I. Стадия вызова. 2 / II. Целе пола гание. Пла- нирова ние. 2 / III. 2 / Реали зация плана. 2 / 4/ 5/ 2/ 3/ 5/ 2/ IV. Рефлек сия. 3/ V. Оцени вание.1/ VI. Домаш нее задание 2/ 1/ | - Ребята, перед вами высказывания известных людей, объёдинённые общим ключевым словом, оно пропущено, попробуйте его восстановить. Личное … невозможно без … других. Н.Г.Чернышевский. … увеличивается оттого, что им делишься с другими. Ж..Ламетри. Человек живёт настоящей жизнью, если … чужим ... . И. Гёте. 2 слайд. - Верно, это слово – счастье. Открывается 2-ой слайд, на котором восстановлены высказывания. Личное счастье невозможно без счастья других. Н.Г.Чернышевский. Счастье увеличивается оттого, что им делишься с другими. Ж. Ламетри. Человек живёт настоящей жизнью, если счастлив чужим счастьем. И. Гёте. 3 слайд. - Именно о нём пойдёт сегодня речь. Это звезда, находящаяся в центре солнечной системы, которую мы будем создавать. - А постичь её тайны нам поможет рассказ А.И.Куприна «Куст сирени». 4, 5,6 слайды. - Запишите тему урока. «Вселенная «Счастье» Открывается тема на доске (была закрыта). - Ребята, а как вы думаете, зачем вообще говорить о счастье. - Конечно, без стремления к счастью жить тяжело. А теперь давайте вместе спланируем путь наших открытий. У вас есть заготовки кластеров, они не заполнены, ваши предложения, что можно исследовать, чтобы развить своё пониманию счастья и понять, как его представляют герои Куприна? - Заполняет кластер на доске (заготовка на большой доске). 1) - Коротко о Куприне, более подробное знакомство в 11 классе. 7 – 16 слайды. - Юля, (ребята) что привлекло твоё внимание в статье о Куприне? Как это помогает понять рассказ? 2) - А теперь обратимся к литературно- профессиональному кодексу писателя. Просмотрите маркированные синим пункты и скажите, почему выделены именно они? Слайд 17. - Предлагает распечатанный кодекс писателя с промаркированными 6 и 8 пунктами. (Приложение 2). 3) - Как следует из пункта восьмого, «Обдумай материал: что показать сначала, что после…» Обратимся к заглавию рассказа: а почему куст сирени. А не калины, малины, бузины? Слайд 18. - Дополняет: а ещё у обычной сирени 4 лепестка, что является символом Вселенной, сделайте пометку в кластере. К тому же сиреневый цвет — цвет магов, цвет волшебства, а цветок — символ Солнца, символ молодости жизни. - Как же реализуется это символическое значение в произведении? Слайд 19. - Найдите в тексте слова Алмазова, передающие жене, как он будет возвращаться в полк. Стр. 69 4) - А теперь герои. Что вы узнали и из каких источников о символике имён героев? - Дополняет о символике имени Вера: Имя жены Алмазова Веры восходит к образу четырех святых: Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. И действительно, на протяжении всего повествования Верочка находится рядом с мужем, помогает ему, верит в него: - Подтвердите это текстом. Стр. 69 Слайд 20. - Ребята, как замечательно, когда такая поддержка. - Дополнение о Николае: Все содержание произведения последовательно и четко пронизывает символическое выражение мотива чуда, волшебства, мечты. Так, например, рассказ открывается словами: «Николай Евграфович Алмазов…». Сочетание имени, отчества и фамилии, вынесенное в самое начало произведения, указывает на значительность всех его составляющих. Так, имя героя мгновенно вызывает в сознании образ одного из святых — Николая Чудотворца. Отчество переводится с греческого как «хорошо пишущий, благонаписанный: писаный красавец». На стр.70 найдите подтверждение. 5) - Ребята, обратимся к композиции. Перед вами слова, три из которых можно взять в качестве заглавий к трём частям текста. Хотя автор не выделил графически эти части, но в сюжете они есть. - Выпишите эти заглавия из списка слов. Помните о том, что перед вами произведение, герои которого напоминают сказочных персонажей, да и сюжет тоже. - Обоснуйте выбор. Слайд 21. 1 ч. «Горе»: Алмазов приходит домой. 2 ч. «Надежда»: молодые супруги посещают оценщика и садовника. 3 ч. «Счастье»: Верочка встречает мужа и видит, что всё благополучно завершилось.) 6) Практическая работа. - Обратимся к кодексу ещё раз, прочтите пункт, выделенный зелёный цветом. Слайд 22. - Над чем будем работать? Ребята, мы постараемся развить умение работать с текстом, выбирая слова «живописующие», раскрывающие состояние героев, ведущие к пониманию их ощущений горя, надежды, любви, в конечном итоге – счастья. Слайд 23. Работа в группах. - Мальчики, выберите из текста 1 композиционной части (стр. 68-70) слова, словосочетания, раскрывающие поведение Алмазова, его движения, мимику, жесты. - Юлии, ваша задача – из 2 части (стр. 70-71) выбрать слова, словосочетания, показывающие движения, мимику, жесты Веры в тот момент, когда нужно помочь «этому сильному человеку», готовому от отчаянья заплакать. - Галя и Таня, вы выбираете слова и словосочетания из последней части «Счастье» (стр.73-74) - В финале рассказа героиня произносит: «Я хотела сказать. Что сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком…» Слайд 24. Почему же? - Но цветок сам по себе не в силах сделать людей счастливыми. Без чего счастье было бы недостижимо? - Итак, вы сделали такой вывод. Мы проводили с вами ассоциативный эксперимент, в котором принимали участие и школьники, и взрослые. Каковы их ассоциации со словом Счастье. Посмотрите на экран. Слайд 25. - А теперь я попрошу вас написать синквейн. Тема его, конечно же, счастье, как вы его понимаете. Слайд 26. - Спасибо за сотрудничество, мне работалось с вами хорошо, оцениваю работу каждого из вас на «отлично». Слайд 27. - Дома предлагаю такие виды работы на выбор: Слайд 28. 1. Творческий пересказ от лица Веры –После долгой разлуки Вера Встретилась со своей подругой и рассказывает ей забавный случай из своей жизни. - Мальчикам то же, но от лица Алмазова. 2. Анализ деталей, о которых на уроке не говорили, но интересно о них рассказать, например, портфель, ночь, когда куст был посажен, золотые очки на садовнике и т.д. 3. Сочинение-миниатюра «Чему учит рассказ А.И.Куприна «Куст сирени»?» - И в заключение я прошу вас оценить, насколько интересной и важной была ваша работа сегодня. На столе смайлики с разными значениями. Выберите, пожалуйста один из них и закрепите на доске. Слайд 29. (Приложение 7). Заключительное слово: - Ребята, хочется напомнить вам слова Л.Толстого: «Любовь – это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить, и всё же она у нас остаётся», - и пожелать вам уметь дарить любовь. Слайд 30. | - Предлагают варианты. Приходят к тому, что это ключевое слово счастье. - Записывают тему в тетради. - Высказывают мнение. - Предлагают объекты исследования, которые фиксируют в кластерах. - Возможный вариант см. приложение 1. ![](https://fhd.multiurok.ru/3/f/9/3f96eb006b2f0f7898b7fc18f14d9a15733f6b3e/phpYajTpm_A.I.Kuprin.Kust-sireni_1_3.png) - Сообщение Бурцевой Юлии. На экране фотогалерея А.И.Куприна. - Высказывает своё мнение. - Читают выделенные предложения, высказывают своё мнение (2-3 уч-ся). - Юля Квасова рассказывает поверье о сирени и высказывает своё мнение. (Приложение 3). Учащиеся тоже имеют возможность высказать свои предположения и сказать, известно ли им было это поверье. - Помечают в кластере «4 лепестка – символ Вселенной». - Высказывают мнение: Героиня похожа на волшебницу, та же Царевна-лягушка, которая за одну ночь испекла самый вкусный хлеб, за другую – соткала невиданный по красоте ковёр, избавив мужа от позора. - Читают из текста: «…да ещё и с позором, с треском». Или: а тут не просто ветка сирени или кустик. А целый куст, сколько волшебства! - Сообщение Вяткиной Гали и Меремьянина Николая об именах Вера, Николай и фамилии Алмазовы. (Приложения 4, 5). - Ищут в тексте слова, зачитывают. «… Верочка не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нем бодрость Она бывала, по мере необходимости, его переписчицей, чертежницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой». - Читают: «План прекрасно вычерчен и иллюминован. Это все говорят». - Выбирают из слов на экране только три, с помощью которых можно озаглавить части текста. Горе, надежда, счастье. - Объясняют, почему именно такие заглавия выбрали, доказывают свою точку зрения с опорой на текст. - Один уч-ся читает вслух положение 3 кодекса. - Предлагают: над деталями. - Работают в группах. - Через 3 минуты называют слова, словосочетания, характеризующие эмоциональное состояние героев. - Делают вывод о том, что автор действительно описывает состояние героев очень живописно. - Этот цветок принёс им счастье. - Без настоящей любви, без взаимопонимания. - Анализируют результаты эксперимента. - Составляют синквейн. - Зачитывают. (Приложение 6). - Выставляют оценки в дневники. - Выбирают домашнее задание, записывают в дневники. - Выбирают и закрепляют смайлики магнитами на доске. |