СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по родной литературе "Тема сострадания к "братьям нашим меньшим"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по родной литературе "Тема сострадания к "братьям нашим меньшим"»

Урок в 7 классе по родной литературе. Тема сострадания к «братьям нашим меньшим» (по рассказу А. Куприна «Изумруд»)


Цели урока:

Образовательные: развивать умение выражать свои мысли, делать выводы; обогащать словарный запас.

Развивающие: развивать устную речь учащихся; развивать умения обобщать прочитанное.

Воспитательные: воспитывать чувство сострадания; гуманное отношение к «братьям нашим меньшим».

Оборудование:  книжная выставка, музыкальное сопровождение. 
Эпиграф к уроку:

«Человечность определяется не по тому, как мы общаемся с людьми, а по тому, как мы ведём себя с животными». (Чак Паланик.)


Слово учителя.

-Что вы знаете о Куприне? Какие произведения его читали. О чем они? А вы знали, что у Куприна более 30-ти рассказов о животных? Его рассказы несут в себе человеческое, доброе. Свои рассказы о животных он не выдумывал. Все животные жили на самом деле: многие из них в доме Куприна, другие – у друзей, о судьбе некоторых он узнавал из газет.

- Что олицетворяет собой лошадь? Какие у вас возникают ассоциации с этим животным?

- Что интересного вы знаете о лошадях?

- Какой масти бывают лошади?

- Какие читали произведения о лошади? («Теплый хлеб» Паустовского)

- Прежде, чем перейти к обсуждению содержания, я хочу поставить перед вами проблему: среди знатоков ходит поверье, что в сюжете есть часть от слухов, которые в те годы ходили по Москве.. Известно в основе рассказа лежит реальная история коня по кличке Рассвет. В целях Куприна желание раскрыть людям глаза на тот факт, что все живые существа ценны. Писатель обеспокоен проблемой жестокого отношения к животным.

Итак, переходим к обсуждению рассказа. Свободный микрофон (принимают участие все)

- Кто такой Изумруд? Прочитайте описание.

- Что значит «беговая» лошадь? - рысак (бывает иноходец)

- Расскажите, кто ухаживает за лошадьми. (Василий, Назар, Андрияшка)

- Кто из конюхов нравится Изумруду? (Назар)

- Почему? Прочитайте, как воспринимает людей? Во 2 гл Назар засыпает овес.

- «Вот тот, высокий, худой, сгорбленный, у которого бритое лицо и золотые очки…». Кто это? Почему нравится англичанин?

- Как воспринимает окружающее Изумруд? (через запахи, звуки)

- Что снится Изумруду накануне скачек? гл 2  Прочитайте

- Как Изумруд узнает, что наступил день скачек?

- Как его готовят к бегам? (Купание…Запряжка…

- Каких соперников он увидел на проминке?(серый в яблоках. Гнедая кобылка. Огромный вороной жеребец, огненно – рыжий рысак). гл. 4

- Кто не соперник? Почему?

- С кем выпало соревноваться в паре? (А какую роль играет мальчик на белом рысаке, поддужный?

- « Наездник сам испытал крепость подпруги, просовывал палец между ней и животом…» - О ком идет речь?

- найдите и прочитайте эпизод запряжки лошади. гл. 3

- Прочитайте описание ипподрома. гл. 5

- Обратите внимание, что в рассказе нет диалогов. Но в 5 главе, которая является кульминацией рассказа, воображаемый диалог, кого с кем?

- Прочитайте выразительно.

- Что чувствует Изумруд? (Радость от победы, удовлетворение, что он не подвел наездника)

- А как повели себя люди? Почему?

- Что нарушило его чувство победы. Радости? В чем сомневаются и почему люди, громко разговаривающие? Понимает Изумруд? (По-детски наивное непонимание человеческой ненависти в момент осмотра перед толпой после финиша показывает, каким беззащитным на самом деле является жеребец, и как этим пользуются те, кто морально сильнее).

- Какова судьба Изумруда? Перескажите

- Почему умер Изумруд? - Какова главная мысль рассказа? Как  в рассказе показаны люди и как лошади? Кто вам симпатичней?

В рассказе рядом оказываются жеребцы и кобылы разных мастей, пород, возрастов и характеров, но их роднит природное изящество, грация, на которую невозможно налюбоваться. И как противопоставлены люди («руки неуверенны и неточны», «ездить он не умеет – дёргает, суетится», «с кривым глазком», «руки у него не гибки, точно деревянные»). Лошади выглядят венцом творения природы.

- Как вы понимаете эпиграф?

Ответьте на поставленный в начале урока вопрос: почему Куприн назвал своего героя Изумрудом? Что такое изумруд? Что общего у камня и беговой лошади из рассказа Куприна?

Изумруд – камень успеха, жеребец в рассказе Куприна, как драгоценный камень, добился успеха, победил

- Послушайте песню Высоцкого «Бег иноходца». - Попробуйте понять, что общего у рысака Изумруда и иноходца из песни?

(Оба коня победители в бегах, оба победили наперекор всем - этим похожи: дерзкие, смелые, честно выигрывают скачки не в угоду кому – то или чему – то, а потому что они лучшие, им нравится бег и они честно выполняют свою работу, но корыстные люди недовольны)

Сейчас вы ответите на вопросы викторины и это будет ваша оценка за урок.

1) Опишите Изумруда.

2) Кто конюхи той конюшни, где содержится Изумруд, сколько их?

3) Кто в конюшне соседи Изумруда?

4) Описание англичанина какое?

5) О чем вспомнил Изумруд, когда утром во время кормления ему попался клочок сена с необыкновенным вкусом, что напоминал этот вкус?

6) Что приснилось Изумруду, когда он задремал после вкусного клочка сена?

7) Куда повели Изумруда в то утро, о котором начинается рассказ, после того, как задали овса? Какое расстояние до бегового круга

8) Что было перед бегами («Проминка лошадей»)

9) Как Изумруд вспоминает забег?

10) Кто выигрывает забег?

11) Что наблюдает и слышит Изумруд в момент, когда должен испытывать триумф победы?

12) Что случилось с Изумрудом после скачек?

13) Какой финал у произведения?

Итог урока.

Учитель: Мне очень хотелось, чтобы пронзительный рассказ вам запомнился. Чтобы вы всегда с заботой относились к животным, чтобы в вас не иссякло зародившееся чувство сострадания к «братьям нашим меньшим», чтобы вы как и Куприн понимали, что человек, жестоко относящийся к животному, начинает и сам терять человеческий образ.

А в заключение урока я предлагаю послушать песню о трагической судьбе лошадей на слова известного российского поэта Бориса Слуцкого «Лошади в океане». (видеоролик)

Домашнее задание: написать сочинение на тему «О чём меня заставил задуматься рассказ Куприна?»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!