою позицию по отношению к профессиональному трудоустройству подростков.

Проектная идея (конспект)

Произвести систематизацию материалов различной направленности: юридическую, психолого-педагогическую, медицинскую. Так же рассмотреть наиболее популярные в обществе мнения на проблему «Подросток. Работать или нет?»

Задачи

  • Помочь учащимся обобщать, систематизировать, понимать содержание курса права по основным его разделам, аспектно - содержательным линиям;

  • Привлекать внимание выпускников к наиболее сложным проблемам курса.

Мобилизация ресурсов

Определение типа ресурсов

Учебные пособия по праву, Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин; Обществознанию «Глобальный мир в ХХI веке» под ред. Л.В. Полякова.

Интернет ресурсы.

Региональные субъекты и способы кооперации с ними

Библиотека МОУ СОШ с. Бриакан.

Принципы кооперации

Сотрудничество

Мотивационная основа кооперации

Поиски материала, необходимые для осуществления проекта

Реализация проекта

Стратегическая цель

Создание условий для обеспечения качественной подготовки учащихся по праву и обществознанию, выработка мировоззрения, несовместимого с наиболее острыми проблемами общества потребления.

Методическая работа

1. Научиться добывать информацию;

2. Научиться оптимальным методам организации работы

Планирование деятельности

  1. Определить объем необходимой информации для осуществления проекта;

  2. Разработать схемы оформления материала, его систематизации;

  3. Подобрать литературу, необходимую для работы;

  4. Разделить материал на блоки, выделить главное;

  5. Провести анализ отобранного материала, систематизировать его;

  6. Подобрать в Интернете Схемы, таблицы и фоторессурсы, иллюстрирующие содержательный материал и обработать их для использования в работе;

  7. Оформить информацию в электронном и печатном виде;

  8. Предъявить проект на оценку.

Ожидаемый результат

Полученные ресурсы помогут в подготовке к успешному осуществлению проекта на уроке. Данный проект углубит знания учащихся по заявленной проблеме;

будет способствовать успешному усвоению учебного материала;

поможет сформировать демократический подход к проблеме «Подросток и профессиональная трудовая деятельность».

Управление

  • Организация работы, распределение объема работ по срокам;

  • Нахождение необходимой информации, ее систематизация;

  • Разработка методов контроля за исполнением работы

  • Проведение мониторинга подготовки материалов: (что сделано? что нужно сделать?)

  • Оформление результатов работы.

Мониторинг проекта

Обратная связь

Обсуждение проблемы.

Определение количественных и качественных критериев

  • Количественные параметры: сколько участников проекта изменило свои взгляды на рассматриваемую проблему?

  • Качественные параметры: изменилась ли эмоциональная оценка рассматриваемых событий?

Оценка результатов


Полипрофессиональная оценка проекта


Наращивание потенциала проекта

Мотивация к продолжению работы

  • Разработать новые, более сложные задания для проверки знаний и умений старшеклассников для отслеживания уровня их социализации;

  • Разработать ресурсный материал по другим отраслям права для предложения его глубокого осмысления старшеклассниками;

  • Повысить уровень сложности демонстрационного материала.

Отбор эффективных технологий

Шире использовать ЦОРы, ИКТ, ресурсы Интернета

Повышение собственной квалификации

Научиться применять новые информационные технологии.

Отказ от ошибочных результатов







Самоанализ урока

По праву в 11 классе.

Учитель: Кулигина Ольга Владимировна.

Тема: «Подросток. Работать или нет?»


Данный урок является третьим уроком в теме «Труд и социальная защита». Первый и второй уроки включали в себя лекцию, практическую работу. Третий урок ставит своей целью:

Создание условий для обеспечения качественной подготовки учащихся по праву и обществознанию, выработка мировоззрения, несовместимого с наиболее острыми проблемами общества потребления.

В связи с этим обоснован выбор типа урока: Проектная дискуссия, урок-практикум, в ходе которого учащиеся по заранее заданной тематике.

Воспитательные цели урока:

  • Приобщение старшеклассников к вдумчивому осмыслению современных проблем общества.


  • Социальное самоопределение молодых людей, начало

формирования позиции в отношении трудовой жизни

Образовательная цель урока: формирование у учащихся пространственных знаний и умений, формирование интереса к чтению первоисточников и формированию собственных суждений.

Развивающая цель урока: развитие у учащихся умений прослеживать причинно-следственные связи, оперировать юридической терминологией , использовать различные источники знаний, анализировать и сравнивать источники, самостоятельно излагать свою точку зрения, делать краткие конспективные записи для подготовки ответа.

Основными источниками информации для учащихся были официальные тексты юридических документов, статистические таблицы, социологические опросы, размещённые в интернет ресурсе, учебнике Т.В. Кашаниной, А.В. Кашанина по праву для 11-го класса.

Учебная работа школьников заключалась в анализе источников и составлении собственной точки зрения по заявленной проблеме.

Данному уроку предшествовали другие уроки-практикумы и уроки – лабораторные, которые позволили повысить уровень компетентности по данной форме работы.




Урок был разделён на этапы:

1 этап - Вступительное слово, в ходе которого учителем определена мотивация для всех учащихся класса, оговорены этапы урока, очерёдность выступления учащихся.

2 этап – Учащиеся 11 класса (согласно заранее

установленного порядка выступлений)

освещают различные точки зрения на

проблему трудоустройства подростков,

сложившиеся в обществе с представлением презентационного материала.

В ходе урока учитель поддерживал интерес к теме, поощряя нестандартные, смелые взгляды отвечающих .

3 этап урока: заключительное слово учителя.

В качестве заключительного слова учителем было предложено провести анализ выступлений и высказать собственную точку зрения по обозначенной проблеме, заранее обдумав её.

Результат данной работы позволил сделать заключительный вывод урока: Полученные ресурсы помогут успешной социализации учащихся в профессионально-трудовой сфере. Данный проект углубит знания учащихся по заявленной проблеме;

будет способствовать успешному усвоению учебного материала;

поможет сформировать демократический подход к проблеме «Подросток и профессиональная трудовая деятельность».

Результаты урока выражаются в формировании умения у учащихся работать в роли социолога-исследователя.

Судить о результативности ученики могут по следующим критериям:

- им понятна вся сложность всестороннего изучения проблемы;

- они свободно делают вывод о неоднозначности и субъективности точек зрения, сложившихся в современном обществе ;

- они могут критически оценивать информацию.

Вывод: Урок получился тематически целостным и логически завершённым, и вместе с тем, просматривается его органическая связь с предшествующими занятиями в тематическом блоке. Учащиеся 11 класса с интересом погрузились в работу ;

ответственно подошли к выполнению домашнего задания,

приняли активное участие в обсуждении.

В результате урока произошло приобщение школьников к самой сути деятельности социолога исследователя.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!