СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по скульптуре на тему "Декоративная лепка" (1 класс художественного отделения ДШИ)

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по скульптуре для учащихся 1 класса, обучающихся по дополнительной предпрофессиональной программе "Живопись".

Просмотр содержимого документа
«Урок по скульптуре на тему "Декоративная лепка" (1 класс художественного отделения ДШИ)»

МАУ ДО «ДШИ»

Задонского муниципального района

Липецкой области

Методическая разработка Григорьевой ТН.

Задонск, 2016г.


Конспект урока по предмету «Скульптура» (1 класс)







Тема: Декоративная лепка.



Цели и задачи: знакомство с понятием декоративности в скульптуре и приемами декорирования лепной поверхности, знакомство с изразцовым искусством, развитие образного мышления.


Оборудование:

для учителя – иллюстративный и наглядный материал;

для учащихся - цветной пластилин, стеки, доска для лепки, салфетки.



1. Сообщение новых знаний:


Декоративный (от французского слова «декор») - «украшение».


Декоративные скульптурные работы существуют только для украшения помещения. Их смысл и ценность именно в красоте. Их «польза» только в том, что они красивы. В них художник проявляет прежде всего свой индивидуальный вкус. Самое важное в произведениях декоративной лепки – общая художественная выразительность, красота вещи в целом.


2. Беседа об изразцовой керамике:


Вариант1: Изразец — это облицовочная керамическая плитка, имеющая с обратной стороны специаль­ное устройство в форме ящичка — румпу, с помощью которой он крепится к кирпичам. Делали изразцы так: лицевую часть оттиски­вали в деревянной форме, а румпу наращива­ли на гончарном круге. Потом изразцы сушили и обжигали в специальных печах — горнах. Более 4000 лет человек применяет облицо­вочную керамику. Она употреблялась в Древ­нем Египте и Ассиро-Вавилонии. К концу I тысячелетия н. э. цветными керамическими плитками облицовывали стены, настилали по­лы и дорожки во дворцах в Северной Африке, Иране, Турции, Испании, Италии, Византии и странах Балканского полуострова. С XVI в. изготовляются цветные плитки в Голландии, в городе Делфте. Их вывозят за границу, в том числе в Россию.

С X—XII вв. изразцы применяются в Киев­ской Руси при строительстве дворцов и храмов. В XVI в. печи в царских палатах и боярских покоях облицовывали «красными» изразцами. Делали их из обожженной красной глины и не покрывали сверху ни поливами, ни красками. Затем на смену скромным «красным» пришли рельефные изразцы, покрытые блестящей зе­леной поливой — глазурью. Их называли муравлеными.

Время расцвета русских изразцов — вторая половина XVII в., когда засверкали они по­ливами пяти цветов — желтого, белого, сине­го, зеленого и коричневого. Они украсили сте­ны многочисленных соборов и церквей, стали великолепным убранством для печей. То были изразцы больших размеров с высокорельеф­ными изображениями разнообразных плодов — яблок, груш, диковинных ананасов и вино­града, цветов, сложных и нарядных узоров из переплетающихся стеблей. Нередки были изо­бражения птиц, клюющих плоды, львов, встаю­щих на задние лапы, скачущих всадников, хе­рувимов и даже полутораметровых евангели­стов, больше напоминающих лукавых коренастых русских мужичков. Принесли с собой это удивительное искусство белорусские мастера, бежавшие в те времена на Русь от поль­ско-литовского гнета. Мастерская, которая объединила их, находилась в Новоиерусалим­ском монастыре под Москвой. Руководил ею белорусский мастер Петр Иванович Заборский, «всяких рукодельных хитростей изряд­ный изыскатель». Здесь изготовляли не только привычные, плоские изразцы, но и колонны, карнизы, оконные наличники, дверные порталы. Тысячи изразцов, созданных в этой мастерской, украсили величественный Воскресенский собор монастыря. Когда мастерскую закрыли, бело­русские мастера появились в Москве, в Ору­жейной палате. Они научили московских гон­чаров изготовлять незнакомые им доселе израз­цы. Самые лучшие и красивые изразцы де­лал Степан Иванов, по прозванию Полубес.

Многоцветные рельефные изразцы делали и в других городах: Тотьме, Сольвычегодске, Великом Устюге, в Ярославле, в Балахне.

В XVIII в. изразцы использовались только для внутренней отделки дома. Ими облицо­вывали изящные печи с колонками, украшав­шие парадные залы и жилые комнаты не только дворцовых построек, но и помещичьих усадеб, купеческих домов. Изразцы эти без рельефа, гладкие, с росписью. Расписывали их синей или коричневой краской, но чаще они были мно­гоцветные. Иногда рисунки сопровождались разъясняющими надписями. И сами рисунки, и надписи к ним подчас наивны, примитивны, но всегда они полны интереса к человеку, его мыслям и настроению. До середины XIX в. мно­гочисленные заводы Москвы, Петербурга, Ка­луги, Ярославля, Балахны изготовляли рас­писные изразцы. Затем выпуск печных из­разцов постепенно прекращается. В городах появляется паровое и водяное отопление, и печь как источник тепла становится ненужной.

В современном строительстве облицовочная керамика по-прежнему находит самое широ­кое применение. Красочные керамические пан­но украшают наружные стены зданий и ин­терьеры. Старые же русские изразцы занимают достойное место в коллекциях музеев Москвы, Ленинграда, Ярославля и многих других го­родов.


Вариант 2: ИЗРАЗЕЦ — один из видов художественной керамики, применяемый для облицовки стен или печи, в виде плитки различной формы. С задней стороны изразца расположен специальный коробчатый выступ (румпа) для закрепления в стене, Изразцы бывают гладкими или рельефными, а также живописными. Соединяясь в облицовку, они составляют декоративные фризы, панно, наличники, вставки, покрывая иногда целые стены.

В Европе изразцы известны с VIII века н.э. Широкое распространение изразцов началось в XVI-XVII веках. По технике исполнения различают «красные»,, т.е. неглазурованные изразцы, и «муравленные» — покрытые.цветными эмалями. В разных странах были распространены изразцы с разными украшениями. Например, в Германии, Голлан­дии, Швейцарии были распространены преимущественно белые изразцы с синим рисунком. В России — покрытые цветными глазурями. Их применяли с XV века для укра­шения фасадов каменных зданий.

В Москве изразцовое искусство как художественная от­расль начало развиваться с конца XV — начала XVI в. Про­изводство керамических изделий в основном было сосре­доточено в Гончарной слободе. Первоначально это были крупные терракотовые плиты с рельефными рисунками. Затем — красные терракотовые (без покрытия глазурями или эмалями) изразцы с простыми орнаментальными мо­тивами.

Дальнейшее развитие русского изразца шло по двум на­правлениям. С одной стороны, рисунки постепенно услож­нялись и появлялись даже сюжетные композиции. С другой стороны, в связи с изобретением цветной поливы (краски, дававшей при обжиге стекловидный слой) началась работа по овладению полихромным обжигом.

Первые глазурованные изразцы зеленого цвета, так на­зываемые муравленные, появились в Москве к концу 20-х годов XVII века. Но только в конце 1660 — начале 1670-х годов, после перевода белорусских мастеров изразцового про­изводства в московскую Оружейную палату из Ново-Иеру­салимского монастыря, искусство изготовления полихром­ией керамики приняло широкий размах. Нам известны име­на тех славных умельцев — Степан Иванов по прозвищу Полубес, Игнат Максимов, Самошка Григорьев. Они владе­ли техникой изготовления цветных эмалей. С этого времени новые орнаментальные формы и цветные композиции начи­нают использоваться и в зодчестве.

Соответственно меняется и роль изразца в системе де­кора здания. Если в постройках первой половины XVII века изразцовые вставки полностью подчинялись общему строю кирпичного декора, теряясь среди дробности и измельчен­нсти его форм (церковь Троицы в Никитниках), то в по­следней четверти столетия они заняли центральное место на фасадах, часто формируя их архитектурное решение.

Так постепенно декоративное убранство достигло пол­ного единства и гармонии с общим решением фасадов. На­ряду с акцентировкой поверхности отдельными изразцами (церковь Николы в Хамовниках) мастера применяли и круп­номасштабные композиции из многих изразцов (фриз «пав­линье око» в церкви Григория Неокесарийского).

В связи с постепенным освоением ордерной системы из рельефных изразцов стали делать и архитектурные дета­ли: карнизы, колонны, наличники, порталы (Крутицкий теремок). Очень часто они имели рельефный орнамент, а с начала XVII века его подчеркивали росписью цветными эмалями. С начала XVIII века изразцы стали использовать преимущественно в интерьере, для облицовки печей.

Полихромные изразцы возрождаются в архитектуре сти­ля модерн, когда их начинают использовать для отделки зданий.


3. Творческая практическая деятельность учащихся:


Декоративная работа «Изразец» (рельеф).

Цель: последовательная работа над рельефом.

Задачи: знакомство с народными традициями, развитие образного мышления, образная выразительность сюжета, применение различных видов декора.

Материал: цветной пластилин.

Размер: 8х8 см.

Рекомендации: Компоновка, т.е. размещение деталей на плоскости, в работе над изразцами, при всей специфике деталей данного вида изодеятельности, от общих закономерностей композиции принципиально не отличается. Основной упор следует делать на стилизацию, т.е. заострение конструктивной основы форм. Тематику можно ограничить изображением птиц, животных, растений, плодов. Использование палитры

русских изразцов второй половины 17 в. (желтый, белый, синий, зеленый, коричневый).




4. Анализ и оценка готовых изделий.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!