Просмотр содержимого документа
«Урок по технологии: Правила снятия мерок с фигуры человека для построения чертежа выкройки фартука»
Тема: Правила снятия мерок с фигуры человека для построения чертежа выкройки фартука.
Цель: Ознакомить учащихся с основными линиями фигуры человека, правилами снятия и записи мерок с фигуры для построения чертежа фартука. Научить пользоваться сантиметровой лентой, снимать необходимые мерки с фигуры человека по инструкционным картам, правильно выполнять их запись. Развивать внимательность, точность при измерении и записи снятия мерок.
Оборудование: манекены, иллюстрации рабочей одежды.
Инструменты и материалы: сантиметровая лента, тесьма или шнуровка.
Основные понятия: линии фигуры человека, конструирование базистой сетки, СТ, СБ, ДИ, ЦГ.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
Организационный момент.
Познакомиться с учащимися.
Разделить на две бригады, выбрать бригадира. (В течении урока каждая бригада будет собирать шаблоны разных цветов за ответы: красный – 5, желтый – 4, зеленый – 3, фиолетовый – 2, которые будут суммироваться в конце урока. Чья команда наберет большое количество баллов, та команда займет первое место).
Сообщение темы и цели урока.
Мотивация учебно-познавательной деятельности.
Знание и умение пригодятся в дальнейшем при пошиве любого изделия или заказа изделия в ателье.
Актуализация опорных знаний и умений.
В форме беседы и вопросов к учащимся.
Какие виды одежды по назначению вы знаете? (бытовая, рабочая, форменная)
На какие виды делится бытовая одежда? (ежедневная, рабочая и праздничная)
Назовите виды рабочий одежды? (Домашняя и специальная)
Что нужно учитывать при пошиве рабочей одежды? (Хорошо стирать, удобная, красивая)
Из какой ткани нужно шить фартук? (Хлопок)
Изучение новых технико-технологических сведений.
План
Понятие о конструировании
Основные линии фигуры человека
Правила снятия и записи мерок
Базистая сетка
Практическая работа. Снятие мерок и записывание результатов измерения фигуры.
Конструирование – изготовление чертежа выкройки деталей швейного изделия.
Чертеж швейного изделия – плоское изображение одежды, которая строится по размеру определенной фигуры.
Основные линии фигуры человека: фигура человека измеряется по основным линиям. Рассмотреть рисунок 1. Показать на манекене с помощью линейки горизонтально и вертикально линии, учащиеся называют по очереди.
Рисунок 1.
Правила снятия и записи мерок.
Вопросы к классу:
С какой стороны снимают мерки?
Как видит себя тот, с кого снимают мерки?
Что опоясывают тесьмой, по какой линии фигуры?
Как записываются мерки длинны (Д), ширины (Ш), обхвата (О), полу обхвата (С)? Какие мерки записываются в целом размере, в половинном? Почему? (Симметричность фигуры)
Какие мерки измеряются в первую очередь?
Базисная сетка – это ряд вспомогательных вертикальных и горизонтальных линий, которые определяют общие размеры фигуры. Рассмотреть рисунок 2 (а, б). На чертеже назвать линии чертежа (Р1Р – линия шеи, Г1Г – линия груди, Т1Т – линия талии, Б1Б – линия бедер, Н1Н – линия колен, Р1Н – линия середины переда, РН – линия середины спины). Обратить внимание на контур, где будет выполняться чертеж фартука. Рассмотреть рисунок 3 (моделирование фатрука).
Рисунок 2 (а). Рисунок 2 (б).
Рисунок 3.
Практическая работа.
Вводный инструктаж
Задание: Инструкционная карта № 1.
Инструкционная карта № 2.
Работа в парах.
Чертеж фартука можно построить на базисной сетке чертежа и без нее. Если вы хотите за практическую работу оценку 5, вам необходимо выполнить снятие мерок по двум инструкционным картам, оценку 4 только № 2. Поэтому, задание можете выполнять с инструкционной картой № 2. Чья бригада справится быстрее?
Инструкционная карта № 1 | Инструкционная карта № 2 |
Базисная сетка | Чертеж фартука |
Ди = | Ди = |
Дтс = | Цг = |
Сг = | Ст = |
Шг = | Дбр = |
Шс = | Сб = |
| Дгр = |
Текущий инструктаж
Индивидуальный и фронтальный инструктаж. Напоминание: Д – в целом размере, а остальные в половинном.
Заключительный инструктаж
Проверка практической работы с помощью фронтального опроса. Ученики сами выставляют себе в тетрадь (11 мерок – 5 баллов).
Закрепление изученного материала.
Вопросы к классу:
Чем отличается базисная сетка от чертежа?
Какие мерки записываются в половинном и целом размерах?
Запишите на доске названную мерку. Ученики по очереди записывают и называют мерку.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Повторить конспект урока, подготовить чертежные принадлежности, бумагу для построения чертежа фартука.