СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по родной (русской) литературе в 5 классе по теме «Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки о Родине, России, русском народе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по родной (русской) литературе по теме  "Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки о Родине, России, русском народе". Урок предназначен для учителей-словесников, методическая разработка составленана основе программы по родной (русской) литературе и учебника О.М.Александровой.

Просмотр содержимого документа
«Урок по родной (русской) литературе в 5 классе по теме «Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки о Родине, России, русском народе»»

Урок по родной (русской) литературе в 5 классе по теме

«Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки о Родине, России, русском народе»

Тип урока: комбинированный

Планируемые результаты:

Личностные:

- готовность к разнообразной совместной деятельности; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России; восприимчивость к традициям и творчеству своего и других народов.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД : 

- выбирать, анализировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами;

Коммуникативные УУД: 

- излагать своё мнение, аргументируя его, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать в группе;

Регулятивные УУД: 

- определять цель, проблему в деятельности, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе.

Предметные результаты:

- выделять проблематику русских пословиц и поговорок как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа; владеть умением давать смысловой анализ фольклорного текста на основе наводящих вопросов.

Оборудование: учебник О.М.Александровой «Родная русская литература. 5 класс», тетради, мультимедийная презентация, раздаточный материал

Эпиграф:

В простоте слова – самая великая мудрость.

Пословицы всегда кратки, а ума в них – целые книги. А.И.Горький

Что за роскошь, что за смысл в каждой поговорке нашей! Что за золото! А.С.Пушкин

Пословицы – это цвет народного ума… В.И.Даль


Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие.

  2. Мотивация. Целеполагание.

  1. Работа с эпиграфом.

Обратите внимание на экран. Перед вами высказывания замечательных людей России - поэта А.С.Пушкина, писателя А.М.Горького, автора толкового словаря В.И.Даля. Давайте прочитаем вслух эти высказывания и подумаем, о чём они и какой смысл в них заключён.

Слайд 1.

Что за роскошь, что за смысл в каждой поговорке нашей! Что за золото! А.С.Пушкин

В простоте слова – самая великая мудрость. Пословицы всегда кратки, а ума в них – целые книги. А.И.Горький

Пословицы – это цвет народного ума… В.И.Даль

(Обучающиеся читают вслух высказывания, объясняют смысл прочитанного)


  1. Актуализация знаний.

Вопросы для беседы:

Золото, великая мудрость, простота, краткость, народный ум. Именно этими словами охарактеризовали русские классики малые жанры фольклора – пословицы и поговорки.

- Что же такое пословица? Поговорка?

- Чем отличаются пословицы от поговорок? Приведите примеры.

Понять, какое значение народ придаёт этим малым жанрам фольклора, нам помогут русские пословицы и поговорки, которые вы можете увидеть на экране. Чтение вслух и обсуждение пословиц и поговорок.

Слайд 2.

На чужой стороне и весна не красна.

Всякому мила своя сторона.

Москва – сердце России.

Жить – Родине служить.

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

Если народ един, он непобедим.

(Читая пословицы и объясняя смысл каждой, ребята приходят к выводу, что русский народ одной из главных ценностей считал любовь к Родине.)

3. Определение темы и задач урока.

- Попробуем вместе сформулировать тему урока, а также определить задачи, которые помогут нам убедиться в точности слов эпиграфа к уроку.

(Обучающиеся формулируют тему урока, делают записи в тетрадях, с помощью учителя определяют задачи урока)

  1. Работа над темой урока.

  1. Слово учителя.

Самым известным собирателем русской народной мудрости был Владимир Иванович Даль. Собиратель русского фольклора изъездил всю Россию, записывая пословицы и поговорки от крестьян, ремесленников, солдат. В 1962 году в России появилась книга под названием «Пословицы русского народа», в которую вошло более 30000 пословиц, поговорок и других народных изречений. Автором этой книги стал сам собиратель народной мудрости – В.И.Даль.

Слайд 3. Демонстрирует портрет В.И.Даля и обложку знаменитого словаря.

  1. Работа с учебником. Словарная работа.

На странице 8 ваших учебников представлены пословицы из книги Даля. Они объединены в тематические группы «Русь – Родина» и «Родина – Чужбина». Читая выразительно эти пословицы, мы постараемся представить образ Родины, России (Руси) и русского народа. Размышляя над прочитанным, давайте все вместе найдём те ключевые слова, которые помогут нам создать образ Родины, представленный в пословицах из книги Даля.

(обучающиеся вслух по очереди читают пословицы, объясняют смысл, называют ключевые слова, вместе с учителем на доске и в тетрадях рисуют кластер).

«Русь – Родина»

Земля русская вся под Богом. (святая)

Велика святорусская земля, а везде солнышко. (великая)

России и лету союзу нету. (многовековая)

Русского человека что парит (баня), то и правит (лечит). (верна традициям)

Русский терпелив до зачина. (терпелива)

Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит. (русский народ серьёзный и щедрый)

Русак умён, да задним умом. (русский народ умён)

На Руси не всё караси – есть и ерши. (русский народ задорный, неуступчивый)

Русский крепок на трех сваях: авось, небось да как-нибудь. (не всегда хорошо)

(В процессе работы учитель проводит словарную работу, объясняя значение непонятных слов, обращая внимание на положительные и отрицательные стороны, на которые указывают пословицы)



Чтобы дополнить образ Родины, созданный русским народом в пословицах, постарайтесь из второй тематической группы «Родина – Чужбина» выбрать нужные нам ключевые слова.



(обучающиеся работают самостоятельно, записывая в тетради слова, потом озвучивают их, объясняя свой выбор)

Мать, веселье, радость, своя земля, красота, добро, любовь.



  1. Физминутка.

  2. Усвоение знаний.

  1. Работа в группах.

Продолжая работу над темой урока, давайте соединим прошлое и настоящее. Мы увидели, каким представлял русский народ свою Родину с давних времён. Чтобы понять, как бесценны на сегодняшний день русские пословицы о Родине, о русском народе, о России, вы, работая в группах, придумаете ситуации, в которых бы могли прозвучать эти пословицы в наше время. Используйте эти пословицы для характеристики наших современников.

Каждая группа получит по одной пословице, члены группы придумают и обсудят ситуацию, выберут того, кто расскажет всем о своей пословице. В случае необходимости члены группы могут подсказывать своему выступающему.

1 гр. Ищи добра на стороне, а дом люби по старине.

2 гр. Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

3 гр. На родной стороне и камешек знаком.

4 гр. Где кто родился, там и пригодился.

  1. Выступления групп.



  1. Подготовка к восприятию домашнего задания.

  1. Читать выразительно пословицы из книги Даля (стр. учебника 7-8), а также пословицы народов мира (стр. 9). Найти любую пословицу или поговорку о Родине, которой можно было бы дополнить группу пословиц в учебнике. Письменно объяснить смысл этой пословицы (4-5 предложений).

  2. Устно продолжить фразу «Сказка – это…»

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

  2. Оценивание.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя