Урок по родной (русской) литературе в 5 классе по теме
«Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки о Родине, России, русском народе»
Тип урока: комбинированный
Планируемые результаты:
Личностные:
- готовность к разнообразной совместной деятельности; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России; восприимчивость к традициям и творчеству своего и других народов.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД :
- выбирать, анализировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами;
Коммуникативные УУД:
- излагать своё мнение, аргументируя его, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать в группе;
Регулятивные УУД:
- определять цель, проблему в деятельности, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе.
Предметные результаты:
- выделять проблематику русских пословиц и поговорок как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа; владеть умением давать смысловой анализ фольклорного текста на основе наводящих вопросов.
Оборудование: учебник О.М.Александровой «Родная русская литература. 5 класс», тетради, мультимедийная презентация, раздаточный материал
Эпиграф:
В простоте слова – самая великая мудрость.
Пословицы всегда кратки, а ума в них – целые книги. А.И.Горький
Что за роскошь, что за смысл в каждой поговорке нашей! Что за золото! А.С.Пушкин
Пословицы – это цвет народного ума… В.И.Даль
Ход урока
-
Организационный момент. Приветствие.
-
Мотивация. Целеполагание.
-
Работа с эпиграфом.
Обратите внимание на экран. Перед вами высказывания замечательных людей России - поэта А.С.Пушкина, писателя А.М.Горького, автора толкового словаря В.И.Даля. Давайте прочитаем вслух эти высказывания и подумаем, о чём они и какой смысл в них заключён.
Слайд 1.
Что за роскошь, что за смысл в каждой поговорке нашей! Что за золото! А.С.Пушкин
В простоте слова – самая великая мудрость. Пословицы всегда кратки, а ума в них – целые книги. А.И.Горький
Пословицы – это цвет народного ума… В.И.Даль
(Обучающиеся читают вслух высказывания, объясняют смысл прочитанного)
-
Актуализация знаний.
Вопросы для беседы:
Золото, великая мудрость, простота, краткость, народный ум. Именно этими словами охарактеризовали русские классики малые жанры фольклора – пословицы и поговорки.
- Что же такое пословица? Поговорка?
- Чем отличаются пословицы от поговорок? Приведите примеры.
Понять, какое значение народ придаёт этим малым жанрам фольклора, нам помогут русские пословицы и поговорки, которые вы можете увидеть на экране. Чтение вслух и обсуждение пословиц и поговорок.
Слайд 2.
На чужой стороне и весна не красна.
Всякому мила своя сторона.
Москва – сердце России.
Жить – Родине служить.
Кто за Родину горой, тот истинный герой.
Если народ един, он непобедим.
(Читая пословицы и объясняя смысл каждой, ребята приходят к выводу, что русский народ одной из главных ценностей считал любовь к Родине.)
3. Определение темы и задач урока.
- Попробуем вместе сформулировать тему урока, а также определить задачи, которые помогут нам убедиться в точности слов эпиграфа к уроку.
(Обучающиеся формулируют тему урока, делают записи в тетрадях, с помощью учителя определяют задачи урока)
-
Работа над темой урока.
-
Слово учителя.
Самым известным собирателем русской народной мудрости был Владимир Иванович Даль. Собиратель русского фольклора изъездил всю Россию, записывая пословицы и поговорки от крестьян, ремесленников, солдат. В 1962 году в России появилась книга под названием «Пословицы русского народа», в которую вошло более 30000 пословиц, поговорок и других народных изречений. Автором этой книги стал сам собиратель народной мудрости – В.И.Даль.
Слайд 3. Демонстрирует портрет В.И.Даля и обложку знаменитого словаря.
-
Работа с учебником. Словарная работа.
На странице 8 ваших учебников представлены пословицы из книги Даля. Они объединены в тематические группы «Русь – Родина» и «Родина – Чужбина». Читая выразительно эти пословицы, мы постараемся представить образ Родины, России (Руси) и русского народа. Размышляя над прочитанным, давайте все вместе найдём те ключевые слова, которые помогут нам создать образ Родины, представленный в пословицах из книги Даля.
(обучающиеся вслух по очереди читают пословицы, объясняют смысл, называют ключевые слова, вместе с учителем на доске и в тетрадях рисуют кластер).
«Русь – Родина»
Земля русская вся под Богом. (святая)
Велика святорусская земля, а везде солнышко. (великая)
России и лету союзу нету. (многовековая)
Русского человека что парит (баня), то и правит (лечит). (верна традициям)
Русский терпелив до зачина. (терпелива)
Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит. (русский народ серьёзный и щедрый)
Русак умён, да задним умом. (русский народ умён)
На Руси не всё караси – есть и ерши. (русский народ задорный, неуступчивый)
Русский крепок на трех сваях: авось, небось да как-нибудь. (не всегда хорошо)
(В процессе работы учитель проводит словарную работу, объясняя значение непонятных слов, обращая внимание на положительные и отрицательные стороны, на которые указывают пословицы)
Чтобы дополнить образ Родины, созданный русским народом в пословицах, постарайтесь из второй тематической группы «Родина – Чужбина» выбрать нужные нам ключевые слова.
(обучающиеся работают самостоятельно, записывая в тетради слова, потом озвучивают их, объясняя свой выбор)
Мать, веселье, радость, своя земля, красота, добро, любовь.
-
Физминутка.
-
Усвоение знаний.
-
Работа в группах.
Продолжая работу над темой урока, давайте соединим прошлое и настоящее. Мы увидели, каким представлял русский народ свою Родину с давних времён. Чтобы понять, как бесценны на сегодняшний день русские пословицы о Родине, о русском народе, о России, вы, работая в группах, придумаете ситуации, в которых бы могли прозвучать эти пословицы в наше время. Используйте эти пословицы для характеристики наших современников.
Каждая группа получит по одной пословице, члены группы придумают и обсудят ситуацию, выберут того, кто расскажет всем о своей пословице. В случае необходимости члены группы могут подсказывать своему выступающему.
1 гр. Ищи добра на стороне, а дом люби по старине.
2 гр. Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
3 гр. На родной стороне и камешек знаком.
4 гр. Где кто родился, там и пригодился.
-
Выступления групп.
-
Подготовка к восприятию домашнего задания.
-
Читать выразительно пословицы из книги Даля (стр. учебника 7-8), а также пословицы народов мира (стр. 9). Найти любую пословицу или поговорку о Родине, которой можно было бы дополнить группу пословиц в учебнике. Письменно объяснить смысл этой пословицы (4-5 предложений).
-
Устно продолжить фразу «Сказка – это…»
-
Подведение итогов урока. Рефлексия.
-
Оценивание.