СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку на тему "Упражнения в правописании возвратных глаголов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку на тему "Упражнения в правописании возвратных глаголов"»

Дата: 07.05.2021

Предмет: Русский язык

Класс: 4Б

Технологическая карта

Тема урока

Упражнения в правописании возвратных глаголов

Тип урока

Урок формирования практических умений

Цель

Способствовать формированию умений в правописания глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться

Задачи

- продолжить знакомство с правописанием  глаголов, возвратных глаголов;  научиться задавать вопросы к глаголам;

- развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму; 

- воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.

Планируемые образовательные результаты (предметные)

- уметь различать случаи написания –тся и –ться

-определять лицо, число, спряжение глаголов;

-выделять личные окончания глаголов;

-составлять из слов предложения;.

Личностные результаты

-Устанавливать связь между учебной деятельностью и её мотивом.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные УУД: 

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, анализ, сравнение, классификация объектов по существенным признакам, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД:

-уметь оформлять свои мысли в устной форме;

-слушать и понимать речь других; 

Регулятивные  УУД: 

-постановка учебной задачи;

-оценивать правильность выполнения действия.

Основные понятия

Возвратные глаголы, ˄ -ся

Ресурсы

Учебник В. П. Канакина, В. Г. Горецкий Русский язык 4 класс часть 2, презентация

Межпредметные связи

Русский язык

Организация пространства

Индивидуальная работа, коллективная работа, проблемный метод, самостоятельная работа








Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Ксения Борисовна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я.

У нас на парте всё в порядке:

Альбомы, книги и тетрадки.

Готовы мы начать урок,

Звени скорей для нас, звонок!

-Давайте проверим рабочее место. У вас на столах должны лежать ручка, тетрадка, дневник, учебник

-Приветствуют







-Проверка рабочего места

2.Актуализация полученных знаний

- Дети, откройте свои тетради, запишите число и классная работа.

1.Проведем минутку чистописания.

- На первой строчке запишите заглавную букву З, соединение трех строчных букв з, соединение строчных букв з и в, з и л

- Какое это соединение?

- На второй строчке запишите слово звезда, подберите однокоренные слова. Разберите по составу слово звездочет.

- На третьей строчке запишите предложение «Первым к звездам полетел Юрий Алексеевич Гагарин» подчеркните грамматическую основу.

-Юрий Гагарин всегда останется в нашей памяти как первый космонавт. Его именем названы города, улицы, проспекты. На Луне есть кратер, названный его именем, а также малая планета.

А первой женщиной -космонавтом была Валентина Терешкова, которая совершила полет в космос в 1963 году. Она выдержала 48 оборотов вокруг Земли, провела почти трое суток в космосе, делала фотографии, которые использовались для изучения атмосферы.

--А знаете ли вы, что 12 апреля в нашей стране отмечается День космонавтики.

-Космонавты — мужественные люди, они много тренируются, должны много знать и уметь, чтобы управлять космическим кораблем.

2. Словарная работа.

- На следующей строке запишите «Словарь»

- Вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение. (Авт_мобиль, г_зета, косм_навт, с_рока, ябл_ко, вор_бей )

-Проверка:

-Теперь я предлагаю вам проверить свою работу, посмотрите на доску и проверьте, все ли вы правильно написали. А я возьму две тетради на проверку.

- Если у вас ни одной ошибки – «5» 1 ошибка – «4» 2 ошибки – «3» 3 и более ошибок – «2».

- Поднимите руку, кто получил 5? Молодцы.

3.Повторение изученного.

-Ребята, а сейчас проведем небольшой тест, посмотрите на слайд и выберите правильный ответ

1 Что обозначает глагол?

  • Предмет.

  • Признак предмета.

  • Действие предмета..

2. Глаголы   в   неопределенной   форме   отвечают на вопросы...

  • что делал? что сделал?

  • что сделает? что будет делать?

  • что делать? что сделать?

3. Как определить лицо глагола?

  • По числу.

  • По окончанию.

  • По местоимению.

  • По вопросу.

4. Дайте определение возвратному глаголу

  • Возвратный глагол – это глагол с суффиксом окончанием –ть

  • Возвратный глагол - это глагол, который может сочетаться с именем существительным и местоимением в винительном падеже без предлога.

  • Возвратный глагол - это глагол с возвратным суффиксом -ся (-сь).

5.Как определить, нужен ли мягкий знак перед –ся?

  • Выделить окончание

  • Поставить вопрос

  • Определить спряжение

  • Подобрать однокоренное слово

6. Каким образом можно проверить правописание безударной гласной в суффиксе глаголов прошедшего времени?

  • По окончанию глагола в форме 3-го лица множественного числа.

  • По неопределенной форме глагола.

7. Выбери глагол прошедшего времени:

  • Появится

  • Слышал

  • Смотрю

  • Думать





- верхнее, верхнее, нижнее

-Звездопад, созвездие, звездочет, звездный

-звездочет(корень звезд, корень, чет, основа звездочет, окончание нулевое)

-Первым к звездам полетел Юрий Алексеевич Гагарин













-Автомобиль, газета, космонавт, сорока, яблоко, воробей











-Глагол обозначает действие предмета




-Глагол в неопределенной форме отвечает на вопросы: что делать? что сделать?




Лицо глагола можно определить по окончанию





-возвратный глагол – это глагол с возвратным суффиксом - ся (- сь)





-Поставить вопрос





-По неопределенной форме глагола




-Слышал

3.Постановка проблемного вопроса

- Обратите внимание на слайд .

Грамоте, пригодит…ся, учит…ся - , всегда.

- Составьте из слов пословицу.

- Как вы понимаете смысл пословицы?

- Что можете сказать о словах: учиться, пригодится?

- Какие это глаголы?

- Что мы уже знаем о возвратных глаголах?

- Чем интересен этот суффикс?

- Какое значение приобретают глаголы с суффиксом – ся?



- Вызвало ли у вас затруднение написание этих глаголов?

- Кто догадался, какова тема нашего сегодняшнего урока?

- Какую задачу поставим перед собой?



-Как нужно писать глаголы –тся и ться в глаголах? Приведите примеры





-Грамоте учиться - всегда пригодится

-Смысл в том, что учеба всегда полезна

-Это глаголы

-Возвратные

- Глаголы с  ^ -ся называются возвратными глаголами. Они отвечают на вопросы что делать?, что сделать?

-Суффикс ся придает глаголам возвратное значение

-Да

-Правописание возвратных глаголов

-Продолжить знакомиться с правилом правописания –тся и –ться в возвратных глаголах

-В глаголах, отвечающих на вопросы  что делать?  что сделать?, пишется  -ться  (с мягким знаком)

-Например: (что делать?) учиться,

(что сделать?) выучиться.

-В глаголах, отвечающих на вопросы  что делает?  что сделает?  и  что делают?  что сделают?, пишется  -тся  (без мягкого знака),

-Например: (что делает?) учится,

(что сделает?) выучится,

4.выход из затруднения

-Расскажите, какие правила вы уже знаете?









-Тема урока «Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах» (слайд)

Откройте учебники на странице 105, прочитайте правило в рамке

-Решите эту задачу.

-Запишите пословицу и укажите глагольные формы: Н.ф., или 3-ем лице

-Где глагол в н.ф.?

-Как вы его определили?

-Где глагол в 3-ем лице

-Как вы его определили?

-Глаголы с суффиксом  ся называются

возвратными.

-Возвратные глаголы в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать? или что сделать?

-Перед суффиксом -ся в возвратных глаголах неопределённой формы всегда пишется мягкий знак (ь): купаться, радоваться, здороваться.


-Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах - это орфограмма.

-Грамоте учиться – всегда пригодит ся

-Учиться

-По вопросу: что делать?

-Пригодиться

-По окончанию -ит

5.Первичное закрепление

-Выполним упражнение 218..

-Прочитайте глаголы в неопределённой форме.

-Назовите показатель неопределённой формы.

Поэтому в возвратных глаголах неопределённой формы пе­ред -ся пишется мягкий знак.

-Прочитайте глаголы 2 столбика

-Назовите показатель глаголов 2-го лица единственного числа 

Поэтому в возвратных глаголах 2-го лица единственного числа перед -ся пишется мягкий знак.

- Назовите показатель глаголов 3-го лица. 

-Прочитайте глаголы 3 столбика

Поэтому в возвратных глаголах 3-го лица единственного числа перед -ся не пишется мягкий знак.

-Запишите эти слова в три столбика, подчеркните –тся, -ться, выделите окончания глаголов во 2-м и 3-м лице












-Итак, в каком случае пишется -ться?


-В каких случаях пишется – тся?


-Проверка по образцу на слайде.



-Здороваться, прощаться, извиняться

-Суффикс –ть



-Здороваешься, прощаешься. извиняешься

-Окончание –ешь или –ишь



-Окончание –ет ил – ит

-Здоровается, прощается, извинится



1 столбик Неоп.ф.:

Здороваться

Прощаться

Извиняться

2 столбик 2-е лицо:

Здороваешься

Прощаешься

Извиняешься

3 столбик, 3-е лицо:

Здоровается

Прощается

Извинится

-Если глагол стоит в неопределённой форме, отвечает на вопрос что делать? или  что сделать? перед ^- ся пишется ь знак

-Если глагол стоит в з-е лице ед. или мн. числа, отвечает на вопросы что делает? , что сделает?, что делают? , что сделают?, то пишется –тся

Самостоятельная работа

-Ребята, а сейчас посмотрите на слайд

Внимательно прочитайте предложения, найдите глаголы на изученные правила. Вставьте где необходимо в глаголы ь, подчеркните. Запишите в тетрадь.

-Два человека работают у доски

1.Ещё в раннем детстве впервые раскрывает…ся перед нами обширный светлый мир.(С .– М.)

2.Нужно родит …ся и долго жить в горах, чтобы полюбить и навсегда привыкнуть к дикой горной природе. (С.-М.)

3.Луга так душисты, что с непривычки туманит…..ся и тяжелеет голова.(Паустовский).

4. На километры тянут….ся густые, высокие заросли разных трав.(Паустовский).

5. Голубое небо отражает…..ся в чёрных скалах.(Сладков).

6.Северная весна! Глаз не хватает налюбоват…ся! (Н. Колпакова).

-Проверка на слайде по образцу

1.Ещё в раннем детстве впервые раскрывается перед нами обширный светлый мир.(С .– М.)

2.Нужно родиться и долго жить в горах, чтобы полюбить и навсегда привыкнуть к дикой горной природе. (С.-М.)

3.Луга так душисты, что с непривычки туманится и тяжелеет голова.(Паустовский).

4. На километры тянутся густые, высокие заросли разных трав.(Паустовский).

5. Голубое небо отражается в чёрных скалах.(Сладков).

6.Северная весна! Глаз не хватает налюбоваться! (Н. Колпакова).

Включение в систему знаний

-Все верно! А теперь давайте, устно выполним упражнение 220 на странице 105.

Прочитайте стихотворение Н. Забилы.

Вст...ет стеною з...лотой,

В...лнуе...ся пш...ница,

И каждый кол...с нал...той

К земле готов склони...ся.

-Найдите возвратные глаголы. Определите их форму. Объясните правописание –тся в этих глаголах.




-Какие орфограммы встретились?



-Объясните написание слов с пропущенными орфограммами.









-Волнуется –возвратный глагол, 3е лицо, ед.ч. пишется без ь перед –ся

-Склониться – возвратный глагол, 3е лицо, ед.ч. , пишется с мягким знаком перед –ся

-По правилу о безударных гласных в корне:

-Встает- встать, золотой – золото, волнуется – волны, пшеница(словарное слово), колос – колосья, налитой – налить

-Правописание –тся/-ться в возвратных глаголах:

-Волнуется (что делает?), склониться (что сделать?)

Обобщение знаний

- А сейчас мы закрепим ваши знания, запишите в тетрадь слова, вставьте, где необходимо ь и выделите окончание.

Смеят_ся, коснут_ся, умыват_ся, одевает_ся, удивляет_ся

- А теперь давайте проверим вас. Ответы даны на слайде.

- У кого правильно, на полях ставит +, у кого не правильно ставит -, поднимите руки те, кто сделал все правильно? - Молодцы ребята



-Смеяться, коснуться, умываться, одевается, удивляется




Домашняя работа

-Откройте дневники , запишите домашнюю работу стр.105. упр. 219

Записывают

Итог урока

-Ребята, сегодня мы повторили правописание возвратных глаголов

-Что такое возвратные глаголы?

-На кого, чаще всего, направлено действие, обозначающееся возвратным глаголом

-Правильно. Какой суффикс имеют возвратные глаголы?

- Когда в возвратных глаголах пишется мягкий знак?



-Как изменяются возвратные глаголы?


-глаголы с суффиксом -сь(-ся) называются возвратными

-на себя

-сь(-ся)

Если глагол стоит в неопределённой форме, отвечает на вопрос что делать? или  что сделать? перед ^- ся пишется ь знак

-По лицам и числам

Рефлексия

Наш урок подходит к концу. У вас на партах лежат листки с лесенками успеха. Нарисуйте себя на той ступеньке, которая описывает уровень вашей деятельности на уроке.

Оценивают свою работу на уроке




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!