СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по рассказу Ю.Бондарева "Поздним вечером"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит материал для проведения урока по родной литературе по рассказу Ю.Бондарева "Поздним вечером"

Просмотр содержимого документа
«Урок по рассказу Ю.Бондарева "Поздним вечером"»

Тема урока: Ю.В.Бондарев «Поздним вечером»

Цель урока: формирование навыка осознанного анализа прочитанного произведения.

Задачи урока:

Образовательные (предметные):

- знакомство с творчеством Ю.В.Бондарева через рассказ «Поздним вечером»;

- совершенствовать умение анализировать текст, определять ключевые слова, понимать авторский замысел;

- совершенствовать навыки выразительного, осознанного чтения;

Воспитательные (личностные):

- воспитывать любовь к родному дому, семейным ценностям.

- формировать умение работать в группе, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.

Развивающие (метапредметные):

- развивать речь учащихся (оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам);

- развивать умения сопоставительного анализа произведений;

- развивать творческие способности у учащихся.

Ожидаемый результат: В результате изучения данного материала учащиеся должны самостоятельно ставить перед собой учебную задачу, уметь анализировать произведение.


Ход урока

  1. Организационный момент.

Я рада видеть вас , ребята! Представьте, что на вашей ладошке маленький солнечный лучик. Улыбнитесь ему и пошлите его кому-нибудь из ваших друзей. Мысленно пожелайте ему удачи в работе

  1. Проверка домашнего задания: Проверка одного из заданий: 1. Подготовить небольшой рассказ кипрея о себе самом. 2. Напишите словарную статью о кипрее, воспользовавшись текстом рассказа и материалом из рубрики «Работа со словом» (№4 стр. 115). 3. Сообщение об одном лекарственном растении нашей местности. 4. Иллюстрации к рассказу.

III. Работа по теме урока: 1. Вступительное слово учителя: Сегодня мы познакомимся с произведением Ю. Бондарёва «Поздним вечером». Давайте представим себе поздний зимний вечер.

- Какие у вас возникают ассоциации? Какое настроение вызывает эта картина? (тревога, грусть, тоска, сонное настроение, хочется спать)

- К этому произведению на доске выписаны ключевые слова, давайте прочитаем их и, может быть, они помогут нам точнее определить, о чём пойдёт речь в этом произведении. (высказывания детей) Ключевые слова: ревёт непогода, задрожать от страха, стонут стёкла под порывами ветра, с дрожащим холодком, как бы мамка не заблудилась, при солнышке тепло, при матери добро.

- А сейчас давайте прочитаем начало произведения и посмотрим, совпадут ли наши мысли с мыслями автора.

- Кого ждут мальчики? (маму Коли) - А из каких слов это понятно? (показалось, я думал, что это мама)

- Неустанно и сонно тикают часы. Это как? ( Без остановки, непрерывно.)

- О ком беспокоится Коля? Где это прослеживается в тексте? Докажите.

- Какие слова использовал автор при описании природы за окном?

- Как в тексте автор связывает описание природы с настроением, состоянием мальчиков? (Кажется, страшновато, состояние волнения)

- Как мальчики стараются отогнать страшную мысль? Найдите и прочитайте слова, которые помогают мальчикам преодолеть страх? (Отец, пример отца, не боится ничего)

- Что можно сказать про Колю? Мишку?

- Почему Коля отпускает Мишку домой?

- Почему после ухода Миши быстро проходит радость? Где это прослеживается в тексте? Зачитать. (Вздрагивает, становится пусто)

- Почему от слов маминой записки у Коли сосёт под ложечкой? (Мальчик переживает и боится за мать)

- Как Коля представляет себе путь мамы домой? (едет домой в санях, едва плетётся).

- Как в этом отрывке показано состояние Коли? (сердце бьётся так быстро, громко, что не слышно, как стучат часы).

- Как вы думаете, сумеет Коля преодолеть страх? А что ему помогло справиться со страхом? (нож, подаренный отцом). –А почему?

- Какими строчками можно подтвердить, что мальчик перестал бояться? (боится не за себя, а за мать)

- Что происходит с Колей, когда приехала мать? Почему он решил, что быть одному дома совсем не страшно? Что можно сказать об отношении мамы и мальчика? (тёплые, дружеские, заботится о маме). Докажите словами текста. Прочитайте с нужной интонацией. (ты всё ждал меня? Колька, ты мой, Колька!)

- В учебнике есть иллюстрация. Картина Ю.Ю. Клевера «Пурга надвигается», она не является иллюстрацией к рассказу. Что же общего между картиной и рассказом? С каким отрывком можно соотнести её? ( Картина Ю.Ю. Клевера «Пурга надвигается» написана в 1910г. У картины и рассказа Ю.Бондарева общее настроение тревоги, неуюта, опасности. Художник передаёт это цветом. Всё: небо, земля в снегу, деревья, качающиеся под ветром, словно протянувшие руки к небу; притихшие дома- выдержано в мутно- желтоватой гамме).

- Ребята, в начале урока я назвала произведение и автора. Читали ли мы произведения этого писателя? Мы сегодня первый раз познакомились с этим автором. А как вы думаете, это детский писатель или он писал для взрослых? Почему?

- А зачем, с какой целью Бондарёв написал это произведение для детей? Чему он нас учит? Какие уроки вы должны извлечь из этого рассказу? (воспитывать волю, характер, преодолевать страх, темноту)

- Как вы понимаете слова Коли в финале рассказа: «Как ты думаешь, я в отца?» ( Вопрос, заданный Мишей в разговоре мальчиков о войне ( «Коль, а Коль…а ты в отца?») запал Коле в душу. Отец мальчика погиб на войне. Коля, конечно же, хочет походить на своего отца, быть смелым, быть героем. Коле на память остался его ножик с перламутровой ручкой, который он крепко зажал в руке и держал даже в дремоте. Этот ножик возникает и в финале рассказа, когда Коля тихо спрашивает уже спящую мать: «Как ты думаешь, я в отца?» Этот вопрос мальчик задаёт сам себе, словно проверяя себя. Он начинает осознавать себя личностью).

- А кому из вас приходилось оставаться дома одному вечером? Как вы преодолеваете страх?


2. Работа в парах (группах): Задание 1: Составить план основных эпизодов произведения. (1. Мальчики дома одни (с.117-118); 2. Рассказ Миши о том, как его отец заблудился в буране (с.118); 3. Мальчики пытаются смотреть книжку, разговор о родителях (с. 119-120); 4. Миша уходит домой, Коля остаётся один (с.121); 5. Коля ждёт мать (с.122-123); 6. Мать приехала (с.123-124).

IV. Работа по учебнику. 1. Заполнение таблицы. – Выберите из текста по 3 слова, определяющие цвет, место, действие, чувства. Проследите, как эти слова передают состояние героев.

название

место

цвет

действие

чувство

Начало рассказа

Дом Коли

Полутемно

Напрягаясь, останавливает взгляд на окне, негромко говорит (Коля);

Прерывисто вздыхает, торопится домой (Миша)

Хлещет, гремит, вздрагивает, дёргает (буран).

Внимательно смотрит, начинает беспокоиться, удивлённо спрашивает (Коля). Хмурится, боязно, неудобно, страшно. (Миша)

Рассказ Миши об отце

МТС (машинно- тракторная станция)

Темнища

Отец Миши заблудился

Жуть

Мальчики пытаются смотреть книжку, разговор о родителях

Дом Коли

Чёрные окна, тёмные углы

Колеблется, нерешительно соглашается, вяло отвечает, насупливается, тихо спрашивает (Миша),

Презрительно усмехается, заговорщицки говорит, пристально смотрит, серьёзно заявляет (Коля).

С опаской перелистывает страницы и украдкой оглядывается, напряжённо морщит лоб (Миша),

С надеждой, становится веселее, опускает глаза, опечаленный, говорит грустно (Коля).

Миша уходит домой, Коля остаётся один

Коля ждёт мать

Дом Коли

В комнате

Мерцающий свет, огонь в лампе дёргается и, чадя, гаснет. Лунный свет

Садится к столу, старается представить… Коля вздрагивает, кажется, что он уснул. Замечает перочинный ножик… Идёт в сени и открывает двери

В одиночестве, грустные мысли… горько и тоскливо сосёт под ложечкой… Жалеет, что отпустил Мишку, Замирая, с млеющим холодком в животе

Мать приехала

Дом Коли

В комнате

В комнате темно и тихо.

Стекло звонко дребезжит…

Сидят за столом и пьют чай… мать рядом с ним…

Радость перехватывает дыхание; необыкновенно счастлив…

Внимание автора сосредоточено на психологическом состоянии, переживаниях героев. – В одной из рецензий на рассказ Бондарева «Поздним вечером» было отмечено хорошее знание писателем детской психологии, его чуткое и верное проникновение в суть событий. Согласны ли вы с такой оценкой? Подтвердите своё мнение примерами из текста.

2. Определение проблем рассказа - В какое время происходят события в рассказе? По каким признакам можно судить о времени написания рассказа? ( Рассказ написан в 1948 году. Рассказ об отце Коли, погибшем на войне. В начале рассказа описывается степной район, расположенный недалеко от Актюбинска; приезжают сани из больницы, МТС. Все эти реалии ушли в прошлое, они относятся примерно к середине 20 века). – Какие проблемы затрагивает автор в рассказе? О чём заставляет задуматься? Проблема – один из главных вопросов, который автор ставит в произведении, по поводу которого высказывает своё мнение, свою позицию. Проблема может быть сформулирована в виде вопроса. Примеры формулировок:

  • Проблема влияния войны на людей («Как война влияет на людей?»

  • Проблема влияния природы на человека («Как природа влияет на состояние, настроение человека?», «Может ли человек противостоять стихии?»)

  • Проблема отношений между членами семьи («Как отношения между родителями влияют на людей?»)

  • Проблема воспитания («Как и что воспитывает человека?»)

  • Проблема взросления ( « Как происходит процесс взросления? На кого может ориентироваться человек, приобретая жизненный опыт?»)

  • Проблема формирования характера («Что необходимо для формирования характера? Что влияет на формирование характера?»)

  • Проблема преодоления страхов «Почему возникают страхи и как их можно преодолеть?»)


V. Подведение итогов урока.

Слово учителя: В тексте говорится о буране – стихии, которая страшит двух мальчиков, о родном доме, который является защитой от жизненных бурь, о семейных отношениях, о взаимной любви родителей и детей, о страхах и попытках их преодолеть, о влиянии войны на взрослых и детей, о важных вопросах, которые задаёт себе герой.

Ю.Бондарев размышлял: « Высший идеал – сама жизнь. Вся русская классика пронизана мыслями о любви и добре. Откуда эти ростки? Прежде всего от воспитания в семье. Часто вспоминаю своих покойных родителей. Они делали всё, чтобы мы росли честными и совестливыми».

Организация самоанализа и самооценки ученика. – Что для себя взяли из урока?
– Как вы оцениваете свою работу на уроке?
– Поднимите красный кружок, если считаете, что вы старались, но работали неактивно; желтый кружок, если считаете, что можете работать лучше; зеленый – активно работали на уроке.

- Какое у вас настроение сейчас? Выставление оценок за урок. VI. Домашнее задание ( на выбор): 1. Напишите сочинение, раскрыв одну из проблем, поднятых автором в рассказе. 2. Иллюстрации к рассказу.

3. Подготовка к проверочной работе по рассказу.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!