Урок по родной русской литературе в 6 классе
на тему «Твори добро»
( по рассказу Б.Екимова «Ночь исцеления»)
Разработала
Богданова Мария Васильевна,
Учитель высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ №2 р.п. Базарный Карабулак
Саратовской области»
2020-2021 учебный год
Тип урока: урок-размышление.
Цели:
1.Познакомить учащихся с рассказом Б.П.Екимова «Ночь исцеления», развивать навыки смыслового чтения, анализа художественного произведения, совершенствовать навыки сопоставительного анализа;
2. Развивать у учащихся устную речь, внимание, воображение.
3.Воспитывать сочувствие, сострадание, сопереживание, научить тепло относиться к беспомощной старости, разделять чужую боль.
Оборудование урока:
1.Мультимедийнаяпрезентация;
2.Ксерокопии текста рассказа Б.Екимова “Ночь исцеления”;
3.Рабочие тетради учащихся;
4.Листы самооценок.
Содержание урока
1.Эмоциональный настрой.
Учитель: Ребята, сегодня у нас открытый урок, на котором присутствует много гостей. И чтобы все у нас получилось, давайте улыбнемся друг другу и пожелаем удачи. На уроке вас ожидает много интересных заданий, новых открытий. А помощниками вам будут внимание, активность, сотрудничество и вдумчивое чтение.
2.Просмотр видеоролика «Твори добро». Формулировка темы урока.
Учитель: Вы посмотрели небольшой видеоролик. О чем же он?
( о доброте, милосердии, сочувствии, сострадании)
Учитель: Верно, ребята. Доброта, милосердие, внимательное отношение к людям, сопереживание – это все то, что исцеляет душу, делает человека человеком. Творя добро, проявляя сочувствие к чужому горю, каждый из нас делает мир чуточку светлее, интереснее, гуманнее. Поэтому тема нашего урока так и звучит: «Твори добро» (по рассказу Б.П.Екимова «Ночь исцеления»).
(Дети записывают тему урока в рабочую тетрадь)
Учитель: Какие цели мы перед собой поставим?
(Дети формулируют цели урока:
Прочитать и проанализировать рассказ;
Дать характеристику героям;
3. Воспитывать в себе милосердие, доброту, сострадание.)
3.Знакомство с творчеством писателя. Групповая работа
Учитель: С творчеством Б.П.Екимова мы не знакомы. Поэтому поработаем с его биографией. Предлагаю составить кластеры о жизни и творчестве писателя по группам:
1 группа - детские годы и начало творческого пути;
2 группа – публикации, вызвавшие наибольший интерес у читательской аудитории;
3 группа – награды Б.П.Екимова;
Учитель: На составление кластеров отводится 3 минуты. Перед началом работы вспомните правила работы в группе. Они записаны на обратной стороне листа.
(Дети составляют кластеры)
Учитель: Проверим работу каждой группы.
( Проверка групповой работы)
4.Подбор ассоциаций к словам «ночь» и «исцеление».
Учитель: Итак, рассказ называется «Ночь исцеления». Какие ассоциации у вас возникают при слове «ночь»? А при слове «исцеление»?
(«Ночь» - тайна, страх, темнота, кошмар, видения.)
(«Исцеление» - излечение, выздоровление, успокоение, преобразование, воскрешение, радость)
Учитель: Хорошо, спасибо. К этим ассоциациям мы вернемся после прочтения рассказа. Посмотрим, насколько они окажутся верными.
5.Словарная работа и проверка лексического значения слов по эталону.
Учитель: Прежде чем познакомиться с произведением, проведем словарную работу. В рассказе встретятся слова, значения которых вам не известны. Такие слова перед вами на карточке. Попробуем объяснить их значения. Работаем самостоятельно одну минуту, а затем проверяем по эталону.
(Обуял – охватил;
Исть – есть;
Хучь – хоть;
Булгачить – беспокоить;
Чурек – пресный хлеб в виде лепешки;
Вразлад – не ладя с самим собой;
Хата – крестьянская изба;
Берш- рыба семейства окуневых;
Угреваясь – согреваясь.)
6. Пересказ учителем начала рассказа.
Учитель: Вполне обычная бытовая ситуация: к бабе Дуне на каникулы приезжает внук Гриша, 13-летний подросток. Бабушка несказанно рада его приезду: жила одна, дети наезжали редко, а теперь живым духом повеяло, стало шумно, радостно. И все бы ничего, но одно омрачало совместное проживание: по ночам баба Дуня кричит, вспоминая военные годы… Что ей может сниться?
(-Она вспоминает взрывы снарядов;
-На ее глазах погибают дети;
-Она до сих пор помнит голодное время)
Учитель: Спасибо. А что было настоящей причиной ее ночных кошмаров, мы узнаем, читая рассказ.
7.Чтение с остановками.
Учитель читает поначалу первую часть « Первая ночь Гриши в доме бабушки»
После прочтения задаются вопросы:
-Что произошло с бабой Дуней во время войны?
-Что значило в военные годы потерять хлебные карточки?
-Кто знает, что такое хлебные карточки?
-Какие чувства Гриша испытывает в первую ночь? Что его особенно поражает?
Учитель: А теперь вернемся к ассоциациям к слову «ночь». Оправдались ли первоначальные ассоциации? Добавим ли что-то еще?
(дети добавляют ассоциации к слову «ночь»: тревога, неизвестность, слезы).
Продолжение чтения эпизода« Следующий день и следующая ночь» ( Дети читают по ролям).
Вопросы для обсуждения:
-Для чего автор дает описание внука и бабушки?
(на фоне здорового молодого человека, внука Гриши, еще сильнее ощущается немощь старого человека)
-Озвучьте слова, которые помогают раскрыть отношение внука к бабушке.
(«взглянул мельком», «явственно вспомнил ее лицо в полутьме в слезах», «воспоминание резануло по сердцу»)
-Как вы думаете, что произойдет дальше?
(предположения детей).
Продолжение чтения (дети читают по очереди).
Вопросы для обсуждения:
-Какой совет дает мама Грише? Найдите в тексте ответ на этот вопрос.
(«Она лишь начнет с вечера говорить, а ты крикни: «Молчать!». Она и перестанет. Мы пробовали».)
-Как вы думаете, воспользуется ли материнским советом мальчик?
(высказывания детей)
-А теперь обратимся к тексту.
(«Забыв обдуманное, он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать мягко, ласково:
- Ваши карточки, бабаня… В синем платочке, да? Ваши в синем платочке? Это ваши, вы обронили. А я поднял. Вот видите, возьмите,- настойчиво повторял он. – Все целые, берите… Баба Дуня смолкла. Видимо, там, во сне, она все слышала и понимала. Не сразу пришли слова. Но пришли:
- Мои, мои… Платочек мой, синий. Люди скажут. Мои карточки, я обронила. Спаси Христос, добрый человек… По голосу ее Гриша понял, что сейчас она заплачет.
-Не надо плакать,- громко сказал он.- Карточки целые. Зачем плакать?)
Учитель: Как вы думаете, легко ли мальчику далось это решение?
(ответы детей)
Учитель: Наши размышления подтвердим текстом.
( «Он сидел у печки и плакал. Слезы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и еще кого-то… Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далеких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни, такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать. И он плакал, вытирая слезы кулаком. Но как только баба Дуня заговорила, он забыл обо всем. Ясной стала голова, и ушла из тела дрожь».)
-Предположите, что происходит в душе ребенка? О чем нам говорит текст?
- Как вы думаете, что придает ему силы в эту ночь, когда тревожно и страшно?
( Его сердце наполнилось жалостью. Он не смог грубо крикнуть на бабушку. Любовь, сострадание дают ему душевные силы.)
- Можно ли сказать, что баба Дуня в какой-то мере исцелилась?
(ответы детей)
- Как вы думаете, расскажет ли Гриша обо всем бабушке?
(высказывания детей)
Самостоятельное чтение детьми финала рассказа.
Учитель: Почему герой твердо решил не рассказывать бабушке о том, что случилось ночью?
(Он понял, что если сказать бабушке правду, ночные кошмары, которые не давали ей покоя, вернутся)
8.Работа с текстом после прочтения.
Учитель: Ребята, вернемся к названию рассказа «Ночь исцеления». Какое слово ключевое?
( исцеление)
- Верно. О чьем же исцелении идет речь?
(Об исцелении бабушки и внука.
Для бабушки – исцеление физическое и душевное. Она перестает кричать по ночам, ей все меньше и меньше снятся страшные сны.
В душе героя происходят перемены. Он изменился, стал чутким к чужому страданию. Произошло исцеление не только бабушки, но и внука. Он повзрослел. Милосердие, доброта Гриши сделали то, чего не смогли врачи и взрослые. Исцеление для внука – его нравственное взросление.)
Учитель: Вернемся к ассоциациям к слову «исцеление». Что бы вы еще добавили к этому слову после прочтения рассказа?
( Исцеление – это также и нравственный выбор, взросление, слезы очищения)
9. Работа в парах.
Учитель: Давайте еще раз проследим, как происходит исцеление Гриши. Подчеркните слова и выражения, доказывающие развитие души героя.
(1 ночь: «ничего не понял», «страх обуял его»;
Следующий день: «вспомнил лицо в слезах», «воспоминание резануло по сердцу»;
Последующая ночь: «в душе что-то теплело и таяло», «сердце мальчика облилось жалостью и болью», «слезы шли от сердца»)
Учитель: А теперь сформулируйте основную мысль рассказа.
(нужно быть гуманным к страдающим людям, разделять чужую боль, делать все от тебя зависящее, чтобы помочь окружающим тебя близким людям)
10.Рефлексия и задание на дом.
Учитель: Вот и подошел к концу наш разговор. Подвести итог нашему уроку я попрошу вас самих. Чтобы это сделать, нужно закончить фразу: «Рассказ Ночь исцеления» заставил меня задуматься…»
(высказывания детей)
Задание на дом:
1. Напишите письмо Грише, выразив свое отношение к нему.
2. Подберите пословицы и поговорки о доброте и милосердии.
11. Анализ листа самооценок
5-6 баллов – «3»
7-10 баллов – «4»
11 и более – «5».
12. Заключительное слово учителя
Ребята, мы должны оглянуться и увидеть тех, кто нуждается в помощи, понимании, сочувствии. Ведь благодаря доброте и участию исцеляется душа. Б.П. Екимов заставляет нас оглянуться и увидеть тех, кто рядом с нами, кому нужна наша помощь, понимание, поддержка, чтобы и мы исцелились, благодаря нашей доброте и участию.
Человек, который научился помогать нуждающимся, становится лучше, чище, добрее, сердечнее. И об этом хорошо сказал поэт А.Дементьев в стихотворении «Доброта»:
В этом мире огромном, в котором живем я и ты,
Не хватает тепла, не хватает людской доброты.
Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,
Будем вместе учиться друг другу, как звезды, светить.
Пусть не ставят нам в школе отметок за щедрость души.
Ты однажды возьми и добро просто так соверши.
И тогда на морозе щемяще запахнет весной,
И тогда на земле станет больше улыбкой одной!
Всем большое спасибо за урок!