СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по предмету "История Древнего мира" 5 класс "Природа и люди Древней Индии".

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по предмету "История Древнего мира" 5 класс "Природа и люди Древней Индии".»

КОНСПЕКТ УРОКА

ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА


Тема: «ПРИРОДА И ЛЮДИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ»





Учитель истории

МБОУ Баяндаевская СОШ

Хингеева Аюна Робертовна










Конспект урока истории по теме «Природа и люди Древней Индии»

Класс: 5

Раздел: Древняя Индия и Китай.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Вид урока: Урок-путешествие.

Цель урока: Познакомить обучающихся с природными условиями Индии особенностями верования и занятиями населения

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Закрепить и актуализировать ранее изученный материал о государствах, возникших в Западной Азии в древности.

  2. формирование представлений о местоположении, природных условиях и занятиях жителей Древней Индии; познакомить с новыми терминами и понятиями

  3. развитие картографических умений, восприятия, внимания, расширение кругозора; продолжить работу по формированию умения работать с историческим источником и учебником

Коррекционно-развивающие:

  1. Продолжать расширять словарный запас обучающих, грамотно и логично выражать свои мысли и аргументировать свои ответы

  2. Создать условия для развития логического мышления, памяти, наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать, умение составлять план и пользоваться им.

Воспитательные:

воспитывать интерес к культуре и жизни народа другого государства;

создать условия для воспитания чувства гуманизма, коллективизма, взаимопомощи.

Форма организации деятельности:

  • фронтальная,

  • индивидуальная

Структура урока:

1. Организационный этап.

2.Повторение и закрепление ранее изученного материала о древних государствах Западной Азии.

3. Подготовка к активному усвоению новых знаний.

4. Изучение новой темы:

  • местоположение Индии;

  • природные условия Индии;

  • занятия жителей Древней Индии

  • верования индийцев.

5. Подведение итогов

6. Объяснение домашнего задания

Оборудование

  • учебник: Вигасин А.А. "История Древнего мира". Просвещение, 2017г;

  • компьютер;

  • презентация

  • карточки с новыми терминами

  • карта полушарий

  • карточки с индивидуальными заданиями

  • раздаточный материал

Методы

  • словесный,

  • наглядный,

  • практический.

Предполагаемый результат:

  1. Освоение программного материала по теме "Природа и люди Древней Индии" учащимися класса.

  2. Расширение кругозора.

  3. Приобщение к достижениям древнеиндийской цивилизации.

ХОД УРОКА.

1.Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Меня зовут Аюна Робертовна, сегодня я проведу у вас урок истории.

1.Приветствие.

Друзья мои, звенит звонок

И рада я начать урок

Нас впереди открытья ждут,

Итак, вперёд и в добрый путь!


2. Актуализация знаний.

Ребята, сегодня мы продолжим путешествовать по Древнему миру и познакомимся с древнейшей цивилизацией, но прежде давайте вспомним с какими государствами вы уже познакомились.


За каждый правильный ответ я буду вам раздавать по шахматной фигуре, а зачем именно их, вы узнаете позже.


1 группа

  • Какую страну древности назвали страной двух рек? Двуречье или Междуречье.

  • Между какими двумя реками она располагалась?

Между Тигром и Ефратом.


2 группа


  • Кто был самым могущественным и знаменитым царем Вавилона? Хаммурапи.

  • Каждое древнее государство Западной Азии внесло свой вклад в мировую цивилизацию.

Какой вклад внес в мировую цивилизацию Египет? Пирамиды.


3 группа


  • Где был изобретен первый алфавит? В Финикии.

  • В каком государстве была собрана первая библиотека? В Ассирии при царе Ашшурбанапале.




3.Мотивация.

Молодцы. Теперь я вижу, что мы можем продолжать путешествие по древнему миру.

Вывешивается карта полушарий.

Звучит музыка


Мне страна ночами сниться стала

Узоры золотые Тадж Махала

Я к ней тянусь…

Я постигаю йогу

Нирваны я должна достигнуть по итогу…


Как вы думаете, ребята, о какой стране идет речь в стихотворение? (Дети отвечают: "Индия").

Итак, цель нашего путешествия – Древняя Индия.


4.Подготовка к активному усвоению новых знаний.

Тема нашего урока" Природа и люди Древней Индии».

Запишите число и тему в тетрадь (На доске карта полушарий (на слайде «Колесо» – опора для постановки цели урока)


На экране вы видите колесо, по середине колеса наша тема «Индия», нам нужно заполнить пустые ячейки. Чтобы их заполнить нужно ответить на вопрос

О чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке?

(Дети сами высказывают предположения: "Где находится Индия, какие главные реки протекают по территории Индии, чем занимались жители Древней Индии").

















Сегодня нам предстоит разобрать эти вопросы в нашем путешествии:

План урока: ( на слайде)

  • Географическое положение Древней Индии.

  • Природные особенности Индии.

  • Занятия населения Древней Индии.

  • Верования индийцев.

Внимание мы отправляемся в страну чудес именно так называли её греки, а почему мы с вами попытаемся ответить в конце нашего урока. (проблемный вопрос) на доске



II. Изложение нового материала.

Итак, мы начинаем наше путешествие по Древней Индии. Но для того, чтобы не заблудиться нам нужно знать, где находится эта страна, и уметь находить ее основные географические объекты.


1.Изучение нового материала:

1.Географическое положение и природные условия Индии.

-Прочитайте пункт 1 параграфа 20 «Природа и люди Древней Индии»

Работа в группах.

1 группа подготовит ответы на вопросы: «Где расположена Индия?» и «Какой океан омывает Индию с запада, востока и юга?»

2 группа ответит на вопросы: «Какие горы защищают Индию с севера?» и «Как они влияют на климат Индии?»

3 группа- «Какие крупные реки текут по территории Индии?» и «Где они берут начало и куда впадают?»

(Ответы учащихся по группам.)

ИТОГ, вот мы с вами и узнали, что Индия находится на юге Азии на полуострове Индостан, с трёх сторон он омывается Индийским океаном. По её территории протекают две крупные реки Инд и Ганг. А на севере Индии находятся горы Гималаи. Вершины Гималаев сплошь покрыты льдами и снегами. Кстати, слово "Гималаи" означает "жилище снега". В Гималаях находится самая высокая на земле вершина. Джомолунгма – в переводе "поднебесное жилище богов". Древние индийцы верили, что на вершине горы обитают боги. Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера. Именно поэтому в Индии влажно и очень жарко. Из-за этих особенностей климата большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами

А как называются труднопроходимы леса в Индии? (Джунгли)

Запишите новый термин и его определение.

Джунгли - непроходимыми лесами (запись в тетрадях)

А какие горы есть у нас в Башкирии? Уральские


У вас на партах есть листы с контурной картой Индии. Обозначьте на них реки которые протекают по Индии и океан который омывает Индию.


2.Самостоятельная работа учащихся с историческим источником (поэма Махабхарата) и учебником
Я приглашаю вас заглянуть в джунгли. Работая с текстом учебника (пункт 2.), вы найдете информацию о растительном мире джунглей.
Беседа с учащимися по прочитанному.
- Какими фруктами мог питаться человек, который оставался ночевать в джунглях? Зачитайте ответ.
(бананами, плодами манго, кокосовыми орехами) а для знакомства с животным миром вам нужно познакомится с исторический документом и ответить на вопросы.

Исторический источник лежит у вас на партах

Я читаю, вы следите по тексту. (Задание всем понятно?) Работаем.


В ветвях деревьев гнездились,
шумели, порхали и пели
Птицы лесные и всюду…
в дикой глуши попадались
То кабан, то шакал, то буйвол,
то рысь, то пантера…
И светлая влага кипела
Множеством рыб, крокодилов и змей…
…и ветви обвивши хвостами,
С криком качались на них обезьяны,
по сучьям деревьев
Ползали, перьями ярко блестя, попугаи…














Беседа по документу.
- Назовите представителей животного мира, обитавших в джунглях?
- Чем опасны были джунгли?
(ядовитыми насекомыми, змеями, разными хищными зверями)

 Верно. Человек, попавший в джунгли, не боялся умереть с голода. Здесь всегда можно найти еду, ведь в джунглях растут орехи, ягоды, бананы, манго, цитрусовые. Но в джунглях человека подстерегала опасность: ( ) Там водится множество зверей и птиц. Здесь живут крупные хищники: тигры и пантеры, ловкие обезьяны, ядовитые змеи. Особенно индийцы боялись змей и старались их задобрить. Они раскладывали вокруг своих домов кусочки еды и говорили: "Угощайтесь, но нас не трогайте". Еще в Индии водился слон. ( ). Индийцы приручили слона. Он переносил тяжести и даже участвовал в сражениях- воины сидели на спине у слона и осыпали противника стрелами. У индийцев слон был одним из священных животных. Даже одного из главных богов Ганеша изображали с головой слона. ( ).


Ребята, а какое животное у башкир считается священным животным? (Баран)


Ребята, есть замечательная книга, в которой рассказывается о жизни джунглей. Эта книга называется "Маугли", её автор - Киплинг, по этой книге сняты фильмы, мультфильм. Советую вам прочитать её.


Физминутка:

Я вам предлагаю немного отдохнуть, размяться, встанем и поиграем

Игра «Да-нет»

Если вы согласны с данным утверждением, то должны хлопать, если не согласны – топать.


Индия расположена на юге Азии.  (да)
Северной границей Индии служат Гималаи 
. (да)
Крупные реки Индии – Тигр и Евфрат. 
(нет)
Густые труднопроходимые леса называются джунглями.  
(да)
Корова в Индии была божественной кормилицей. 
(да)
Мудрого бога Ганешу изображали с головой слона.  
(да)
В Индии не верили в переселение душ.
(нет)

Молодцы! Присаживайтесь на свои места ребята



Продолжим наше путешествие, для этого мы будем решать Исторические задачи.

У вас на партах они есть

1. Представьте себе, что один путешественник, побывавший в Индии, рассказывал своему приятелю о том, что в этой удивительной стране на кустах растёт белая шерсть, а мёд в Индии добывают без пчёл и что он слаще пчелиного мёда. Приятель не поверил путешественнику. А вы? Объясните, почему.

(Ответ детей: Я бы поверил. Путешественник не лгал. Белая шерсть – это хлопок. Мёд без пчёл – это сахар.)

2. Некоторые индийцы ходили со специальной метёлочкой, чтобы случайно не раздавить червяка или букашку. Зачем они это делали?

(Ответ детей: Может быть в червяке – душа какого-то человека. Таким образом индийцы проявляли милосердие ко всему живому. Индийцы верили в переселение душ и относились ко всему живому с милосердием, чтобы ни расплачиваться за своё плохое отношение к животным после смерти. )

3. Археологи обнаружили в долине Инда развалины древнейших индийских городов. Они были построены по специальному плану кирпичными домами с канализацией. Здесь же были найдены гири, сосуды, игрушки. Какие выводы можно сделать?

(Ответ детей: Древние индийцы знали математику. Были развиты различные ремёсла. Гири свидетельствуют о торговле.)



ИТОГ. Вот сколько чудесных растений произрастает в Индии. Хлопок, сахарный тростник.



В Индии люди жили в поселках, но кроме посёлков существовали в Индии и города, найденные при раскопках. А как называют учёных занимающихся раскопками (Археологи).  ( ).

Широкие прямые улицы, двухэтажные кирпичные дома с канализацией, а домах украшения, детские игрушки и печати с загадочными, ещё никем не прочтёнными письменами. Почему покинули эти города люди, никто не знает. Это загадка для учёных. Но кто знает, может кто-то из вас, вырастет, получит образование и раскроет эту тайну.








Подведение итогов урока.

Ну вот ребята идет к своему завершению наше путешествие

А вы, помните на какой вопрос мы искали ответ в начале нашего путешествия. ( )

Почему греки называли Индию страной чудес?

(Ответы учащихся)


ВЫВОД: Греки считали Индию страной чудес, потому что

-в Индии были благоприятные природные и климатические условия,

- плодородные земли;

- полноводные реки,

- защищенность от нападений врагов (Индийский океан, Гималаи);

- удивительные растения и животные.



Для закрепления темы, составим синквейн. Тема нашего синквейна «Индия»

На ваших столах лежат конверты со словами, из них нужно составить синквейн.


Индия

Загадочная, интересная

Расцветает, развивается, сохраняет

Символизирует мудрость и естественность

Цивилизация


Индия

Необычная, прекрасная

Воплощает, соединяет, передает

Славится великолепной природой

Страна


Индия

Необъятная, огромная

Увлекает, удивляет, восхищает

Навеки осталась в истории

Территория







V. Оценивание

А давайте, ребята посчитаем фигурки, а перед этим вспомним, почему именно шахматы вы сегодня получали? Потому что шахматы изобрели в Индии


У какой группы больше всего шахмат – за урок получают оценку 5

У той группы которая меньше – 4

У группы с наименьшим количеством шахмат – оценка - 3



Рефлексия

Ребята, нам пора возвращаться, но давайте поднимем цветные паруса, по одному от каждой группы.

Красный парус – если вам было интересно и всё удалось,

жёлтые – было интересно, но что - то не получилось,

синий – не узнали ничего интересного.


Домашнее задание: на слайде

1. § 20. (всем)

2. Написать письмо своему другу, поделиться впечатлениями об Индии (по желанию)



Отрывок из поэмы Махабхарата
…В ветвях деревьев гнездились,
шумели, порхали и пели
Птицы лесные и всюду…
в дикой глуши попадались
То кабан, то шакал, то буйвол,
то рысь, то пантера…
И светлая влага кипела
Множеством рыб, крокодилов и змей…
…и ветви обвивши хвостами,
С криком качались на них обезьяны,
по сучьям деревьев
Ползали, перьями ярко блестя, попугаи…


Отрывок из поэмы Махабхарата
…В ветвях деревьев гнездились,
шумели, порхали и пели
Птицы лесные и всюду…
в дикой глуши попадались
То кабан, то шакал, то буйвол,
то рысь, то пантера…
И светлая влага кипела
Множеством рыб, крокодилов и змей…
…и ветви обвивши хвостами,
С криком качались на них обезьяны,
по сучьям деревьев
Ползали, перьями ярко блестя, попугаи…


Отрывок из поэмы Махабхарата
…В ветвях деревьев гнездились,
шумели, порхали и пели
Птицы лесные и всюду…
в дикой глуши попадались
То кабан, то шакал, то буйвол,
то рысь, то пантера…
И светлая влага кипела
Множеством рыб, крокодилов и змей…
…и ветви обвивши хвостами,
С криком качались на них обезьяны,
по сучьям деревьев
Ползали, перьями ярко блестя, попугаи…






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!