Разработка урока Народно-сценического танца
Пояснительная записка
Народный танец чрезвычайно богат и разнообразен. Искусство танца родилось в глубокой древности. Издавна человек привык в движениях передавать волнующие его чувства. Языком танца может быть раскрыт духовный мир человека, показано его отношение к труду, к людям, к различным событиям.
Народно-сценический танец был создан на основе народного танца т.е. имеет фольклорные истоки. Своими корнями история народно-сценического танца уходит в 16 век, в зрелище при Королевском французском дворе, где он получил название «характерный». В эпоху великого балетмейстера Мариуса Петипа в 19 веке он стал означать: Национальный танец, подвергшийся обработке согласно традициями профессионального сценического искусства.1 В 20 веке вместе с огромным интересом к народному творчеству, выделилось самостоятельное определение, получив название народно-сценического танца. Основателям народно-сценического (характерного) танца (А. Лопухов, А. Ширяев, А. Бочаров) и их последователям (Т. Ткаченко, А. Климов, Г. Богданов, П. Гусев и др.) удалось проанализировать разнообразные движения и положения корпуса, ног, рук, головы и вывести наиболее устойчивые и часто встречающиеся их формы. Таким образом, в ходе педагогической практики в народно-сценическом танце сформировались понятия постановки корпуса, позиций и положений ног и рук, а также ряд рабочих понятии, используемых в учебном процессе.
Основной организационной формой учебного процесса является урок.
Урок народно-сценического танца состоит из трех частей:
Экзерсис у станка
Экзерсис (ехегсісе (фр.) - упражнение), первая часть урока народно-сценического танца, предполагает упражнения у станка и вырабатывает профессиональные качества, необходимые для выполнения танцевальной техники. Танцевальный экзерсис - это художественная система обучения танцу, постижение сущности этого искусства, а не только комплекс просто тренировочных упражнений. Он формировался на протяжении столетий как творческое освоение принципов исполнения народного, салонного и сценического танца наиболее одаренными представителями этого искусства. Экзерсис народно-сценического танца формирует танцевальную сообразительность, пластическую память, развивает силу мышц, эластичность связок, подвижность суставов, развивая тем самым танцевальные возможности, способности к танцу.
Экзерсис помогает исправлению природных физических недостатков (косолапость, сутулость, расхлябанность и др.). Всемерно развивает силу мышц спины, воспитывая правильную постановку корпуса, плеч, шеи, головы, вырабатывая привычку свободно держать голову без напряжения шеи и плеч, что чрезвычайно важно для естественной гармоничности и красоты любых повседневных движений, и дает навыки для освоения принципов почти всей танцевальной пластики.2
Помимо упражнений, непосредственно развивающих необходимую для танца выворотность ног, вытянутость колен и ступней, мягкость и плавность приседаний, легкость и воздушность прыжков, так же важны и упражнения, в которых сосредоточены принципы необходимых технических приемов:
навыки овладения устойчивостью в танце - апломбом;
навык перенесения центра тяжести с ноги на ногу;
координация движения рук, ног, головы;
навыки плавного беспрерывного движения рук;
умение держать спину и голову во время любых вращений.
Упражнения на середине зала
Наиболее результативными упражнениями для усвоения любого народного танца служат элементы этих танцев.
Раздел включает в себя различные виды танцевальных ходов, дробей, движений, вращений, хлопушек, используемых в народных танцах. На основе изученных движений, элементов постепенно выстраиваются танцевальные комбинации, которые из года в год усложняются движениями рук, наклонами и поворотами корпуса головы, исполняются с продвижением в разных направлениях, комбинируются с другими элементами танца.
Основной задачей раздела является постепенное и последовательное развитие и усложнение техники исполнения, силы и выносливости учащихся, приобретение навыков и умения передавать характерные особенности того или иного народного танца.
Работа над этюдами и танцами
Основной задачей раздела является развитие и совершенствование техники танца, актерского мастерства. Подготовка учащихся к сценической деятельности. Достижение эмоционального и выразительного исполнения этюдов и отдельных танцевальных элементов народного танца в этюдных постановках способствует созданию правильного сценического образа в народном танце.
Каждая часть урока представляет собой педагогическую ситуацию, которая направлена на решение определенных учебно-творческих задач.
Основные принципы организации педагогического процесса:
системность, последовательность;
развитие от простого к сложному;
распределение физической нагрузки;
выработка правильного дыхания;
перспективность, целенаправленность.
Особое внимание следует уделять музыкальному оформлению урока народно-сценического танца. Музыка на уроке народно-сценического танца – важнейший фактор эстетического и художественного воспитания. Музыка – основа народного танца. Музыкальное оформление урока народно-сценического танца должно соответствовать следующим принципам:
соответствие характера движения, его темпу, ритму, стилю;
подчинение учебно-танцевального материала особенностям народной музыки, ее национальному колориту;
подбор музыкальных произведений с учетом задач различных частей урока;
использование на уроке народно-сценического танца «живого» музыкального сопровождения, а также фонограмм;
проведение предварительной работы педагога с концертмейстером;3
Правильно подобранный музыкальный материал способствует развитию музыкальной культуры, воспитанию музыкального вкуса учащихся, эмоционально-ценностного отношения к искусству. Именно эти исполнительские качества необходимы для исполнения любой хореографической композиции, в том числе и для создания практической части данного дипломного проекта. Поэтому, разработанный урок народно-сценического танца, направлен на развитие не только техники танца, но и музыкальности и выразительности исполнения, что в свою очередь положительно отражается на создании сценического образа.
Представленный урок разработан на основе русского народного танца.
Возраст: 5 год обучения (народно-сценический танец 2 год обучения) (5 класс ДШИ)
Тема урока: работа над созданием сценического образа в народном танце
Цель урока: достичь музыкального, эмоционального и выразительного исполнения танцевальных элементов русского народного танца.
Задачи урока:
Образовательные:
повторить и закрепить ранее усвоенные упражнения и движения экзерсиса у станка и на середине зала;
отработать элементы русского народного танца;
проработать сложные сочетания движений;
закрепить понятие «амплитуды движения»;
Развивающие:
Развивать у детей чувства ритма, музыкальность;
развивать внимание, хореографическую память;
формировать выразительную и точную передачу национального характера, манеру и стиль исполнения танцевальных движений;
развивать физические данные: выворотность, гибкость, координацию движений, устойчивость, выносливость.
Воспитательные:
воспитание культуры поведения;
повышенье интереса к русской танцевальной культуре и предмету народно-сценический танец;
воспитание коммуникативных навыков, умение работать в ансамбле;
формирование потребности доброго отношения друг к другу.
Тип урока: закрепление пройденного материала.
Организационная форма урока: групповая
Методы обучения:
Средства обучения:
Условные обозначения:
ОН – опорная нога;
РН – рабочая нога.
Содержание урока
Экзерсис у станка
1.Demi-plie et grand plie в характере русского народного танца
Музыкальный размер 4/4, 16 тактов.
Исходное положение - I прямая позиция ног, рука вдоль тела, голова в зал.
Preрaration 1 такт.
Раз-и – рука поднимается в I позицию, голова наклонена к плечу, взгляд направлен на кисть правой руки;
Два-и – рука открывается во II позицию, голова за рукой.
Три-и – рука закрывается на пояс, голова за рукой.
Четыре-и – голова поворачивается в сторону.
1 такт:
Раз-и – demi-plie по I прямой позиции, рука на поясе;
Два – возвращение из demi-plie;
И – развернуть стопы в I выворотную позицию
Три-и – demi-plie, рука переводится в первую позицию, взгляд направлен на кисть правой руки;
Четыре-и - возвращение из demi-plie, руку открыть во вторую позицию, взгляд за рукой;
2 такт:
Раз-и, два-и - grand plie, рука в момент приседания опускается в подготовительное положение;
Три-и, четыре-и - возвращение из grand plie, во время подъема рука через первую позицию открывается во вторую, взгляд за рукой;
3 такт:
Раз – резкое demi-plie, рука закрывается на пояс;
И-два-и – возвращение из demi-plie;
Три-и – перейти в невыворотную II позицию, demi-plie , рука в первую позицию;
Четыре-и - через положение стоп «на каблук» перейти во II выворотную позицию, возвращение из plie, во время подъема рука через вторую позицию приходит за голову, положение «на шапочку»;
4 такт:
Раз-и – demi-plie, рука сохраняет положение;
Два-и – возвращение из demi-plie, одновременно перевести РН на каблук, ОН на полупальцы, скрутись корпус спиной в первую точку, рука снимается со станка на пояс, вторая сохраняет положение «на шапочку»перевести РН на ребро каблука, ОН в demi-plie, рука открывается на вторую позицию. Голова прямо;
Три-и – сохраняем позу;
Четыре – demi-plie по II выворотной позиции, корпус прямо, рука в трутью позицию, ладонь сокращении, направлена вверх, взгляд на руку;
И – возвращение из demi-plie, рука закрывается на пояс.
5 такт:
Раз-и, два-и - grand plie, рука сохраняет положение на поясе;
Три-и, четыре-и - возвращение из grand plie, рука на поясе;
6 такт:
Раз-и, два-и - grand plie, рука в момент поднимается в первую позицию, голова за рукой;
Три-и, четыре-и - возвращение из grand plie, рука открывается во вторую, голова за рукой;
7 такт:
Раз-и-два-и – равномерный наклон корпуса к палке (port de bras к станку), РН на носке, рабочая рука в положение за голову, «на шапочку», голова поворачивается к палке;
Три-и-четыре-и – корпус равномерно возвращается в прямое положение, рука сохраняет положение, голова прямо;
8 такт:
Раз-и – перевести РН на носок, рука, голова сохраняют положение;
Два-и – перевести РН на ребро каблука, ОН в demi-plie, наклон корпуса к РН, голова в сторону;
Три-и – вырасти из plie, РН перевести на носок, корпус прямо, рука в третью позицию, голова за рукой;
Четыре-и – закрыть ногу вперед в V позицию, закрыть руку на пояс;
9 такт:
Раз-и, два-и – grand plie, рука через подготовительное положение переходит в первую позицию;
Три-и, четыре-и – возвращение из grand plie, во время подъема рука открывается во вторую, взгляд за рукой;
10 такт:
Раз-и – battement tendu вперед, рука на второй позиции, голова в сторону;
два-и – перевести РН на каблук, ОН на plie;
Три-и – вырасти из plie на ОН, РН перевести на носок;
Четыре-и – закрыть ногу в V выворотную позицию;
11 такт:
Раз-и, два-и – 2 releve на полупальцы, руку закрыть на пояс;
Три-и, четыре-и - 2 releve на полупальцы;
12 такт:
Раз-и – «отрывистое» demi-plie;
Два-и – пауза;
Три-и – вырасти из plie, battement tendu в сторону, руку перевести в первую позицию;
Четыре-и – закрыть ногу назад в V позицию, руку раскрыть на вторую;
13 такт:
Раз-и – demi-plie , руку закрыть на пояс, взгляд за рукой;
Два-и – вырасти из plie;
Три-и – releve на полупальцы, рука в первую позицию, взгляд в кисть;
Четыре-и – опуститься, раскрыть руку на вторую позицию;
14 такт:
Раз-и, два-и – grand plie, рука закрывается в на пояс, взгляд за рукой;
Три-и, четыре-и – возвращение из grand plie, голова в сторону;
15 такт:
Раз-и, два-и – grand plie, руку закрыть на пояс;
Три-и, четыре-и – возвращение из grand plie;
16 такт:
Раз-и – растяжка;
Два-и – passé par terre, довернуться в еpaulement, от станка.
Три-и – plie на ОН, РН перевести на каблук, рука в первую, взгляд в кисть;
Четыре-и – рука через вторую позицию приходит в положение за голову, вторая на поясе, голова к станку.
2.Battement tendu в характере русского народного танца
Музыкальный размер 2/4, 32 такта.
Исходное положение - V позиция ног, рука вдоль тела, голова в зал
Preрaration 2 такта.
1 такт:
Раз-и – рука поднимается в I позицию, голова наклонена к плечу, взгляд направлен на кисть правой руки;
Два-и - рука открывается во II позицию, голова за рукой.
2 такт:
Раз-и – рука закрывается на пояс, пальцы собраны в кулак, голова за рукой.
Два-и - голова поворачивается в сторону, довернуться в еpaulement, к станку.
1 такт:
Раз-и – классическое battement tendu вперед, рука на поясе, голова в сторону;
Два-и – закрыть ногу в V позицию, поднять пятку ОН;
2 такт:
Раз-и – battement tendu с работой пятки ОН; вывести РН вперед;
Два-и – закрыть ногу в позицию;
3 такт:
Раз-и – battement tendu с переводом РН на каблук и plie на ОН вперед; вывести РН вперед;
Два-и – перевести РН на ребро каблука, ОН в plie, корпус отклонить назад, рука на поясе, голова в сторону;
4 такт:
Пауза;
5 такт:
Раз-и – вытянуться на ОН, перевести РН на носок, рука постепенно через проходящую первую позицию открывается на вторую;
Два-и – перевести РН на ребро каблука, рука продолжает движение, взгляд в кисть;
6 такт:
Раз-и – перевести РН на носок, рука продолжает движение, взгляд в кисть;
Два-и – перевести РН на ребро каблука, рука продолжает движение, взгляд в кисть;
7 такт:
Раз-и – перевести РН на носок, рука открывается на вторую позиции., голова в сторону;
Два-и – Passe par terre назад;
8 такт:
Раз-и – закрыть ногу в V позицию назад;
Два-и – закрыть руку на пояс, на кулачок, голова в сторону;
9-16 такты:
Повторить 1-8 такты начиная назад;
17 такт:
Раз-и – классическое battement tendu в сторону, довернуться анфас, голова прямо;
Два-и – plie по второй выворотной позиции, голова к РН ноге;
18 такт:
Раз-и – вырасти из plie, РН на носок;
Два-и – закрыть ногу в V позицию назад;
19-20 такты:
Повторить 17-18 такты ОН;
21-24 такты:
Battement tendu с работой пятки ОН крестом;
25 такт:
Ковырялочка РН в сторону;
26 такт:
Тройной притоп;
27 такт:
Ковырялочка ОН назад в повороте;
28 такт:
3 перескока с ноги на ногу;
29-31 такты:
Повторить 21-23 такты начиная с другой ноги;
32 такт:
2 перескока, последний с выносом ноги на каблук, ОН на plie, довернуться в еpaulement , от станка, руки раскрыть на вторую позицию, корпус отклонить назад, голова за РР.
3. Battement tendu jete в характере русского народного танца
Музыкальный размер 2/4, 32 такта.
Исходное положение - V позиция ног, рука вдоль тела, голова в зал
Preрaration 2 такта.
1 такт:
Раз-и – рука поднимается в I позицию, голова наклонена к плечу, взгляд направлен на кисть правой руки;
Два-и - рука открывается во II позицию, голова за рукой.
2 такт:
Раз-и – рука закрывается на пояс, голова за рукой.
Два-и - голова поворачивается в сторону.
1 такт:
Раз-и – battement tendu jete вперед;
Два-и – закрыть ногу в V позицию;
2 такт:
Раз-и – battement tendu jete вперед, ОН в plie;
Два-и – пауза;
3 такт:
Раз – сократить стопу РН;
И – вытянуть носок РН;
Два – сократить стопу РН;
И- пауза;
4 такт:
Раз-и – натянуть подъем РН, вырасти на ОН;
Два-и – закрыть РН в V позицию;
5 такт:
Раз-и – battement tendu jete вперед с plie на Он;
Два-и – закрыть ногу в V позицию, вытянуться на ОН;
6 такт:
Раз-и – battement tendu jete вперед с plie на Он;
Два-и – закрыть ногу в V позицию, вытянуться на ОН;
7 такт:
Раз– battement tendu jete в сторону;
И – сократить стопу РН;
Два – натянуть подъем РН;
И – сократить стопу РН;
8 такт:
Раз-и – натянуть подъем РН;
Два-и – закрыть назад в V позицию;
9-16 такты:
Повторить 1-8 такты начиная назад;
17 такт:
Раз-и – battement tendu jete вперед, ОН в plie;
Два-и – пауза;
18 такт:
Раз-и – вытянуться на ОН;
Два-и – закрыть РН в V позицию с акцентом к себе;
19-22 такты:
Повторить 17-18 такты в сторону и назад;
23 такт:
Раз – battement tendu jete назад, рука поднимается в первую позицию;
И – сократить стопу РН, раскрыть руку на вторую позицию;
Два – pique;
И – вытянуть стопу РН;
24 такт:
Раз-и – Passé pаr terre, ОН в plie;
Два-и – вытянутся на ОН, закрыть ногу в V позицию, руку закрыть на пояс;
25 такт:
Раз – battement tendu jete вперед;
И – сократить стопу РН;
Два – pique;
И – вытянуть стопу РН;
26 такт:
Раз-и – Passé pаr terre, ОН в plie;
Два-и – пауза;
27 такт:
Раз-и – Passé pаr terre, ОН в plie;
Два-и – закрыть ногу в V позицию;
28такт:
Раз-и – исполнить простую «моталочку» ОН, рука поднимается в первую позицию;
Два-и – «моталочка» РН, раскрыть руку на вторую позициию;
29-31такты:
Повторить 28 такт;
32 такт:
Раз-и – простая «моталочка» ОН;
Два-и – тройной притоп, закрыть руку на пояс.
4. Характерный Ronds de jambe par terre в характере русского народного танца.
Музыкальный размер 2/4, 16 тактов.
Исходное положение - I позиция ног, рука вдоль корпуса.
Preрaration 2 такта.
1 такт:
Раз-и – рука поднимается в I позицию, голова наклонена к плечу, взгляд направлен на кисть правой руки;
Два-и - battement tendu в сторону, рука открывается во II позицию, голова за рукой.
2 такт:
Раз-и – через мазок, нога приходит в положение sur le cou-de-pied сзади.
Два-и – закрыть руку на пояс, голова в сторону;
1-2 такты:
два rond de jambe par terre en dehors;
3-4 такты:
Rond «восьмерка»;
5-6 такты:
Два demi rond de pied;
7 такт:
Раз-и –растяжка;
Два-и – Passé pаr terre;
8такт:
Раз-и – demi rond
Два-и – закрыть ногу на щиколотку;
9 такт:
Раз-и – plie по IV позиции, рука поднимается в первую позицию;
Два-и – перейти на РН, открыть руку в третью позицию;
10 такт:
Раз-и – plie по IV позиции, закрыть руку на пояс;
Два-и – перейти на ОН;
11-12 такты:
Demi rond по воздуху, взять ногу к щиколотке;
13-14 такты:
Rond de pied en dedans;
15 такт:
«Гармошка»
16 такт:
Раз-и – шаг РН в сторону, руки раскрыть на вторую позицию;
Два-и – ОН перевести на ребро каблука, отклонить корпус от ноги, одну руку закрыть на пояс, вторая за голову.
5. Flick – Flack в характере матросского танца
Музыкальный размер 2/4, 24 такта.
Исходное положение – V позиция ног, рука вдоль корпуса.
Preрaration 4 такта.
1 такт:
Раз-и – рука поднимается в I позицию, через подготовительное положение голова наклонена к плечу, взгляд направлен на кисть правой руки;
Два-и – раскрыть руку на вторую позицию;
2 такт:
Раз-и – echappe;
Два-и – пауза;
3 такт:
Пауза,
4 такт:
Раз-и – с ударом поставить РН рядом с ОН, носком к станку, развернуть РН и с ударом поставить ее в V позицию, закрыть руку на пояс;
Два-и – поднять РН к щиколотке ОН с сокращенной стопой.
1-2 такты:
2 Flick – Flack вперед;
3 такт:
Тройное переступание
4 такт:
Раз – перескочить на ОН;
И-два – Flick – Flack в сторону;
И – пауза;
5-8 такты: повторить 1-4 такт начиная назад;
9 такт:
Раз-и – Flick – Flack в сторону, раскрыть руку на вторую позицию, через проходящую первую;
Два-и – Flick – Flack на croisee;
10 такт:
Раз-и – Flick – Flack в сторону;
Два-и – удар РН сзади, закрыть руку на пояс;
11 такт:
Раз – шаг на РН;
И – шаг на каблук ОН;
Два – шаг на каблук РН;
И – echappe по второй позиции;
12 такт:
Раз – собраться, releve по V позиции;
И – опуститься с полупальцев;
Два – РН с сокращенной стопой у щиколотки ОН;
И – пауза;
13-14 такты:
2 Flick – Flack вперед, раскрыть руку на вторую позицию, через проходящую первую на первый такт, закрыть руку на пояс на второй такт;
15 такт:
Раз-и – Flick – Flack в сторону;
Два– Flick на croisee;
И – пауза;
16 такт:
Раз – Flack;
И-два –Flick – Flack в сторону;
И – пауза;
17-18 такты:
2 Flick – Flack назад;
19 такт:
Раз-и – Flick – Flack на croisee;
Два – Flick в сторону;
И – пауза;
20 такт:
Раз – закрыть ногу на cou-de-pied;
И-два – Flick – Flack в сторону;
И – пауза;
21 такт:
Раз-и – Flick – Flack вперед;
Два-и – Flick – Flack в сторону;
22 такт:
Раз-и – Flick – Flack назад;
Два-и – удар РН сзади;
23 такт:
Раз – шаг на РН, поднять руку в первую позицию;
И – шаг на каблук ОН, раскрыть руку на вторую позицию;
Два – шаг на каблук РН;
И – echappe по второй позиции;
24 такт:
Раз – releve по V позиции, закрыть руку на пояс;
И – опуститься с полупальцев, РН у щиколотки ОН;
Два – удар РН впереди по V позиции;
И – пауза.
6. Pas tortilla в характере русского народного танца
Музыкальный размер 2/4, 32 такта.
Исходное положение - V позиция ног, рука вдоль тела, голова в зал
Preрaration 2 такт.
1 такт:
Раз-и – рука поднимается в I позицию, голова наклонена к плечу, взгляд направлен на кисть правой руки;
Два-и – нога выводится в сторону по правилам battement tendu, рука открывается во II позицию, голова за рукой.
2 такт:
Раз-и – рука закрывается на пояс, голова за рукой.
Два-и - поднять ногу на 15 0 , голова поворачивается в сторону.
1-2 такты:
Pas tortilla одинарное;
3 такт:
Раз-и-два – Pas tortilla одинарное, нога не открывается;
И – развернуть РН в невыворотное положение;
4 такт:
Раз – развернуть РН в выворотную V позицию;
И – открыть ногу в И.П.
Два-и – пауза;
5-6 такты:
Pas tortilla одинарное с ударом;
7 такт:
Pas tortilla одинарное с ударом;
8 такт:
Pas tortilla одинарное с ударом, нога не открывается;
9 такт:
Шаг на каблук РН, плечи разворачиваются к ноге;
10 такт:
Шаг на каблук ОН, плечи разворачиваются к ноге;
11 такт:
2 соскока с разворотом стоп по I прямой позиции, голова поворачивается в противоположную сторону;
12 такт:
Тройной притоп, начиная ОН, голова прямо, корпус наклонить вперед, за последним притопом выбить РН в сторону, стопа натянута, ОН в plie, голова за ногой;
13-16 такт:
4 подбивки с переступанием РН, руки постепенно раскрываются на вторую позицию, остаться в plie на двух ногах.
7. Подготовка к веревочке у упражнения для бедра в характере русского народного танца
Музыкальный размер 2/4, 32 такта.
Исходное положение - V позиция ног, рука вдоль тела, голова в зал
Preрaration 2 такт.
1 такт:
Раз-и – рука поднимается в I позицию, голова наклонена к плечу, взгляд направлен на кисть правой руки;
Два-и - рука открывается во II позицию, голова за рукой.
2 такт:
Раз-и – рука закрывается на пояс, голова за рукой.
Два-и - голова поворачивается в сторону.
1-2 такты:
2 подготовки к веревочке, раскрыть руку на вторую позицию на первый такт, закрыть руку на пояс на второй такт;
3-4 такты:
Упражнение для бедра;
5-6 такты:
2 подготовки к веревочке с подъемом ОН на полупальцы, раскрыть руку на вторую позицию на первый такт, закрыть руку на пояс на второй такт;
7 такт:
Раз-и – развернуть стопу в невыворотное положение;
Два-и – passé до колена;
8 такт:
Раз-и – развернуть ногу в бедре;
Два-и – ОН в plie, РН выносится в сторону на каблук;
9 такт:
Раз-и – вырасти из plie, РН на носок;
Два-и – закрыть ногу в V позицию;
10 такт:
Подготовка к веревочке, опуститься в plie;
11-12 такты:
На затакт 3 простые веревочки, четвертая двойная, вырасти из plie, раскрыть руку на вторую позицию;
13 такт:
2 подготовки к веревочке;
14 такт:
Подготовка к веревочке с plie;
15 такт:
Раз-и – releve на полупальцы;
Два-и – поворот en dehors, от станка;
16 такт:
Подготовка к веревочке на plie, закрыть руку на пояс;
17-32 такты:
Все повторяется с другой ноги.
8. Выстукивания в характере русского народного танца
Музыкальный размер 2/4, 16 тактов.
Исходное положение - III позиция ног, рука вдоль тела, голова в зал
Preрaration 2 такта.
1 такт:
Раз-и – рука поднимается в I позицию, голова наклонена к плечу, взгляд направлен на кисть правой руки;
Два-и - рука открывается во II позицию, голова за рукой.
2 такт:
Раз-и – plie, рука закрывается на пояс, голова за рукой.
Два-и – поднять пятку ОН, голова в сторону.
1такт:
Раз-и – пятка ОН с ударом опускается на пол, РН к щиколотке ОН, стопа сокращена;
Два-и – удар всей ступой РН, поднять пятку ОН;
2 такт:
Повторить 1 такт;
3 такт:
Раз-и – пятка ОН с ударом опускается на пол, РН к щиколотке ОН, стопа сокращена, колено РН развернуть в невыворотное положение, голова к станку;
Два-и – удар всей стопой РН в первой прямой позиции, поднять пятку ОН;
4 такт:
Раз-и – опустить пятку ОН, развернуть РН в выворотное положение, у щиколотки ОН, стопа сокращена, голова в центр зала;
Два-и – РН с ударом всей стопой опустить в III позицию;
5 такт:
Раз-и – с ударом опустить пятку ОН, РН переносится назад к щиколотке ОН, стопа сокращена, голова в центр зала;
Два-и – РН с ударом всей стопой ставится в III позицию сзади ОН, поднять пятку ОН;
6 такт:
Раз-и – с ударом опустить пятку ОН, РН переносится вперед к щиколотке ОН, стопа сокращена, голова в центр зала;
Два-и – РН с ударом всей стопой ставится в III позицию перед ОН, поднять пятку ОН;
7 такт:
Раз – пятка ОН с ударом опускается на пол, РН поднимается к щиколотке ОН, стопа сокращена;
И – РН с ударом всей ступни ставится на пол в III позицию, одновременно поднять пятку ОН;
Два – пятка ОН с ударом опускается на пол, РН поднимается к щиколотке ОН, стопа сокращена;
И – РН с ударом всей ступни ставится на пол в III позицию, одновременно поднять пятку ОН;
8 такт:
Раз – пятка ОН с ударом опускается на пол, РН поднимается к щиколотке ОН, стопа сокращена;
И – удар пяткой РН;
Два – РН с ударом всей ступни ставится на пол в III позицию, одновременно поднять пятку ОН;
И – пауза;
9 такт:
Раз – с ударом опустить пятку ОН, РН переносится назад к щиколотке ОН, стопа сокращена, голова в центр зала;
И – РН с ударом всей стопой ставится в III позицию сзади ОН, поднять пятку ОН;
Два – пятка ОН с ударом опускается на пол РН поднимается к щиколотке ОН, стопа сокращена;
И – РН с ударом всей ступни ставится на пол в III позицию, одновременно поднять пятку ОН;
10 такт:
Раз – пятка ОН с ударом опускается на пол, РН к щиколотке ОН, стопа сокращена;
И – удар пяткой РН;
Два – РН с ударом всей ступни ставится на пол в III позицию, одновременно поднять пятку ОН;
И – пауза;
11 такт:
Раз – с ударом опустить пятку ОН, РН переносится вперед к щиколотке ОН, стопа сокращена, колено РН развернуть в невыворотное положение, голова к станку;
И – удар всей стопой РН в первую прямую позицию, одновременно поднять пятку ОН
Два – пятка ОН с ударом опускается на пол, РН разворачивается в выворотное положение к щиколотке ОН, стопа сокращена, голова в центр зала;
И – РН с ударом всей ступни ставится на пол в III позицию, одновременно поднять пятку ОН;
12 такт:
Раз – пятка ОН с ударом опускается на пол, РН к щиколотке ОН, стопа сокращена;
И – удар пяткой РН;
Два – удар всей стопой РН в III позиции, одновременно поднять пятку ОН;
И – пауза;
13 такт:
Раз – пятка ОН с ударом опускается на пол, РН к щиколотке ОН, стопа сокращена;
И – РН с ударом всей стопы в III позицию, одновременно поднять пятку ОН;
Два – с ударом опустить пятку ОН, РН переносится назад к щиколотке ОН, стопа сокращена, голова в центр зала;
И – РН с ударом всей стопой ставится в III позицию сзади ОН, поднять пятку ОН;
14 такт:
Раз – с ударом опустить пятку ОН, РН переносится вперед, стопа сокращена, голова в центр зала;
И – РН с ударом всей стопы в III позиции перед ОН, поднять пятку ОН;
Два – развернуть стопу ОН в невыворотное положение, с ударом опустить пятку, РН к щиколотке, стопа сокращена;
И – РН с ударом ставится на всю стопу в первую прямую позицию, ОН согнуть в колене, привести к щиколотке РН, стопа сокращена;
15 такт:
Исполнить 4 дроби «в горошек»
16 такт:
Раз-и – соскок на обе ноги, руки в первую позицию;
Два-и – releve, руки раскрыть на вторую позицию, корпус подать вперед.
9. Battement developpe в характере русского танца
Музыкальный размер 4/4, 32 такта.
Исходное положение - V позиция ног, рука вдоль тела, голова в зал
Preрaration 1 такт.
Раз-и – рука поднимается в I позицию, голова наклонена к плечу, взгляд направлен на кисть правой руки;
Два-и - рука открывается во II позицию, голова за рукой.
Три-и – рука закрывается на пояс, голова за рукой.
Четыре-и - голова поворачивается в сторону.
1 такт:
Battement developpe вперед с plie, рука через первую позицию раскрывается на вторую, взгляд в кисть;
2 такт:
Раз-и, два-и - пауза;
Три-и – passé, руку закрыть на пояс;
Четыре-и – закрыть ногу;
3 такт:
Раз-и – batment tendu вперед;
Два-и – перевести РН на ребро каблука, ОН в plie;
Три-и, четыре-и – releve lent, ОН в plie;
4 такт:
Раз-и, два-и - пауза;
Три-и – вырасти из plie;
Четыре-и - закрыть ногу в V позицию;
5-8 такты:
2 battement developpe в сторону на plie, рука через первую позицию раскрывается на вторую, закрывается на пояс;
9-12такты:
Повторить 1-4 такты начиная назад;
13-14 такты:
Повторить 3-4 такты в сторону;
15 такт:
Раз – шаг РН от станка
И – удар полупальцами ОН сзади РН
Два – шаг ОН к станку
И – перевести РН на ребро каблука, сесть в plie на ОН;
Три-и – рука переводится в первую позицию, взгляд в кисть
Четыре-и – раскрыть руку на вторую позицию, корпус повернуть от станка;
16 такт:
Раз-и, два-и – 2 припадания от станка в повороте, поворот на 1800;
Три-и – plie на РН, ОН у щиколотки;
Четыре-и – passé, перевести ОН вперед;
17-32 такты:
Повторить 1-16 такты с другой ноги
10. Grand battement jete в характере русского народного танца
Музыкальный размер 2/4, 32 такта.
Исходное положение - V позиция ног, рука вдоль тела, голова в зал
Preрaration 2 такта.
1 такт:
Раз-и – рука поднимается в I позицию, голова наклонена к плечу, взгляд направлен на кисть правой руки;
Два-и - рука открывается во II позицию, голова за рукой.
2 такт:
Раз-и – рука закрывается на пояс, голова за рукой.
Два-и - голова поворачивается в сторону.
1-3 такты:
Три grand battement вперед;
4 такт:
Releve на полупальцы, руку раскрыть на вторую позицию, через проходящую первую;
5 такт:
Раз-и – grand battement вперед;
Два-и – РН опустить на ребро каблука;
6 такт:
Раз-и – grand battement вперед;
Два-и – закрыть ногу, руку закрыть на пояс;
7-8 такты:
Повторить 5-6 такты в сторону;
9-16 такты:
Повторить 1-8 такты начиная назад;
17-18 такты:
2 grand battement в сторону;
19 такт:
Раз-и – grand battement в сторону, рука поднимается в первую позицию;
Два-и – РН опустить на ребро каблука, ОН в plie, раскрыть руку на вторую позицию;
20 такт:
Раз-и – grand battement в сторону;
Два-и – закрыть ногу в V позицию, закрыть руку на пояс;
21-24 такты:
Grand battement с увеличенным размахом вперед;
25-26 такты:
Повторить 19-20 такты;
27 такт:
Grand battement с plie в сторону, закрыть ногу в I позицию;
28 такт:
Раз-и – через каблуки перейти в I прямую позицию;
Два – перейти на полупальцы;
И – встать на всю ступню;
29 такт:
Раз-и – через колено выбросить РН ногу вперед, опустить на каблук (перескок с выносом ноги на ребро каблука);
Два-и – через колено выбросить ОН ногу вперед, опустить на каблук;
30 такт:
Раз-и – через колено выбросить РН ногу вперед, опустить на каблук;
Два-и – двойной притоп;
31-32 такты:
Повторить 29-30 такты, на притопе открыть руки в третью позицию;
Экзерсис на середине зала
Экзерсис на середине зала состоит из различных комбинаций в характере русского народного танца, среди них:
Port de bras
Музыкальный размер 4/4, 32 такта.
Комбинация на моталочку и ковырялочку
Музыкальный размер 2/4, 32 тактов.
Комбинация на веревочку
Музыкальный размер 2/4, 16 тактов.
Выстукивания
Музыкальный размер 2/4, 32 тактов.
Дробные проходки
Музыкальный размер 6/8.
Подготовка к вращениям на середине зала
Музыкальный размер 2/4.
Вращения по диагонали
Музыкальный размер 2/4.
Этюды:
В этюдных постановках: хоровод «Веночек», русская пляска «Топотуха» были использованы элементы, вошедшие в танцевальные композиции музыкально-хореографического спектакля «Картинки с ярмарки». Эмоциональное, выразительное исполнение этюдов способствовало правильному созданию сценического образа.
Этюдная постановка «Топотуха»
Музыкальный размер 4/4, 64 такта.
Вступление: 2 такта.
1-4 такт:
С двух сторон, на встрече друг другу, держась за руки и исполняя шаг с притопом, двигаются по 8 исполнительниц. Они выстраиваются в две линии в шахматном порядке;
5 такт:
Держась за руки, танцоры исполняют шаг на каблук с правой, затем с левой ноги, выразительно поворачивая голову в сторону РН и немного продвигаясь вперед;
6 такт:
Стоя в двух линиях, танцоры через одного, исполняют бег с захлестом, первые обходят вторых. Вторые исполняют притоп;
7-8 такты:
Повторяя 5-6 такты, исполнитель меняются в паре. Вторые обходят первых. Первые исполняют притоп;
9-10 такты:
Держась за руки, танцоры исполняют шаг на каблук, разворачивая рисунок в диагональ;
11-12 такты:
Из двух диагоналей, бегом с захлестом, перестраиваются в одну большую диагональ;
13-19 такты:
Танцоры исполняют мелкую дробь. Двигаясь по кругу в двойках;
20 такт:
Исполнители перестраиваются в два круга;
21-28 такты:
Два круга двигаются в противоположных направлениях. Исполнители чередуют молоточки и бег с захлестом;
29 такт:
Внутренний и внешний круг меняются местами, исполняя бег с захлестом;
30 такт:
Танцоры исполняют молоточки в сторону с выворотными коленями;
31-32 такты:
Повторяются 29-30 такты. Внешний и внутренний круг возвращаются на свои места;
33-34 такты:
Вернувшись на места, внешний круг исполняет шаг на каблук в сторону, продвигаясь по кругу. Внутренний круг исполняет мелкую дробь;
35-36 такты: Два круга раскрывают рисунок на один большой полукруг. Прочесываясь через одного;
37-40 такты:
Солируют 4 девушки, они исполняют двойную дробь в продвижении вперед. Остальные исполнители сохраняя рисунок, ставят ногу на каблук;
41-44 такты:
Солируют следующие 4 исполнительницы. Двигаясь вперед, исполняют двойную дробь с переступанием. Оставшиеся на местах исполнители сохраняя рисунок, меняют ногу и ставят на каблук;;
45-48 такты:
Следующие 4 солистки исполняют тройные поочередные выстукивания в продвижении. Исполнители в полукруге меняют ногу на каблуке;
49-52 такты:
Солируют оставшиеся 4 исполнительницы, они исполняют простую мелкую непрерывную дробь. Остальные учащиеся исполняют притоп;
53-56 такты:
С двух сторон, на встрече друг другу, держась за руки и исполняя шаг с притопом, исполнительниц выстраиваются в две линии в шахматном порядке;
57-64 такт:
Стоя в двух линиях в шахматном порядке, учащиеся исполняют дробную комбинацию.
1 Бриске И. Э. Народно-сценический танец и методика его преподавания: учеб. пособие. – Челябинск, 2007. – С. 7
2 Синицына Н. В. Танец и методика его преподавания народно-сценический танец I-II курс: методические рекомендации для студентов. – Киров, 2011. – С. 15
3 Синицына Н. В. Танец и методика его преподавания народно-сценический танец I-II курс: методические рекомендации для студентов. – Киров, 2011. – С. 16