СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по рассказу Леонида Андреева "Кусака" "Только сердце тихо плачет,и душе - так одиноко..."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Все живое имеет одну душу, все живое страдает одним страданием" Л. Андреев

Просмотр содержимого документа
«Урок по рассказу Леонида Андреева "Кусака" "Только сердце тихо плачет,и душе - так одиноко..."»

Сострадание Бессердечный Нравственность Милосердие
  • Сострадание
  • Бессердечный
  • Нравственность
  • Милосердие
Сострадание  - жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем другого человека. Бессердечный - чуждый мягкости, сердечности в отношениях с людьми, жестокий. Нравственность - правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем другого человека.

Бессердечный - чуждый мягкости, сердечности в отношениях с людьми, жестокий.

Нравственность - правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также

выполнение этих правил, поведение.

Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, жалости.
  • Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, жалости.
  Только сердце тихо плачет,  и душе - так одиноко...   Урок по рассказу Леонида Андреева «Кусака» Учитель литературы МОБУ ООШ №18 Захарова Лидия Афанасьевна

Только сердце тихо плачет, и душе - так одиноко...

Урок по рассказу Леонида Андреева «Кусака»

Учитель литературы МОБУ ООШ №18

Захарова Лидия Афанасьевна

1.  Понравился ли вам рассказ ? 2.  Какие чувства и переживания вызвал у вас рассказ «Кусака»? 3.  Какие моменты вам запомнились, взволновали вас? 4.  Так как же жила Кусака до встречи с людьми? 5.  Почему Кусака боялась людей? 6.  Как она получила свое имя? 7.  Почему она полюбила Лелю? 8.  Как относились Леля и другие дети к Кусаке? 9.  Как Кусака выражает свою ненависть и любовь?
  • 1. Понравился ли вам рассказ ?
  • 2. Какие чувства и переживания вызвал у вас рассказ «Кусака»?
  • 3. Какие моменты вам запомнились, взволновали вас?
  • 4. Так как же жила Кусака до встречи с людьми?
  • 5. Почему Кусака боялась людей?
  • 6. Как она получила свое имя?
  • 7. Почему она полюбила Лелю?
  • 8. Как относились Леля и другие дети к Кусаке?
  • 9. Как Кусака выражает свою ненависть и любовь?
Цитатный план 1. «Она никому не принадлежала…» 2. «У неё отняли непримиримую злобу…» 3. «Всей своей собачьей душой расцвела собака…» 4. «Смутно предчувствуя беду…» 5. «…Собака жалобно и протяжно выла»

Цитатный план

  • 1. «Она никому не принадлежала…»
  • 2. «У неё отняли непримиримую злобу…»
  • 3. «Всей своей собачьей душой расцвела собака…»
  • 4. «Смутно предчувствуя беду…»
  • 5. «…Собака жалобно и протяжно выла»
Работа над первой частью рассказа – Кто главный герой рассказа? – Всегда ли ее так звали? – Какой предстает Кусака в начале рассказа? (таблица) – Какое ключевое слово выражает отношение между собакой и человеком? – Почему так подробно описывается жизнь Кусаки в начале рассказа? – Как к ней относились дети, взрослые?

Работа над первой частью рассказа

– Кто главный герой рассказа?

– Всегда ли ее так звали?

– Какой предстает Кусака в начале рассказа? (таблица)

– Какое ключевое слово выражает отношение между собакой и человеком?

– Почему так подробно описывается жизнь Кусаки в начале рассказа?

– Как к ней относились дети, взрослые?

– Как появляется человек в 1 части и как «уходит»? – Почему писатель о нем говорит? – В чем здесь сходство человека и собаки? (Зачитываем из текста). – Какие слова хочется взять в кавычки, кажется, что они употреблены в переносном значении? Почему? – Чем заканчивается 1 часть? (Описание пейзажа зачитываем из текста). – Какое настроение он у вас вызывает? – Как описание природы перекликается с описанием Кусаки в первой части?

– Как появляется человек в 1 части и как «уходит»?

– Почему писатель о нем говорит?

– В чем здесь сходство человека и собаки? (Зачитываем из текста).

– Какие слова хочется взять в кавычки, кажется, что они употреблены в переносном значении? Почему?

– Чем заканчивается 1 часть? (Описание пейзажа зачитываем из текста).

– Какое настроение он у вас вызывает?

– Как описание природы перекликается с описанием Кусаки в первой части?

Работа над второй частью рассказа – Выделите пейзаж из второй части рассказа. (Зачитываем из текста.) – Какое настроение он вызывает? – Почему Кусака боялась людей? – Почему она полюбила Лелю? – Какие слова становятся ключевыми и вытесняют из души собаки злобу? (Зачитываем из текста эпизод, в котором Кусака доверяется людям.)

Работа над второй частью рассказа

– Выделите пейзаж из второй части рассказа. (Зачитываем из текста.)

– Какое настроение он вызывает?

– Почему Кусака боялась людей?

– Почему она полюбила Лелю?

– Какие слова становятся ключевыми и вытесняют из души собаки злобу? (Зачитываем из текста эпизод, в котором Кусака доверяется людям.)

Работа над третьей частью рассказа – Какой теперь мы видим Кусаку? (таблица) – Почему у Кусаки не «выпарился» до конца страх, почему она «ждала побоев»?

Работа над третьей частью рассказа

– Какой теперь мы видим Кусаку? (таблица)

– Почему у Кусаки не «выпарился» до конца страх, почему она «ждала побоев»?

Какой стала Кусака Какой была Кусака никому не принадлежала всей… душой расцвела было имя не было имени гонимая голодом стремглав неслась не помня себя от страху изменилась натыкалась, мчалась длинная шерсть … стала пряталась, не доверяла лосниться, как атлас выбегала зализывала раны становилась копила злобу со злобой набрасывалась важно осматривала злобно ворча сквозь злобу

Какой стала Кусака

Какой была Кусака

никому не принадлежала

всей… душой расцвела

было имя

не было имени

гонимая голодом

стремглав неслась

не помня себя от страху

изменилась

натыкалась, мчалась

длинная шерсть … стала

пряталась, не доверяла

лосниться, как атлас

выбегала

зализывала раны

становилась

копила злобу

со злобой набрасывалась

важно осматривала

злобно ворча

сквозь злобу

Работа над четвертой частью рассказа – Какое настроение создает описание пейзажа в начале четвертой части? (Зачитываем из текста.) – Сопоставьте эти строки и заключительный пейзаж в первой части. – Почему Кусаку не взяли в город? – Кто будет скучать: Кусака о Леле или Леля о Кусаке?

Работа над четвертой частью рассказа

– Какое настроение создает описание пейзажа в начале четвертой части? (Зачитываем из текста.)

– Сопоставьте эти строки и заключительный пейзаж в первой части.

– Почему Кусаку не взяли в город?

– Кто будет скучать: Кусака о Леле или Леля о Кусаке?

Какую роль в передаче настроения Кусаки играет описание природы? ( заполняем таблицу )
  • Какую роль в передаче настроения Кусаки играет описание природы? ( заполняем таблицу )
1) долгая морозная зима 2) черные окна пустой дачи 3) желтыми огнями загорелась осень 4) заплакало небо 5) частые дожди, холод, слякоть  6) мрак осенней длинной ночи  7) неприветливое небо

1) долгая морозная зима

2) черные окна пустой дачи

3) желтыми огнями загорелась осень

4) заплакало небо

5) частые дожди, холод, слякоть

6) мрак осенней длинной ночи

7) неприветливое небо

1) наступила весна 2) тихая дача огласилась громким говором 3)солнце, тепло 4) ясное небо 5) весенний воздух 6) цветущие яблони и вишни

1) наступила весна

2) тихая дача огласилась громким говором

3)солнце, тепло

4) ясное небо

5) весенний воздух

6) цветущие яблони и вишни

– Как прощается Леля с Кусакой? – Вроде бы Леля не злая, но почему она так поступает?– Зачем Андреев вставляет в рассказ эпизод с дурачком Илюшей, не имеющий прямого отношения к истории Кусаки?

– Как прощается Леля с Кусакой?

– Вроде бы Леля не злая, но почему она так поступает?– Зачем Андреев вставляет в рассказ эпизод с дурачком Илюшей, не имеющий прямого отношения к истории Кусаки?

Работа над пятой частью рассказа (Читаем вслух пятую часть рассказа.) – Почему собака выла? – Сопоставьте 1 и 5 части. Первая и последняя главы говорят нам об одиночестве собаки. Одинаковое ли это одиночество? – Мы отметили, что в конце первой части появляется надежда. А сейчас?

Работа над пятой частью рассказа

(Читаем вслух пятую часть рассказа.)

– Почему собака выла?

– Сопоставьте 1 и 5 части. Первая и последняя главы говорят нам об одиночестве собаки. Одинаковое ли это одиночество?

– Мы отметили, что в конце первой части появляется надежда. А сейчас?

– О чем хотел сказать нам автор в рассказе? – Одобряет или осуждает он поступок Лели?

– О чем хотел сказать нам автор в рассказе?

– Одобряет или осуждает он поступок Лели?

Зачитать конец рассказа со слов «Наступила ночь».   О чем бы сказали нам собаки своем воем, если бы умели говорить человеческим языком? Что вам слышится в вое собаки?

Зачитать конец рассказа со слов «Наступила ночь».

  • О чем бы сказали нам собаки своем воем, если бы умели говорить человеческим языком?
  • Что вам слышится в вое собаки?
Подведение итогов. 1) Чему вас научил этот урок? 2) Получили ли вы что-нибудь новое на этом уроке? 3) Какие выводы для себя вы сделали? 4)Что мешает человеку быть добрым? 5)Какие качества нужно воспитывать в себе, чтобы быть добрым?

Подведение итогов.

  • 1) Чему вас научил этот урок?
  • 2) Получили ли вы что-нибудь новое на этом уроке?
  • 3) Какие выводы для себя вы сделали?
  • 4)Что мешает человеку быть добрым?
  • 5)Какие качества нужно воспитывать в себе, чтобы быть добрым?
«…Всё живое имеет одну душу, Всё живое страдает одним страданием…»

«…Всё живое имеет одну душу,

Всё живое страдает одним страданием…»

Домашнее задание. Выберите понравившееся вам задание. 1.Напишите письмо Кусаке. 2.Ответьте на вопрос, почему Л. Андреев назвал своих героев «добрыми людьми»

Домашнее задание. Выберите понравившееся вам задание.

  • 1.Напишите письмо Кусаке.
  • 2.Ответьте на вопрос, почему Л. Андреев назвал своих героев «добрыми людьми»
СПАСИБО

СПАСИБО

Использованная литература: Литература. 7 класс: учеб.для общеобразоват.учреждений с прил.на электрон.носителе. В 2ч./В.Я.Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин.- М.: Просвещение,2014 https://yandex.ru/images?parent-reqid=1515230017571990-896720878003109259816821-vla1-1774&source=wiz

Использованная литература:

  • Литература. 7 класс: учеб.для общеобразоват.учреждений с прил.на электрон.носителе. В 2ч./В.Я.Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин.- М.: Просвещение,2014
  • https://yandex.ru/images?parent-reqid=1515230017571990-896720878003109259816821-vla1-1774&source=wiz


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!