СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по природоведению на тему: "Великий круговорот жизни"

Нажмите, чтобы узнать подробности

                Тема: «Великий круговорот жизни»

Цель: ознакомить с круговоротом жизни на Земле.

Задачи:

1. Познакомить с основными звеньями круговорота жизни, его звеньями, составом, их функциями.

2. Развивать умение анализировать текст, делать обобщения, формулировать выводы.

3.Формирование умения работать в группе.

Оборудование:

1.    Карточки для работы с текстом.

2.    Схема круговорота жизни на Земле.

                                                                                      Ход урока.

1.    Введение в тему урока.

Наверное, ты знаешь знаменитый мультфильм «Король Лев» или такую книгу. Помнишь, что сказал мудрый Лев Муфаса своему сыну Симбе, когда они осматривали саванну?

   «Он сказал:

 - Надо уважать все живые существа – от ползающих муравьёв до несущихся антилоп!

 - Но ведь мы едим антилоп! – воскликнул Симба.

 - Верно. Но дай мне объяснить, - сказал Муфаса. – Когда мы умираем, наши тела превращаются  траву. А антилопы затем едят её. Таким образом, все мы являемся частицей большого круговорота жизни!»

-Значит, какая тема нашего урока? (Великий круговорот жизни).

2.    Активизация знаний

– Чтобы понять, как это происходит, познакомимся с текстом учебника с. 118-119. По ходу чтения выделите ключевые слова.

(самостоятельное чтение текста).

  - Какие ключевые слова вы выделили?

(название звена, состав звена, функция)

  - Заполните таблицу. Работа выполняется индивидуально в таблицах.

   

Название звена

Состав звена

Функция

     
     
     

Текст учебника.

  Основные звенья этого круговорота составляют три группы организмов: производители, потребители и разрушители.

  Организмами-производителями учёные-экологи называют растения. Ведь только они способны, используя энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал) из углекислого газа и воды.

  Животные потребляют вещества, производимые растениями, поэтому их называют организмами-потребителями.

    Бактерии и грибы разрушают мёртвые остатки растении и животных. Благодаря им, эти остатки перегнивают, а затем перегной разлагается с образованием необходимых растениям солей. Вот почему учёные называют бактерии и грибы организмами-разрушителями.

 

-Какие группы организмов составляют основные звенья круговорота жизни?

(зачитываются слова 1 столбика)

Название звена

Состав звена

Функция

Организмы-производители

   

Организмы-потребители

   

Организмы-разрушители

   

-Что входит в состав каждого звена и почему они получили такое название?

(заполняется 2 столбик таблицы)

 

Название звена

Состав звена

Функция

Организмы-производители

Растения

 

Организмы-потребители

Животные

 

Организмы-разрушители

Грибы и бактерии

 

-Какова роль каждого звена в этом круговороте?

(заполняется 3 столбик)

 

Название звена

Состав звена

Функция

Организмы-производители

Растения

Производят питательные вещества (сахар, крахмал)

Организмы-потребители

Животные

Потребляют вещества

Организмы-разрушители

Грибы и бактерии

Разрушают остатки животных и растений

Прочитайте текст на с.120.

-Какую роль играет почва в круговороте и почему её не включили в таблицу?

Огромную роль в круговороте веществ играет почва. В ней накапливается запас питательных веществ, которые используют растения.

 

3. Открытие новых знаний (взаимосвязь между звеньями цепи)

Работа в группах.

Выполнение задания №2.

Каждой группе выдаются карточки-«помощники».

1. Условия, при которых растения образуют органические вещества.

2. Потребители органических веществ.

3. Причины, по которым мы не видим организмы погибших растений и животных.

4. Роль почвы в этом круговороте.

Выступление представителей групп. Обсуждение составленных схем.

Коллективное обобщение. 

Составление схемы-опоры.

С чего начинается любая цепь питания? (растения)

Организмы-производители

(растения)

 

-При каких условиях растения образуют органические вещества?

                       Углекислый газ              Солнечный свет                               Вода

Организмы-производители

(растения)

        Органические    вещества

- Кто потребляет органические вещества?

Углекислый газ              Солнечный свет                               Вода

Организмы-производители

(растения)

          Органические  вещества

Организмы-потребители

(животные)

 - Вспомните признаки живой природы. (рождаются, питаются. дышат, размножаются, умирают)

- Почему же мы не видим организмы погибших растений и животных? (работают организмы-разрушители: бактерии и грибы)

Углекислый газ              Солнечный свет                               Вода

Организмы-производители

(растения)

Неорганические вещества

       Органические вещества

Организмы-разрушители

(грибы, бактерии)

Органические вещества

Организмы-потребители

(животные)

 

  -Какую роль играет почва в этом круговороте? Вспомните. Что является главной составляющей почвы?(перегной).

- Из него под воздействием бактерий образуются соли. Их используют растения для роста и развития. Растениями  питаются животные

   Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действие организмов-разрушителей превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют другие растения, а растениями питаются животные.

   Вот так вещества и «путешествуют» в природе.  И круг этот разорвётся, если исчезнет почва.

4. Закрепление.

5.Самооценка.

 - Оцените свою работу. ( Цветная оценка. Внизу страницы ученики рисуют два круга. Оценив свою работу, дети закрашивают один круг, другой круг закрашивает при проверке учитель. Значение цвета обговариваются заранее. Зелёный цвет - всё получилось; жёлтый цвет – есть недочёты, но старался; красный цвет – получилось плохо, не доволен работой; синий цвет – не могу оценить).

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!