1.Мотивация к учебной деятельности | - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Ксения Борисовна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я. У нас на парте всё в порядке: Альбомы, книги и тетрадки. Готовы мы начать урок, Звени скорей для нас, звонок! -Давайте проверим рабочее место. У вас на столах должны лежать ручка, тетрадка, дневник, учебник | -Приветствуют -Проверка рабочего места |
2.Актуализация полученных знаний | - Дети, откройте свои тетради, запишите число и классная работа. 1.Проведем минутку чистописания. - На первой строчке запишите заглавную букву З, соединение трех строчных букв з, соединение строчных букв з и в, з и л - Какое это соединение? - На второй строчке запишите слово звезда, подберите однокоренные слова. Разберите по составу слово звездочет. - На третьей строчке запишите предложение «Первым к звездам полетел Юрий Алексеевич Гагарин» подчеркните грамматическую основу. -Юрий Гагарин всегда останется в нашей памяти как первый космонавт. Его именем названы города, улицы, проспекты. На Луне есть кратер, названный его именем, а также малая планета. А первой женщиной -космонавтом была Валентина Терешкова, которая совершила полет в космос в 1963 году. Она выдержала 48 оборотов вокруг Земли, провела почти трое суток в космосе, делала фотографии, которые использовались для изучения атмосферы. --А знаете ли вы, что 12 апреля в нашей стране отмечается День космонавтики. -Космонавты — мужественные люди, они много тренируются, должны много знать и уметь, чтобы управлять космическим кораблем. 2. Словарная работа. - На следующей строке запишите «Словарь» - Вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение. (Авт_мобиль, г_зета, косм_навт, с_рока, ябл_ко, вор_бей ) -Проверка: -Теперь я предлагаю вам проверить свою работу, посмотрите на доску и проверьте, все ли вы правильно написали. А я возьму две тетради на проверку. - Если у вас ни одной ошибки – «5» 1 ошибка – «4» 2 ошибки – «3» 3 и более ошибок – «2». - Поднимите руку, кто получил 5? Молодцы. 3.Повторение изученного. -Ребята, а сейчас проведем небольшой тест, посмотрите на слайд и выберите правильный ответ 1 Что обозначает глагол? Предмет. Признак предмета. Действие предмета.. 2. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы... 3. Как определить лицо глагола? По числу. По окончанию. По местоимению. По вопросу. 4. Дайте определение возвратному глаголу Возвратный глагол – это глагол с суффиксом окончанием –ть Возвратный глагол - это глагол, который может сочетаться с именем существительным и местоимением в винительном падеже без предлога. Возвратный глагол - это глагол с возвратным суффиксом -ся (-сь). 5.Как определить, нужен ли мягкий знак перед –ся? 6. Каким образом можно проверить правописание безударной гласной в суффиксе глаголов прошедшего времени? По окончанию глагола в форме 3-го лица множественного числа. По неопределенной форме глагола. 7. Выбери глагол прошедшего времени: Появится Слышал Смотрю Думать | - верхнее, верхнее, нижнее -Звездопад, созвездие, звездочет, звездный -звездочет(корень звезд, корень, чет, основа звездочет, окончание нулевое) -Первым к звездам полетел Юрий Алексеевич Гагарин -Автомобиль, газета, космонавт, сорока, яблоко, воробей -Глагол обозначает действие предмета -Глагол в неопределенной форме отвечает на вопросы: что делать? что сделать? Лицо глагола можно определить по окончанию -возвратный глагол – это глагол с возвратным суффиксом - ся (- сь) -Поставить вопрос -По неопределенной форме глагола -Слышал |
3.Постановка проблемного вопроса | - Обратите внимание на слайд . Грамоте, пригодит…ся, учит…ся - , всегда. - Составьте из слов пословицу. - Как вы понимаете смысл пословицы? - Что можете сказать о словах: учиться, пригодится? - Какие это глаголы? - Что мы уже знаем о возвратных глаголах? - Чем интересен этот суффикс? - Какое значение приобретают глаголы с суффиксом – ся? - Вызвало ли у вас затруднение написание этих глаголов? - Кто догадался, какова тема нашего сегодняшнего урока? - Какую задачу поставим перед собой? -Как нужно писать глаголы –тся и ться в глаголах? Приведите примеры | -Грамоте учиться - всегда пригодится -Смысл в том, что учеба всегда полезна -Это глаголы -Возвратные - Глаголы с ^ -ся называются возвратными глаголами. Они отвечают на вопросы что делать?, что сделать? -Суффикс ся придает глаголам возвратное значение -Да -Правописание возвратных глаголов -Продолжить знакомиться с правилом правописания –тся и –ться в возвратных глаголах -В глаголах, отвечающих на вопросы что делать? что сделать?, пишется -ться (с мягким знаком) -Например: (что делать?) учиться, (что сделать?) выучиться. -В глаголах, отвечающих на вопросы что делает? что сделает? и что делают? что сделают?, пишется -тся (без мягкого знака), -Например: (что делает?) учится, (что сделает?) выучится, |
4.выход из затруднения | -Расскажите, какие правила вы уже знаете? -Тема урока «Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах» (слайд) Откройте учебники на странице 105, прочитайте правило в рамке -Решите эту задачу. -Запишите пословицу и укажите глагольные формы: Н.ф., или 3-ем лице -Где глагол в н.ф.? -Как вы его определили? -Где глагол в 3-ем лице -Как вы его определили? | -Глаголы с суффиксом ся называются возвратными. -Возвратные глаголы в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать? или что сделать? -Перед суффиксом -ся в возвратных глаголах неопределённой формы всегда пишется мягкий знак (ь): купаться, радоваться, здороваться. -Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах - это орфограмма. -Грамоте учиться – всегда пригодит ся -Учиться -По вопросу: что делать? -Пригодиться -По окончанию -ит |
5.Первичное закрепление | -Выполним упражнение 218.. -Прочитайте глаголы в неопределённой форме. -Назовите показатель неопределённой формы. Поэтому в возвратных глаголах неопределённой формы перед -ся пишется мягкий знак. -Прочитайте глаголы 2 столбика -Назовите показатель глаголов 2-го лица единственного числа Поэтому в возвратных глаголах 2-го лица единственного числа перед -ся пишется мягкий знак. - Назовите показатель глаголов 3-го лица. -Прочитайте глаголы 3 столбика Поэтому в возвратных глаголах 3-го лица единственного числа перед -ся не пишется мягкий знак. -Запишите эти слова в три столбика, подчеркните –тся, -ться, выделите окончания глаголов во 2-м и 3-м лице -Итак, в каком случае пишется -ться? -В каких случаях пишется – тся? -Проверка по образцу на слайде. | -Здороваться, прощаться, извиняться -Суффикс –ть -Здороваешься, прощаешься. извиняешься -Окончание –ешь или –ишь -Окончание –ет ил – ит -Здоровается, прощается, извинится 1 столбик Неоп.ф.: Здороваться Прощаться Извиняться 2 столбик 2-е лицо: Здороваешься Прощаешься Извиняешься 3 столбик, 3-е лицо: Здоровается Прощается Извинится -Если глагол стоит в неопределённой форме, отвечает на вопрос что делать? или что сделать? перед ^- ся пишется ь знак -Если глагол стоит в з-е лице ед. или мн. числа, отвечает на вопросы что делает? , что сделает?, что делают? , что сделают?, то пишется –тся |
Самостоятельная работа | -Ребята, а сейчас посмотрите на слайд Внимательно прочитайте предложения, найдите глаголы на изученные правила. Вставьте где необходимо в глаголы ь, подчеркните. Запишите в тетрадь. -Два человека работают у доски 1.Ещё в раннем детстве впервые раскрывает…ся перед нами обширный светлый мир.(С .– М.) 2.Нужно родит …ся и долго жить в горах, чтобы полюбить и навсегда привыкнуть к дикой горной природе. (С.-М.) 3.Луга так душисты, что с непривычки туманит…..ся и тяжелеет голова.(Паустовский). 4. На километры тянут….ся густые, высокие заросли разных трав.(Паустовский). 5. Голубое небо отражает…..ся в чёрных скалах.(Сладков). 6.Северная весна! Глаз не хватает налюбоват…ся! (Н. Колпакова). -Проверка на слайде по образцу | 1.Ещё в раннем детстве впервые раскрывается перед нами обширный светлый мир.(С .– М.) 2.Нужно родиться и долго жить в горах, чтобы полюбить и навсегда привыкнуть к дикой горной природе. (С.-М.) 3.Луга так душисты, что с непривычки туманится и тяжелеет голова.(Паустовский). 4. На километры тянутся густые, высокие заросли разных трав.(Паустовский). 5. Голубое небо отражается в чёрных скалах.(Сладков). 6.Северная весна! Глаз не хватает налюбоваться! (Н. Колпакова). |
Включение в систему знаний | -Все верно! А теперь давайте, устно выполним упражнение 220 на странице 105. Прочитайте стихотворение Н. Забилы. Вст...ет стеною з...лотой, В...лнуе...ся пш...ница, И каждый кол...с нал...той К земле готов склони...ся. -Найдите возвратные глаголы. Определите их форму. Объясните правописание –тся в этих глаголах. -Какие орфограммы встретились? -Объясните написание слов с пропущенными орфограммами. | -Волнуется –возвратный глагол, 3е лицо, ед.ч. пишется без ь перед –ся -Склониться – возвратный глагол, 3е лицо, ед.ч. , пишется с мягким знаком перед –ся -По правилу о безударных гласных в корне: -Встает- встать, золотой – золото, волнуется – волны, пшеница(словарное слово), колос – колосья, налитой – налить -Правописание –тся/-ться в возвратных глаголах: -Волнуется (что делает?), склониться (что сделать?) |
Обобщение знаний | - А сейчас мы закрепим ваши знания, запишите в тетрадь слова, вставьте, где необходимо ь и выделите окончание. Смеят_ся, коснут_ся, умыват_ся, одевает_ся, удивляет_ся - А теперь давайте проверим вас. Ответы даны на слайде. - У кого правильно, на полях ставит +, у кого не правильно ставит -, поднимите руки те, кто сделал все правильно? - Молодцы ребята | -Смеяться, коснуться, умываться, одевается, удивляется |
Итог урока | -Ребята, сегодня мы повторили правописание возвратных глаголов -Что такое возвратные глаголы? -На кого, чаще всего, направлено действие, обозначающееся возвратным глаголом -Правильно. Какой суффикс имеют возвратные глаголы? - Когда в возвратных глаголах пишется мягкий знак? -Как изменяются возвратные глаголы? | -глаголы с суффиксом -сь(-ся) называются возвратными -на себя -сь(-ся) Если глагол стоит в неопределённой форме, отвечает на вопрос что делать? или что сделать? перед ^- ся пишется ь знак -По лицам и числам |