СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по родной русской литературе "Твори добро" (по рассказу Б.П.Екимова "Ночь исцеления")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это урок-размышление о милосердии, сострадании, желании творить добро. Это также урок о самостоятельном выборе подростка, о формировании высоконравственной личности.

Просмотр содержимого документа
«Урок по родной русской литературе "Твори добро" (по рассказу Б.П.Екимова "Ночь исцеления")»












Урок по родной русской литературе в 6 классе

на тему «Твори добро»

( по рассказу Б.Екимова «Ночь исцеления»)








Разработала

Богданова Мария Васильевна,

Учитель высшей квалификационной категории

МБОУ «СОШ №2 р.п. Базарный Карабулак

Саратовской области»














2020-2021 учебный год



Тип урока: урок-размышление.

Цели:

1.Познакомить учащихся с рассказом Б.П.Екимова «Ночь исцеления», развивать навыки смыслового чтения, анализа художественного произведения, совершенствовать навыки сопоставительного анализа;

2. Развивать у учащихся устную речь, внимание, воображение.

3.Воспитывать сочувствие, сострадание, сопереживание, научить тепло относиться к беспомощной старости, разделять чужую боль.

Оборудование урока:

1.Мультимедийнаяпрезентация;
2.Ксерокопии текста рассказа Б.Екимова “Ночь исцеления”;

3.Рабочие тетради учащихся;

4.Листы самооценок.

Содержание урока

1.Эмоциональный настрой.

Учитель: Ребята, сегодня у нас открытый урок, на котором присутствует много гостей. И чтобы все у нас получилось, давайте улыбнемся друг другу и пожелаем удачи. На уроке вас ожидает много интересных заданий, новых открытий. А помощниками вам будут внимание, активность, сотрудничество и вдумчивое чтение.

2.Просмотр видеоролика «Твори добро». Формулировка темы урока.

Учитель: Вы посмотрели небольшой видеоролик. О чем же он?

( о доброте, милосердии, сочувствии, сострадании)

Учитель: Верно, ребята. Доброта, милосердие, внимательное отношение к людям, сопереживание – это все то, что исцеляет душу, делает человека человеком. Творя добро, проявляя сочувствие к чужому горю, каждый из нас делает мир чуточку светлее, интереснее, гуманнее. Поэтому тема нашего урока так и звучит: «Твори добро» (по рассказу Б.П.Екимова «Ночь исцеления»).

(Дети записывают тему урока в рабочую тетрадь)

Учитель: Какие цели мы перед собой поставим?

(Дети формулируют цели урока:

  1. Прочитать и проанализировать рассказ;

  2. Дать характеристику героям;

3. Воспитывать в себе милосердие, доброту, сострадание.)

3.Знакомство с творчеством писателя. Групповая работа

Учитель: С творчеством Б.П.Екимова мы не знакомы. Поэтому поработаем с его биографией. Предлагаю составить кластеры о жизни и творчестве писателя по группам:

1 группа - детские годы и начало творческого пути;

2 группа – публикации, вызвавшие наибольший интерес у читательской аудитории;

3 группа – награды Б.П.Екимова;

Учитель: На составление кластеров отводится 3 минуты. Перед началом работы вспомните правила работы в группе. Они записаны на обратной стороне листа.

(Дети составляют кластеры)

Учитель: Проверим работу каждой группы.

( Проверка групповой работы)

4.Подбор ассоциаций к словам «ночь» и «исцеление».

Учитель: Итак, рассказ называется «Ночь исцеления». Какие ассоциации у вас возникают при слове «ночь»? А при слове «исцеление»?

(«Ночь» - тайна, страх, темнота, кошмар, видения.)

(«Исцеление» - излечение, выздоровление, успокоение, преобразование, воскрешение, радость)

Учитель: Хорошо, спасибо. К этим ассоциациям мы вернемся после прочтения рассказа. Посмотрим, насколько они окажутся верными.

5.Словарная работа и проверка лексического значения слов по эталону.

Учитель: Прежде чем познакомиться с произведением, проведем словарную работу. В рассказе встретятся слова, значения которых вам не известны. Такие слова перед вами на карточке. Попробуем объяснить их значения. Работаем самостоятельно одну минуту, а затем проверяем по эталону.

(Обуял – охватил;

Исть – есть;

Хучь – хоть;

Булгачить – беспокоить;

Чурек – пресный хлеб в виде лепешки;

Вразлад – не ладя с самим собой;

Хата – крестьянская изба;

Берш- рыба семейства окуневых;

Угреваясь – согреваясь.)

6. Пересказ учителем начала рассказа.

Учитель: Вполне обычная бытовая ситуация: к бабе Дуне на каникулы приезжает внук Гриша, 13-летний подросток. Бабушка несказанно рада его приезду: жила одна, дети наезжали редко, а теперь живым духом повеяло, стало шумно, радостно. И все бы ничего, но одно омрачало совместное проживание: по ночам баба Дуня кричит, вспоминая военные годы… Что ей может сниться?

(-Она вспоминает взрывы снарядов;

-На ее глазах погибают дети;

-Она до сих пор помнит голодное время)

Учитель: Спасибо. А что было настоящей причиной ее ночных кошмаров, мы узнаем, читая рассказ.

7.Чтение с остановками.

Учитель читает поначалу первую часть « Первая ночь Гриши в доме бабушки»

После прочтения задаются вопросы:

-Что произошло с бабой Дуней во время войны?

-Что значило в военные годы потерять хлебные карточки?

-Кто знает, что такое хлебные карточки?

-Какие чувства Гриша испытывает в первую ночь? Что его особенно поражает?

Учитель: А теперь вернемся к ассоциациям к слову «ночь». Оправдались ли первоначальные ассоциации? Добавим ли что-то еще?

(дети добавляют ассоциации к слову «ночь»: тревога, неизвестность, слезы).

Продолжение чтения эпизода« Следующий день и следующая ночь» ( Дети читают по ролям).

Вопросы для обсуждения:

-Для чего автор дает описание внука и бабушки?

(на фоне здорового молодого человека, внука Гриши, еще сильнее ощущается немощь старого человека)

-Озвучьте слова, которые помогают раскрыть отношение внука к бабушке.

(«взглянул мельком», «явственно вспомнил ее лицо в полутьме в слезах», «воспоминание резануло по сердцу»)

-Как вы думаете, что произойдет дальше?

(предположения детей).

Продолжение чтения (дети читают по очереди).

Вопросы для обсуждения:

-Какой совет дает мама Грише? Найдите в тексте ответ на этот вопрос.

(«Она лишь начнет с вечера говорить, а ты крикни: «Молчать!». Она и перестанет. Мы пробовали».)

-Как вы думаете, воспользуется ли материнским советом мальчик?

(высказывания детей)

-А теперь обратимся к тексту.

(«Забыв обдуманное, он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать мягко, ласково:

- Ваши карточки, бабаня… В синем платочке, да? Ваши в синем платочке? Это ваши, вы обронили. А я поднял. Вот видите, возьмите,- настойчиво повторял он. – Все целые, берите… Баба Дуня смолкла. Видимо, там, во сне, она все слышала и понимала. Не сразу пришли слова. Но пришли:

- Мои, мои… Платочек мой, синий. Люди скажут. Мои карточки, я обронила. Спаси Христос, добрый человек… По голосу ее Гриша понял, что сейчас она заплачет.

-Не надо плакать,- громко сказал он.- Карточки целые. Зачем плакать?)

Учитель: Как вы думаете, легко ли мальчику далось это решение?

(ответы детей)

Учитель: Наши размышления подтвердим текстом.

( «Он сидел у печки и плакал. Слезы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и еще кого-то… Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далеких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни, такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать. И он плакал, вытирая слезы кулаком. Но как только баба Дуня заговорила, он забыл обо всем. Ясной стала голова, и ушла из тела дрожь».)

-Предположите, что происходит в душе ребенка? О чем нам говорит текст?

- Как вы думаете, что придает ему силы в эту ночь, когда тревожно и страшно?

( Его сердце наполнилось жалостью. Он не смог грубо крикнуть на бабушку. Любовь, сострадание дают ему душевные силы.)

- Можно ли сказать, что баба Дуня в какой-то мере исцелилась?

(ответы детей)

- Как вы думаете, расскажет ли Гриша обо всем бабушке?

(высказывания детей)

Самостоятельное чтение детьми финала рассказа.

Учитель: Почему герой твердо решил не рассказывать бабушке о том, что случилось ночью?

(Он понял, что если сказать бабушке правду, ночные кошмары, которые не давали ей покоя, вернутся)

8.Работа с текстом после прочтения.

Учитель: Ребята, вернемся к названию рассказа «Ночь исцеления». Какое слово ключевое?

( исцеление)

- Верно. О чьем же исцелении идет речь?

(Об исцелении бабушки и внука.

Для бабушки – исцеление физическое и душевное. Она перестает кричать по ночам, ей все меньше и меньше снятся страшные сны.

В душе героя происходят перемены. Он изменился, стал чутким к чужому страданию. Произошло исцеление не только бабушки, но и внука. Он повзрослел.  Милосердие, доброта Гриши сделали то, чего не смогли врачи и взрослые. Исцеление для внука – его нравственное взросление.)                            

Учитель: Вернемся к ассоциациям к слову «исцеление». Что бы вы еще добавили к этому слову после прочтения рассказа?

( Исцеление – это также и нравственный выбор, взросление, слезы очищения)

9. Работа в парах.

Учитель: Давайте еще раз проследим, как происходит исцеление Гриши. Подчеркните слова и выражения, доказывающие развитие души героя.

(1 ночь: «ничего не понял», «страх обуял его»;

Следующий день: «вспомнил лицо в слезах», «воспоминание резануло по сердцу»;

Последующая ночь: «в душе что-то теплело и таяло», «сердце мальчика облилось жалостью и болью», «слезы шли от сердца»)

Учитель: А теперь сформулируйте основную мысль рассказа.

(нужно быть гуманным к страдающим людям, разделять чужую боль, делать все от тебя зависящее, чтобы помочь окружающим тебя близким людям)

10.Рефлексия и задание на дом.

Учитель: Вот и подошел к концу наш разговор. Подвести итог нашему уроку я попрошу вас самих. Чтобы это сделать, нужно закончить фразу: «Рассказ Ночь исцеления» заставил меня задуматься…»

(высказывания детей)

Задание на дом:

1. Напишите письмо Грише, выразив свое отношение к нему.

2. Подберите пословицы и поговорки о доброте и милосердии.

11. Анализ листа самооценок

5-6 баллов – «3»

7-10 баллов – «4»

11 и более – «5».

12. Заключительное слово учителя

Ребята, мы должны оглянуться и увидеть тех, кто нуждается в помощи, понимании, сочувствии. Ведь благодаря доброте и участию исцеляется душа. Б.П. Екимов заставляет нас оглянуться и увидеть тех, кто рядом с нами, кому нужна наша помощь, понимание, поддержка, чтобы и мы исцелились, благодаря нашей доброте и участию.

Человек, который научился помогать нуждающимся, становится лучше, чище, добрее, сердечнее. И об этом хорошо сказал поэт А.Дементьев в стихотворении «Доброта»:

В этом мире огромном, в котором живем я и ты,

Не хватает тепла, не хватает людской доброты.

Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,

Будем вместе учиться друг другу, как звезды, светить.


Пусть не ставят нам в школе отметок за щедрость души.

Ты однажды возьми и добро просто так соверши.

И тогда на морозе щемяще запахнет весной,

И тогда на земле станет больше улыбкой одной!

Всем большое спасибо за урок!














































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!