СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по предмету литературное чтение в 4 классе на тему:"М. Зощенко "Елка""

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном материале предоставлена разработка урока по литературному чтению (4класс) на тему: "М. Зощенко "Елка""

Просмотр содержимого документа
«Урок по предмету литературное чтение в 4 классе на тему:"М. Зощенко "Елка""»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ







Урок литературного чтения в 4 классе

по теме « М.М.Зощенко « Ёлка»















Учитель:











Тип урока: Изучение нового материала.

Тема. М.М. Зощенко «Ёлка»

Цели: познакомить с жизнью и творчеством М.М.Зощенко; обогащать словарный запас; учить анализировать поступки героев; развивать речь, мышление, память и чувство юмора.

Планируемые результаты: предметные: умения работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь, соотносить иллюстрацию с текстом, создавать текст на основе иллюстрации, отбирать опорные слова, позволяющие создать свой собственный текст); метапредметные: Р-формилирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке; П-умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе; личностные: осмысление понятий «неправда», «враньё», «ложь», формирование системы нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми ученики сталкиваются в жизненных ситуациях.

Оборудование: выставка книг М.М. Зощенко, портрет писателя, презентация аудиоприложение к учебнику.

Ход урока

I.Организационный момент

– Весело звенит звонок. Начинается урок.

Если хочешь много знать, 
Многого добиться, 
Обязательно читать
Должен научиться.



II. Проверка домашнего задания

Как называется раздел, в который включены произведения последних уроков?

Страна детства

С какими произведениями и каких авторов мы уже познакомились?

Борис Степанович Житков «Как я ловил человечков», Константин Георгиевич Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

С какими мыслями мы перевернем последнюю страницу этого произведения?

(Трёхминутное эссе)

Приятно получать подарки, а дарить ещё приятнее. Приятнее отдавать, чем брать. Нужно стараться жить не только для себя, но и для других. Почаще радовать других, чтобы жизнь была счастливее.



III. Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока

- Отгадайте загадку.



Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год я главная.(Ёлка)


-Любите ли вы встречать Новый год? За что вы любите этот праздник?

(Обучающиеся рассказывают, как они встречают Новый год)

- Сегодня мы познакомимся с рассказом М.М.Зощенко «Ёлка». Как вы думаете, о чём это произведение?

Сформулируйте цель урока. Помните, что мы впервые встречаемся с произведением.

Познакомиться с произведением, сделать анализ и определить главную мысль.

Давайте поставим задачи на урок?

  • Вспомнить биографию и творчество Зощенко.

  • Провести словарную работу, выяснить значение непонятных слов.

  • Познакомиться с произведением.

  • Проанализировать произведение и понять его основную мысль.


VI. Работа по теме урока

Знакомство с жизнью и творчеством М.М.Зощенко

-Что вы помните об этом писателе?

( Учитель кратко рассказывает о жизни и деятельности писателя писателе)

Презентация.

- Рассмотрим выставку книг М.М.Зощенко.


V. Физкультминутка

(под фонограмму)


VI. Продолжение работы по теме урока


  1. Работа над рассказом «Ёлка»

( Прослушивание аудиоприложения к учебнику. Обучающиеся слушают, как произведение читает актёр, и следят по тексту учебника.)

- Видно, что рассказ вам понравился. А что особенно?

2. Словарная работа

- Объясните значение слова «золотушный».(Больной, истощённый ребёнок)

- Подберите синонимы к словам.

Длинновязая- (высокая, высоченная, длинная).

Худенькие – (худощавые, сухие, исхудалые, тощие, костлявые)

Подберите антонимы к словам.

Длинновязая- (маленькая).

Худенькие – (жирные, полные, толстые).

Добродушный – (злой, злобный, жестокий).


3.Анализ произведения.

Подтвердились ли ваши предположения?

Назовите жанр данного литературного произведения?

Это рассказ, так как это небольшое произведение, и автор рассказывает эпизод из своей жизни. Произведение написано в прозе.

Приём «мозаика вопросов»

Работа в парах (самостоятельная постановка вопросов по тексту произведения).

Предполагаемый перечень вопросов, который выносится на коллективное обсуждение.

Назовите главных героев произведения?

Лёля и Минька, и их родители.

Сколько лет было автору, когда произошёл этот случай?

5 лет.

Как отмечали Новый год в их семье?

Наряжали ёлку, готовили подарки, приглашали гостей и устраивали для всех праздник.

Как наряжали ёлку раньше (более 100 лет назад)?

Выборочное чтение.

Что делали дети, оказавшись одни в праздничной комнате?

Лёля предложила съесть пастилку. Они испортили сладкие призы и подарки, приготовленные гостям.

Как оцениваете вы их поступок? Почему они так поступили, что их подтолкнуло к этому? (докажите – выборочное чтение)

Они поступили некрасиво, думали только о себе, забыли о гостях и не предполагали, какие будут последствия. Их подтолкнуло любопытство, жадность и зависть.

Какой сюрприз приготовили родители для гостей?

Каждому ребёнку хотели подарить подарок и угощение.

Чем закончился праздник? И почему?

Праздник был испорчен, и хозяева остались одни. Дети и взрослые поссорились из-за испорченных подарков. Лёлька и Минька вели себя некрасиво с гостями, были невежливы и грубы, выгнали гостей, Минька ударил мальчика.

Что руководило ими в этот раз?

Тоже жадность, зависть, невоспитанность, а также дурной пример взрослых

Какое решение принял папа? Правильно ли он поступил?

Он отдал подарки детям, Лёльке и Миньке указал на их недостатки.



Вывод: Родители должны заниматься воспитанием детей, это их прямая обязанность. В первую очередь они должны подмечать и указывать недостатки детей, чтобы помочь им стать порядочными людьми. А самое главное- подавать пример правильного поведения

Как вы думаете, в каких строках заключена главная мысль произведения, зачитайте?

Как вы понимаете эти слова?

Грубость, хамство, агрессивное поведение приводят к конфликту и ссоре. Людей, поступающих таким образом, как Лёлька и Минька, ждет одиночество, так как с такими людьми не очень приятно общаться.

Да, и в первую очередь такие люди наказывают себя. С ними некомфортно окружающим, они обрекают себя на одиночество. Многих часто мучает совесть.

Всё это сказывается на их настроении, здоровье.

Как относится данная пословица к нашему произведению?

«Не было бы счастья, да несчастье помогло»

Данная неприятная ситуация, которую бывает стыдно вспоминать, заставляет задуматься, почему она произошла, что сделал неправильно, осознать свои ошибки и

исправиться, т. е извлечь урок.

Извлёк ли урок Минька? (выборочное чтение)

Как ему удалось стать добрым?

Он никого не обижал, не брал чужих вещей…

Как вы думаете, был ли автор одинок после того, как все осознал и изменился?

Нет, у него было много друзей, так как с добрыми и весёлыми людьми приятно общаться, от них исходит душевное тепло.



Вывод: Мы должны помнить, что добрые поступки всегда вознаграждаются добрым отношением к нам родных, близких и совсем не знакомых людей, наших домашних животных и даже самой природы. Быть добрым трудно. Этому нужно учиться с детства.

А какой урок вы извлекли из этого произведения?

Прежде чем сказать и сделать, нужно подумать, не обижу ли я кого, задуматься о последствиях моих поступков. Если что-то делаю не так, вовремя остановиться, исправить положение. Постараться не доводить неприятную ситуацию до конфликта. Грубость и агрессивное поведение приводит к одиночеству.

Оценка детьми заданных вопросов.

Чьи вопросы вам понравились больше и почему?



Игра «ИДЕАЛ» (работа в группах).

Давайте прямо сейчас сделаем доброе дело: поможем Лёле и Миньке исправить ситуацию.

Вспомним, в чем изначальная причина, почему был испорчен праздник?

Лёля и Минька испортили подарки и угощения.

Интересно, в чем проблема?

Как поступить героям, чтобы не испортить праздничное настроение гостям .

Давайте найдем как можно больше способов решения проблемы!

Если ли какое-либо хорошее решение?

А теперь сделаем выбор!

Любопытно, как осуществить это на практике?



Вывод: Какой жизненный опыт мы приобретаем в этой игре? Чему учит эта игра?

Учимся находить выход из трудных и неприятных ситуаций, никого не огорчая и сохраняя мир и согласие.



VII. Рефлексия.



Заканчивается наш урок. И мне интересно, с какими мыслями и чувствами вы уходите с занятия.

Урок интересный, потому что…

взволновал…

заставил задуматься…

дал понять…

навел меня на мысль.

Оцените себя, как вы работали на уроке.



Ж – поднимает тот, кто был активным на всех этапах урока и доволен своей работой.

О – тот, кто работал, но мог бы лучше проявить себя.

С – тот, кто старался, но у него не всё получилось на этом уроке.



VIII. Итог урока.

Справились с поставленными задачами?

  • Ставили самостоятельно вопросы к тексту,

  • Анализировали информацию, делали выводы,

  • Отвечали на вопросы,

  • Высказывали своё мнение,

  • Доказывали свою точку зрения,

  • Определяли главную мысль,

  • Учились работать в паре без конфликтов,

слушать и слышать друг друга,

принимать разные мнения, договариваться.



Д / З Пересказ со своей концовкой. С какого места вы измените рассказ, вы решите сами.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!