СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку на тему "Род имен существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку на тему "Род имен существительных"»

Урок русского языка в 3 классе


Тема: Род имен существительных.

Цель:

Образовательная: способствовать формированию умения определять род имён существительных.

Развивающая: содействовать развитию умения определять род имён существительных;

Воспитательная: создать условия для воспитания учебной активности и умения работать в коллективе.

Задачи:

  • совершенствовать умение находить имена существительные, определять их морфологические признаки;

  • способствовать развитию речи учащихся, орфографическую зоркость, мышление;

  • воспитывать аккуратность письма, интерес к предмету.

Формируемые УУД:

Предметные:

В ходе урока:

  • получат знания о постоянных признаках существительного;

  • научатся определять род существительных .

Метапредметные:

Познавательные:

  • научатся владеть логическим действиям сравнения, анализа, строить рассуждения.

  • научатся осуществлять самостоятельный поиск информации.

  • научатся определять род существительных.

Коммуникативные:

  • отработают навык ведения диалога;

  • будут содействовать пониманию существования различных точек зрения учащихся.

Регулятивные:

  • будут содействовать пониманию учебной задачи урока, и осуществлять ее решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий;

  • научатся оценивать результат своей учебной деятельности;

  • научатся вносить необходимые коррективы и действуют на основе результатов обсуждения.

Личностные:

  • научатся проявлять интерес к новому учебному материалу;

  • Осознают ценности изучаемого способа определения рода существительного;

Материально- техническое обеспечение:

компьютер, мультимедийный проектор, учебники.








Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

  1. Мобилизующий этап.

Ребята, я приветствую вас, и предлагаю вам поздороваться локотками.

Знаете ли вы рецепт успеха?

Трудолюбие + внимательность = успех

Я желаю на уроке вам быть внимательными и трудолюбивыми, чтобы достичь успеха.

Мы сегодня будем снова раскрывать тайны русского языка.

Гoтoвы?

А что мы будем исследовать, вы узнаете позже.

Девиз нашего урока:

С каждой маленькой удачей, начинается большой успех!


Приветствуют учителя. Настраиваются на урок.

Регулятивные УУД: умеют организовывать своё рабочее место.

Личностные УУД: проявляют интерес к процессу познания; положительно относятся к школе.

  1. Актуализация знаний.







































  1. Чистописание.

Запись числа и классной работы.

Л л Ла ле

Луна, лисица

Луна – это спутник Земли.

  1. Словарная работа.

- Запишите в тетради – словарь. Посмотрите, сейчас на слайдах будут появляться картинки, вы должны угадать зашифрованное в ней слово.

- Запишите эти слова, в свой словарь.

Словарь: Мальчик, девочка, тетрадь, пенал, метро, яблоко, альбом, ученик.

- Какой частью речи являются данные слова?

Предлагаю  поиграть  в игру, которая поможет узнать, насколько глубоки ваши знания по теме «Имя  существительное»

Игра «Да – нет»

Имя  существительное – это частьречи?(Да!)
Имена  существительные  отвечают на вопросы:  какой, какая, какое, какие? (Нет!)
Имена  существительные  отвечают на вопросы Кто? Что?(Да!)
Имена  существительные  обозначают действие предмета?(Нет!)
Имена  существительные  обозначают  предмет? (Да!)

Имена  существительные  могут  быть одушевлёнными или  неодушевлёнными? (Да!)


Прописывают в тетрадях чистописание. Выполняют словарную работу.

Регулятивные УУД: планируют своё высказывание(продумывают, что сказать вначале, а что потом).

Познавательные УУД: устанавливают закономерность.

Коммуникативные УУД: аргументируют свою точку зрения.


  1. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

ПЕНАЛ, РУЧКА, МЫЛО

- Что объединяет эти слова? ( они обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? Что? Это имена существительные.)

- Чем отличаются эти слова?

(Учитель берёт пенал ученика)

- Чей пенал? Запишите. (Пенал мой)

- Подчеркните слово мой.

- Какой он? Запишите. (Он- красивый)

- Подчеркните слово он.

-Назовите имена существительные, к которым можно подставить слова он, мой.

Это имена существительные мужского рода.

(Аналогичная работа проводится с именами существительными женского и среднего рода).

- Чем же отличаются слова: пенал, ручка, мыло?

- Как вы думаете, как тема сегодняшнего урока?

- Зная тему урока, каких целей вы хотите достигнуть к концу урока?

Научиться определять род существительных.

- Верно, ребята, сегодня на уроке мы научимся определять род имен существительных.


Отвечают на вопросы учителя. Работа в тетрадях.

Регулятивные УУД:

-осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя через диалог.


  1. Первичное усвоение новых знаний.

При изучении грамматического понятия:
1. Наблюдение языкового явления в целях выявления существенных признаков.

Род - это семья, родня. Мы сегодня узнаем, какая родня у имени существительного.

Давным-давно Имя Существительное путал своих родственников, т.к. они были очень похожи. Однажды он издаёт указ: “Кто узнает “секрет” как их различить, тот будет награжден”. Услышали про это муж и жена из другого города. Муж набрал много слов и сказал: “Пусть они будут мои”. Жена схватила слова себе и сказала: “Мои”. А все остальные остались на середине - лишние. Пришли они к существительному и говорят:

Вот ключ к моим словам, и говорит: “ОН, МОЙ”.

А вот ключ к моим словам, и говорит: “ОНА, МОЯ”.

Как назвать род слов мужа? (МУЖСКОЙ)

А род слов жены? (ЖЕНСКИЙ)

Как назвать род слов по середине? (СРЕДНИЙ)

Какой ключ к ним? (ОНО, МОЁ)

На доске появляется три дома, на каждом надпись: М.р., Ж.р., С.р.

Существительное наградил мужа и жену за работу, сказал: “Спасибо”.

С тех пор существительное не путает род и говорит:

На доске:

Правило в стихах:

Женский род запомню я

И скажу: “Она — моя”.

И запомню род мужской

И опять скажу: “Он — мой”.

Средний род:”Оно - моё”.

Это правило - моё!

Теперь это правило и ваше,

Существительное вам его дарит.

А ещё Существительное приготовило для вас испытание.

- Определите, от какого дома ключ?

2. Обобщение признаков, введение термина.

- Заполните таблицу, используя слова для справок. Выделите окончания. Сформулируйте вывод.


Слова для справок: мама, кошка, портфель, окно, зерно, автомобиль, заяц, одежда, зеркало.

- Какого рода бывают имена существительные? Какие слова помогают нам в определении рода существительных?

-Постоянный это признак имени существительного или непостоянный? Докажите.
3. Уточнение формулировки.

- А теперь откройте учебник и прочтите статью. Верный ли вывод был сформулирован?


-Нам уже известно что род - это постоянный признак имени существительного.

Постановка проблемы

Появляются слова: тихоня УМНИЦА

- Определите, какого рода данные существительные Ученики высказывают своё

мнение

Рядом со словами появляются имена «Лена – тихоня», Ученики определяют род

«Вася -УМНИЦА»

- Скажите, а сейчас мы можем определить род имени

существительного «тихоня» и «УМНИЦА».

Учитель меняет местами имена собственные и получается

«Лена - УМНИЦА », «Вася - тихоня »

- А так можно сказать? Эти имена существительные

- Что интересного вы заметили? могут быть как мужского,

так и женского рода?

- Но род – это постоянный морфологический. Почему некоторые имена

признак имён существительных. существительные могут

- Какой возникает вопрос после рассмотрения данных примеров?

Какую проблему мы должны решить на сегодняшнем уроке?

Как называются такие слова? Которые могут быть как мужского, так и женского рода?

В русском языке есть имена существительные с окончанием –а (-я) в единственном числе, которые относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, и к женскому роду, если обозначают лиц женского пола.

- Как бы вы назвали род таких имён существительных?

- Такие имена существительные называются существительными общего рода.


- Прочитайте стихотворение Олега Григорьева

Ваза

Папа вазу опрокинул;

Кто его накажет?

- Это к счастью, это к счастью, -

Всё семейство скажет.

Ну, а если бы к несчастью

Это сделал я!

- Ты разиня, ты растяпа!-

Скажут про меня.

(О. Григорьев)

- Найдите имена существительные общего рода.

- Определите их род. Какое слово вам помогло?


Физкультминутка

- Я буду называть имена существительные разного рода. Если скажу имя существительное мужского рода, надо присесть. Если покажу имя существительное женского рода, надо встать. Если среднего рода – надо подпрыгнуть.

Слова: цветок, солнце, девочка, ведро, стол, яблоко, руль, книга, огурец, корзина, огонь.


Изучение грамматического правила. Уточняют формулировку правила по учебнику.

Коммуникативные УУД:

-умение выражать свои мысли полно и точно.


  1. Первичная проверка понимания.

1. Работа в группах

1 группа подбирает слова мужского рода

2 группа подбирает слова женского рода

3 группа подбирает слова среднего рода

(Зачитываем и записываем по 3-4 слова в тетрадь в столбик)


Работают в группах.

Коммуникативные УУД: понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы ( работы в паре), распределять функции в группе (паре)при выполнении заданий.




Регулятивные УУД: принимают учебную задачу.


  1. Первичное закрепление.

1. Работа в группах по карточкам.

Одинаковые карточки предлагаются группам, но задания к ним разные.

1 группа: выбрать одушевлённые имена существительные мужского рода.

2 группа: выбрать неодушевлённые имена существительные мужского рода.

3 группа: выбрать неодушевлённые имена существительные женского рода.


1.Радость. 6.Журавль. 11. Рожь.

2.Костёр. 7.Успех. 12. Девочка.

3.Ветер. 8.Цыплёнок. 13. Товарищ.

4.Пение. 9.Букет. 14. Вещь.

5.Торт. 10.Дирижёр. 15. Город


Проверка. От каждой группы ученик представляет результаты работы.

- Поставьте устно слова на карточках в единственное число и определите род имён существительных.

Закладки, подушки , ботинки, очки, окна, корабли, ножницы, стёкла.

После выполнения работы дети делают вывод, что у существительных, которые употребляются только во множественном числе, род определить нельзя.

2. Самостоятельная работа.

- Первый ряд выписывает слова женского рода, выделяя окончание, второй – мужского рода, выделяя окончания, третий - среднего рода, выделяя окончание. (фронтальная проверка)

Слова: ласточка, зима, огонь, метро, фонарь, март, морковь, жаворонок, метель, песок, море, океан, трамвай, ружье.

3. Работа с одаренными детьми.

Карточки с разноуровневыми заданиями.

1 уровень. Определи род имён существительных (подпиши сверху).

Медведь, медведица, небо, солнце, лошадь, конь.

2 уровень. Допиши подходящие по смыслу имена существительные, укажи у них род.

В нашем доме живёт добрая _________.

Мы подошли к высокому____________.

В глубоком ______ водится много рыбы.

3 уровень. Придумай и запиши 5 названий предметов одежды, укажи сверху род.


Работают по карточкам в группах. Выполняют самостоятельную работу.











Регулятивные УУД: принимают учебную задачу.


  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

- Выучить формулировку определения: «Род имен существительных»


Записывают в дневники домашнее задание.


  1. Рефлексия.

Продолжите фразу: Слайд

- Я узнал…

- Я научился…

- Я смогу…

- Мне было интересно…

- Мне понравилось…

- Оцените свои собственные результаты за урок с помощью Тучки и Солнышка. Если всё у вас получилось – поднимите Солнышко, если есть ещё небольшие проблемы – Тучку. (Отметить сколько тучек стало)

- Спасибо за урок!


Оценивают свою деятельность на уроке.

Регулятивные УУД: выделяют и осознают, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; фиксировать удовлетворённость(неудовлетворённость) своей работой.



Регулятивные УУД:

-оценивать свою работу

- оцениваем работу соседа в паре








Род имен существительных

Задание 1.

Выпиши существительные женского рода в два столбика: в 1-й – с окончаниями –а, -я, во 2-й – без окончаний.

Соль, медаль, сосна, тень, ворона, точка, зелень, награда, сирень, лошадь, кровь, туча, дочка, чистота, ручка, пыль, вьюга, вещь, печь, береза.


Задание 2.

Спиши имена существительные. Определи их род.

Степь, дверь, ремень, щель, зелень, конь, голубь, тетрадь, медаль, лошадь, зверь, лебедь, пень, день, тень, медведь, пристань.

Выделенные слова раздели для переноса.


Задание 3.

Спиши, вставляя пропущенные буквы. Определи род имен существительных.

Ябл…ко, земл…ника, …зык, р…бята, ст…лица, лаг…рь, т…традь, мес…ц, ур…жай, п…м…дор, яг…да, п…года, к…рабль, м…лоток, д…рога, р…бина, м…локо.


Задание 4.

Прочитайте слова, близкие по значению.

Родина, Отчизна, Отечество. Бой, битва, сражение. Клятва, обещание, присяга. Доброта, сердечность, душевность. Работа, труд, занятие. Мелодия, напев, мотив.

Спиши. Над именами существительными укажи род.


Задание 5.

К данным существительным подбери близкие по значению существительные. Напиши, укажи род имен существительных.

Перстень - …, зной - …, укрепление - …, граница - …, мрак - …, залив - …, удача - …, занавес - …, обязанность - …, безмолвие - … .

С л о в а д л я с п р а в о к: жара, крепость, бухта, успех, тишина, долг, кольцо, темнота, штора, рубеж.

Задание 6.

Спиши пословицы. Подчеркни имена существительные, противоположные по значению. Определи их род.

1) Труд кормит, а лень портит.

2) Худой мир лучше доброй ссоры.

3) Герой умирает раз, а трус – тысячу раз.

4) Одна зима на Родине лучше ста вёсен на чужбине.

5) Ученье – свет, а неученье – тьма.


Задание 7.

Напиши слова в три столбика – по родам. Вставьте пропущенные буквы.

Адрес, фамилия, имя, полотенце, костюм, трамвай, экскурсия, здоровье, растение, яблоко, обед, восход, восток, север, мебель, комната, лагерь, песок, чувство, животное, горизонт, корабль.


Задание 8.

Спишите предложения. Укажите род имён существительных (м.р.,

ср.р., ж. р.)

Ворона каркнула во всё воронье горло. Голодная кума-лиса залезла в сад. Вот дождик брызнул, пыль летит. Мы вдруг увидели в окно, что дождик кончился давно. Воротился старик ко старухе.


Задание 9.

Спиши пословицы. Подчеркни имена существительные, противоположные по значению. Определи их род.

1) Труд кормит, а лень портит.

2) Худой мир лучше доброй ссоры.

3) Герой умирает раз, а трус – тысячу раз.

4) Одна зима на Родине лучше ста вёсен на чужбине.

5) Ученье – свет, а неученье – тьма.


Задание 10.

Спиши пословицы. Подчеркни имена существительные, противоположные по значению. Определи их род.

1) Труд кормит, а лень портит.

2) Худой мир лучше доброй ссоры.

3) Герой умирает раз, а трус – тысячу раз.

4) Одна зима на Родине лучше ста вёсен на чужбине.

5) Ученье – свет, а неученье – тьма.

Задание 11.

Напиши слова в три столбика – по родам. Вставьте пропущенные буквы.

Адрес, фамилия, имя, полотенце, костюм, трамвай, экскурсия, здоровье, растение, яблоко, обед, восход, восток, север, мебель, комната, лагерь, песок, чувство, животное, горизонт, корабль.


Задание 12.

Запиши слова в три столбика по родам.

Сахар, дыхание, тётя, сырость, чтение, кот, ветер, мороженое, морковь.


Задание 13.

Распредели слова в три столбика по родам.

Коктейль, решение, мебель, пони, меню, сырость, высота, здание, ковёр.


Задание 14.*

Распредели слова в три столбика по родам.

Рояль, кино, радость, кенгуру, скорость, пианино, костюм, пальто, одежда.

Задание 15.*

Распредели слова в три столбика по родам.

Коктейль, решение, мебель, пони, меню, сырость, высота, здание, ковёр.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!