Тема: «Великий круговорот жизни»
Цель: ознакомить с круговоротом жизни на Земле.
Задачи:
1. Познакомить с основными звеньями круговорота жизни, его звеньями, составом, их функциями.
2. Развивать умение анализировать текст, делать обобщения, формулировать выводы.
3.Формирование умения работать в группе.
Оборудование:
1. Карточки для работы с текстом.
2. Схема круговорота жизни на Земле.
Ход урока.
1. Введение в тему урока.
Наверное, ты знаешь знаменитый мультфильм «Король Лев» или такую книгу. Помнишь, что сказал мудрый Лев Муфаса своему сыну Симбе, когда они осматривали саванну?
«Он сказал:
- Надо уважать все живые существа – от ползающих муравьёв до несущихся антилоп!
- Но ведь мы едим антилоп! – воскликнул Симба.
- Верно. Но дай мне объяснить, - сказал Муфаса. – Когда мы умираем, наши тела превращаются траву. А антилопы затем едят её. Таким образом, все мы являемся частицей большого круговорота жизни!»
-Значит, какая тема нашего урока? (Великий круговорот жизни).
2. Активизация знаний
– Чтобы понять, как это происходит, познакомимся с текстом учебника с. 118-119. По ходу чтения выделите ключевые слова.
(самостоятельное чтение текста).
- Какие ключевые слова вы выделили?
(название звена, состав звена, функция)
- Заполните таблицу. Работа выполняется индивидуально в таблицах.
Название звена
|
Состав звена
|
Функция
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Текст учебника.
Основные звенья этого круговорота составляют три группы организмов: производители, потребители и разрушители.
Организмами-производителями учёные-экологи называют растения. Ведь только они способны, используя энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал) из углекислого газа и воды.
Животные потребляют вещества, производимые растениями, поэтому их называют организмами-потребителями.
Бактерии и грибы разрушают мёртвые остатки растении и животных. Благодаря им, эти остатки перегнивают, а затем перегной разлагается с образованием необходимых растениям солей. Вот почему учёные называют бактерии и грибы организмами-разрушителями.
-Какие группы организмов составляют основные звенья круговорота жизни?
(зачитываются слова 1 столбика)
Название звена
|
Состав звена
|
Функция
|
Организмы-производители
|
|
|
Организмы-потребители
|
|
|
Организмы-разрушители
|
|
|
-Что входит в состав каждого звена и почему они получили такое название?
(заполняется 2 столбик таблицы)
Название звена
|
Состав звена
|
Функция
|
Организмы-производители
|
Растения
|
|
Организмы-потребители
|
Животные
|
|
Организмы-разрушители
|
Грибы и бактерии
|
|
-Какова роль каждого звена в этом круговороте?
(заполняется 3 столбик)
Название звена
|
Состав звена
|
Функция
|
Организмы-производители
|
Растения
|
Производят питательные вещества (сахар, крахмал)
|
Организмы-потребители
|
Животные
|
Потребляют вещества
|
Организмы-разрушители
|
Грибы и бактерии
|
Разрушают остатки животных и растений
|
Прочитайте текст на с.120.
-Какую роль играет почва в круговороте и почему её не включили в таблицу?
Огромную роль в круговороте веществ играет почва. В ней накапливается запас питательных веществ, которые используют растения.
3. Открытие новых знаний (взаимосвязь между звеньями цепи)
Работа в группах.
Выполнение задания №2.
Каждой группе выдаются карточки-«помощники».
1. Условия, при которых растения образуют органические вещества.
2. Потребители органических веществ.
3. Причины, по которым мы не видим организмы погибших растений и животных.
4. Роль почвы в этом круговороте.
|
Выступление представителей групп. Обсуждение составленных схем.
Коллективное обобщение.
Составление схемы-опоры.
С чего начинается любая цепь питания? (растения)
Организмы-производители
(растения)
|
-При каких условиях растения образуют органические вещества?
Углекислый газ Солнечный свет Вода
Организмы-производители
(растения)
|
Органические вещества
- Кто потребляет органические вещества?
Углекислый газ Солнечный свет Вода
Организмы-производители
(растения)
|
Органические вещества
Организмы-потребители
(животные)
|
- Вспомните признаки живой природы. (рождаются, питаются. дышат, размножаются, умирают)
- Почему же мы не видим организмы погибших растений и животных? (работают организмы-разрушители: бактерии и грибы)
Углекислый газ Солнечный свет Вода
Организмы-производители
(растения)
|
Неорганические вещества
Органические вещества
Организмы-разрушители
(грибы, бактерии)
|
Органические вещества
Организмы-потребители
(животные)
|
-Какую роль играет почва в этом круговороте? Вспомните. Что является главной составляющей почвы?(перегной).
- Из него под воздействием бактерий образуются соли. Их используют растения для роста и развития. Растениями питаются животные
Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действие организмов-разрушителей превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют другие растения, а растениями питаются животные.
Вот так вещества и «путешествуют» в природе. И круг этот разорвётся, если исчезнет почва.
4. Закрепление.
5.Самооценка.
- Оцените свою работу. ( Цветная оценка. Внизу страницы ученики рисуют два круга. Оценив свою работу, дети закрашивают один круг, другой круг закрашивает при проверке учитель. Значение цвета обговариваются заранее. Зелёный цвет - всё получилось; жёлтый цвет – есть недочёты, но старался; красный цвет – получилось плохо, не доволен работой; синий цвет – не могу оценить).