Бинарный урок (биология + домоводство) на тему "Витаминный БУМ"
Дубяга А.И., учитель технологии
Цель урока: обобщить и расширить знания учащихся об овощах и фруктах и закрепить технологию приготовления блюд из них.
Задачи урока:
ознакомить учащихся с основных видами овощей и фруктов;
обобщить знания учащихся по технологии приготовления салата через совершенствование навыков нарезки овощей при помощи ножа;
расширять представления о профессиях людей, конкретизировать знания детей о профессии повара, воспитывая трудолюбие, уважение к людям труда;
Тип урока: бинарный, комбинированный.
Межпредметные связи: биология, родной язык, домоводство, математика, история.
Методы и приёмы:
1. Словесные (рассказ, объяснение)
2. Наглядные (показ, наблюдение, демонстрация)
3. Практические (самостоятельные работы, практическая работа)
Оборудование:
Основные понятия по теме – мультимедийное сопровождение
Тематические плакаты – «Овощи» и «Фрукты».
Кроссворд – загадки «Овощи» и «Фрукты».
Технологические карты «Фруктовый салат» и «Овощной салат».
Продукты: помидоры, огурцы, лук, растительное масло, зелень, яблоки, груши, бананы, фруктовый йогурт.
Инвентарь для выполнения практической работы: посуда,
разделочная доска, нож.
Плакат по технике безопасности при работе с ножом
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель 1: Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
Учитель 2: Хәерле көн, дуслар!
II.Сообщение темы и цели урока
Учитель 1: Пожелайте друг другу успехов на сегодняшнее занятие.
Учитель 2. Ребята, скажите, что для человека самое дорогое? (Дети отвечают). Правильно,здоровье.
Ведь сегодня у нас с вами необычный урок: «Витаминный БУМ».
Здоровое питание человека невозможно без овощей и фруктов.
Пищевая ценность фруктов и овощей зависит от содержания в них полезных веществ и витаминов. Давайте вспомним овощи и фрукты с нашего стола.
III. Актуализация знаний
Работа с тематическими плакатами – дети называют овощи и фрукты на 2-х языках.
Игра «Кроссворд-загадка «Овощи и фрукты» (с информацией о происхождении овощей и фруктов)
Загадки:
1. Сидит девица в темнице,
А коса на улице (морковь).
Морковь. Это древнейшее растение, которое человечество начало выращивать более 4 тыс. лет назад как лекарственное, а затем как пищевое. Родиной является Средиземноморье.
2. На сучках висят шары
Посинели от жары (слива).
Слива. Считают, что домашняя слива произошла путем скрещивания между терном и алычой, произрастающих в диком виде на Кавказе.
3. Что копали из земли, жарили, варили?
Что в золе мы испекли, ели да хвалили? (картофель)
Картофель. Родиной является Южная Америка, где местное население выращивала ее 14 тыс.лет назад. Появление картофеля в России связано с именем Петра I, который в концеXVII
века привез мешок клубней из Голландии.
4. Сто одёжек
И все без застёжек (капуста).
Капуста. Эту культур выращивают с 3-го тысячелетия до н.э. Родиной является Средиземноморье. В наши дни ее возделывают во многих странах мира.
5. Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные
Вот такие круглые
Летом зеленеют,
а к осени краснеют (помидор).
Помидор (томат). Родиной является Южная Америка. На территории нашей страны томат стали возделывать в XVIII в.
6. Пришла Таня в жёлтом сарафане
Стали Таню раздевать
Давай плакать и рыдать (луковица).
Лук. Зародился в Азии около четырёх тысяч лет назад. Со временем лук стали выращивать на всех континентах Земли. Так как помимо отличных вкусовых качеств, он обладает полезными и лечебными свойствами. В России лук появился в конце XVII в.
7. Знают все, что обезьяны
Очень любят есть… (бананы).
Банан. Он существует примерно десять тысяч лет. В Юго-Восточной Азии это растение вошло в культуру еще до риса и сахарного тростника. По индуистским легендам, родина банана — остров Цейлон.
м | о | р | к | о | В | ь | | | | |
| | | с | л | И | в | а | | | |
| | к | а | р | Т | о | ф | е | л | ь |
| | | | к | А | п | у | с | т | а |
| | | п | о | М | и | д | о | р | |
л | у | к | о | в | И | ц | а | | | |
| б | а | н | а | Н | | | | | |
– Ребята, посмотрите внимательно. Какое слово у нас появилось в центре нашего кроссворда?(ВИТАМИН)
– Правильно! Только овощи и фрукты являются основными поставщиками жизненно необходимых витаминов для нашего организма.
Динамическая пауза
Что-то мы засиделись, ребята. Давайте дружно уберём урожай на огороде (имитация движений)
Мы картошку накопали –
Огурцы с грядки сорвали
Выдернули всю морковку
Срезали капусту ловко
И корзину от земли –
Вам в подарок принесли (корзина с овощами)
Учитель 1: Для того чтобы мы выросли здоровыми, сильными надо употреблять как можно больше овощей и фруктов.
Как легко приготовить салат
Ничего в этом трудного нет,
Это проще простого,
Это раз и готово!
Учитель 2:
Слово "салат", salato или salata (солёный), взято из итальянского языка и означает блюдо, приготовленное из листьев салатных растений с использованием соли, уксуса и растительного масла, одним словом блюдо с заправкой. Холодное и крошеное – это и есть салат.
Салаты и в наше время остаются востребованным блюдом на нашем столе. Разнообразные по виду и сочетаниям вкусов, салаты содержат так необходимые нашему организму минеральные и питательные вещества, клетчатку и витамины.
Основной заправкой для овощных салатов становится майонез и подсолнечное масло, йогурт – для фруктовых салатов
Два основных преимущества салата остались подкупающими и на сегодняшний день:
– во-первых, быстрота приготовления и отсутствие подогрева;
– волшебное слово – витамины.
Загадка
Скажите, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды?
Всех на кухне их найду я –
Эти люди в колпаках
Над кастрюлями колдуют
С поварешками в руках.
– Правильно, повар.
– А кто же такой повар?
– Чем он занимается? Что должен уметь?
– Можно ли его узнать по одежде? (Ответы детей)
Игровой момент
Игра «Да-нетки»
Учитель
Дайте повару продукты:
Мясо птицы, сухофрукты,
Рис, картофель... И тогда
Ждёт вас вкусная еда.
Что может приготовить повар?
Если ДА – хлопаем
Если НЕТ – топаем
Учитель называет: котлеты, камни, блины, стулья, пирожки, каша, холодильник, витаминные салаты (дети реагируют движениями).
IV. Практическая работа
Инструктаж по технике безопасности и соблюдение гигиены питания.
а) Давайте повторим инструкцию по технике безопасности при работе с ножом. Возьмите себе одно из пунктов правила и по цепочке прочитайте его вслух:
Передавать нож и вилку ручкой вперёд.
При нарезке любого продукта крепко держать его левой рукой, следить, чтобы пальцы находились как можно дальше от лезвия ножа.
Нарезать продукты нужно таким образом, чтобы лезвие ножа было перпендикулярно разделочной доске.
Закончив работу, убери нож на место.
б) Моем руки, одеваем специальную одежду.
в) Организация рабочего места: взять, нож, разделочную доску, приготовить тарелки и салатник.
г) Распределение работы между учениками по бригадам.
1 бригада: первый ученик – режет лук, второй ученик – режет огурец, третий ученик – режет помидор, четвёртый – режет зелень, пятый – заправляет маслом и солит. Бригада придумывает название салату и рассказывает технологию приготовления.
2 бригада: первый ученик – режет банан, второй ученик – режет яблоко, третий ученик – киви, четвёртый – режет грушу, пятый – заправляет йогуртом. Бригада придумывает название салату и рассказывает технологию приготовления.
Дегустация блюда
Оценивание оформления блюда детьми.
– Посмотрите на получившийся салат и скажите, почему он называется … ? (Выслушиваются ответы детей.)
Оценивание вкусовых качеств. Давайте попробуем, что у нас получилось?
V. Итог урока
– Ребята, что нового мы узнали сегодня? (ответы детей).
– Какие салаты мы сегодня научились готовить?
– Почему они называется витаминные?
– Какова последовательность приготовления салата? (Выслушиваются ответы учащихся.)
VI.Оценка знаний и умений учащихся по бригадам (индивидуальные поощрения и замечания).
Учитель: Итак, мы сегодня поближе познакомились с трудной, но интересной профессией повара. 50% наших выпускников получают в училище профессию повара-кондитера, а первые навыки и умения они получили на наших уроках по домоводству. Надеемся, что и вы выберете эту замечательную, нужную и вкусную профессию.
Учителя:
Повар варит нам компот,
Парикмахер всех стрижет,
Доктор лечит нас от боли,
Есть учительница в школе,
Шьет портной для нас штаны,
И сказать мы вам должны:
Лишних нет у нас профессий,
Все профессии важны!
Приложение 1