СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по рассказу В. М. Шукшина «Чудик» ДОТ 8 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по расказу В.Шукшина "Чудик"   ДОТ

Просмотр содержимого документа
«Урок по рассказу В. М. Шукшина «Чудик» ДОТ 8 класс»

Урок по рассказу В.М. Шукшина «Чудик»

В.М.Шукшин- писатель, режиссер, актер, артист. Широкое признание получили его книги, фильмы, роли. Велик интерес и к его творчеству не то только в нашей стране, но и за рубежом. Немногим более десяти лет продолжалось его творчество, но созданного хватило бы на всю жизнь.

120 рассказов, 2 романа «Любавины», «Я пришел дать вам волю», повести «Там, вдали», «Калина красная», «До третьих петухов», 5 фильмов по собственным сценариям: «Живет такой парень», «Ваш сын и брат», «Странные люди», «Печки-лавочки», «Калина красная», более 20 ролей.


1.Анализ рассказа «Чудик».

Рассказ, с которым мы должны познакомиться сегодня, называется «Чудик». Уточним лексическое значение слова «чудик».

а) словарная работа

Чудо-нечто небывалое, поразительное, выдающееся, удивляющее своей необычайностью(по словарю Ожегова).

Чудик - так мы называем в повседневной жизни людей, необычных в своих поступках. Тут слышится и насмешка. И снисходительное любование, и пренебрежение, и пренебрежение, и даже восхищение.


Подберем синонимы к этому слову: странный, добрый, непутевый, двадцать два несчастья, дурачок.


Чудик, человек, который постоянно попадает в досадные ситуации.

Давайте вспомним, в какие ситуации попадает герой рассказа.


б) беседа по рассказу «Чудик».

О чем рассказ?

Как название соответствует рассказу?

Какие чувства вызывает рассказ?

Как к герою относятся окружающие люди?


Сцена с пятидесятирублевкой, сцена в поезде, сцена в самолете, диалог Чудика с братом.

Давайте вспомним, что произошло с Чудиком в магазине.

Чем необычно поведение героя?

Что сделал бы на его месте обычный человек?

А вы?






Как поступает Чудик?

Почему Чудик не вернулся за своими деньгами?

Разговор с попутчиком, с каким-то интеллигентным человеком.

Как вы понимаете, кто такой интеллигентный человек?

Интеллигентный человек- человек, обладающий большой внутренней культурой; человек умственного труда, обладающий знаниями в различных областях науки, техники, культуры.

Подходит определение «интеллигентный» к попутчику Чудика?

Какие новые грани души главного героя раскрываются перед нами?

Как люди реагируют на общительность Чудика?

Чем похожи Чудик и его брат?

Брат сердцем понимает Василия Егоровича, потому что сам ощущает к себе презрение жены. Несмотря на свою простоту, Чудик размышляет над проблемами, волнующими человечество во все времена: В чем смысл жизни? Что есть добро и зло?

Какова роль финала рассказа? Почему только в конце рассказа автор сообщает нам фамилию, имя, отчество героя?

Обобщения учителя.

Человек приходит в мир радоваться и удивляться жизни: небу, людям, песням. Приходит, чтобы творить добро. Это только кажется, что доброта- неотъемлемое качество каждого человека. В жизни это далеко не так. И когда с грубостью сталкиваются герои Шукшина, нормальные люди, в которых еще не иссяк запас теплоты, честности, любви, жалости, которые привлекают своей незащищенностью, даже робостью перед хамством, то со стороны они кажутся странными, чудиками. Это они чудики, люди, для которых жизнь- чудо, время добра и только миг- зла, заставляют нас жить по совести, повелевают почаще заглядывать в свою душу: не стали ли мы равнодушными, жестокими, расчетливыми?

На дом: письменный ответ на вопрос: «Встречались ли мне в жизни чудики?»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!