СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку на тему 'Русский язык как язык межнационального общения' (6 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок будет посвящен не только Дню языков

 

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку на тему 'Русский язык как язык межнационального общения' (6 класс)»

Урок по русскому языку на тему: 'Русский язык как язык межнационального общения' (6 класс)

Тема: Русский язык как язык межнационального общения.

Цель: сообщить учащимся, что русский язык - язык межнационального общения

Задачи: 1) приобщить учащихся к богатству и красоте звучания русского слова;

2) способствовать формированию умения высказать свою точку зрения;

3) воспитывать культуру общения, умения слушать своего товарища.

Оборудование: портреты и высказывания А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, Н.В.Гоголя,

И.С.Тургенева, Абая о роли русского языка; словари ( БСЭ, толковый,

синонимов, антонимов, фразеологизмов, орфографический); стихи, пословицы.

Тип урока: комбинированный

Эпиграф: Любой язык по-своему велик-

Бесценное наследство вековое,

Так берегите свой родной язык,

Как самое на свете дорогое.

Н. Доризо.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Сообщение темы урока.



III. Работа в тетрадях.

- Прочитать эпиграф, объяснить смысл, записать.

-Как же стать грамотным человеком?

-Те, кто хочет стать грамотным, могут обратиться к четырем помощникам.

Первый - словари. Многие боятся ими пользоваться, считая это признаком безграмотности. Конечно, это не так. Орфографическими, толковыми и другими словарями нужно пользоваться. А в ситуации, когда человек изучает несколько иностранных языков, только эта мера может помочь сохранить высокий уровень грамотности.

Второй - это повторение курса современного языка. Здесь можно посоветовать обзавестись учебниками, пособиями, курсами в таблицах. Не зря же говорится: повторение-мать учения.

Третий - это книги. Обращение к классикам - иногда единственный способ стать грамотным человеком, так как именно их произведения оказали важнейшее влияние на формирование языковых норм.

Четвертый - это устная речь. Грамотные люди могут поправлять нас. И не надо обижаться, лучше принять их слова к сведению. Со временем привычка правильно говорить закрепится, но для этого нужно учиться и учиться.

-А как вы думаете, ребята, в наше время есть люди, которые не умеют читать, писать, считать?

-Несмотря на заметные успехи многих стран, не для всех детей, молодых людей и взрослых грамотность как цель была достигнута. Более 860 миллионов взрослых в мире остаются неграмотными. Около 100 миллионов детей вообще не посещает школу.

Поэтому вы должны ценить то, что у вас есть возможность ходить в школу, бесплатно получать знания, а потом учиться в колледжах, университетах и приносить пользу своему государству.

- А какой язык является главным, государственным в России?

(Люди одной страны, одного государства могут говорить на разных языках. Но для развития общества, его культуры, науки и производства нужен государственный язык. Таким языком в России является русский язык).

IV. Словарно-орфографическая работа.

Лингвистика (языкознание; от латинского лингва - язык), наука, изучающая язык, русский язык, грамматика- свод правил, которым подчиняется язык , грамота (grammata - чтение и письмо (греч.),

V. Синонимия слов.

-Записать предложения.

Под его (Савельича) надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте (А. С. Пушкин).

После окончания школы сестре вручили похвальную грамоту. Я во всю жизнь мою никогда не писал рецензий, для меня это китайская грамота (А. П. Чехов).

Царский манифест… оказался филькиной грамотой (А. Степанов).

-В каком значении употреблено слово грамота?

VI. Работа со «Словарем фразеологизмов».

- Найти объяснение словосочетаниям «филькина грамота», «китайская грамота».

«Филькина грамота» -пустая бумажка, не обладающая какой-либо реальной ценностью.
В этом фразеологизме слово филька употреблено в значении «глупый, недалекий человек» (вспомните слово простофиля) и образовано от имени Филя, Филимон. Наверное, жил когда-то некий Филимон, отличавшийся такой безграмотностью, что имя его стало нарицательным.
-Таким образом, «филькина грамота» буквально означает: глупо составленный, плохо написанный документ.

«Китайская грамота»- что-то неподдающееся пониманию, неизвестное.

VII. Речевая разминка

1) «Собери слово».

(Учащиеся составляют слово, взяв указанные морфемы из разных слов)

Взять приставку от слова «обдумать»;

корень от слова «ясно»;

суффикс 2 спряжения от слова «пилить»;

суффикс неопределенной формы глагола от слова «писать»

= объяснить

2)Игра «Найди ошибку, исправь и объясни».

ФСЕ НА БАРЬБУ С БЕСГРАМАТНАСТЬЮ

VIII. Работа над пословицами.

(каждый ученик читает и объясняет свою пословицу)

Грамотный человек - словно солнце, неграмотный - что чёрная ночь.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Азбука к мудрости ступенька.

Без наук как без рук.

Выбирай книгу, как выбираешь друга.

Грамоте учиться - всегда пригодится.

Для ученья нет старости.

IX. Итог урока.

- О чем мы говорили на сегодняшнем уроке?

-Что вам запомнилось из нашего разговора?

Давайте стараться не делать ошибок!

Давайте себя и других уважать,

Чтоб не были правила нами забыты,

Учитесь на совесть и только на 5!

С ошибкой писать - тратить время другого!

Себя вы насмешкой не дайте травить.

Писать без ошибок - основа основы!

Давайте же будем язык свой любить!

Х. Домашнее задание.

-Написать сочинение «Чтоб грамотеем быть среди друзей, учиться русской грамоте мне нужно поскорей!»


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!