МАУ ДО «ДШИ»
Задонского муниципального района
Липецкой области
Методическая разработка Григорьевой ТН.
Задонск, 2016г.
Конспект урока по предмету «Скульптура» (1 класс)
Тема: Декоративная лепка.
Цели и задачи: знакомство с понятием декоративности в скульптуре и приемами декорирования лепной поверхности, знакомство с изразцовым искусством, развитие образного мышления.
Оборудование:
для учителя – иллюстративный и наглядный материал;
для учащихся - цветной пластилин, стеки, доска для лепки, салфетки.
1. Сообщение новых знаний:
Декоративный (от французского слова «декор») - «украшение».
Декоративные скульптурные работы существуют только для украшения помещения. Их смысл и ценность именно в красоте. Их «польза» только в том, что они красивы. В них художник проявляет прежде всего свой индивидуальный вкус. Самое важное в произведениях декоративной лепки – общая художественная выразительность, красота вещи в целом.
2. Беседа об изразцовой керамике:
Вариант1: Изразец — это облицовочная керамическая плитка, имеющая с обратной стороны специальное устройство в форме ящичка — румпу, с помощью которой он крепится к кирпичам. Делали изразцы так: лицевую часть оттискивали в деревянной форме, а румпу наращивали на гончарном круге. Потом изразцы сушили и обжигали в специальных печах — горнах. Более 4000 лет человек применяет облицовочную керамику. Она употреблялась в Древнем Египте и Ассиро-Вавилонии. К концу I тысячелетия н. э. цветными керамическими плитками облицовывали стены, настилали полы и дорожки во дворцах в Северной Африке, Иране, Турции, Испании, Италии, Византии и странах Балканского полуострова. С XVI в. изготовляются цветные плитки в Голландии, в городе Делфте. Их вывозят за границу, в том числе в Россию.
С X—XII вв. изразцы применяются в Киевской Руси при строительстве дворцов и храмов. В XVI в. печи в царских палатах и боярских покоях облицовывали «красными» изразцами. Делали их из обожженной красной глины и не покрывали сверху ни поливами, ни красками. Затем на смену скромным «красным» пришли рельефные изразцы, покрытые блестящей зеленой поливой — глазурью. Их называли муравлеными.
Время расцвета русских изразцов — вторая половина XVII в., когда засверкали они поливами пяти цветов — желтого, белого, синего, зеленого и коричневого. Они украсили стены многочисленных соборов и церквей, стали великолепным убранством для печей. То были изразцы больших размеров с высокорельефными изображениями разнообразных плодов — яблок, груш, диковинных ананасов и винограда, цветов, сложных и нарядных узоров из переплетающихся стеблей. Нередки были изображения птиц, клюющих плоды, львов, встающих на задние лапы, скачущих всадников, херувимов и даже полутораметровых евангелистов, больше напоминающих лукавых коренастых русских мужичков. Принесли с собой это удивительное искусство белорусские мастера, бежавшие в те времена на Русь от польско-литовского гнета. Мастерская, которая объединила их, находилась в Новоиерусалимском монастыре под Москвой. Руководил ею белорусский мастер Петр Иванович Заборский, «всяких рукодельных хитростей изрядный изыскатель». Здесь изготовляли не только привычные, плоские изразцы, но и колонны, карнизы, оконные наличники, дверные порталы. Тысячи изразцов, созданных в этой мастерской, украсили величественный Воскресенский собор монастыря. Когда мастерскую закрыли, белорусские мастера появились в Москве, в Оружейной палате. Они научили московских гончаров изготовлять незнакомые им доселе изразцы. Самые лучшие и красивые изразцы делал Степан Иванов, по прозванию Полубес.
Многоцветные рельефные изразцы делали и в других городах: Тотьме, Сольвычегодске, Великом Устюге, в Ярославле, в Балахне.
В XVIII в. изразцы использовались только для внутренней отделки дома. Ими облицовывали изящные печи с колонками, украшавшие парадные залы и жилые комнаты не только дворцовых построек, но и помещичьих усадеб, купеческих домов. Изразцы эти без рельефа, гладкие, с росписью. Расписывали их синей или коричневой краской, но чаще они были многоцветные. Иногда рисунки сопровождались разъясняющими надписями. И сами рисунки, и надписи к ним подчас наивны, примитивны, но всегда они полны интереса к человеку, его мыслям и настроению. До середины XIX в. многочисленные заводы Москвы, Петербурга, Калуги, Ярославля, Балахны изготовляли расписные изразцы. Затем выпуск печных изразцов постепенно прекращается. В городах появляется паровое и водяное отопление, и печь как источник тепла становится ненужной.
В современном строительстве облицовочная керамика по-прежнему находит самое широкое применение. Красочные керамические панно украшают наружные стены зданий и интерьеры. Старые же русские изразцы занимают достойное место в коллекциях музеев Москвы, Ленинграда, Ярославля и многих других городов.
Вариант 2: ИЗРАЗЕЦ — один из видов художественной керамики, применяемый для облицовки стен или печи, в виде плитки различной формы. С задней стороны изразца расположен специальный коробчатый выступ (румпа) для закрепления в стене, Изразцы бывают гладкими или рельефными, а также живописными. Соединяясь в облицовку, они составляют декоративные фризы, панно, наличники, вставки, покрывая иногда целые стены.
В Европе изразцы известны с VIII века н.э. Широкое распространение изразцов началось в XVI-XVII веках. По технике исполнения различают «красные»,, т.е. неглазурованные изразцы, и «муравленные» — покрытые.цветными эмалями. В разных странах были распространены изразцы с разными украшениями. Например, в Германии, Голландии, Швейцарии были распространены преимущественно белые изразцы с синим рисунком. В России — покрытые цветными глазурями. Их применяли с XV века для украшения фасадов каменных зданий.
В Москве изразцовое искусство как художественная отрасль начало развиваться с конца XV — начала XVI в. Производство керамических изделий в основном было сосредоточено в Гончарной слободе. Первоначально это были крупные терракотовые плиты с рельефными рисунками. Затем — красные терракотовые (без покрытия глазурями или эмалями) изразцы с простыми орнаментальными мотивами.
Дальнейшее развитие русского изразца шло по двум направлениям. С одной стороны, рисунки постепенно усложнялись и появлялись даже сюжетные композиции. С другой стороны, в связи с изобретением цветной поливы (краски, дававшей при обжиге стекловидный слой) началась работа по овладению полихромным обжигом.
Первые глазурованные изразцы зеленого цвета, так называемые муравленные, появились в Москве к концу 20-х годов XVII века. Но только в конце 1660 — начале 1670-х годов, после перевода белорусских мастеров изразцового производства в московскую Оружейную палату из Ново-Иерусалимского монастыря, искусство изготовления полихромией керамики приняло широкий размах. Нам известны имена тех славных умельцев — Степан Иванов по прозвищу Полубес, Игнат Максимов, Самошка Григорьев. Они владели техникой изготовления цветных эмалей. С этого времени новые орнаментальные формы и цветные композиции начинают использоваться и в зодчестве.
Соответственно меняется и роль изразца в системе декора здания. Если в постройках первой половины XVII века изразцовые вставки полностью подчинялись общему строю кирпичного декора, теряясь среди дробности и измельченнсти его форм (церковь Троицы в Никитниках), то в последней четверти столетия они заняли центральное место на фасадах, часто формируя их архитектурное решение.
Так постепенно декоративное убранство достигло полного единства и гармонии с общим решением фасадов. Наряду с акцентировкой поверхности отдельными изразцами (церковь Николы в Хамовниках) мастера применяли и крупномасштабные композиции из многих изразцов (фриз «павлинье око» в церкви Григория Неокесарийского).
В связи с постепенным освоением ордерной системы из рельефных изразцов стали делать и архитектурные детали: карнизы, колонны, наличники, порталы (Крутицкий теремок). Очень часто они имели рельефный орнамент, а с начала XVII века его подчеркивали росписью цветными эмалями. С начала XVIII века изразцы стали использовать преимущественно в интерьере, для облицовки печей.
Полихромные изразцы возрождаются в архитектуре стиля модерн, когда их начинают использовать для отделки зданий.
3. Творческая практическая деятельность учащихся:
Декоративная работа «Изразец» (рельеф).
Цель: последовательная работа над рельефом.
Задачи: знакомство с народными традициями, развитие образного мышления, образная выразительность сюжета, применение различных видов декора.
Материал: цветной пластилин.
Размер: 8х8 см.
Рекомендации: Компоновка, т.е. размещение деталей на плоскости, в работе над изразцами, при всей специфике деталей данного вида изодеятельности, от общих закономерностей композиции принципиально не отличается. Основной упор следует делать на стилизацию, т.е. заострение конструктивной основы форм. Тематику можно ограничить изображением птиц, животных, растений, плодов. Использование палитры
русских изразцов второй половины 17 в. (желтый, белый, синий, зеленый, коричневый).
4. Анализ и оценка готовых изделий.