СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по произведению М. Шолохова "Тихий Дон". Тема дома, семьи. Любимые женщины Григория Мелехова.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок раскрывает проблему взаимоотношений между близкими людьми. Показывает, как утверждаются М. Шолоховым вечные ценности: дом, семья, любовь.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок по произведению М. Шолохова "Тихий Дон". Тема дома, семьи. Любимые женщины Григория Мелехова.»

Урок по произведению М. Шолохова «Тихий Дон»

Григорий и любимые женщины. Тема семьи, дома в романе.


Цели:

Рассмотреть, как разрешает проблему взаимоотношений между близкими людьми М.Шолохов в романе «Тихий Дон», что значит семья для человека, какова роль женщины в семье. Показать, как утверждаются. Шолоховым вечные ценности жизни: дом, труд, любовь.

Формирование жизненной позиции учащихся.

Развитие мышления обучающихся, развитие устной речи, развитие навыка рефлексировать.

Оборудование:

Презентация к уроку.

Выписки из романа.

Портрет М. Шолохова.

План занятия:

1. Григорий и Аксинья

2. Аксинья и Наталья

3. Григорий и его отношения с матерью, Дуняшей

4. Семья и гармония в семье

5. Каково значение женщины как хранительницы тепла семейного очага?

Что для Вас значит дом?

Ход урока.

Вступление (Слайд №1)

Итак, мы сегодня переходим к новой теме по роману «Тихий Дон». Запишите тему урока. (Слайд №2)

Беседа.

Вы уже знаете, что «Тихий Дон» – повествование о грандиозной революции, о катаклизме, пережитом Россией. Но это ещё и повествование о драматической, трагической любви, о семьях, которые втянуты в водоворот событий. Сегодня наша задача – рассмотреть вопросы:

1. Григорий и Аксинья

2. Аксинья и Наталья

3. Семья и гармония в семье

4. Каково значение женщины как хранительницы тепла семейного очага?

5. Что для Вас значит дом? (Запишите эти вопросы).

Вопросы к классу.

I. Вспомним, как начинается роман «Тихий Дон»? (Да, действительно, так, роман начинается с показа семьи, трагедии, которая произошла в роду Мелеховых. Так, с первых страниц появляются гордые, с независимым характером, способные на большое чувство люди – Мелеховы. Особенно много внимания уделяет автор Григорию Мелехову. Для Григория любовь станет серьезным испытанием жизни.

1) Как относятся жители хутора к любви Григория и Аксиньи? (Эта любовь удивляет и пугает жителей хутора, это преступно).

Связь Григория с замужней женщиной – это позор для семьи. Поэтому-то и вмешиваются родители Григория в отношения между Аксиньей и сыном. Решили просто – женить.

Одним из приемов Шолохова в характеристике героев является сопоставительный анализ. Через отношение к детям раскрываются многие главные герои романа. Так как носительницей домашнего, семейного тепла является женщина, особо интересны характеристики главных героинь.

2) Что мы узнаём из романа об этих женщинах? Давайте повнимательнее вглядимся в героинь.

Сообщение о Дарье. Дарья. Ничего не известно о её родителях, происхождении. Сама героиня в конце романа говорит: «У меня ни сзади, ни спереди никого нет». У Дарьи родился ребенок. Но что же мы и о нем узнаем - просто «дитя». Или, раздражаясь, на своего младенца, мать говорит: «Цыц ты, поганое дите! Ни сну тебе, ни покою». Много в романе грубых слов, но никто так не обращается к детям. Ребенок умер, когда ему не исполнился и год.

Сообщение об Аксинье. Аксинья родила дитя от Степана, но и здесь примечательно кратко: «...ребенок умер, не дожив и до года». От Григория ро­дила Танюшку, стала счастлива и обрела какую-то особенно участливую осанку. Но любовь к ребенку лишь была продолже­нием любви к Григорию. Как бы то ни было, ребенок тоже умирает около полутора лет от роду. Детей Григория взяла после смерти Натальи к себе. «Они охотно называли её мамой», она их оставляет и уезжает с Григорием.

Сообщение об Ильиничне. С особой силой материнская любовь проявляется в образе Ильиничны. Именно она воспитала своих детей такими, какими видим их в романе; она не только заботилась о них, но и передала им свое мироощущение. Отсюда глубокое сродство молодых Мелеховых именно с матерью, а не с отцом. Сам Шолохов, преклоняясь перед собственной матерью, не раз отмечал сходство её и Ильиничны. Они умеют бороться за семью, и Наталья становится продолжательницей этого предназначения.

Учитель: Жизнь Григория с Натальей плохо сложилась сразу же. Несмотря на то, что Наталья пришлась Мелеховым «ко двору», Григорий не был счастлив. С тоской признается он в этом Наталье: « Чужая ты какая-то…Ты - как этот месяц: не холодишь и не греешь. Не люблю я тебя, Наташка».

Индивидуальное сообщение «Спасение семейного гнезда - идея жизни Натальи Мелеховой».

Наталья Мелехова в романе М. Шолохова «Тихий Дон» - волей обстоятельства втянутая в мучительное соперничество с Аксиньей, вынужденная даже оскорблять её, называя «гуля­щей», - это поистине просветленно-стыдливое, вероятно, самое ангельское существо в романе.

Наталья возникает в романе как бы случайно: как объект грядущего сватовства, венчания. «Наталья... Наталья - девка красивая... Дюже красивая. Надысь видела её в церкви», - гово­рит Аксинья. Похвала двойная, даже преувеличенная, но гово­рит эти хвалебные слова Аксинья с сухими глазами, и от сарая падает тяжелая тень. А в окне, куда она смотрит, - желтая ноч­ная стынь.

Шолоховский мир и многоцветен, и многозвучен, и предель­но полон сложных психологических движений. Шолохов - ве­личайший мастер характерной детали - подобрал почти симво­лические эпитеты, говорящие об опасности для Натальи: сухие, без слез глаза... Эти сухие глаза наводят на мысль, что кому-то в этой неизбежной борьбе не уцелеть.

Григорий в Наталье обрел чуткую носительницу великой ответственности, обрел человека, для которого любовь не знает, не хочет знать конца, боится даже временной подмены, измены, любой ненадежности. Для неё нет разлада между сознанием и чувством, нет опустошения от любви, даже радостного. Оттого она кажется Григорию холодной, трудной. Нет игры чувств, нет любви-поглощения.

Для Натальи разрушительны все, даже невольные измены Григория. Вместе с тем в ней нет злости, нет наслаждения от чужой муки. Есть жалость... Распутную Дарью, в конце концов нанесшую ей главный оскорбительный удар, недобрую сводни­цу, она даже не презирает, а отстраняется от неё, прощает.

Старики Мелеховы и Коршуновы первыми почувствовали стыдливую нежность кроткой души Натальи. Старый Коршунов только что не произносит слово «издеваться» («Разве можно так! над живым человеком?.. Сердце-то, сердце-то... аль у него волчиное?») А Пантелей Прокофьевич - и он весь в этих словах, как строитель дома! - буквально кричит от боли и стыда: «Она нам лучше родной!»

И вот этап строительства гнезда. Возвращение Натальи в дом Пантелея Прокофьевича, в дом, где нет мужа! Наивная, не­опытная, верящая в силу венчания, клятвы перед святыми, На­талья с изумлением осознает, что именно ей предстоит пройти через горестное унижение, что её ждет любовь-мученичество. Шолохов с эпическим любованием рисует весь путь возвраще­ния Натальи, её трудные решения, её обращение к свекру.

Возвращение в дом Мелеховых - это осознание своей глав­ной силы и высоты: силы верности, благородства, силы смирения. Вскоре она стала неотделима от Дома, от родных людей, тем более от детей! Все пребывание её в семье Мелеховых - это скрытое распрямление и восхождение души, движение не про­сто к победе над Аксиньей, рождение истинной дружбы с Ду­няшкой и Ильничной. Её молитвы спасли Григория от выстрелов Степана Астахова в спину. И как высшая награда - двое чудесных детей.

Но борьба за дом, за семью ещё впереди. Этим показателен диалог Натальи с Аксиньей (сцена в Ягодном). Аксинья откровенно обвиняет Наталью: «Ты у дитя отца хочешь взять. Кроме Гришки, нету у меня мужа». Вся беседа построена на резком различии лютующей Аксиньи и кроткой Натальи, признающей­ся: «Тоска меня пихнула»...

Вывод. (Делает учитель)

Аксинья сделала ребенка аргумен­том. Последовал совсем иной разворот событий - бо­лезнь и смерть девочки.

Материнство не стало залогом счастья для Натальи. Она так и осталась нелюбимой женой... Тем больше силы в чудесной сцене 8 главы! Это элегия с какой-то робостью и нереши­тельностью в жестах, с безмолвием, элегия прощания.

Ученик читает: «Она была рядом с ним, его жена и мать Мишатки и Полюшки. Для него она при­нарядилась и вымыла лицо... Сидела она такая жалкая, некра­сивая и все же прекрасная, сияющая какой-то чистой внутрен­ней красотой. Могучая волна нежности залила сердце Григо­рия... Он хотел сказать ей что-то теплое, ласковое, но не нашел слов и, молча притянув её к себе, поцеловал белый пока­тый лоб и скорбные глаза».

И Наталья, и Ильинична проходят перед читателем «Тихого Дона» как героини, до конца верные материнскому призванию, долгу хранительницы семьи. Наталья погибает в тот момент, когда она не просто отказалась от идеи материнства, но неесте­ственно для неё злым, мстительным образом растоптала, разру­шила свою же идею, стержень характера.

Гениально выбран собеседник Натальи, свидетель её душевного кризиса: им стала Ильинична, человек, глубоко родственный ей, мать Григория, впервые не нашедшая слов для оправдания сына, для опровержения правоты Натальи. Ильинична смогла лишь убедить невестку не проклинать Григория, не желать ему смерти.

После смерти Натальи всех в доме обступила горькая тоска от запоздалого понимания друг друга, от понимания, что рушится семья. (Слайд № 6)

(Чтение отрывка).

Семья - основа основ народного быта в мире «Тихого Дона».

3) По каким законам живет семья Мелеховых? (Патриархальность, всевластие отца в доме., однако всегда ли злоупотребляет Пантелей Прокофьевич своей властью, всегда ли излишне рукоприкладство? Вера в Бога Советы, важные вопросы решаются всеми членами) (Приход красных: отступать или сдаться? Сердечные дела Дуняши. 1919 год - деньги Дарьи.)

Как во многих семьях бывают тайны, так и здесь.

Тема секрета.

Где происходит беседа.

Итоги «разговора по душам».

1-я группа - секрет Григория;

2-я группа - секрет Дарьи;

3-я группа — секрет Натальи.

Все эти тайны касаются семьи.

1. Пантелей Прокофьевич сразу догадался о связи Григория и Аксиньи - сын связался с женой близкого им человека - сосе­да. Старик понимает, что от разговора не уйти, рано утром на рыбалке с Григорием начинает разговор.

О Дарьиной болезни секретничают Дарья и Наталья. Дарья просит предупредить мать: «пущай она отцу не говорит про это, а то старик взбесится и выгонит меня из дому».

Об аборте Наталья рассказала только Ильиничне: «Буду ли я жить с Гришкой али нет... но детей я от него больше рожать не желаю».

Результат наблюдения.

Все три разговора ведутся вне дома, двора: на реке, огороде, степной дороге. Это признак нежелания запачкать семью, что естественно для всякого живого и здорового организма.

Вывод. В романе прослеживается интересная параллель: дети становятся мерилом жизненности самих героинь. Не имея, в сущности, детей, Дарья очень быстро умирает и как женщина. Отсутствие детей становится для героинь «господним наказанием».

- Как заканчивает жизнь Дарья?

(Она совсем стала «зверь-бабой». Испокон веков женщина казачка ассоциировалась с понятиями «жизнь», «продолжательница рода». Дарья – единственная из русских героинь берет в руки боевое оружие, а потом убивает безоружного. Потому и смерть Дарьи в Дону очистительная и ужасная.)

- Что в этом плане можно сказать о других героинях?

(Аксинья гибнет от пули, не оставив после себя никого! «только черное солнце». Наталья уходит из семьи, режет себя, проклинает Григория, вытравливает плод и в конце концов гибнет.)

- К какому выводу приводит нас Шолохов?

(Смерть женщины - это всегда зло, беда, это смерть семьи.)

Насколько же сильна материнская любовь Ильиничны! Настолько велико её желание, чтобы в доме все было мирно, что мать примиряется даже с тем, что Мишка Кошевой входит в их дом хозяином. Она видит, как Дуняшка тянется к этому челове­ку, как Кошевой нежно относится к внуку её, Мишатке. Дети не должны быть сиротами! Это для Ильиничны становится глав­ным условием и для новой жизни.

Отрывок из кинофильма (Встреча Аксиньи с Ильиничной, их разговор о Григории).

О чем мечтает Григорий Мелехов после выхода из леса, пробираясь к своему куреню?

Чтение последних страниц романа.

Делаем вывод. Что хотел сказать своим романом М. Шолохов?

Последствия крушения семьи, как утверждает своим романом Шолохов, трагичны, нарушается гармония бытия.

Домашнее задание. Написать сочинение.

Темы:

1. Что для Вас значит дом?

2. Женщина – хранительница тепла семейного очага (по роману М.Шолохова «Тихий Дон»).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!