СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку по теме "Признаки разговорной речи. Невербальные средства общения".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучающиеся учатся определять принадлежность высказывания к разговорной речи по общим признакам, выявлять определенные закономерности, характерные для этого стиля; учатся использовать интонационные особенности разговорной речи, мимику, жесты в устном общении.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку по теме "Признаки разговорной речи. Невербальные средства общения".»

Тема урока: Признаки разговорной речи.

Невербальные средства общения.


Тип урока: повторительно-обобщающий.


Цели урока: 1) вспомнить общие признаки разговорной речи;

2) научить использовать интонационные особенности разговорной речи, мимику и жесты в устном общении;

3) научить определять принадлежность высказывание к разговорной речи по общим признакам, выявлять определённые закономерности, характерные для данного стиля.



Ход урока.


I. Оргмомент.


II. Слово учителя (нацеливание учащихся).


Сегодня на уроке мы поговорим о важнейших признаках разговорной речи, рассмотрим её особенности на всех языковых уровнях, будем учиться использовать интонацию, мимику и жесты в устном общении.


III. Проверка домашнего задания.

Связный рассказ по теме: «Разговорная речь, сфера её использование, назначение».


IV. – Ребята, давайте, попробуем вместе выделить важнейшие признаки разговорной речи. (запись в тетрадь).


  1. Разговорная речь спонтанна, неподготовлена.

  2. Разговорное общение возможно только при неофициальных отношениях между говорящими.

  3. Разговорная речь может реализоваться лишь при непосредственном участии говорящих. Такое участие очевидно при диалоге. Но даже если говорит один из собеседников, второй обязательно реагирует на его рассказ хотя бы междометиями типа «Угу, ага, да-да».

  4. Разговорная речь сопровождается активным использованием внеязыковых средств общения (жестов, мимики, взгляда).

  5. Основной формой разговорной речи является устная речь, бывает письменная.


V. Сейчас мы прослушаем сообщения учащихся, которые они заранее готовили, об особенностях разговорной речи на всех языковых уровнях и невербальных средствах общения. Ваша задача: составить таблицу на основе прослушанного.


Выступления учащихся.


  1. Звуковая сторона речи разговорного стиля.


Одно из характерных языковых средств, создающих особенность разговорного стиля, это звуковая сторона речи. Особенностью его является, во-первых, то, что он экспрессивно окрашен; во-вторых, произношение характеризуется как неполное, т.к. наблюдается менее отчётливое произношение звуков, сильное редуцирование, что связано с убыстренным темпом речи: универстет, пожалста, Сан Саныч, чэк (человек) и т.д.

  1. Лексика разговорного стиля.


Самая яркая примета разговорной речи - это особая лексика. В русском есть много стилистически окрашенных слов и фразеологизмов, которые употребляются чаще всего в бытовом общении, а также в языке художественной литературы. В словаре они обычно снабжены пометами «разг.», «фамильярн.», «шутл.»: ужастик, ехидничать, морочить голову, транжира, препираться, водить за нос, брать на испуг, ждать у моря погоды и др.

Для бытового общения характерна также система собственных способов называния предметов, учреждении: маршрутка, читалка, газировка, Третьяковка.

В разговорном стиле действует закон «экономии речевых средств», поэтому вместо названий, состоящих из двух или более слов, употребляется одно: больничный лист – больничный, декретный отпуск – декрет.

Активно употребляются слова с переносным метафорическим значением: ворона, лиса, каркать, используются слова и обороты, придающие личностную оценочность содержанию речи: потрясающе, гениально, чепуха, просто ерунда.

В разговорной речи особые способы обозначения предметов, лиц: Дай мне во что завернуть; Возьми чашки где посуда.

Использование разговорных и просторечных слов, узок круг книжных слов.


  1. Морфология разговорного стиля.


На уровне морфологии наблюдаются особые формы обращений: Кать, мам-а-мам. Большое распространение получили, например, такие формы существительных, как сектора, цеха и др. (им.п. мн.ч. м.р.); 5 килограмм, 300 грамм (род.п. мн.ч.); такие формы глагола, как хвать, стук, скок и т.п.

Из прилагательных находят применение притяжательные (мамина работа, дедово ружьё), зато краткие формы используются редко. Совсем не встречаются здесь причастия и деепричастия, зато много частиц и междометий: Вот так штука! На тебе, сюрприз!


Отдаётся предпочтение вариантным формам существительных (в цеху, на дому), числительных (пятистами), глаголов (прочту, а не прочитаю). Употребляется именительный падеж, когда в кодифицированном языке возможны только косвенные: У неё шуба песец. Частота использования глаголов, личных и указательных местоимений, междометий, частиц.

  1. Словообразовательные особенности разговорного стиля.


Словообразование разговорной речи характеризуют черты, обусловленные её экспрессивностью и оценочностью: здесь употребительны суффиксы субъективной оценки со значениями ласкательности, неодобрения, увеличительности и др. (мамочка, лапушка; домище, кривляка; холодина и т.д.), а также суффиксы с функциональной окраской разговорности


-к : ночёвка, печка, раздевалка

-ик : ножик, дождик

-ун : говорун

-яга : работяга

-ша : билетёрша, кондукторша.


Бессуфиксальные образования: храп, пляс; словосочетания: лежебока, пустозвон.

Используется удвоение слов – прилагательных: огромный – огромный, она глазастая – глазастая и др.


  1. Синтаксис разговорной речи.


К характерным чертам литературно-разговорного синтаксиса относятся:


- широкое использование вопросительных и побудительных предложений: Кого они любят? Что им надо? (М. Горький).

- использование неполных предложений в диалоге:

- А что, Денисов хороший? – спросила она. – Хороший.

- эллиптические конструкции. Например, в магазине можно услышать:

«Покажите, пожалуйста, мне ту другую» (пропущено слово заколку, брошь и т.д.).

- употребление слов-предложений: Ладно. Ясно. Можно.

- активность вводных слов: может быть, кажется, как говорится, так сказать и др.

- лексические повторы: так-так, вот-вот, еле-еле и др.

- необычный порядок слов в предложении: Компьютер мне купи. Валютой расплатился.

- переплетение частей сложного предложения: Я и так воды не знаю где достать.

- употребление бессоюзных предложений: Уеду – тебе будет легче.


  1. Невербальные средства общения.


Задания, предложенные учащимися.


1. Закончите данные предложения, дайте несколько возможных вариантов. Какие эмоции передают жесты в этих предложениях.

Маша схватилась за голову и закричала…

Николай хлопнул себе по лбу и воскликнул…

Старик замахал руками, повторяя…

Парень сказал, почесав в затылке…


2. Определите, какие жесты могут быть использованы при произнесении фраз:

Всё это не для меня.

Стучат, стучат и вверху и внизу.

Пусть это останется между нами.

Мы-то с тобой поймём друг друга.

Пускай, пускай, оставь его.

Нет-нет, ни за что!

Так всё напутано, такая неразбериха.

Тут как-то всё, знаете, эдак.


3. В художественной литературе мастера слова, изображая героев, передавая их разговоры, беседы, споры, описывают и жесты, которыми сопровождается речь. Жест героя – немаловажная деталь в его характеристике.


Определите, к какому виду жестов (ритмический, указательный, эмоциональный, изобразительный, символический) относится каждый жест, описанный И. С. Тургеневым в романе «Новь»:


1. – И откуда взялся черномазый, паскудный, нудный, усы как у таракана…- тут Пуфка показала своими толстыми короткими пальцами, какие у него усы.


2. Соломин повёл сперва одним плечом – потом другим; у него была такая повадка, когда он не тотчас решался отвечать.

- Без сомнения, - промолвил он, наконец, - вы, господин Паклин, обиды никому причинить не можете – и не желаете; и к господину Голушкину почему же нам не пойти? Мы, я полагаю, там с таким же удовольствием проведём время, как и у ваших родственников; да и с такой же пользой.

Паклин погрозил ему пальцем.

- О! да и вы, я вижу, злой!


3. «За наше…наше предприятие!» - воскликнул Голушкин, мигая при этом глазами и указывая головою на слугу, как бы давая знать, что в присутствии чужого надо быть осторожным!


4. – Я вот к нему, - он указал на Маркелова, который стоял неподвижно, скрестив руки на груди.


5. – Ах, если б кто-нибудь мог почувствовать, до какой степени я несчастлив! – Маркелов ударил себя кулаком в грудь, и в ней словно что застонало. – Нежданов! Будь великодушен! Дай мне руку…Не откажись простить меня!

Нежданов протянул ему руку – нерешительно, но протянул. Маркелов стиснул её так, что тот чуть не вскрикнул.


IV. Обсуждение выступлений учащихся.


После прослушивания сообщений проводите обсуждение выступлений учащихся. В процессе обсуждения учащиеся вырабатывают умение пользоваться свёрнутой информацией для построения связного текста по теме урока.


V. Проверка знаний.


На столе каждого ученика план работы с текстом (описание стиля).


Описание стилей даётся по следующему примерному плану.

  1. Сфера употребления текстов того или иного стиля.

  1. Цель текста, принадлежащего определённому стилю.

  1. Формы речи, в которых реализуются тексты анализируемого стиля.

  2. Наиболее общие свойства текстов определённого стиля.

  3. Анализ особенностей языковых единиц:

а) на фонетическом уровне;

б) на словообразовательном уровне;

в) на морфологическом уровне;

г) на лексическом уровне;

д) на синтаксическом уровне.

6. Средства связи.

7. Свойства стилей на текстовом уровне.


Упражнение №1.

- выписать из словаря десять-пятнадцать слов со стилистической пометой «разговорное» и столько же с пометой «просторечное».



Упражнение №2.


Выпишите фразеологизмы, уместные в текстах разговорного стиля.

Какие фразеологизмы можно назвать межстилевыми, т.е. уместными в любом стиле?


Вверх тормашками, сизифов труд, по крайней мере, держать камень за пазухой, играть роль, при сем препровождается, узы Гименея, из рук вон, драть как сидорову козу, валять дурака, с лёгкой руки, играть в бирюльки, сдержать слово, из ряда вон выходящий, держаться в рамках приличия, хоть трава не расти, положить под сукно, понимать с полуслова, в связи с тем что, медведь на ухо наступил, по всей видимости, развесить уши, иметь в виду, дамоклов меч, подножный корм, претворить в жизнь, одержать победу, эзопов язык, бездонная бочка.


Упражнение №3.


Перепишите предложения, подчеркните слова и выражения, которые не соответствуют стилю текста.

Отредактируйте текст, заменив элементы другого стиля словами и выражениями, соответствующими данному тексту по стилю.


  1. Но Славик не удивился этому. После того как он уехал из Красной Поляны и поступил учиться в техникум, он вообще перестал удивляться чудесам, происходившим вокруг него. Его сознание и все элементы восприятия мира как бы очутились в иной плоскости.

  2. А когда вечером они разогревали загустевшее за день – аж ложка стоит – варево, небо блистало в окнах ясными слезами звёзд.

  3. Андрею Болконскому, человеку с передовыми взглядами, светское общество не родня.

  4. Павел Власов ещё пуще сплачивает своих друзей.

  5. Они активно трудились на ферме.

  6. Я сегодня запрограммировала пойти к окулисту.

  7. В нашем зелёном массиве много грибов и ягод.

  8. На семейное мероприятие прибыло много гостей.

Упражнение №4.


Назовите признаки, на основании которых данный текст можно отнести к разговорному стилю.


Петербург, 13 августа, понедельник / 73.

Милый мой голубчик Анечка, получил твоё милое письмо, и очень мне грустно было читать, как детишки заплакали, когда я уехал. Милые голубчики! Скажи им сейчас же, что папа их помнит, целует и в Петербург зовёт. Обнимаю и целую непрерывно и благословляю. Я, Аня, всё нездоров, нервы очень раздражены, а в голове туман, всё точно кружится. Никогда ещё даже после самых сильных припадков не бывало со мной такого состояния. Очень тяжело. [ … ] Точно сон и дремота, и меня все разбудить не могут. Отдохнуть бы надо хоть недельки две от работы и заботы беспрерывной – вот что.


(Достоевский Ф. М. Полн.собр.соч.: В 30 т. Т.29. Кн.1. М.,1986. – С.2-9).


Текст разговорного стиля представлен в данном случае в письменной форме, хотя наиболее распространённой является устная форма. К общим свойствам текста можно отнести неофициальность, непринуждённость (автор и адресат письма – близкие люди), отсутствие тщательного отбора языковых средств.

В тексте письма, в основном, используется нейтральная лексика, хотя есть и разговорные слова (папа, хоть, надо). Эмоциональный характер тексту придают слова с оценочными суффиксами (голубчик, голубчики, Анечка, неделька); глаголы, передающие состояние автора (помнит, целует, благословляет); образные средства языка, например сравнения (в голове как туман, точно сон и дремота); экспрессивные обращения (милый друг мой голубчик Анечка, милые голубчики); личные местоимения (я, им, со мной, меня), частицы (же, даже, хоть, бы). Для синтаксиса текста характерны различные типы предложений, свободный порядок слов (отдохнуть бы надо хоть недельки две), частое использование однородных членов. Есть предельно краткие предложения (Очень тяжело); встречаются даже незаконченные (…вот что). Композиция текста свободная, преобладают фактическая информация, описание и повествование, тематические средства связи, эмоциональные средства воздействия на адресата. Тип реакции адресата на текст – эмоция, действие (например, ответное письмо).


VI. Обобщение учителя.

Сегодня на уроке мы повторили признаки разговорного стиля, научились делать анализ текстов этого стиля.


VII. Домашнее задание. 1) Стр. 330-332 прочитать.

Упражнение 483.

2) Прислушайтесь к речи взрослых – дома, на улице, в магазине, в транспорте – и запишите 10-12 оборотов, характерных для устной разговорной речи.

3) Упражнение 489.

Напишите зарисовку – сочинение в разговорном стиле речи, используя диалог на одну из предложенных тем:

а) встреча друзей после летнего отдыха;

б) о своих музыкальных интересах.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!