СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку. Состав слова

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

 

УРОК № 11

 

СОСТАВ СЛОВА (§ 15)

 

Цель урока: повторение основных терминов и понятий раздела; формирование навыков анализа языкового материала; отработка орфографических навыков.

Круг вопросов: морфемика как раздел науки о языке; состав слова; слова и морфемы; аффиксы словообразующие и формообразующие; основа слова, особенности, классификация, способы выделения в слове; сущность и порядок морфемного разбора слова.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, тетрадь для практических работ, ручка, карандаш, линейка, морфемный словарь, словообразовательный словарь, толковый словарь, орфографический словарь, раздаточный материал.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку. Состав слова»

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ


УРОК № 11


СОСТАВ СЛОВА (§ 15)


Цель урока: повторение основных терминов и понятий раздела; формирование навыков анализа языкового материала; отработка орфографических навыков.

Круг вопросов: морфемика как раздел науки о языке; состав слова; слова и морфемы; аффиксы словообразующие и формообразующие; основа слова, особенности, классификация, способы выделения в слове; сущность и порядок морфемного разбора слова.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, тетрадь для практических работ, ручка, карандаш, линейка, морфемный словарь, словообразовательный словарь, толковый словарь, орфографический словарь, раздаточный материал.


ХОД УРОКА


  1. Организационный этап

Приветствие. Визуальный контроль готовности к уроку. Работа с журналом.


  1. Проверка домашнего задания

Работа над ошибками.


  1. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово преподавателя.


  1. Работа с теоретическим материалом

  1. Работа с учебником. Конспектирование материала параграфа.

Основные идеи:

  • слова состоят из частей;

  • часть слова называется морфемой;

  • признаки морфемы:

  • минимальная значимая часть слова,

  • не подлежит дальнейшему членению,

  • имеет определённое лексико-грамматическое значение.


  1. По результатам изучения материала параграфа необходимо вместе со студентами составить сравнительную таблицу.



Слово

Морфема

Строительный материал

для предложений

для слов

Существуют

самостоятельно

в составе слов

Значение

имеют самостоятельное лексическое значение

не имеют лексического значения, придают слову оттенки значения в комплексе, все вместе

Свойство

являются частями речи

не являются частями речи,

являются частью слова


  1. Следует обратить внимание студентов на то, что части слова, т. е. морфемы, – это те «кирпичики», из которых составляется слово, они не меняют своего написания в зависимости от того, в какое слово их поместили. Поэтому умение выделять морфемы в слове, соотносить части слова с их написанием – залог грамотного письма. Рекомендуется ещё раз повторить сведения о морфемах, известных студентам.


  1. Слово преподавателя.

Корневая морфема:

  • общая неделимая часть родственных слов, являющаяся носителем основного лексического значения;

  • к корню присоединяются другие морфемы;

  • в корне могут наблюдаться чередования;

  • корень находят путём подбора родственных слов.

Аффиксальные морфемы:

  • аффиксами называются все морфемы, кроме корневых: приставка (префикс), окончание (флексия), суффикс, соединительные гласные о и е (интерфиксы) и постфикс (-ся, -сь).


Аналитическая схема:


Аффиксы





Словообразующие

Формообразующие



Служат для образования новых слов

Служат для образования

форм слов







Характеризуя морфемы, нужно обратить внимание студентов на возможную стилистическую окраску частей слова.


Основа слова:

  • основа – часть слова без окончания и формообразующего аффикса;

  • производная основа – основа, включающая в себя кроме корня и другие словообразующие аффиксы;

  • непроизводная основа – основа, которая состоит только из корня;

  • производящая основа – основа, от которой образовано слово;

  • простая основа включает всего один корень;

  • сложная основа включает два и более корня;

  • морфемный разбор – процесс выделения значимых частей слова.

Понятие производная/непроизводная основа актуально при морфемном анализе. Понятие производящая основа вводится при словообразовательном анализе.


  1. Первичное закрепление материала

Упражнение 59, с. 66. Запишите слова, подберите однокоренные, выделите корень. При выполнении упражнения рекомендуется работать со словарём. При этом лучше использовать словарь морфем или словообразовательный словарь, но можно воспользоваться словарём толковым или орфографическим.


Упражнение 60, с. 67. Спишите слова, выделите корень. По вариантам.


Самостоятельная работа по вариантам.

Вариант I – упражнение 61, с. 67.

Вариант II – упражнение 62, с. 67


Упражнение 63, с. 67. Укажите омонимичные корни. По вариантам.


Упражнение 64, с. 70. Составьте таблицу, запишите в неё слова, разбив их на морфемы. Проверьте себя по словарю морфем.

Примечание. В слове «исчезнувший» этимологически выделялась приставка ис-; в результате опрощения она вошла в корень и в современном русском языке не выделяется.


Упражнение 65, с. 70. Запишите слова, укажите, какую роль играет выделенный аффикс: является он словообразующим или формообразующим?

Упражнение 66, с. 70. Выделите морфемы в словах.


Упражнение 67, с. 70. Распределите слова по группам: а) с материально выраженным окончанием; б) с нулевым окончанием; в) не имеющие окончания.


Упражнение 68, с. 70. Стилистика. Найдите синонимичные морфемы. Чем они различаются? Докажите.


Упражнение 70, с. 73. Выполните 2 часть упражнения.


Упражнение 71, с. 73. Определите характер основы (производная/непроизводная).


Упражнение 72, с. 73. Определите характер основы (простая/сложная).

Дополнительное задание. Составьте словосочетания с любыми тремя сложными словами.

Во время работы над данным упражнением рекомендуется повторить со студентами особенности написания сложных слов (§ 35, с. 164–166; § 40, с.191–192).


Упражнение 73, с. 73–74. Прочитайте текст выразительно. Выполните морфемный анализ выделенных слов.


  1. Рефлексия. Подведение итогов урока

  1. Перечислите морфемы, назовите их особенности.

  2. Какая часть слова называется основой?

  3. Какая основа называется производной, какая – непроизводной?

  4. Как определить, является ли основа простой или сложной?

  5. Какая основа является производящей?

  6. Назовите порядок морфемного разбора слова.

  7. Чем различаются процессы словообразования и формообразования?


Студенты должны знать:

  • что такое морфемика;

  • название и особенности основных морфем русского языка;

  • какая часть слов называется основой;

  • какие части слова могут входить в состав основы;

  • признаки производной и непроизводной основы;

  • признаки простой и сложной основы;

  • порядок морфемного анализа слова.


Студенты должны уметь:

  • находить значимые части слова;

  • определять их роль в слове;

  • находить основу слова;

  • давать характеристику основы слова;

  • уметь выполнять морфемный разбор слова;

  • различать процессы слово- и формообразования.


  1. Домашнее задание

  1. § 15, с. 66–69.

Упражнение 69, с. 71 (по заданию).

Упражнение 74, с. 74 (по заданию).

  1. Опережающее задание. Подготовиться к контрольной работе по разделу «Морфемика и словообразование»:

  • повторить теоретический материал § 15, с. 66–69;

  • ответить на вопросы для повторения на с. 74;

  • выполнить задания «Проверяем себя» на с. 75.



8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!