СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по предмету "Окружающий мир" А. А. Плешаков 3 класс. Тема урока: «Разнообразие животных».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по предмету "Окружающий мир" А. А. Плешаков 3 класс. Тема урока: «Разнообразие животных».

Просмотр содержимого документа
«Урок по предмету "Окружающий мир" А. А. Плешаков 3 класс. Тема урока: «Разнообразие животных».»

Урок по предмету "Окружающий мир" А.А.Плешаков 3 класс. Тема урока: «Разнообразие животных».

Цель урока: познакомить с разнообразием видового состава животных на Земле и классификацией животных по их групповым признакам.

Универсальные учебные действия, формируемые на уроке:

Предметные:определять принадлежность животных к определенной группе, классифицировать животных.

Регулятивные:совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; выполнять учебные задания в соответствии с целью; определять степень успешности выполненной работы.
Познавательные: делать простейшие выводы о взаимосвязи между представителями живой природы, учиться классифицировать животных.
Коммуникативные: участвовать в диалоге со сверстниками; отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать речь других; умение работать в группах.
Личностные: уважительно относиться к мнению других ребят, формировать своё мнение, формировать эмоционально-ценностное отношение к каждой группе животных.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент. Психологический настрой.

Учитель: - Здравствуйте, ребята, приятно видеть вас всех сегодня. Скажите, ребята, что вы ждёте от урока? Каким вы хотите, чтоб он был?

Учитель: - Мы с вами постараемся, чтобы ожидания наши оправдались и урок получился интересным и увлекательным.




Ученики: - Мы хотим, чтоб урок был интересным и веселым, увлекательным, нескучным.

2. Проверка домашнего задания.
















— Какую роль играют растения в жизни людей?— Почему многие виды дикорастущих растений становятся редкими?



— Назовите растения, занесенные в Красную книгу.

— О каком растении, занесенном в Красную книгу России, вы подготовили сообщение?

(Проверка задания № 7 из рабочей тетради с. 39).

— Что делают люди для охраны растений? (Их охраняют в заповедниках, ботанических садах.)

— Какие правила поведения в природе вы выполняете?


Растения выделяют кислород, которым дышат живые существа. Только растения образуют на свету сахар, крахмал и другие вещества, которыми питаются люди и животные.




Учащиеся рассказывают о растениях




3. Постановка темы, цели и задач урока.











Учитель:- На предыдущем уроке вы познакомились с разнообразием мира растений. Как называется мир растений?

Учитель: -Назовите из каких частей состоит царство растений?

Учитель:- Давайте заполним таблицу, выясним, знаете ли вы чем растения отличаются от животных?

Учитель: - Ребята, я расскажу вам одну историю.

Жили – были две сестры – царицы. Звали их Флора и Фауна. (На слайде рисунки двух цариц.) Жили дружно и мирно. У Флоры все было в порядке. Царство растений представляло единое целое. (На доске прикрепляю ключевые слова: целое, часть.)

Учитель: - У Фауны до некоторых пор царство тоже было единым целым, и состояло из частей -групп. Но однажды случилась беда: она потеряла «Домовую» книгу, где животные все были переписаны по группам, они разбежались, мечутся, растерялись - полный беспорядок. (Слайд с изображением множества животных, размещенных в беспорядке по всему полю: рак, заяц, щука, улитка, змея, черви, морской еж, орел, воробей, черепаха, лягушка, жаба, осьминог, паук, жук, пчела, и др.)

Работа в группах (1мин). Обсуждение мнений.

Учитель: - Давайте поможем царице Фауне навести порядок в её царстве, и распределим животных по группам. Посовещайтесь в своих группах и скажите: На какие группы можно разделить всех животных?


Учитель: - Можете ли вы сформулировать тему урока, о чем пойдет речь?

- А какая цель нашего урока?

Учитель: - Ребята, я задала один вопрос, а мнений было много и разные? Почему так получилось? Чего мы ещё не знаем?

Учитель: - Значит нам необходимо ответить на некоторые вопросы. И первый из них:

Как разделить животных по группам?

(Вывешиваю на доске на листочке первый вопрос.)

По каким признакам распределить животных?

Значение животных в природе?

Ученики: - Флора.




Ученики: - Хвойные, цветковые, хвощи, плауны, папоротники, споровые.


(Интерактивная доска) (Дети заполняют таблицу.)

























Ученики 1 группы: Наша группа считает, что животных можно разделить на диких и домашних.
Ученики 2 группы: - Мы думаем, что животных можно разделить по месту обитания: на воде, на суше, в воздухе.
Ученики 3 группы: - Можно разделить по виду питания: травоядные, насекомоядные, хищники.
Ученики 4 группы: - Мы предлагаем разбить на группы птиц, зверей, насекомых, рыб.



Ученики: - О разных животных.

Высказывают мнение



Какие задачи предстоит решить на уроке











4.Открытие новых знаний. 

Учитель: Наука, изучающая животных, называется зоология

Беседа

Учитель: -Вопрос «Как разделить животных по группам?» с давних пор интересовал ученых разных стран. Существовали разные мнения. Основателем классификации, т. е. разделения животных на группы, был шведский ученый Карл Линней. По его мнению, нужно было делить на группы по признакам сходства. (Портрет Карла Линнея.)

Ребята, а есть ли у вас предположения, гипотезы по поводу того, по каким признакам животные могут быть схожими?

Учитель: - Перечисленные признаки - это покров. Какие это могут быть группы?

Учитель: - Что объединяет эти три группы животных?

Учитель: - Какую группу вы ещё можете назвать?

Учитель: - Есть ли у насекомых скелет и шерсть? Нет, значит, их в сторону поставим. На ваш взгляд нет ли похожих на насекомые? Давайте их поставим вместе (перемещаем картинки жука, пчелы, паука и рака)

- Заметили ли вы сходство?

- Правильно, их называют членистоногие, конечности состоят из нескольких члеников

Учитель: - Можете ли вы назвать животных, подходящих к созданным нами группам, из оставшихся? (На середине поля осталась змея, черепаха, улитка, черви, морской еж, осьминог.)
Ставлю на доске звездочку, на которой видны только пять признаков, по которым делим на типы.


Учитель: - Ребята, ученые выявили 5 признаков сходства, 5 типов животных.

Типы животных делятся на классы.

(На звездочке у каждого типа появляются классы)

Пресмыкающиеся – тело покрыто чешуйками или панцирем.

Млекопитающие – кормят детенышей молоком.

Земноводные – могут обитать как в воде, так и на суше.

Моллюски – имеют раковину.

Паукообразные – 8 конечностей

Прочитайте признаки, нет ли подходящих к ним животных у нас на доске?








Учитель: - У змеи тело покрыто ороговевшими чешуйками, она относится к пресмыкающимся.

Учитель: - Всех распределили?

Учитель: - На какие вопросы нам удалось ответить?














Ученики: - Перьями, шерстью и чешуёй.


Ученики: - Птицы, звери, рыбы.



Ученики: - Наличие покрова и скелета. Значит лягушку и жабу можно тоже сюда поместить.

Ученики: - Насекомые.










У них конечности как будто из нескольких деталей





































Ученики: - Есть. Если на теле иглы, то это иглокожие и морской ёж подходит.
Ученики: - У черепахи панцирь, как наружный скелет, и поэтому можно отнести к пресмыкающимся
Ученики: - Улитка имеет раковину, осьминог - их отнесем к моллюскам.
Ученики: - Черви не имеют скелета, они и есть черви.




Ученики: - Да!

Ученики: - Как распределить животных по группам? На какие признаки обращать внимание.



Физминутка.




Учитель: - Посмотрите. О каких группах животных мы не знали сначала?

Ученики: - Моллюски, иглокожие, паукообразные и ракообразные, пресмыкающиеся, земноводные.


Работа в группах по учебникам.

(Учитель кладет на столы макеты животных, про какую группу животных должна группа прочитать в учебнике)



Учитель: - Правильно ли мы распределили этих животных?

Прочитайте про животных на стр.88 – 90.

1 группа читает про моллюсков и иглокожих.

2 группа про паукообразных ракообразных

3 группа про пресмыкающихся.

4 группа про земноводных. Выберите, кто в группах будет отвечать, расскажите, правильно ли мы распределили животных? Что нового узнали из учебника?

(Учитель предоставляет план работы каждой группе:

1. Как называется животное и к какой группе относится?

2. Рассмотри внимательно внешний вид по плану: окраска тела, величина, форма, чем покрыто тело, определи части тела и внимательно рассмотри их.

3. Сравни признаки соответствующих частей, объекта одного животного с другим.

4. Выдели признаки, которые отличают данный объект от другого.)


Учитель: - Молодцы, ребята, вы справились с поручением царицы - Фауны и она благодарит вас.

Учитель: - Обратимся к вопросам. Научились ли мы распределять животных по группам? (Снимаю вопрос) Узнали ли мы признаки, по которым распределяют животных?

Беседа.

Учитель:Как вы думаете, какое значение имеют животные в природе?

Учитель: Давайте посмотрим на презентацию.

Значение животных в природе предполагает их участие в обмене веществ и преобразовании энергии, они — часть биологических цепочек питания. Одни питаются растениями, другим для выживания необходимы питательные вещества животного происхождения, а некоторые перерабатывают останки отмерших организмов.

- Давайте посмотрим, какое еще значение имеют животные в природе. (Слайд 16)

Экологическая минутка

Каким разнообразным не был животный мир, но мы должны беречь каждого животного, и, по – возможности, предотвращать их гибель и исчезновение с лица Земли.

Фауна говорит нам спасибо, что мы собрали всех ее животных

(Слайд)










Ученики первой группы рассказывают о том, что какие ещё животные относятся к группе моллюсков и иглокожих.

Вторая группа сообщает о паукообразных и ракообразных, что они по количеству конечностей отличаются друг от друга, и от насекомых.

Ученики третьей группы рассказывают о том, что какие ещё животные относятся к группе пресмыкающихся, за что они получили такое название,четвертая группа выяснила, что земноводные отличаются от пресмыкающихся тем, что потомство появляется в воде, а пресмыкающиеся откладывают яйца на суше.










Высказывают мнение.

5. Закрепление.

В тетрадях А.А.Плешакова «Окружающий мир» Проверь себя. С.26
Учитель: - Прочитайте задание. Соедините линией планшетку - название животного с рисунком животного. (11 планшеток и 11 рисунков.) Оценивать свою работу будете сами по эталону. Только договоримся о критериях. Предложите, как будем оценивать. Учтите, что тема новая.

Учитель: - На работу отводится 2 мин, проверка - 1 мин. Успехов вам!
Учитель: - Посмотрите: на доске открылся эталон. Исправлять нельзя. Поставьте себе оценку. Отложите тетради на край стола.









Самостоятельно выполняют задание.

12. Домашнее задание.

Читать с. 89 – 94, выполнить задание 2 в тетради. Нарисовать фантастическое животное - загадку, в котором были бы представлены разные группы животных, например, голова от одного животного, хвост от другого, крылья и т.д. Одним словом, такое животное, какого на свете не существует. На следующем уроке проведем парад загадочных животных. Будем отгадывать, какие животные спрятались в одном.


13. Итог урока. Рефлексия.

Учитель: - Что у нас получилось хорошо? Что не получилось? Над чем ещё надо поработать?
Над какой темой мы сегодня работали? Какой вывод сделаем?
Какой процесс развития животного мира мы с вами узнали?
Что на уроке вы бы назвали целым? Какие части этого целого вы узнали? На все ли вопросы мы ответили? Оправдались ли ваши ожидания?
Учитель: - Если вам всё было понятно, поднимите карточку зеленого цвета,
если есть один или два вопроса непонятных, поднимите синий цвет, если вообще всё трудно и непонятно, поднимите красный цвет. Хорошо, что больше зеленых, но молодцы и те ребята, которые не боятся признаться, что есть ещё непонятное.

Отвечают н вопросы














Оценивание.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!