СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по применению технологии интерактивного обучения с элементами интерактивных технологий Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С 1 ЕГЭ) (11 класс).

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок

Просмотр содержимого документа
«Урок по применению технологии интерактивного обучения с элементами интерактивных технологий Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С 1 ЕГЭ) (11 класс).»

Урок по применению технологии интерактивного обучения с элементами интерактивных технологий

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С 1 ЕГЭ) (11 класс).

Цели:        

  1. подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения по заданному тексту;

  2. совершенствование навыков анализа текста, развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания; развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

  3. воспитание уважительного отношения к чужому мнению, формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.

Оборудование:

- компьютер, демонстрационный экран;

- слайды;

- индивидуальные листы с текстом.

                                                        Ход урока

I Организационный момент

Слово учителя: с какого задания КИМ-ов ЕГЭ по русскому языку начинается работа по написанию сочинения-рассуждения? Правильно, с 27-го. Это задание по тексту. Выполняя задание части С, необходимо написать сочинение по прочитанному тексту. Мы сегодня будем учиться создавать сочинение-рассуждение

II Условия для успешного выполнения задания:

Важнейшим условием успешного выполнения задания является:

- понимание предложенного текста;

- умение находить тему, определять основную мысль;

- выявление, формулирование, комментирование проблемы;

- понимание авторской позиции.

III Повторение изученного материала. Основные понятия о тексте. (устные ответы учащихся затем подкрепляются слайдами с правильными ответами):

- Что такое текст?

(Текст – это ряд предложений, расположенных в определённой последовательности и связанных друг с другом по смыслу и с помощью разных языковых средств: повторения одних и тех же слов). Текст – это связная речь.

- Что связывает текст воедино? (Тема).

- Что такое тема? (Тема – то, о чём говорится в тексте). В основном тема отражается в заглавии.

Основная мысль текста – это отношение автора к предмету и содержанию речи, то, что он доказывает, в чём желает убедить читателя. Чаще всего основную мысль читатель уясняет самостоятельно из того, о чём пишет автор. Нередко в самом тексте бывают слова или предложение, содержащие основную мысль. Обычно они находятся в начале или в конце текста.

Микротема – тема текста раскрывается через систему других, более узких тем, каждая из которых в свою очередь излагается по отдельности и оформляется как отдельный абзац.

_ Что такое ирония, сарказм, оксюморон, риторический вопрос, парцелляция (ирония – скрытая насмешка; сарказм – высшая степень иронии, злая насмешка; риторический

вопрос – вопрос, не требующий ответа, но имеющий эмоциональное значение; оксюморон – сочетание контрастных по значению слов; парцелляция – стилистический приём расчленения предложения на части).

IV Демонстрация текста на экране + тексты на партах:

(1)Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове – Родина? (2) Мне было двенадцать лет, когда на первую получку я приехал из Воронежа поглядеть на Москву. (3) Рано утром с поезда я пошёл на Красную площадь. (4) Слушал, как бьют часы. (5) Хотелось рукой потрогать кирпичи в стене, потрогать камни, выстилавшие площадь. (6) Мимо торопливо шли люди. (7) Было удивительно – как можно по этой площади идти торопливо, говорить о погоде, о каких-то мелких делах. (8) В те времена в Кремль не пускали. (9) Я дождался, пока открылась дверь у решётки Василия Блаженного. (10) Запомнились камни на узкой лестнице – «сколько людей прошло»! (11) Потом я много раз бывал у Кремля. (12) Уже поездив по миру, сравнивал и всегда с гордостью думал: ни в одном городе я не видел площади такой красоты, строгости, своеобразия. (13) Можно ли представить эту площадь без храм Василия Блаженного? (14) Скажу сейчас об удивительном факте. (15) Я бы сам не поверил, если бы не услышал от человека, всеми глубоко уважаемого. (16) Вот что рассказал Пётр Дмитриевич Барановский, лучший реставратор памятников нашей страны. (17) Перед войной вызвали его в одну высокую инстанцию и сказали, что хотят сносить собор, чтобы просторнее было на Красной площади. (18) «Вам поручаем сделать обмеры», - сказали ему. (19) У него тогда комок в горле застрял. (20) Не мог говорить, не мог поверить… (21) В конце концов чья-то неизвестная мудрость остановила непоправимое действие. (22) Не сломали… (23) Но ведь могли и сломать, чтобы свободнее было на площади автомобилям.

V Примерный план сочинения-рассуждения (демонстрация на слайде):

  1. Впечатления от первого прочтения, мысли, ассоциации, вызванные текстом.

  2. Тема (тематика) текста (выделить предмет (предметы) изображения, отметить языковые средства, помогающие автору раскрыть тему).

  3. Проблема (проблематика) текста (сформулировать проблему (проблемы), поставленную (поставленные) автором, показать, как автор решает её (их)

  4. Идея (отразить основную мысль (мысли) текста, отметить языковые средства, с помощью которых автор достигает убедительности).

  5. Собственная позиция (обосновать своё согласие или несогласие с автором, привести не менее трёх аргументов, доказывая собственную позицию).

VI Стандартные выражения для оформления сочинения-рассуждения (демонстрация на слайде):

  1. Для передачи содержательной стороны текста: текст посвящён…; в тексте (статье, очерке и т.д.) поднимается (затронута) проблема (вопрос)…; текст, предложенный для анализа, представляет собой… - один из жанров…стиля; задача автора – убедить читателя в… (сформировать определённое отношение к…); автор пытается убедить читателей в том, что…;

  2. Для анализа языковых средств: с целью эффективного воздействия на читателей (создания образа…) автор использует следующие средства выразительности: …: синтаксическая оформленность текста соответствует… стилю: …;

  3. Для характеристики достоинств текста: следует отметить убедительность авторской позиции (образность, эмоциональность и другие достоинства текста); на мой взгляд, автору удалось…; к достоинствам текста следует отнести…

  4. Включение работы со стандартными выражениями в процессе подготовки к выполнению самой сложной части контрольных измерительных материалов ЕГЭ способствует формированию умения не только последовательно излагать свои мысли, но и правильно, точно. Убедительно выражать их в соответствии с выбранным жанром.

VII Работа с текстом. Модель написания сочинения-рассуждения.

  1. О чём писать?

А) Определение темы текста. Выделение ключевых слов.

В данном тексте это: огромная человеческая любовь; Родина; потрогать кирпичи; потрогать камни; «сколько людей прошло!»; не видел площади такой красоты, строгости, своеобразия; без храма Василия Блаженного; хотят сносить собор; комок в горле застрял; не сломали.

Выделив ключевые слова, можно определить тему текста: это текст о бережном отношении к историческим памятникам, идущем от любви к Родине. Из этого вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове – Родина.

 Для помощи учащимся при формулировании темы, можно предложить стандартные выражения (на экране):

- Эта статья о …        

- Автор обращается к актуальной теме …

- Этот текст о …

Б) Формулирование проблемы текста (вопрос, над которым задумывается автор).

Проблема предложенного текста сформулирована самим В. Песковым уже в начале статьи: Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове – Родина?

Стандартные выражения для формулирования проблемы (на экране слайд)

- …? Над этим вопросом задумывается автор текста.

- В. Пескова интересует вопрос: …

В) Комментарий проблемы. Комментируя проблему, её можно отнести к разряду  «вечных». Можно написать о том, что многие писатели-публицисты обращались к этой проблеме, каждый решал её по-своему. Комментируя проблему, нужно выявить авторское отношение к ней.

Комментарий к проблеме данного текста может быть таким:

Автор сам формулирует проблему. Как и многие писатели-публицисты, он обращается к пониманию смысла Родины для российского человека. Писатель размеренно и логично говорит о том, что же кроется за выражением «любовь к Родине» в сердцах российских людей. Он пытается понять. В чём она состоит, из каких поступков складывается, что помогает ей сформироваться.

В Песков с замиранием сердца идёт по Красной площади, осматривает камни на лестнице, трогает кирпичи в стене и удивляется тому, что многие прохожие идут по площади торопливо, говорят о погоде и каких-то других делах. Отношение автора передаётся с помощью риторических вопросов и риторических восклицаний: «Сколько людей прошло»!

Г) Определение авторской позиции, идеи текста.

Выявляя авторскую позицию, необходимо сказать, как автор решает проблему, какие аргументы приводит в защиту своей позиции, какова цель написания этого текста и с помощью каких языковых средств автор достигает убедительности.

Стандартные выражения для формулирования идеи текста:

- Автор подводит читателя к мысли о том, что …

- Идея текста состоит в том …

- Автор пытается убедить читателя в том, что …

-  … - вот главная мысль текста.

- Решая проблему, автор приходит к такому выводу: …

Сформулируем идею данного текста:

Решая проблему, автор приводит читателя к мысли о том, что только любящий свою Родину человек может понять смысл сохранения исторических памятников, ценностей культуры и искусства. Доказывая эту мысль, В. Песков приводит пример того, как перед войной по определению одной высокой инстанции чуть было не снесли храм Василия Блаженного. И мы понимаем, насколько часто судьба российских памятников зависит от самодурства невежественных и недалёких начальников. И ведь снесли бы храм, если бы на этого начальника не нашёлся другой, слава Богу, умный.

Цель автора – убедить нас в том, что чем выше и ответственнее пост, который ты занимаешь, тем мудрее и осторожнее должны быть твои поступки, чтобы не пришлось другим переделывать то, что натворил ты. ведь может так случиться, что исправить будет нельзя, поздно.

  1. Как начать сочинение?

Начать сочинение можно конструкцией «именительной темы». Такое эмоциональное начало особенно подходит для сочинения по данному тексту. В нём автор обращается к «вечной» теме.

Например: Любовь к Родине… Из чего она складывается? Какую ответственность за её судьбу несёт рядовой человек и человек, наделённый властью. Эта тема интересует многих. Поэтому данный текст В. Песков также посвящает этой теме.

В начале сочинения можно рассказать о своих чувствах, мыслях, ассоциациях, которые вызвало первое прочтение текста.

Стандартные выражения, которые помогут написать сочинение:

- когда читаешь этот текст, представляешь себе (думаешь, чувствуешь, испытываешь, понимаешь и т.д.) …

- Наверное, многие из нас (задумывались, размышляли, наблюдали, чувствовали) …

- Прочитав текст, я снова (представил, вспомнил, подумал и т.д.).

Вступление к сочинению.

Когда читаешь текст В. Пескова, понимаешь, как уязвимы памятники искусства, творения человеческого гения, как зависят они от человека, его желаний и действий, как хрупок мир, который нас окружает, как ему не хватает любви, внимания, заботы.

  1. Как закончить сочинение?

Сочинение-рассуждение заканчивается выражением собственного отношения к авторской позиции. Доказывая собственное мнение, мы должны привести на менее трёх аргументов (приводя доказательства, можно обращаться к своему жизненному и читательскому опыту).

Выражая собственную позицию, соблюдаем корректность. Например, в случае несогласия с автором не следует писать «автор неправ», лучше употребить выражение «с автором трудно согласиться».

Стандартные выражения, с помощью которых можно сформулировать собственную позицию:

- Нельзя не согласиться с автором в том, что …

- С автором можно поспорить:

- Автор прав в том, что …

- Я разделяю позицию автора в том, …

Сочинение по тексту В. Пескова можно закончить так:

С автором текста трудно не согласиться. Действительно, немало на Руси памятников, которые поражают своей красотой и величественностью. На ша задача – сохранить их. Как хорошо, что в последнее время возвращаются к жизни старинные храмы, дворянские усадьбы. Святое дело совершают те, кто занимается их восстановлением.

Автор прав в том, что любовь к Родине – это не чувство к какому-то абстрактному понятию, а любовь к вполне материальным ценностям, которые мало просто любить, нужно относиться к ним бережно, особенно тогда, когда тебе предоставлена возможность вершить судьбы людей и памятников культуры. Ведь по мановению руки чуть не был загублен храм Василия Блаженного, разрушен храм Христа-спасителя, а ведь это шедевры русского зодчества! Что уж говорить о менее известных памятниках?

Есть такое модное высказывание: «Родина – это такая штука, которой ты всегда что-то должен, а она тебе ничего не должна». Она ничего и не должна, она ведь не человек, а святыня, и на то мы и люди, чтобы реставрировать, восстанавливать, спасать, чтобы «не снесли». А то вдруг какому-то тупоголовому начальнику захочется с ветерком проехать по Красной площади?

  VIII Домашнее задание.

                         Написать сочинение-рассуждение по тексту (индивидуальные тексты).

(1)Наш язык болеет. (2) Об этом с тревогой пишут сегодня и учёны, и социологи, и педагоги, и журналисты. (3) Бурная, противоречивая общественная жизнь отразилась и на состоянии языка. (4) Его наполнили арготизмы, элементы уголовного жаргона, варваризмы, неуклюжие похожие на протезы заимствования. (5) Конечно, язык, чтобы оставаться средством общения, должен постоянно развиваться, и появление новых слов, расширение семантических полей – это естественный процесс. (6) Плохо другое. (7) Плохо, когда этот естественный процесс оборачивается разрушением.

(8) Представьте себе реку, в которую завод сливает отходы производства. (9) количество этих отходов строго регламентируется специальным контрольным ведомством, оно строго следит за тем, чтобы загрязнение не превышало допустимые пределы, в противном случае может произойти экологическая катастрофа.

(10) Но в один прекрасный день это ведомство распустили, больше не запрещено загрязнять реку вредными веществами, да и кто сказал, что они вредные, теперь это «сопутствующие основному производству продукты». (11) Лей эти «продукты», сколько душа пожелает. (12) Чем окончится такая безответственность? (13) Гибелью реки!

(14) Понимаю. Что всякое, в том числе и это сравнение, хромает, дескать, река – это тебе не язык… (15) Но ведь язык, как и река, представляет собою сложную, многоуровневую систему, занимает определённое место.

(16) Систему разрушает хаос. (17) Так, например, всякому человеку понятна разница между словами «мужчина», «мужик», «чувак». (18) Но если в современном языке эти слова начинают активно функционировать, звучат в печати, их говорят герои телефильмов, тогда они начинают восприниматься как равноправные синонимы, то есть  всё равно как называть человека: «мужик» или «чувак». (19) А вот это и есть разрушение согласованных языковых отношений: ваше речевое действие уже невозможно адекватно понять и правильно оценить. (20) Вы, например, хотите искренне поприветствовать человека, а он ваше обращение воспринимает как оскорбительный выпад. (21) Язык теряет надёжность и универсальность средства общения и начинает функционировать со сбоями, как компьютерная программа, заражённая вирусом.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!