Предмет: Окружающий мир.
Тема: «Наша Родина».
Класс: 1-А класс.
Ход урока:
1. Повторение изученного.
Самостоятельное формулирование темы урока.
У каждого человека есть Родина – страна, где он родился. И есть малая Родина – место, где находится родительский дом, где человек родился и вырос. У всех нас малая родина может быть разной. Но общая Родина одна – Россия.
Работа с картой.
Вспомним, какая она – наша страна (повторение умения показывать страну на физической карте). В ней есть равнины и горы (какие?), реки (какие?) и моря (назвать), озера.
Мы говорили, что у любой страны (или государства) есть символы – отличительные знаки. Какие символы государства вы знаете? (герб, флаг, гимн).
2. Работа с учебником.
В любой стране мира есть главный город. Он самый важный, самый красивый. И называется….? (столица). А как называется столица нашей страны? (Москва).
На стр.108 и 109 учебника давайте прочитаем о Москве (рассмотреть картинки. Рассказать, как изменялся облик Москвы на протяжении 9 столетий).
Москва – очень старый город. Первое упоминание о ней в летописи относится к 1147 году, т.е. в этом году наша столица будет отмечать 871 годовщину со дня основания. О Москве вы можете услышать разное описание – Москва – город на семи холмах (рисунок 1), Москва белокаменная (рисунок 2). Изначально Московский кремль (центральная, укрепленная часть города) был деревянным, но после мощных пожаров его заменили стенами и башнями из белого камня. Но и этот камень ветшал от времени и 500 лет назад стены и башни по периметру Кремля заменили на красный обожженный кирпич. Таким образом, Московский кремль приобрел тот вид, который знаком нам и сейчас.
Знаете ли вы самую красивую площадь Москвы? (Красная площадь). А кто из вас бывал на Красной площади? Почему он так называется?
Обратите внимание на герб Москвы. Где Вы его уже встречали? (этот герб входит в состав герба России).
Расскажите о современной Москве. Какая она? (высокие строения, много транспорта, подземное метро, много людей). Да, ребята, наша столица – прекрасна, и это тема отдельного урока. Мы поговорим о ней отдельно.
Но в нашей стране, кроме Москвы есть много других славных городов – больших и малых. Древних ((как Великий Новгород, который старше Москвы - в этом году ему исполнится 1159 лет!) и молодых (как Жуковский, чей юбилей 70 лет мы отмечали в прошлом году). Стр.109 учебника.
3. Игра «Города».
Каждый ряд – это команда. Называем только города России. Главное правило – друг друга не перебивать и называть города по одному. Чей ряд назовет последний город, тот и победил.
4. Знакомство с населением России (здесь я использую кукол в народных костюмах, выпускаемых в серии издательством ДеАгостини).
Но любое государство – это не просто территория или природные ископаемые, которые на ней добываются, не только города и сёла. Это в первую очередь – люди, которые данную территорию населяют. Разные страны населены разными народами, например, в Германии главный народ - это немцы, в Швеции – шведы. У каждого из них свои обычаи, традиции, своя одежда, любимые блюда, литература.
Мы уже сказали, что Россия – очень большая страна. Она многонациональная, т.е. на территории России проживает много разных народов. Основной народ – русские (куклы в народных костюмах). А еще рядом с нами живет много украинцев (кукла), белорусов (кукла). Эти три народа относятся к группе славяне. Рассмотрите одежду, в которую одеты куклы и постарайтесь сделать вывод (одежда славянских народов имеет много общего, зачастую трудноразличимых). На юге и востоке нашей страны проживают другие народы. Это и татары, и башкиры и буряты, удмурты, калмыки, евреи, мордва, на Кавказе – армяне, чеченцы, дагестанцы, на севере – нанайцы, чукчи, эвенки (куклы). И многие другие. Почти 200 крупных и мелких национальностей можно встретить на территории нашей необъятной Родины.
У каждого народа, естественно, есть дети. А дети всегда играют …. (в игры!). И сейчас я предлагаю вам познакомиться с играми разных народов. Основная масса игр – подвижные, как и сами дети, поэтому в каждую мы сыграем один разок.
5. Народные игры.
«Земля – вода – небо» («Зверь – рыба – птица») (русская народная игра)
Для того чтобы успешно участвовать в этой игре, надо знать много названий животных, птиц и рыб. Каждому ребенку необходимо заранее заготовить фанты, которые могут быть у него отобраны в случае неправильного ответа.
Все игроки садятся на ковер или становятся в круг, лицом к центру. В центр выходит ведущий с мячом, он произносит одно из трех ключевых слов и тут же бросает мяч в руки любому игроку. Игрок должен поймать мяч и сразу же назвать соответствующее животное, рыбу или птицу. Затем надо мяч опять перебросить ведущему. Если игрок ошибся (не сумел поймать мяч или назвал не то слово), то он отдает свой фант.
Ведущий в быстром темпе перебрасывает мяч все новым и новым игрокам, стараясь всех включить в игру.
В конце игры можно предложить детям, проигравшим фанты, выполнить какое-нибудь веселое коллективное задание: спеть, сплясать всем вместе, чтобы получить назад свои фанты.
Правила:
Ведущий может кидать мяч, только после произнесения ключевого слова.
Надо кидать мяч прямо в руки, чтобы не отвлекать игрока на его ловлю.
Нельзя повторно называть уже ранее кем-то названное животное, птицу, рыбу — это считается неправильным ответом, и игрок штрафуется на фант.
(По фактическому наличию времени. Играем по рядам.)
«Золотые ворота» (русская народная игра)
В начале этой игры (другие варианты ее названий: гусиный мост, золотой мост) выбирают двух игроков. Они будут «солнцем» и «луной». Эти игроки становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, образуя «ворота». Остальные играющие берутся за руки и вереницей идут через ворота.
Водящие («солнце» и «луна») речитативом повторяют скороговорку:
«Золотые ворота пропускают не всегда: Первый раз прощается, Второй раз — запрещается, А на третий раз не пропустим вас!»
«Ворота» закрываются на последнем слове и ловят того, кто в этот момент проходил через них. Дети, зная, что «ворота» закрываются в конце стихотворения, спешат быстрее проскочить в них. Водящие тоже могут ускорять темп произнесения: так вся игра становится более динамичной и неожиданной.
«Маляр и краски» (татарская народная игра)
Перед началом игры выбирают водящего («маляра») и «хозяйку красок». Остальные дети становятся «красками», каждый ребенок выбирает себе собственный цвет, но так, чтобы «маляр» не услышал его названия.
Водящий («маляр») обращается к «хозяйке красок»: «Бабушка, бабушка, я пришел за краской. Разрешите взять?» — «У меня красок много, — отвечает «хозяйка красок», — какую тебе?»
Все «краски» сидят рядышком на лавке и ждут, какой цвет назовет «маляр». Названная «краска» должна вскочить с лавки и успеть добежать до противоположного конца комнаты или площадки, где можно будет укрыться за специально начерченной линией.
«Маляр», называя «краску», не знает, есть ли она у «хозяйки» и какой это игрок. Он должен постараться угадать нужный цвет, а затем или успеть поймать убегающую «краску», или хотя бы «осалить» ее. Обычно «маляр» по условиям игры должен собрать не менее пяти красок. Тогда можно выбирать другого «маляра», «хозяйку красок», присвоить «краскам» новые имена и начинать игру снова.
Правила:
Маляр не должен ловить «краску», когда она еще только поднимается со стула. Нельзя двум игрокам выбирать название одной «краски».
6. Викторина «Наша Родина».
Проверим, хорошо ли вы знаете, в какой стране живете.
Слайд 3. Россия. Российская Федерация.
Слайд 5. Флаг. Значение цветов флага. Белый – чистота, мир, чистота помыслов, добро.
Синий – небо, верность, вера.
Красный- огонь, доброта, смелость, честность.
Слайд 6. Гимн (главная торжественная песнь государства).
Слайд 3. Герб (коротко описание).
Слайд 9. Москва (на фото – Собор Василия Блаженного).
Слайд 11. Байкал.
Слайд 13. Обь.
Слайд 15. Кавказские горы. Уральские горы.
Слайд 17. Береза.
Слайд 21-25. Народы, населяющие Россию.
7. Итог урока. Рефлексия.
- Понравился ли вам урок? Какое настроение у вас после урока? Как вы думаете, как вы работали сегодня на уроке?
Все сегодня молодцы!