Учитель: Таше Е.И.
Цель: расширение представления об общечеловеческой ценности. Правильное поведение через осознание важности проявления доброжелательности. Задачи: -способствовать приобретению опыта позитивного, гармоничного взаимоотношения с окружающими людьми через раскрытие понятий «доброжелательность», «доброжелательный человек»; -развивать стремление к анализу и самооценке своих поступков, желание дарить радость окружающим людям, проявлять заботу; -воспитывать бескорыстное, чуткое и доброжелательное отношение к себе и другим. Раскрывая тему «О доброжелательности», учитель на первом уроке делает акцент на том, что доброжелательность помогает устанавливать добрые взаимоотношения с окружающими. | Ресурсы: (материалы, источники) |
Ход урока: Орг.момент. Позитивный настрой «Прогулка в лес» Сядьте, держа спинку прямо. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо. Вы идете в сторону леса. Будьте осторожны, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому – нибудь цветку, наклонитесь и посмотрите на него внимательно, какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат. Идите дальше, замечая все, что есть вокруг. Углубляясь в лес, смотрите, как деревья становятся все выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы себя чувствуем счастливыми и в безопасности. Мы выходим на поляну, здесь мы отдохнем несколько минут. Сядьте на травку, закройте глаза, глубоко вдохните и обратите внимание на покой и тишину, которые нас окружают. Нам легко и спокойно, мы ощущаем счастье. Как удивительна природа, и мы понимаем, как должны любить и уважать ее, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и посмотрите вокруг еще раз. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг еще раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворенности. Откройте глаза и улыбнитесь. -Расскажите, что вы чувствовали, гуляя по лесу.... -Что интересного и необычного увидели? -Удалось ли ощутить тишину и покой? | Музыкальное сопровождение |
Проверка домашнего задания. Ко второму уроку данной темы в качестве опережающего домашнего задания рекомендовано прочтение рассказа М.Турежанова «Мать». В ходе беседы учителю следует подвести учеников к пониманию того, что доброжелательный человек всегда оказывает помощь бескорыстно. -Как вы думаете, почему Мухтар помог незнакомой старушке? -Какие качества помогают человеку быть доброжелательным? -Кого из окружающих вы считаете доброжелательными? Расскажите о них. | |
Позитивное высказывание (цитата). Учитель знакомит учащихся с казахской пословицей «Доброму человеку весь мир-родной шанырак». Выясняя, как дети поняли смысл пословицы, учитель обращает внимание на то, что доброму человеку всегда и везде рады. Он чувствует себя комфортно, потому что доброжелателен, приветлив, проявляет ко всем внимание и заботу. | Тетрадь «Мудрых мыслей» |
Рассказывание истории (беседа) Притча о доброй старушке и ее молодой душе У одной доброй, мудрой старушки спросили: -Бабушка! Ты прожила такую тяжёлую жизнь, а душой осталась моложе всех нас. Есть ли у тебя какой-нибудь секрет? -Есть, милые. Всё хорошее, что мне сделали, я записываю в своём сердце, а всё плохое на воде. Если бы я делала наоборот, сердце моё сейчас было бы в страшных рубцах, а так оно-рай благоуханный. Всевышний дал нам две драгоценные способности: вспоминать и забывать. Когда нам делают добро, признательность требует помнить его, а когда делают зло, любовь побуждает забыть его. -Какие способности самые главные, которые есть в нас, по мнению мудрой старушки? -Какие качества присущи добрым людям? -Каков главный секрет мудрой старушки? -Вы последуете ему? | Подарок от учителя |
Физминутка | |
Творческая деятельность, групповая работа. Задание 4 Создайте для классной библиотеки книжку-малютку «Пословицы и поговорки о доброжелательности и дружелюбии». Задание5 Учитель предлагает провести эксперимент. Подойдите к однокласснику, который рассержен или грустит, и сказать ему что-нибудь доброе. Затем проанализировать реакции. Задание 6 Учащимся предлагается прочитать, обсудить и дополнить правила доброжелательного человека. Дополнить их, красиво оформить на листе ватмана. Задание 7 Учитель предлагает учащимся составить план добрых дел на неделю. | Учебник стр.80 |
Домашнее задание Прочитать рассказ Ш.Кудайбердиева «Истинная щедрость» Выполнить задание 4 на стр.80 учебника | Учебник стр.82 Стр.80 задание 4 |
Заключительная минута урока. Завершая урок, учитель обращается к детям: -Благодарю всех за тёплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. Давайте будем учиться любви и пониманию. Этому можно научиться. Надо только захотеть этого очень сильно. | Музыкальное сопровождение |
От сердца к сердцу. «Если добрый ты» Дождик босиком по земле прошёл, Клёны по плечам хлопал. Если ясный день — это хорошо, А когда наоборот — плохо. Если ясный день — это хорошо, А когда наоборот — плохо. Слышно, как звенят в небе высоко Солнечных лучей струны. Если добрый ты — то всегда легко, А когда наоборот — трудно. Если добрый ты — то всегда легко, А когда наоборот — трудно. С каждым поделись радостью своей, Рассыпая смех звучно. Если песни петь — с ними веселей, А когда наоборот — скучно. Если песни петь — с ними веселей, А когда наоборот – скучно. | Учебник стр.81 |
Новая информация: Доброжелательность-это радость, которую мы ежедневно дарим окружающим. Это может быть просто улыбка, вежливое, доброе слово, помощь. Быть открытым и внимательным к окружающим, готовым помочь и поддержать, искренне радоваться чужим победам-значит быть доброжелательным. Доброжелательность и дружелюбие важно проявлять не только к близким, родным, друзьям, одноклассникам, но и к незнакомым людям. | |