Тема урока: правописание слов с безударными гласными в корнях слов. Подбор проверочных слов к словам с безударными гласными.
Цель урока: формировать умение видеть орфограмму в корне слова; уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки; развивать орфографическую зоркость, умение анализировать, обобщать, делать выводы; расширять словарный запас учащихся; воспитывать внимательность и аккуратность.
Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний.
Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку "Путешествие по океану орфографических знаний"»
Тальянцева Инна Ивановна
Учитель начальных классов
Урок
для учащихся 2 – классов
по русскому языку
«ПУТЕШЕСТВИЕ
ПО ОКЕАНУ
ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ»
Тема:
Правописание слов с безударными
гласными в корнях слов.
Подбор проверочных слов к словам
с безударными гласными.
Цель:
Формировать умение видеть орфограмму в корне слова;
Уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;
Развивать орфографическую зоркость, умение анализировать, обобщать, делать выводы;
Расширять словарный запас учащихся;
Воспитывать внимательность и аккуратность.
Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний.
Оборудование:
Схема с основными вопросами урока;
Таблицы и карточки со словами;
Алгоритм проверки безударной гласной;
Сигнальные карточки
Карточки для самооценки;
Слайды.
Ход урока
Сообщение темы и цели урока
Звучит музыка «шум моря».
(Слайд № 1)
(Слайд № 2)
Повторение ранее изученного материала.
(Слайд № 3)
Что надо проверять? (безударные гласные а, о, и, е, я)
Где надо проверять? (надо проверять в корне слова)
Как надо проверять? (надо подобрать однокоренные
проверочные слова)
ударением)
Минутка чистописания
Откроем наши маршрутные тетради. Запишем дату нашего отправления в путешествие.
Купите билет в путешествие, заплатив монетами-сочетаниями. Какие монеты вы заплатите?
НА ДОСКЕ:
и и и и и | Ти…на, вер…на, |
ш ш ш ш ш | пу…стые, малы… , |
ши ши ши | ма…на, …повник |
Работа над темой урока
Подготовка к плаванию. Словарная работа.
(Слайд № 4)
(Слайд № 5)
Запишите их названия в маршрутную тетрадь, обозначьте ударение, подчеркните буквы, написание которых надо запомнить.
Красный, детки, но не мак,
В огороде не буряк,
Сочный лакомый синьор,
Угадали? … (помидор)
Уродилась я на славу:
Голова бела, кудрява,
Кто любит щи – меня ищи (капуста)
На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков … (горох)
На грядке длинный и зелёный
А в кадке жёлтый и солёный (огурец)
Любопытный красный нос
По макушку в землю врос.
Лишь торчат на грядке
Зелёные прядки (морковь)
Отлежал себе бочок
Жёлтый, спелый … (кабачок)
Проверка по вопросам: (Слайд № 6)
Назовите слова, в которых надо запомнить два безударных (помидор, горох, кабачок)
Назовите слова, в которых надо запомнить безударный гласный [о]? [а]?
Почему написание подчёркнутых букв в данных словах надо запомнить? (В русском языке есть слова, в которых безударный гласный нельзя проверить ударением, поэтому их надо запомнить)
Проверка в парах.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Чтобы не устать в плавании, давайте немного разомнёмся.
Каждый день по утрам делаем зарядку (ходьба на месте).
Очень нравится нам делать по порядку:
Весело шагать (ходьба), руки поднимать (руки вверх),
Приседать и вставать (приседание – 4-6 раз),
Прыгать и скакать (10 прыжков).
На острове безударных гласных. Подбор проверочных слов к словам с безударными гласными.
(Слайд № 7)
(на доске сочетания слов, в которых безударные гласные закрыты медузами).
(Слайд № 8 – изображения животных)
М…РСКОЙ К…НЁК П…ЛОСАТЫЙ КРАБ
РЫБЫ – ПРИЛ…ПАЛЫ П…ТНИСТЫЙ ОСЬМИНОГ
М…Л…ДАЯ ЧАЙКА К…ЛЮЧИЙ ЕРШ
К..ТОВАЯ АКУЛА УД…ВИТЕЛЬНАЯ РЫБА
АЛГОРИТМ
Безударный – хитрый гласный! Слышим мы его прекрасно. А в письме какая буква? Здесь поможет вам наука: Гласный ставь под ударенье, в корне нет теперь сомненья!
(Работа проводится индивидуально).
Проверка выполненного задания осуществляется с помощью сигнальных карточек:
Дети называют каждое слово в словосочетаниях, доказывают, почему именно эту, а не другую букву нужно написать.
Игра «найди лишнее слово»
Устное выполнение упражнения № 202 на с. 80 учебника.
Вы молодцы, проделали сложную, но нужную работу: освободили жителей острова. А теперь они предлагают вам поиграть. Выигрывает тот, кто найдёт «лишнее» (неродственное) слово в каждой тройке слов из упражнения № 202 на с. 80 учебника. За это они подарят вам этих медуз.
Лес, лестница, лесничий
Смешной, смешить, смешать
Честный, чесночница, честь
Левый, лев, налево
Удивлённый, диванный, дивный
(они имеют другое значение)
Назовите пары родственных слов, в которых есть и проверочное и проверяемое слово (1, 4, 5).
В какой паре слов нет проверочного слова? (2).
Подберите его.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ. (Слайд № 10)
Остров пиратов. Использование какографии. Самостоятельная работа.
(Слайд № 11)
Посмотрите, кто нас встречает. Это же пираты! Их остров называется Безграмотландия. Здесь живут все те, кто пишет с ошибками. Надо исправить ошибки и списать текст, иначе пираты оставят нас всех в плену.
(Слайд № 12, карточки)
В марях жевёт много разных жывотных. По голубой ваде плывёт кит. Вот промилькнула стайка цвитастых рыб. (Самопроверка) (Слайд № 13)
Итог урока (Слайд № 14)
Мы отправляемся домой через узкий пролив. Огромные скалы, как океанические ворота, задают вам вопрос: «Какое правило учит правильно писать буквы в корне слова?»
Вернёмся к нашим вопросам, которые ставили в начале урока. (вызываемый ученик задаёт вопрос другому ученику, которого сам же выбирает).
Домашнее задание
Прочитать текст из упражнения № 203 на с. 80; списать его, вставляя пропущенные буквы.