СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по предмету Народно-сценический танец 2 год обучения

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по предмету Народно-сценический танец 2 год обучения»


  1. Разработка урока Народно-сценического танца


    1. Пояснительная записка


Народный танец чрезвычайно богат и разнообразен. Искусство танца родилось в глубокой древности. Издавна человек привык в движениях передавать волнующие его чувства. Языком танца может быть раскрыт духовный мир человека, показано его отношение к труду, к людям, к различным событиям. 

Народно-сценический танец был создан на основе народного танца т.е. имеет фольклорные истоки. Своими корнями история народно-сценического танца уходит в 16 век, в зрелище при Королевском французском дворе, где он получил название «характерный». В эпоху великого балетмейстера Мариуса Петипа в 19 веке он стал означать: Национальный танец, подвергшийся обработке согласно традициями профессионального сценического искусства.1 В 20 веке вместе с огромным интересом к народному творчеству, выделилось самостоятельное определение, получив название народно-сценического танца. Основателям народно-сценического (характерного) танца (А. Лопухов, А. Ширяев, А. Бочаров) и их последователям (Т. Ткаченко, А. Климов, Г. Богданов, П. Гусев и др.) удалось проанализировать разнообразные движения и положения корпуса, ног, рук, головы и вывести наиболее устойчивые и часто встречающиеся их формы. Таким образом, в ходе педагогической практики в народно-сценическом танце сформировались понятия постановки корпуса, позиций и положений ног и рук, а также ряд рабочих понятии, используемых в учебном процессе.

Основной организационной формой учебного процесса является урок.

Урок народно-сценического танца состоит из трех частей:

  1. Экзерсис у станка

Экзерсис (ехегсісе (фр.) - упражнение), первая часть урока народно-сценического танца, предполагает упражнения у станка и вырабатывает профессиональные качества, необходимые для выполнения танцевальной техники. Танцевальный экзерсис - это художественная система обучения танцу, постижение сущности этого искусства, а не только комплекс просто тренировочных упражнений. Он формировался на протяжении столетий как творческое освоение принципов исполнения народного, салонного и сценического танца наиболее одаренными представителями этого искусства. Экзерсис народно-сценического танца формирует танцевальную сообразительность, пластическую память, развивает силу мышц, эластичность связок, подвижность суставов, развивая тем самым танцевальные возможности, способности к танцу.

Экзерсис помогает исправлению природных физических недостатков (косолапость, сутулость, расхлябанность и др.). Всемерно развивает силу мышц спины, воспитывая правильную постановку корпуса, плеч, шеи, головы, вырабатывая привычку свободно держать голову без напряжения шеи и плеч, что чрезвычайно важно для естественной гармоничности и красоты любых повседневных движений, и дает навыки для освоения принципов почти всей танцевальной пластики.2

Помимо упражнений, непосредственно развивающих необходимую для танца выворотность ног, вытянутость колен и ступней, мягкость и плавность приседаний, легкость и воздушность прыжков, так же важны и упражнения, в которых сосредоточены принципы необходимых технических приемов:

  • навыки овладения устойчивостью в танце - апломбом;

  • навык перенесения центра тяжести с ноги на ногу;

  • координация движения рук, ног, головы;

  • навыки плавного беспрерывного движения рук;

  • умение держать спину и голову во время любых вращений.

  1. Упражнения на середине зала

Наиболее результативными упражнениями для усвоения любого народного танца служат элементы этих танцев.

Раздел включает в себя различные виды танцевальных ходов, дробей, движений, вращений, хлопушек, используемых в народных танцах. На основе изученных движений, элементов постепенно выстраиваются танцевальные комбинации, которые из года в год усложняются движениями рук, наклонами и поворотами корпуса головы, исполняются с продвижением в разных направлениях, комбинируются с другими элементами танца.

Основной задачей раздела является постепенное и последовательное развитие и усложнение техники исполнения, силы и выносливости учащихся, приобретение навыков и умения передавать характерные особенности того или иного народного танца.

  1. Работа над этюдами и танцами

Основной задачей раздела является развитие и совершенствование техники танца, актерского мастерства. Подготовка учащихся к сценической деятельности. Достижение эмоционального и выразительного исполнения этюдов и отдельных танцевальных элементов народного танца в этюдных постановках способствует созданию правильного сценического образа в народном танце.

Каждая часть урока представляет собой педагогическую ситуацию, которая направлена на решение определенных учебно-творческих задач.

Основные принципы организации педагогического процесса:

  • системность, последовательность;

  • развитие от простого к сложному;

  • распределение физической нагрузки;

  • выработка правильного дыхания;

  • перспективность, целенаправленность.

Особое внимание следует уделять музыкальному оформлению урока народно-сценического танца. Музыка на уроке народно-сценического танца – важнейший фактор эстетического и художественного воспитания. Музыка – основа народного танца. Музыкальное оформление урока народно-сценического танца должно соответствовать следующим принципам:

  • соответствие характера движения, его темпу, ритму, стилю;

  • подчинение учебно-танцевального материала особенностям народной музыки, ее национальному колориту;

  • подбор музыкальных произведений с учетом задач различных частей урока;

  • использование на уроке народно-сценического танца «живого» музыкального сопровождения, а также фонограмм;

  • проведение предварительной работы педагога с концертмейстером;3

Правильно подобранный музыкальный материал способствует развитию музыкальной культуры, воспитанию музыкального вкуса учащихся, эмоционально-ценностного отношения к искусству. Именно эти исполнительские качества необходимы для исполнения любой хореографической композиции, в том числе и для создания практической части данного дипломного проекта. Поэтому, разработанный урок народно-сценического танца, направлен на развитие не только техники танца, но и музыкальности и выразительности исполнения, что в свою очередь положительно отражается на создании сценического образа.

Представленный урок разработан на основе русского народного танца.

Возраст: 5 год обучения (народно-сценический танец 2 год обучения) (5 класс ДШИ)

Тема урока: работа над созданием сценического образа в народном танце

Цель урока: достичь музыкального, эмоционального и выразительного исполнения танцевальных элементов русского народного танца.

Задачи урока:

Образовательные:

  • повторить и закрепить ранее усвоенные упражнения и движения экзерсиса у станка и на середине зала;

  • отработать элементы русского народного танца;

  • проработать сложные сочетания движений;

  • закрепить понятие «амплитуды движения»;

Развивающие:

  • Развивать у детей чувства ритма, музыкальность;

  • развивать внимание, хореографическую память;

  • формировать выразительную и точную передачу национального характера, манеру и стиль исполнения танцевальных движений;

  • развивать физические данные: выворотность, гибкость, координацию движений, устойчивость, выносливость.

Воспитательные:

  • воспитание культуры поведения;

  • повышенье интереса к русской танцевальной культуре и предмету народно-сценический танец;

  • воспитание коммуникативных навыков, умение работать в ансамбле;

  • формирование потребности доброго отношения друг к другу.

Тип урока: закрепление пройденного материала.

Организационная форма урока: групповая

Методы обучения:

  • словесный;

  • репродуктивный;

  • наглядно-практический качественный показ

Средства обучения:

  • хореографический станок;

  • зеркала;

  • нотный материал;

  • музыкальное сопровождение под баян.

Условные обозначения:

ОН – опорная нога;

РН – рабочая нога.


    1. Содержание урока



Экзерсис у станка

1.Demi-plie et grand plie в характере русского народного танца

Музыкальный размер 4/4, 16 тактов.

Исходное положение - I прямая позиция ног, рука вдоль тела, голова в зал.

Preрaration 1 такт.

Раз-и – рука поднимается в I позицию, голова наклонена к плечу, взгляд направлен на кисть правой руки;

Два-и – рука открывается во II позицию, голова за рукой.

Три-и – рука закрывается на пояс, голова за рукой.

Четыре-и – голова поворачивается в сторону.

1 такт:

Раз-и – demi-plie по I прямой позиции, рука на поясе;

Два – возвращение из demi-plie;

И – развернуть стопы в I выворотную позицию

Три-и – demi-plie, рука переводится в первую позицию, взгляд направлен на кисть правой руки;

Четыре-и - возвращение из demi-plie, руку открыть во вторую позицию, взгляд за рукой;

2 такт:

Раз-и, два-и - grand plie, рука в момент приседания опускается в подготовительное положение;

Три-и, четыре-и - возвращение из grand plie, во время подъема рука через первую позицию открывается во вторую, взгляд за рукой;

3 такт:

Раз – резкое demi-plie, рука закрывается на пояс;

И-два-и – возвращение из demi-plie;

Три-и – перейти в невыворотную II позицию, demi-plie , рука в первую позицию;

Четыре-и - через положение стоп «на каблук» перейти во II выворотную позицию, возвращение из plie, во время подъема рука через вторую позицию приходит за голову, положение «на шапочку»;

4 такт:

Раз-и – demi-plie, рука сохраняет положение;

Два-и – возвращение из demi-plie, одновременно перевести РН на каблук, ОН на полупальцы, скрутись корпус спиной в первую точку, рука снимается со станка на пояс, вторая сохраняет положение «на шапочку»перевести РН на ребро каблука, ОН в demi-plie, рука открывается на вторую позицию. Голова прямо;

Три-и – сохраняем позу;

Четыре – demi-plie по II выворотной позиции, корпус прямо, рука в трутью позицию, ладонь сокращении, направлена вверх, взгляд на руку;

И – возвращение из demi-plie, рука закрывается на пояс.

5 такт:

Раз-и, два-и - grand plie, рука сохраняет положение на поясе;

Три-и, четыре-и - возвращение из grand plie, рука на поясе;

6 такт:

Раз-и, два-и - grand plie, рука в момент поднимается в первую позицию, голова за рукой;

Три-и, четыре-и - возвращение из grand plie, рука открывается во вторую, голова за рукой;

7 такт:

Раз-и-два-и – равномерный наклон корпуса к палке (port de bras к станку), РН на носке, рабочая рука в положение за голову, «на шапочку», голова поворачивается к палке;

Три-и-четыре-и – корпус равномерно возвращается в прямое положение, рука сохраняет положение, голова прямо;

8 такт:

Раз-и – перевести РН на носок, рука, голова сохраняют положение;

Два-и – перевести РН на ребро каблука, ОН в demi-plie, наклон корпуса к РН, голова в сторону;

Три-и – вырасти из plie, РН перевести на носок, корпус прямо, рука в третью позицию, голова за рукой;

Четыре-и – закрыть ногу вперед в V позицию, закрыть руку на пояс;

9 такт:

Раз-и, два-и – grand plie, рука через подготовительное положение переходит в первую позицию;

Три-и, четыре-и – возвращение из grand plie, во время подъема рука открывается во вторую, взгляд за рукой;

10 такт:

Раз-и – battement tendu вперед, рука на второй позиции, голова в сторону;

два-и – перевести РН на каблук, ОН на plie;

Три-и – вырасти из plie на ОН, РН перевести на носок;

Четыре-и – закрыть ногу в V выворотную позицию;

11 такт:

Раз-и, два-и – 2 releve на полупальцы, руку закрыть на пояс;

Три-и, четыре-и - 2 releve на полупальцы;

12 такт:

Раз-и – «отрывистое» demi-plie;

Два-и – пауза;

Три-и – вырасти из plie, battement tendu в сторону, руку перевести в первую позицию;

Четыре-и – закрыть ногу назад в V позицию, руку раскрыть на вторую;

13 такт:

Раз-и – demi-plie , руку закрыть на пояс, взгляд за рукой;

Два-и – вырасти из plie;

Три-и – releve на полупальцы, рука в первую позицию, взгляд в кисть;

Четыре-и – опуститься, раскрыть руку на вторую позицию;

14 такт:

Раз-и, два-и – grand plie, рука закрывается в на пояс, взгляд за рукой;

Три-и, четыре-и – возвращение из grand plie, голова в сторону;

15 такт:

Раз-и, два-и – grand plie, руку закрыть на пояс;

Три-и, четыре-и – возвращение из grand plie;

16 такт:

Раз-и – растяжка;

Два-и – passé par terre, довернуться в еpaulement, от станка.

Три-и – plie на ОН, РН перевести на каблук, рука в первую, взгляд в кисть;

Четыре-и – рука через вторую позицию приходит в положение за голову, вторая на поясе, голова к станку.


2.Battement tendu в характере русского народного танца

Музыкальный размер 2/4, 32 такта.

Исходное положение - V позиция ног, рука вдоль тела, голова в зал

Preрaration 2 такта.

1 такт:

Раз-и – рука поднимается в I позицию, голова наклонена к плечу, взгляд направлен на кисть правой руки;

Два-и - рука открывается во II позицию, голова за рукой.

2 такт:

Раз-и – рука закрывается на пояс, пальцы собраны в кулак, голова за рукой.

Два-и - голова поворачивается в сторону, довернуться в еpaulement, к станку.

1 такт:

Раз-и – классическое battement tendu вперед, рука на поясе, голова в сторону;

Два-и – закрыть ногу в V позицию, поднять пятку ОН;

2 такт:

Раз-и – battement tendu с работой пятки ОН; вывести РН вперед;

Два-и – закрыть ногу в позицию;

3 такт:

Раз-и – battement tendu с переводом РН на каблук и plie на ОН вперед; вывести РН вперед;

Два-и – перевести РН на ребро каблука, ОН в plie, корпус отклонить назад, рука на поясе, голова в сторону;

4 такт:

Пауза;

5 такт:

Раз-и – вытянуться на ОН, перевести РН на носок, рука постепенно через проходящую первую позицию открывается на вторую;

Два-и – перевести РН на ребро каблука, рука продолжает движение, взгляд в кисть;

6 такт:

Раз-и – перевести РН на носок, рука продолжает движение, взгляд в кисть;

Два-и – перевести РН на ребро каблука, рука продолжает движение, взгляд в кисть;

7 такт:

Раз-и – перевести РН на носок, рука открывается на вторую позиции., голова в сторону;

Два-и – Passe par terre назад;

8 такт:

Раз-и – закрыть ногу в V позицию назад;

Два-и – закрыть руку на пояс, на кулачок, голова в сторону;

9-16 такты:

Повторить 1-8 такты начиная назад;

17 такт:

Раз-и – классическое battement tendu в сторону, довернуться анфас, голова прямо;

Два-и – plie по второй выворотной позиции, голова к РН ноге;

18 такт:

Раз-и – вырасти из plie, РН на носок;

Два-и – закрыть ногу в V позицию назад;

19-20 такты:

Повторить 17-18 такты ОН;

21-24 такты:

Battement tendu с работой пятки ОН крестом;

25 такт:

Ковырялочка РН в сторону;

26 такт:

Тройной притоп;

27 такт:

Ковырялочка ОН назад в повороте;

28 такт:

3 перескока с ноги на ногу;

29-31 такты:

Повторить 21-23 такты начиная с другой ноги;

32 такт:

2 перескока, последний с выносом ноги на каблук, ОН на plie, довернуться в еpaulement , от станка, руки раскрыть на вторую позицию, корпус отклонить назад, голова за РР.


3. Battement tendu jete в характере русского народного танца

Музыкальный размер 2/4, 32 такта.

Исходное положение - V позиция ног, рука вдоль тела, голова в зал

Preрaration 2 такта.

1 такт:

Раз-и – рука поднимается в I позицию, голова наклонена к плечу, взгляд направлен на кисть правой руки;

Два-и - рука открывается во II позицию, голова за рукой.

2 такт:

Раз-и – рука закрывается на пояс, голова за рукой.

Два-и - голова поворачивается в сторону.

1 такт:

Раз-и – battement tendu jete вперед;

Два-и – закрыть ногу в V позицию;

2 такт:

Раз-и – battement tendu jete вперед, ОН в plie;

Два-и – пауза;

3 такт:

Раз – сократить стопу РН;

И – вытянуть носок РН;

Два – сократить стопу РН;

И- пауза;

4 такт:

Раз-и – натянуть подъем РН, вырасти на ОН;

Два-и – закрыть РН в V позицию;

5 такт:

Раз-и – battement tendu jete вперед с plie на Он;

Два-и – закрыть ногу в V позицию, вытянуться на ОН;

6 такт:

Раз-и – battement tendu jete вперед с plie на Он;

Два-и – закрыть ногу в V позицию, вытянуться на ОН;

7 такт:

Раз– battement tendu jete в сторону;

И – сократить стопу РН;

Два – натянуть подъем РН;

И – сократить стопу РН;

8 такт:

Раз-и – натянуть подъем РН;

Два-и – закрыть назад в V позицию;

9-16 такты:

Повторить 1-8 такты начиная назад;

17 такт:

Раз-и – battement tendu jete вперед, ОН в plie;

Два-и – пауза;

18 такт:

Раз-и – вытянуться на ОН;

Два-и – закрыть РН в V позицию с акцентом к себе;

19-22 такты:

Повторить 17-18 такты в сторону и назад;

23 такт:

Раз – battement tendu jete назад, рука поднимается в первую позицию;

И – сократить стопу РН, раскрыть руку на вторую позицию;

Два – pique;

И – вытянуть стопу РН;

24 такт:

Раз-и – Passé pаr terre, ОН в plie;

Два-и – вытянутся на ОН, закрыть ногу в V позицию, руку закрыть на пояс;

25 такт:

Раз – battement tendu jete вперед;

И – сократить стопу РН;

Два – pique;

И – вытянуть стопу РН;

26 такт:

Раз-и – Passé pаr terre, ОН в plie;

Два-и – пауза;

27 такт:

Раз-и – Passé pаr terre, ОН в plie;

Два-и – закрыть ногу в V позицию;

28такт:

Раз-и – исполнить простую «моталочку» ОН, рука поднимается в первую позицию;

Два-и – «моталочка» РН, раскрыть руку на вторую позициию;

29-31такты:

Повторить 28 такт;

32 такт:

Раз-и – простая «моталочка» ОН;

Два-и – тройной притоп, закрыть руку на пояс.

4. Характерный Ronds de jambe par terre в характере русского народного танца.

Музыкальный размер 2/4, 16 тактов.

Исходное положение - I позиция ног, рука вдоль корпуса.

Preрaration 2 такта.

1 такт:

Раз-и – рука поднимается в I позицию, голова наклонена к плечу, взгляд направлен на кисть правой руки;

Два-и - battement tendu в сторону, рука открывается во II позицию, голова за рукой.

2 такт:

Раз-и – через мазок, нога приходит в положение sur le cou-de-pied сзади.

Два-и – закрыть руку на пояс, голова в сторону;

1-2 такты:

два rond de jambe par terre en dehors;

3-4 такты:

Rond «восьмерка»;

5-6 такты:

Два demi rond de pied;

7 такт:

Раз-и –растяжка;

Два-и – Passé pаr terre;

8такт:

Раз-и – demi rond

Два-и – закрыть ногу на щиколотку;

9 такт:

Раз-и – plie по IV позиции, рука поднимается в первую позицию;

Два-и – перейти на РН, открыть руку в третью позицию;

10 такт:

Раз-и – plie по IV позиции, закрыть руку на пояс;

Два-и – перейти на ОН;

11-12 такты:

Demi rond по воздуху, взять ногу к щиколотке;

13-14 такты:

Rond de pied en dedans;

15 такт:

«Гармошка»

16 такт:

Раз-и – шаг РН в сторону, руки раскрыть на вторую позицию;

Два-и – ОН перевести на ребро каблука, отклонить корпус от ноги, одну руку закрыть на пояс, вторая за голову.


5. FlickFlack в характере матросского танца

Музыкальный размер 2/4, 24 такта.

Исходное положение – V позиция ног, рука вдоль корпуса.

Preрaration 4 такта.

1 такт:

Раз-и – рука поднимается в I позицию, через подготовительное положение голова наклонена к плечу, взгляд направлен на кисть правой руки;

Два-и – раскрыть руку на вторую позицию;

2 такт:

Раз-и – echappe;

Два-и – пауза;

3 такт:

Пауза,

4 такт:

Раз-и – с ударом поставить РН рядом с ОН, носком к станку, развернуть РН и с ударом поставить ее в V позицию, закрыть руку на пояс;

Два-и – поднять РН к щиколотке ОН с сокращенной стопой.

1-2 такты:

2 Flick – Flack вперед;

3 такт:

Тройное переступание

4 такт:

Раз – перескочить на ОН;

И-два – Flick – Flack в сторону;

И – пауза;

5-8 такты: повторить 1-4 такт начиная назад;

9 такт:

Раз-и – Flick – Flack в сторону, раскрыть руку на вторую позицию, через проходящую первую;

Два-и – Flick – Flack на croisee;

10 такт:

Раз-и – Flick – Flack в сторону;

Два-и – удар РН сзади, закрыть руку на пояс;

11 такт:

Раз – шаг на РН;

И – шаг на каблук ОН;

Два – шаг на каблук РН;

И – echappe по второй позиции;

12 такт:

Раз – собраться, releve по V позиции;

И – опуститься с полупальцев;

Два – РН с сокращенной стопой у щиколотки ОН;

И – пауза;

13-14 такты:

2 Flick – Flack вперед, раскрыть руку на вторую позицию, через проходящую первую на первый такт, закрыть руку на пояс на второй такт;

15 такт:

Раз-и – Flick – Flack в сторону;

Два– Flick на croisee;

И – пауза;

16 такт:

Раз – Flack;

И-два –Flick – Flack в сторону;

И – пауза;

17-18 такты:

2 Flick – Flack назад;

19 такт:

Раз-и – Flick – Flack на croisee;

Два – Flick в сторону;

И – пауза;

20 такт:

Раз – закрыть ногу на cou-de-pied;

И-два – Flick – Flack в сторону;

И – пауза;

21 такт:

Раз-и – Flick – Flack вперед;

Два-и – Flick – Flack в сторону;

22 такт:

Раз-и – Flick – Flack назад;

Два-и – удар РН сзади;

23 такт:

Раз – шаг на РН, поднять руку в первую позицию;

И – шаг на каблук ОН, раскрыть руку на вторую позицию;

Два – шаг на каблук РН;

И – echappe по второй позиции;

24 такт:

Раз – releve по V позиции, закрыть руку на пояс;

И – опуститься с полупальцев, РН у щиколотки ОН;

Два – удар РН впереди по V позиции;

И – пауза.


6. Pas tortilla в характере русского народного танца

Музыкальный размер 2/4, 32 такта.

Исходное положение - V позиция ног, рука вдоль тела, голова в зал

Preрaration 2 такт.

1 такт:

Раз-и – рука поднимается в I позицию, голова наклонена к плечу, взгляд направлен на кисть правой руки;

Два-и – нога выводится в сторону по правилам battement tendu, рука открывается во II позицию, голова за рукой.

2 такт:

Раз-и – рука закрывается на пояс, голова за рукой.

Два-и - поднять ногу на 15 0 , голова поворачивается в сторону.

1-2 такты:

Pas tortilla одинарное;

3 такт:

Раз-и-два – Pas tortilla одинарное, нога не открывается;

И – развернуть РН в невыворотное положение;

4 такт:

Раз – развернуть РН в выворотную V позицию;

И – открыть ногу в И.П.

Два-и – пауза;

5-6 такты:

Pas tortilla одинарное с ударом;

7 такт:

Pas tortilla одинарное с ударом;

8 такт:

Pas tortilla одинарное с ударом, нога не открывается;

9 такт:

Шаг на каблук РН, плечи разворачиваются к ноге;

10 такт:

Шаг на каблук ОН, плечи разворачиваются к ноге;

11 такт:

2 соскока с разворотом стоп по I прямой позиции, голова поворачивается в противоположную сторону;

12 такт:

Тройной притоп, начиная ОН, голова прямо, корпус наклонить вперед, за последним притопом выбить РН в сторону, стопа натянута, ОН в plie, голова за ногой;

13-16 такт:

4 подбивки с переступанием РН, руки постепенно раскрываются на вторую позицию, остаться в plie на двух ногах.


7. Подготовка к веревочке у упражнения для бедра в характере русского народного танца

Музыкальный размер 2/4, 32 такта.

Исходное положение - V позиция ног, рука вдоль тела, голова в зал

Preрaration 2 такт.

1 такт:

Раз-и – рука поднимается в I позицию, голова наклонена к плечу, взгляд направлен на кисть правой руки;

Два-и - рука открывается во II позицию, голова за рукой.

2 такт:

Раз-и – рука закрывается на пояс, голова за рукой.

Два-и - голова поворачивается в сторону.

1-2 такты:

2 подготовки к веревочке, раскрыть руку на вторую позицию на первый такт, закрыть руку на пояс на второй такт;

3-4 такты:

Упражнение для бедра;

5-6 такты:

2 подготовки к веревочке с подъемом ОН на полупальцы, раскрыть руку на вторую позицию на первый такт, закрыть руку на пояс на второй такт;

7 такт:

Раз-и – развернуть стопу в невыворотное положение;

Два-и – passé до колена;

8 такт:

Раз-и – развернуть ногу в бедре;

Два-и – ОН в plie, РН выносится в сторону на каблук;

9 такт:

Раз-и – вырасти из plie, РН на носок;

Два-и – закрыть ногу в V позицию;

10 такт:

Подготовка к веревочке, опуститься в plie;

11-12 такты:

На затакт 3 простые веревочки, четвертая двойная, вырасти из plie, раскрыть руку на вторую позицию;

13 такт:

2 подготовки к веревочке;

14 такт:

Подготовка к веревочке с plie;

15 такт:

Раз-и – releve на полупальцы;

Два-и – поворот en dehors, от станка;

16 такт:

Подготовка к веревочке на plie, закрыть руку на пояс;

17-32 такты:

Все повторяется с другой ноги.


8. Выстукивания в характере русского народного танца

Музыкальный размер 2/4, 16 тактов.

Исходное положение - III позиция ног, рука вдоль тела, голова в зал

Preрaration 2 такта.

1 такт:

Раз-и – рука поднимается в I позицию, голова наклонена к плечу, взгляд направлен на кисть правой руки;

Два-и - рука открывается во II позицию, голова за рукой.

2 такт:

Раз-и – plie, рука закрывается на пояс, голова за рукой.

Два-и – поднять пятку ОН, голова в сторону.

1такт:

Раз-и – пятка ОН с ударом опускается на пол, РН к щиколотке ОН, стопа сокращена;

Два-и – удар всей ступой РН, поднять пятку ОН;

2 такт:

Повторить 1 такт;

3 такт:

Раз-и – пятка ОН с ударом опускается на пол, РН к щиколотке ОН, стопа сокращена, колено РН развернуть в невыворотное положение, голова к станку;

Два-и – удар всей стопой РН в первой прямой позиции, поднять пятку ОН;

4 такт:

Раз-и – опустить пятку ОН, развернуть РН в выворотное положение, у щиколотки ОН, стопа сокращена, голова в центр зала;

Два-и – РН с ударом всей стопой опустить в III позицию;

5 такт:

Раз-и – с ударом опустить пятку ОН, РН переносится назад к щиколотке ОН, стопа сокращена, голова в центр зала;

Два-и – РН с ударом всей стопой ставится в III позицию сзади ОН, поднять пятку ОН;

6 такт:

Раз-и – с ударом опустить пятку ОН, РН переносится вперед к щиколотке ОН, стопа сокращена, голова в центр зала;

Два-и – РН с ударом всей стопой ставится в III позицию перед ОН, поднять пятку ОН;

7 такт:

Раз – пятка ОН с ударом опускается на пол, РН поднимается к щиколотке ОН, стопа сокращена;

И – РН с ударом всей ступни ставится на пол в III позицию, одновременно поднять пятку ОН;

Два – пятка ОН с ударом опускается на пол, РН поднимается к щиколотке ОН, стопа сокращена;

И – РН с ударом всей ступни ставится на пол в III позицию, одновременно поднять пятку ОН;

8 такт:

Раз – пятка ОН с ударом опускается на пол, РН поднимается к щиколотке ОН, стопа сокращена;

И – удар пяткой РН;

Два – РН с ударом всей ступни ставится на пол в III позицию, одновременно поднять пятку ОН;

И – пауза;

9 такт:

Раз – с ударом опустить пятку ОН, РН переносится назад к щиколотке ОН, стопа сокращена, голова в центр зала;

И – РН с ударом всей стопой ставится в III позицию сзади ОН, поднять пятку ОН;

Два – пятка ОН с ударом опускается на пол РН поднимается к щиколотке ОН, стопа сокращена;

И – РН с ударом всей ступни ставится на пол в III позицию, одновременно поднять пятку ОН;

10 такт:

Раз – пятка ОН с ударом опускается на пол, РН к щиколотке ОН, стопа сокращена;

И – удар пяткой РН;

Два – РН с ударом всей ступни ставится на пол в III позицию, одновременно поднять пятку ОН;

И – пауза;

11 такт:

Раз – с ударом опустить пятку ОН, РН переносится вперед к щиколотке ОН, стопа сокращена, колено РН развернуть в невыворотное положение, голова к станку;

И – удар всей стопой РН в первую прямую позицию, одновременно поднять пятку ОН

Два – пятка ОН с ударом опускается на пол, РН разворачивается в выворотное положение к щиколотке ОН, стопа сокращена, голова в центр зала;

И – РН с ударом всей ступни ставится на пол в III позицию, одновременно поднять пятку ОН;

12 такт:

Раз – пятка ОН с ударом опускается на пол, РН к щиколотке ОН, стопа сокращена;

И – удар пяткой РН;

Два – удар всей стопой РН в III позиции, одновременно поднять пятку ОН;

И – пауза;

13 такт:

Раз – пятка ОН с ударом опускается на пол, РН к щиколотке ОН, стопа сокращена;

И – РН с ударом всей стопы в III позицию, одновременно поднять пятку ОН;

Два – с ударом опустить пятку ОН, РН переносится назад к щиколотке ОН, стопа сокращена, голова в центр зала;

И – РН с ударом всей стопой ставится в III позицию сзади ОН, поднять пятку ОН;

14 такт:

Раз – с ударом опустить пятку ОН, РН переносится вперед, стопа сокращена, голова в центр зала;

И – РН с ударом всей стопы в III позиции перед ОН, поднять пятку ОН;

Два – развернуть стопу ОН в невыворотное положение, с ударом опустить пятку, РН к щиколотке, стопа сокращена;

И – РН с ударом ставится на всю стопу в первую прямую позицию, ОН согнуть в колене, привести к щиколотке РН, стопа сокращена;

15 такт:

Исполнить 4 дроби «в горошек»

16 такт:

Раз-и – соскок на обе ноги, руки в первую позицию;

Два-и – releve, руки раскрыть на вторую позицию, корпус подать вперед.


9. Battement developpe в характере русского танца

Музыкальный размер 4/4, 32 такта.

Исходное положение - V позиция ног, рука вдоль тела, голова в зал

Preрaration 1 такт.

Раз-и – рука поднимается в I позицию, голова наклонена к плечу, взгляд направлен на кисть правой руки;

Два-и - рука открывается во II позицию, голова за рукой.

Три-и – рука закрывается на пояс, голова за рукой.

Четыре-и - голова поворачивается в сторону.

1 такт:

Battement developpe вперед с plie, рука через первую позицию раскрывается на вторую, взгляд в кисть;

2 такт:

Раз-и, два-и - пауза;

Три-и – passé, руку закрыть на пояс;

Четыре-и – закрыть ногу;

3 такт:

Раз-и – batment tendu вперед;

Два-и – перевести РН на ребро каблука, ОН в plie;

Три-и, четыре-и – releve lent, ОН в plie;

4 такт:

Раз-и, два-и - пауза;

Три-и – вырасти из plie;

Четыре-и - закрыть ногу в V позицию;

5-8 такты:

2 battement developpe в сторону на plie, рука через первую позицию раскрывается на вторую, закрывается на пояс;

9-12такты:

Повторить 1-4 такты начиная назад;

13-14 такты:

Повторить 3-4 такты в сторону;

15 такт:

Раз – шаг РН от станка

И – удар полупальцами ОН сзади РН

Два – шаг ОН к станку

И – перевести РН на ребро каблука, сесть в plie на ОН;

Три-и – рука переводится в первую позицию, взгляд в кисть

Четыре-и – раскрыть руку на вторую позицию, корпус повернуть от станка;

16 такт:

Раз-и, два-и – 2 припадания от станка в повороте, поворот на 1800;

Три-и – plie на РН, ОН у щиколотки;

Четыре-и – passé, перевести ОН вперед;

17-32 такты:

Повторить 1-16 такты с другой ноги


10. Grand battement jete в характере русского народного танца

Музыкальный размер 2/4, 32 такта.

Исходное положение - V позиция ног, рука вдоль тела, голова в зал

Preрaration 2 такта.

1 такт:

Раз-и – рука поднимается в I позицию, голова наклонена к плечу, взгляд направлен на кисть правой руки;

Два-и - рука открывается во II позицию, голова за рукой.

2 такт:

Раз-и – рука закрывается на пояс, голова за рукой.

Два-и - голова поворачивается в сторону.

1-3 такты:

Три grand battement вперед;

4 такт:

Releve на полупальцы, руку раскрыть на вторую позицию, через проходящую первую;

5 такт:

Раз-и – grand battement вперед;

Два-и – РН опустить на ребро каблука;

6 такт:

Раз-и – grand battement вперед;

Два-и – закрыть ногу, руку закрыть на пояс;

7-8 такты:

Повторить 5-6 такты в сторону;

9-16 такты:

Повторить 1-8 такты начиная назад;

17-18 такты:

2 grand battement в сторону;

19 такт:

Раз-и – grand battement в сторону, рука поднимается в первую позицию;

Два-и – РН опустить на ребро каблука, ОН в plie, раскрыть руку на вторую позицию;

20 такт:

Раз-и – grand battement в сторону;

Два-и – закрыть ногу в V позицию, закрыть руку на пояс;

21-24 такты:

Grand battement с увеличенным размахом вперед;

25-26 такты:

Повторить 19-20 такты;

27 такт:

Grand battement с plie в сторону, закрыть ногу в I позицию;

28 такт:

Раз-и – через каблуки перейти в I прямую позицию;

Два – перейти на полупальцы;

И – встать на всю ступню;

29 такт:

Раз-и – через колено выбросить РН ногу вперед, опустить на каблук (перескок с выносом ноги на ребро каблука);

Два-и – через колено выбросить ОН ногу вперед, опустить на каблук;

30 такт:

Раз-и – через колено выбросить РН ногу вперед, опустить на каблук;

Два-и – двойной притоп;

31-32 такты:

Повторить 29-30 такты, на притопе открыть руки в третью позицию;



Экзерсис на середине зала

Экзерсис на середине зала состоит из различных комбинаций в характере русского народного танца, среди них:


  1. Port de bras

Музыкальный размер 4/4, 32 такта.

  1. Комбинация на моталочку и ковырялочку

Музыкальный размер 2/4, 32 тактов.

  1. Комбинация на веревочку

Музыкальный размер 2/4, 16 тактов.

  1. Выстукивания

Музыкальный размер 2/4, 32 тактов.

  1. Дробные проходки

Музыкальный размер 6/8.

  1. Подготовка к вращениям на середине зала

Музыкальный размер 2/4.

  1. Вращения по диагонали

Музыкальный размер 2/4.


Этюды:

В этюдных постановках: хоровод «Веночек», русская пляска «Топотуха» были использованы элементы, вошедшие в танцевальные композиции музыкально-хореографического спектакля «Картинки с ярмарки». Эмоциональное, выразительное исполнение этюдов способствовало правильному созданию сценического образа.


Этюдная постановка «Топотуха»

Музыкальный размер 4/4, 64 такта.

Вступление: 2 такта.


1-4 такт:

С двух сторон, на встрече друг другу, держась за руки и исполняя шаг с притопом, двигаются по 8 исполнительниц. Они выстраиваются в две линии в шахматном порядке;

5 такт:

Держась за руки, танцоры исполняют шаг на каблук с правой, затем с левой ноги, выразительно поворачивая голову в сторону РН и немного продвигаясь вперед;

6 такт:

Стоя в двух линиях, танцоры через одного, исполняют бег с захлестом, первые обходят вторых. Вторые исполняют притоп;

7-8 такты:

Повторяя 5-6 такты, исполнитель меняются в паре. Вторые обходят первых. Первые исполняют притоп;

9-10 такты:

Держась за руки, танцоры исполняют шаг на каблук, разворачивая рисунок в диагональ;

11-12 такты:

Из двух диагоналей, бегом с захлестом, перестраиваются в одну большую диагональ;

13-19 такты:

Танцоры исполняют мелкую дробь. Двигаясь по кругу в двойках;

20 такт:

Исполнители перестраиваются в два круга;

21-28 такты:

Два круга двигаются в противоположных направлениях. Исполнители чередуют молоточки и бег с захлестом;

29 такт:

Внутренний и внешний круг меняются местами, исполняя бег с захлестом;

30 такт:

Танцоры исполняют молоточки в сторону с выворотными коленями;

31-32 такты:

Повторяются 29-30 такты. Внешний и внутренний круг возвращаются на свои места;

33-34 такты:

Вернувшись на места, внешний круг исполняет шаг на каблук в сторону, продвигаясь по кругу. Внутренний круг исполняет мелкую дробь;

35-36 такты: Два круга раскрывают рисунок на один большой полукруг. Прочесываясь через одного;

37-40 такты:

Солируют 4 девушки, они исполняют двойную дробь в продвижении вперед. Остальные исполнители сохраняя рисунок, ставят ногу на каблук;

41-44 такты:

Солируют следующие 4 исполнительницы. Двигаясь вперед, исполняют двойную дробь с переступанием. Оставшиеся на местах исполнители сохраняя рисунок, меняют ногу и ставят на каблук;;

45-48 такты:

Следующие 4 солистки исполняют тройные поочередные выстукивания в продвижении. Исполнители в полукруге меняют ногу на каблуке;

49-52 такты:

Солируют оставшиеся 4 исполнительницы, они исполняют простую мелкую непрерывную дробь. Остальные учащиеся исполняют притоп;

53-56 такты:

С двух сторон, на встрече друг другу, держась за руки и исполняя шаг с притопом, исполнительниц выстраиваются в две линии в шахматном порядке;

57-64 такт:

Стоя в двух линиях в шахматном порядке, учащиеся исполняют дробную комбинацию.



1 Бриске И. Э. Народно-сценический танец и методика его преподавания: учеб. пособие. – Челябинск, 2007. – С. 7

2 Синицына Н. В. Танец и методика его преподавания народно-сценический танец I-II курс: методические рекомендации для студентов. – Киров, 2011. – С. 15

3 Синицына Н. В. Танец и методика его преподавания народно-сценический танец I-II курс: методические рекомендации для студентов. – Киров, 2011. – С. 16


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!