МБОУ Гремячевская школа № 1
Урок по технологии
7 класс
«Вышивание лентами.
Практическая работа «Выполнение образца вышивки атласными лентами»».
Раздел «Художественные ремёсла»
Учитель технологии:
Маштакова С.В.
р. п. Гремячево
2018 г.
Пояснительная записка.
Цель урока: ознакомление обучающихся с техникой выполнения вышивки лентами, формирование и развитие умений и навыков по данной технике.
Задачи урока:
Образовательные: сформировать стремление к углублению знаний по теме «Вышивание лентами»; способствовать формированию представления о подготовке материалов и инструментов, формированию основных приёмов выполнения швов, используемых в вышивке лентами.
Развивающие: развивать внимание, память при работе с информацией, познавательный интерес к предмету, творческие способности, образное мышление.
Воспитательные: формировать и развивать эстетические, экономические, экологические и другие качества личности.
В данном уроке «Вышивание лентами» учащиеся изучают теоретический материал о вышивке лентами, о материалах и инструментах, осваивают необходимый минимум выполнения швов, которые в дальнейшем позволяют выполнить не только изделие, но и творческие проекты.
Вышивание - один из самых массовых видов народного искусства. Естественная потребность человека в красоте, стремление к творчеству превратили вышивание в настоящее искусство, не утратившее своё значение и поныне.
Основным дидактическим средством обучения является учебно-практическая деятельность учащихся.
Приоритетными методами являются упражнения и практическая работа с заданиями, которые необходимы для выполнения проекта.
Новизной данного урока является использование в обучении школьников информационных и коммуникационных технологий, позволяющих расширить кругозор обучающихся за счёт обращения к различным источникам информации, в том числе сети Интернет; применение при выполнении творческих проектов текстовых и графических редакторов, компьютерных программ, дающих возможность создавать электронные презентации.
Так же в уроке новым является системно-деятельностный подход.
Системно - деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, самостоятельной, познавательной деятельности школьника.
Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
В содержании урока сквозной линией проходит совершенствование навыков экологической культуры и экологической морали, становления и формирования социально трудовой и эстетической компетентности учащихся.
При проведении урока у учащихся формируются устойчивые безопасные приемы труда.
Обучение школьников на уроках технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
Тема урока «Вышивание лентами» входит в раздел «Художественные ремёсла».
Содержание раздела
«Художественные ремёсла»
Тема 1. Ручная роспись тканей (4 ч)
Понятие о ручной росписи тканей. Подготовка тканей к росписи. Виды батика. Технология горячего батика. Декоративные эффекты в горячем батике. Технология холодного батика. Декоративные эффекты в холодном батике. Особенности выполнения узелкового батика и свободной росписи. Профессия художник росписи по ткани.
Примерные темы лабораторно-практических и практических работ:
Выполнение образца росписи ткани в технике холодного батика.
Тема 2. Вышивание (12ч)
Материалы и оборудование для вышивки. Приёмы подготовки ткани к вышивке. Технология выполнения прямых, петлеобразных, петельных, крестообразных и косых ручных стежков. Техника вышивания швом крест горизонтальными и вертикальными рядами, по диагонали. Использование ПК в вышивке крестом. Техника вышивания художественной, белой и владимирской гладью. Материалы и оборудование для вышивки гладью. Атласная и штриховая гладь. Швы французский узелок и рококо. Материалы и оборудование для вышивки атласными лентами. Швы, используемые в вышивке лентами. Стирка и оформление готовой работы. Профессия вышивальщица.
Примерные темы лабораторно-практических и практических работ:
Выполнение образцов швов прямыми, петлеобразными, петельными, крестообразными и косыми стежками.
Выполнение образца вышивки в технике крест.
Выполнение образцов вышивки гладью, французским узелком и рококо.
Выполнение образца вышивки атласными лентами.
Тема 3. Творческий проект «Художественные ремёсла» (6 ч)
Теоретические сведения. Цель и задачи творческого проекта. Практическая работа: Творческий проект по разделу «Художественные ремёсла».
Составление портфолио и разработка электронной презентации.
Презентация и защита творческого проекта.
Варианты творческих проектов: «Подарок своими руками», «Атласные ленточки» и др.
Тематическое планирование
№ п/п | № п/п | Тема урока | Часы |
I | | Разделы «Технологии домашнего хозяйства», «Технологии творческой и опытнической деятельности» | 4 ч 2ч |
II | | Раздел «Электротехника» | 2 ч |
III | | Разделы «Кулинария», «Технологии творческой и опытнической деятельности» | 14 ч 6 ч |
IX | | Разделы «Создание изделий из текстильных материалов» «Технологии творческой и опытнической деятельности» | 16 ч 6 ч |
| | Разделы «Художественные ремёсла», «Технологии творческой и опытнической деятельности» | 16 ч 6 ч |
| | Ручная роспись тканей (4 часа) | |
| 47-48 | Понятие о ручной росписи тканей. Виды батика. Технология горячего батика. | 2 |
| 49-50 | Технология холодного батика. Практическая работа №19 «Выполнение образца росписи ткани в технике холодного батика». | 2 |
| | Вышивание (12 часов) | |
| 51-52 | Материалы и оборудование для вышивки. Практическая работа №20 «Выполнение образцов швов прямыми, петлеобразными, петельными, крестообразными и косыми стежками». | 2 |
| 53-54 | Техника вышивания швом крест горизонтальными и вертикальными рядами, по диагонали. Практическая работа №21 « Выполнение образца вышивки в технике крест». | 2 |
| 55-56 | Техника вышивания художественной, белой и владимирской гладью. Практическая работа №22 «Выполнение образцов вышивки гладью». | 2 |
| 57-58 | Швы французский узелок и рококо. Практическая работа №23 «Выполнение образцов вышивки французским узелком и рококо». | 2 |
| 59-60 | Вышивание лентами. Практическая работа №24 «Выполнение образца вышивки атласными лентами». | 2 |
| 61-62 | Стирка и оформление готовой работы. Практическая работа №24 «Выполнение образца вышивки атласными лентами». | 2 |
| | Технологии творческой и опытнической деятельности (6 часов) | |
| 63-64 | Творческий проект по разделу «Художественные ремесла». Практическая работа «Составление портфолио». | 2 |
| 65-66 | Творческий проект «Подарок своими руками». | 2 |
| 67-68 | Практическая работа «Защита творческого проекта». | 2 |
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной теме
Раздел «Художественные ремесла»:
«Ручная роспись тканей»
Изучать материалы и инструменты для росписи тканей. Подготавливать ткань к росписи. Создавать эскиз росписи по ткани. Выполнять образец росписи ткани в технике холодного батика. Знакомиться с профессией художник росписи по ткани. Находить и представлять информацию об истории возникновения техники батик в различных странах.
«Вышивание »
Подбирать материалы и оборудование для ручной вышивки. Выполнять образцы вышивки прямыми, петлеобразными, петельными, крестообразными и косыми ручными стежками; швом крест; атласной и штриховой гладью, швами узелок и рококо, атласными лентами. Выполнять эскизы вышивки ручными стежками. Создавать схемы для вышивки в технике крест с помощью ПК. Знакомиться с профессией вышивальщица. Находить и представлять информацию об истории лицевого шитья, истории вышивки лентами в России и за рубежом.
«Творческий проект «Художественные ремёсла» »
Определять цель и задачи проектной деятельности. Изучать этапы выполнения проекта. Выполнять проект по разделу «Художественные ремёсла». Оформлять портфолио и пояснительную записку к творческому проекту. Подготавливать электронную презентацию проекта. Составлять доклад для защиты творческого проекта. Защищать творческий проект.
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебник:
Н.В. Синица, В.Д. Симоненко, «Технология. Технология ведения дома» 7 класс, М: «Вентана-Граф», 2017.
Методическое пособие для учителя:
А.Т. Тищенко, Н.В. Синица «Технология» Программа. 5-8 классы, М: «Вентана-Граф», 2015.
Н.В. Синица «Технология. Технология ведения дома» 7 класс: методическое пособие. М: «Вентана-Граф», 2017.
Компьютер, мультимедийный проектор, экран:
Презентация: «Вышиваем лентами».
Тесты:
Тест «Вышиваем лентами»
Тест «Вышивка гладью»
Иллюстративный материал.
Образцы и рисунки вышивки.
Готовые творческие работы по вышивке лентами.
Технологическая карта
Предмет: технология
Класс: 7 класс
Тип урока: урок изучения нового материала
Тема | Вышивание лентами. |
Цель | Ознакомление обучающихся с техникой выполнения вышивки лентами, формирование и развитие умений и навыков по данной технике. |
Задачи | Образовательные: сформировать стремление к углублению знаний по теме «Вышивание лентами»; способствовать формированию представления о подготовке материалов и инструментов к вышивке лентами, формированию основных приёмов выполнения швов. Развивающие: способствовать формированию и развитию познавательного интереса к изучению данного вида рукоделия, художественного вкуса и творческой фантазии при выполнении вышивки лентами. Воспитательные: формировать и развивать эстетические, экономические, экологические и другие качества личности. |
УУД | Личностные УУД: установление связей и значимости данного вида деятельности, умение мотивировать свою деятельность, осознание своих возможностей, проявление интереса к новому содержанию, осознание ответственности за качество своей деятельности. Регулятивные УУД: целеполагание, анализ ситуации, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка. Коммуникативные УУД: диалог, монолог, организация учебного сотрудничества. Познавательные УУД: сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, умение работать по алгоритму (плану). |
Планируемые результаты | Предметные: расширить знания учащихся о видах швов, используемых в вышивке лентами; закрепить умения подготавливать инструменты и материалы к работе по вышиванию изделий. Личностные: умение выражать в творческой работе своё эмоциональное отношение к усвоенным знаниям, проявлять активность, инициативность при нахождении дополнительной информации; воспитывать в себе любознательность, культуру труда, аккуратность, уважение к своему и чужому труду. Метапредметные: умение осуществлять учебное сотрудничество, умение работать с источниками информации, умение грамотно строить устное монологическое высказывание, умение осуществлять самооценку. |
Основные понятия | Плоский узел, прямой стежок, прямой стежок с завитком, петля с прикрепом. |
Межпредметные связи | Экономика, изобразительное искусство, история. |
Ресурсы: | Учебник «Технология», 7 класс - презентация к уроку «Вышиваем лентами»; - канва, атласные ленты, нитки мулине; - игла с большим ушком, ножницы, напёрсток, пяльцы; - иллюстративный материал, образцы и рисунки вышивки, готовые творческие работы. |
Формы урока | Г - групповая, И - индивидуальная. |
Технология | Системно - деятельностный подход |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД (Познавательные УУД). (Коммуникативные УУД). (Регулятивные УУД). (Личностные УУД) |
Организационный (2минуты) | Организует начало учебной деятельности; - проверяет готовность учащихся к уроку; -создает эмоциональный настрой на совместную работу | Готовятся к уроку: погружаются в благоприятную атмосферу. | | | Личностные: -эмоциональный настрой на урок; самоорганизация. Регулятивные: -способность регулировать свои действия, прогнозировать свои действия на уроке. |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (5 мин) | Постановка проблемы: Что используется для вышивания стежками? Какие материалы и инструменты? Как вы думаете, чем можно вышивать еще? Какие материалы и инструменты для этого понадобятся? | Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цель урока, определив границы знания и незнания. Составляют план достижения цели и определяют алгоритм действий. | Составить план достижения цели. | | Регулятивные: целеполагание, планирование Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
Актуализация знаний (10 минут) | Предлагает ответить на вопросы: Какие же перед нами ставятся новые задачи при выполнении вышивки лентами? Что вы уже знаете о примах вышивания? Какие особенности вышивания для вас являются новыми? Что вы узнали нового посмотрев презентацию и работы учащихся? | Представляют результаты исследования. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Просматривают презентацию и иллюстрирующий материал, обсуждают в парах. | Просмотреть презентацию и иллюстрирующий материал, обсудить в парах. | Предметные закрепление знаний по предыдущим темам. | Личностные: осознание своих возможностей. Регулятивные: умение регулировать свои действия. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. |
Введение новых знаний (15 минут) | История вышивки лентами начинается с древнейших времен. Первоначально, конечно же, не было лент, поэтому использовали веревку из растительных волокон. (Какие растительные волокна мы знаем? Волокна какого происхождения вы знаете еще?) И эта веревка постепенно превратилась сначала в тесьму, а со временем и в ленту. В нашей стране ленты для декорирования применялись с древнейших времен. В незапамятные времена невеста, которую засватали, надевала на голову венок с лентами, который называли красота. Низ праздничных рубах украшали двумя полосками красных шелковых лент. Другие рубахи обшивали пестрыми лентами. По центру сарафана нашивали вертикальную полосу из хлопчатобумажных и шелковых лент. Часто вышитые ленты использовали вместо поясов в праздничном одеянии. Лентами украшали даже обувь. Посмотрите мини – выставку работ, вышитых ленточками. Понравились вам работы? Какие чувства они вызывают? Хотели ли вы научиться так, вышивать? | Предполагаемые ответы: - Лен, хлопок -Животного, химические | Слушают учителя. | | Личностные: - проявление интереса к новому содержанию; - осмысление основных вопросов, подлежащих усвоению. Коммуникативные: - умение осуществлять учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем в поиске и сборе информации; - умение выражать свои мысли в устной форме. |
Первичное усвоение новых знаний (15 минут) | Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов и практическому выполнению образца вышивки. Задаю вопросы: Для чего выполняют закрепление ленты в игле? Каким образом это выполняется? Как нужно выполнять плоский узел и прямой стежок с завитком и изогнутый? Получилось ли это у Вас сразу? Почему? Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Вопрос: Как же можно решить проблему? | Участвуют в беседе; формулируют выводы, делают записи в тетради. Повторяют технику безопасности «Инструкция №2 по охране труда при выполнении ручных работ». | Выполняют тренировочные упражнения. (Учебник. Пр. р. №24). | Предметные: давать определения новым понятиям темы. Выполнять прием закрепления ленты в игле, плоский узел и прямой стежок (с завитком и изогнутый), петля с прикрепом. | Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания. Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Первичная проверка знаний (10 минут) | Задает вопросы: Как вы думаете, если не выполнить закрепление ленты на изнаночной стороне, что может произойти? Почему ленту во время протягивания в ткани нужно поправлять? Предлагает задание в тетради по составлению рисунка для вышивки прямым стежком с завитком (эскиз). | Отвечают на вопросы учителя. Выполняют практическую работу – выполнение эскиза. Оценка и комментарии учителя. | Задание в тетради по составлению рисунка для вышивки прямым стежком с завитком (эскиз). | Предметные -закрепление полученных знаний на уроке. | Регулятивные: устанавливать последовательность действий по выполнению задания. Коммуникативные: слушать и слышать собеседника. Познавательные: применять полученные знания для выполнения практических работ по вышивке. |
Первичное закрепление (20 минут) | Проводит инструктаж по ТБ при выполнении учащимися практической работы. Предлагает практическое задание на новое знание. Организует деятельность по применению новых знаний, консультирует. | Осуществляют учебные действия по намеченному плану. Анализируют, делают выбор, самостоятельно работают. | Выполнить практическую работу «Выполнение образца вышивки лентами», §29, стр. 134-135. | Предметные -применение новых знаний на практике | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе. |
Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция. ( 8 минут) | Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы. Консультирует, советует, помогает. Обучает способам контроля и самооценки деятельности. Умение учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности. | Предъявляют результаты самостоятельной работы в группах, осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля и взаимоконтроля), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, самостоятельно, адекватно воспринимают предложения учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок. | Предоставить результат самостоятельной работы в группах. | | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение. Коммуникативные: управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
Подведение итогов урока. Рефлексия. (3 минуты) | Учитель организует рефлексию учебной деятельности на уроке. Что нового узнали на уроке? Какие новые приемы вышивки вы изучили сегодня? Где можно использовать вышивку лентами? Для чего и как закрепляется лента в игле? Нужно ли знать безопасные приемы шитья? Какие затруднения у Вас возникли? Дайте анализ своей деятельности. Учитель консультирует, формулирует выводы, подводит итог совместной и индивидуальной деятельности, выставляет оценки за урок. | Отвечают на вопросы учителя. | | | Личностные: -умение провести самооценку. Регулятивные: -умение осуществлять оценку, как выделение и осознание того, что усвоено и что подлежит усвоению. Коммуникативные: -умение формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать мнение одноклассников. |
Домашнее задание (2 минуты) | Изучить материал §29, выполнить задание из учебника, отмеченные значком «Компьютер». | Записывают домашнее задание. | | | |
Список литературы:
Дополнительная литература:
1. Гаврилова В.Ю. вышивка лентами. Шаг за шагом. Издательство: Клуб семейного досуга, 2007.
2. Киселёва Е.А. Технология 5-11 классы (вариант для девочек). Развёрнутое тематическое планирование по программе В.Д. Симоненко. – Волгоград: Учитель, 2008.
3. Вышивка шелковыми лентами: Техника. Приёмы. Изделия: Энциклопедия/ Пер. с ит.- М.: АСТ-ПРЕСС.
Цифровые образовательные ресурсы:
1.Википедия- http: //ru/ wikipedia/org/wiki
2. Страна мастеров http://stranamasterov.ru/node/6412
3. infourok.ru›…raskroy-sorochki-klass-694747.html
4.https://www.syl.ru/article/171968/new_vyishivka-tsvetov-lentami-shemyi-vyishivka-tsvetov-lentami-dlya-nachinayuschih
5.https://yandex.ru/collections/channel/vyshivka-lentami/?utm_source=yandex&utm_medium=serp&utm_campaign=static