СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по технологии"Вышивание лентами" 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по технологии "Вышивание лентами. Практическая работа "Выполнение образца вышивки атласными лентами". Раздел "Художественные ремёсла".

Просмотр содержимого документа
«Урок по технологии"Вышивание лентами" 7 класс»

МБОУ Гремячевская школа № 1









Урок по технологии

7 класс

«Вышивание лентами.

Практическая работа «Выполнение образца вышивки атласными лентами»».

Раздел «Художественные ремёсла»









Учитель технологии:

Маштакова С.В.




р. п. Гремячево

2018 г.

Пояснительная записка.

Цель урока: ознакомление обучающихся с техникой выполнения вышивки лентами, формирование и развитие умений и навыков по данной технике.

Задачи урока:

Образовательные: сформировать стремление к углублению знаний по теме «Вышивание лентами»; способствовать формированию представления о подготовке материалов и инструментов, формированию основных приёмов выполнения швов, используемых в вышивке лентами.

Развивающие: развивать внимание, память при работе с информацией, познавательный интерес к предмету, творческие способности, образное мышление.

Воспитательные: формировать и развивать эстетические, экономические, экологические и другие качества личности.

В данном уроке «Вышивание лентами» учащиеся изучают теоретиче­ский материал о вышивке лентами, о материалах и инструментах, осваивают необходимый минимум выполнения швов, которые в дальнейшем позволяют выполнить не только изделие, но и творческие проекты.

Вышивание - один из самых массовых видов народного искусства. Естественная потребность человека в красоте, стремление к творчеству превратили вышивание в настоящее искусство, не утратившее своё значение и поныне.

Основным дидактическим средством обучения является учебно-практическая деятельность учащихся.

Приоритетными методами являются упражнения и практическая работа с заданиями, которые необходимы для выполнения проекта.

Новизной данного урока является использование в обу­чении школьников информационных и коммуникационных тех­нологий, позволяющих расширить кругозор обучающихся за счёт обращения к различным источникам информации, в том числе сети Интернет; применение при выполнении творческих про­ектов текстовых и графических редакторов, компьютерных про­грамм, дающих возможность создавать электронные презента­ции.

Так же в уроке новым является системно-деятельностный подход.

Системно - деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, самостоятельной, познавательной деятельности школьника.

Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

В содержании урока сквозной линией проходит совершенствование навыков экологической культуры и экологической морали, становления и формирования социально трудовой и эстетической компетентности учащихся.

При проведении урока у учащихся формируются устойчивые безопасные приемы труда.

Обучение школьников на уроках технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.

Тема урока «Вышивание лентами» входит в раздел «Художественные ремёсла».













Содержание раздела

«Художественные ремёсла»

Тема 1. Ручная роспись тканей (4 ч)

Понятие о ручной росписи тканей. Подготовка тканей к росписи. Виды батика. Технология горячего батика. Декоративные эффекты в горячем батике. Технология холодного батика. Декоративные эффекты в холодном батике. Особенности выполнения узелкового батика и свободной росписи. Профессия художник росписи по ткани.

Примерные темы лабораторно-практических и прак­тических работ:

Выполнение образца росписи ткани в технике холодного батика.

Тема 2. Вышивание (12ч)

Материалы и оборудование для вышивки. Приёмы подготовки ткани к вышивке. Технология выполнения прямых, петлеобразных, петельных, крестообразных и косых ручных стежков. Техника вышивания швом крест горизонтальными и вертикальными рядами, по диагонали. Использование ПК в вышивке крестом. Техника вышивания художественной, белой и владимирской гладью. Материалы и оборудование для вышивки гладью. Атласная и штриховая гладь. Швы французский узелок и рококо. Материалы и оборудование для вышивки атласными лентами. Швы, используемые в вышивке лентами. Стирка и оформление готовой работы. Профессия вышивальщица.

Примерные темы лабораторно-практических и прак­тических работ:

Выполнение образцов швов прямыми, петлеобразными, петельными, крестообразными и косыми стежками.

Выполнение образца вышивки в технике крест.

Выполнение образцов вышивки гладью, французским узелком и рококо.

Выполнение образца вышивки атласными лентами.

Тема 3. Творческий проект «Художественные ремёсла» (6 ч)

Теоретические сведения. Цель и задачи творческого проекта. Практическая работа: Творческий проект по разделу «Художественные ремёсла».

Составление портфолио и разработка электронной презентации.

Презентация и защита творческого проекта.

Варианты творческих проектов: «Подарок своими руками», «Атласные ленточки» и др.

Тематическое планирование

п/п

п/п

Тема урока

Часы

I


Разделы «Технологии домашнего хозяйства», «Технологии творческой и опытнической деятельности»

4 ч


2ч

II


Раздел «Электротехника»

2 ч

III


Разделы «Кулинария»,

«Технологии творческой и опытнической деятельности» 

14 ч


6 ч

IX


Разделы «Создание изделий из текстильных материалов»

«Технологии творческой и опытнической деятельности»


16 ч


6 ч



Разделы «Художественные ремёсла»,

«Технологии творческой и опытнической деятельности» 

16 ч


6 ч



Ручная роспись тканей (4 часа)


47-48

Понятие о ручной росписи тканей.

Виды батика. Технология горячего батика.

2


49-50

Технология холодного батика.

Практическая работа №19 «Выполнение образца росписи ткани в технике холодного батика».

2



Вышивание (12 часов)



51-52

Материалы и оборудование для вышивки.

Практическая работа №20 «Выполнение образцов швов прямыми, петлеобразными, петельными, крестообразными и косыми стежками».

2


53-54

Техника вышивания швом крест горизонтальными и вертикальными рядами, по диагонали.

Практическая работа №21 « Выполнение образца вышивки в технике крест».

2


55-56

Техника вышивания художественной, белой и владимирской гладью.

Практическая работа №22 «Выполнение образцов вышивки гладью».

2


57-58

Швы французский узелок и рококо.

Практическая работа №23 «Выполнение образцов вышивки французским узелком и рококо».

2


59-60

Вышивание лентами.

Практическая работа №24 «Выполнение образца вышивки атласными лентами».

2


61-62

Стирка и оформление готовой работы.

Практическая работа №24 «Выполнение образца вышивки атласными лентами».

2



Технологии творческой и опытнической деятельности (6 часов)



63-64

Творческий проект по разделу «Художественные ремесла».

Практическая работа «Составление портфолио».

2


65-66

Творческий проект «Подарок своими руками».

2


67-68

Практическая работа «Защита творческого проекта».

2



Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной теме

Раздел «Художественные ремесла»:

«Ручная роспись тканей»

Изучать материалы и инструменты для росписи тканей. Подготавливать ткань к росписи. Создавать эскиз росписи по ткани. Выполнять образец росписи ткани в технике холодного батика. Знакомиться с профессией художник росписи по ткани. Находить и представлять информацию об истории возникновения техники батик в различных странах.

«Вышивание »

Подбирать материалы и оборудование для ручной вышивки. Выполнять образцы вышивки прямыми, петлеобразными, петельными, крестообразными и косыми ручными стежками; швом крест; атласной и штриховой гладью, швами узелок и рококо, атласными лентами. Выполнять эскизы вышивки ручными стежками. Создавать схемы для вышивки в технике крест с помощью ПК. Знакомиться с профессией вышивальщица. Находить и представлять информацию об истории лицевого шитья, истории вышивки лентами в России и за рубежом.

«Творческий проект «Художественные ремёсла» »

Определять цель и задачи проектной деятельности. Изучать этапы выполнения проекта. Выполнять проект по разделу «Художественные ремёсла». Оформлять портфолио и пояснительную записку к творческому проекту. Подготавливать электронную презентацию проекта. Составлять доклад для защиты творческого проекта. Защищать творческий проект.







Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебник:

  • Н.В. Синица, В.Д. Симоненко, «Технология. Технология ведения дома» 7 класс, М: «Вентана-Граф», 2017.

Методическое пособие для учителя:

  • А.Т. Тищенко, Н.В. Синица «Технология» Программа. 5-8 классы, М: «Вентана-Граф», 2015.

  • Н.В. Синица «Технология. Технология ведения дома» 7 класс: методическое пособие. М: «Вентана-Граф», 2017.

Компьютер, мультимедийный проектор, экран:

Презентация: «Вышиваем лентами».

Тесты:

  • Тест «Вышиваем лентами»

  • Тест «Вышивка гладью»

Иллюстративный материал.

Образцы и рисунки вышивки.

Готовые творческие работы по вышивке лентами.

Технологическая карта

Предмет: технология

Класс: 7 класс

Тип урока: урок изучения нового материала


Тема

Вышивание лентами.

Цель

Ознакомление обучающихся с техникой выполнения вышивки лентами,

формирование и развитие умений и навыков по данной технике.

Задачи

  1. Образовательные: сформировать стремление к углублению знаний по теме «Вышивание лентами»; способствовать формированию представления о подготовке материалов и инструментов к вышивке лентами, формированию основных приёмов выполнения швов.

Развивающие: способствовать формированию и развитию познавательного интереса к изучению данного вида рукоделия, художественного вкуса и творческой фантазии при выполнении вышивки лентами.

Воспитательные: формировать и развивать эстетические, экономические, экологические и другие качества личности.

УУД

Личностные УУД: установление связей и значимости данного вида деятельности, умение мотивировать свою деятельность, осознание своих возможностей, проявление интереса к новому содержанию, осознание ответственности за качество своей деятельности.

Регулятивные УУД: целеполагание, анализ ситуации, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.

Коммуникативные УУД: диалог, монолог, организация учебного сотрудничества.

Познавательные УУД: сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, умение работать по алгоритму (плану).

Планируемые результаты

Предметные: расширить знания учащихся о видах швов, используемых в вышивке лентами; закрепить умения подготавливать инструменты и материалы к работе по вышиванию изделий.

Личностные: умение  выражать в творческой работе своё  эмоциональное отношение к усвоенным знаниям, проявлять активность, инициативность при нахождении дополнительной информации; воспитывать в себе любознательность, культуру труда, аккуратность, уважение к своему и чужому труду.  

Метапредметные: умение осуществлять учебное сотрудничество, умение работать с источниками информации, умение грамотно строить устное монологическое высказывание, умение осуществлять самооценку.

Основные понятия

Плоский узел, прямой стежок, прямой стежок с завитком, петля с прикрепом.

Межпредметные связи

Экономика, изобразительное искусство, история.

Ресурсы:

  • Основные




  • Дополнительные


Учебник «Технология», 7 класс

- презентация к уроку «Вышиваем лентами»;

- канва, атласные ленты, нитки мулине;

- игла с большим ушком, ножницы, напёрсток, пяльцы;

- иллюстративный материал, образцы и рисунки вышивки, готовые творческие работы.

Формы урока

Г - групповая, И - индивидуальная.

Технология

Системно - деятельностный подход


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

(Познавательные УУД).

(Коммуникативные УУД).

(Регулятивные УУД).

(Личностные УУД)

Организационный (2минуты)

Организует начало учебной деятельности;

- проверяет готовность учащихся к уроку;

-создает эмоциональный

настрой на совместную работу

Готовятся к уроку: погружаются в благоприятную атмосферу.



Личностные:

-эмоциональный настрой на урок;

самоорганизация.

Регулятивные:

-способность регулировать свои действия, прогнозировать свои действия на уроке.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

(5 мин)

Постановка проблемы: Что используется для вышивания стежками?

Какие материалы и инструменты? Как вы думаете, чем можно вышивать еще? Какие материалы и инструменты для этого понадобятся?


Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цель урока, определив границы знания и незнания. Составляют план достижения цели и определяют алгоритм действий.

Составить план достижения цели.


Регулятивные: целеполагание, планирование

Познавательные: 

решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Актуализация знаний

(10 минут)


Предлагает ответить на вопросы: Какие же перед нами ставятся новые задачи при выполнении вышивки лентами? Что вы уже знаете о примах вышивания? Какие особенности вышивания для вас являются новыми?

Что вы узнали нового посмотрев презентацию и работы учащихся?

Представляют результаты исследования. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Просматривают презентацию и иллюстрирующий материал, обсуждают в парах.


Просмотреть презентацию и иллюстрирующий материал, обсудить в парах.

Предметные

закрепление знаний по предыдущим темам.

Личностные: осознание своих возможностей.

Регулятивные: умение регулировать свои действия.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

Введение новых знаний

(15 минут)

История вышивки лентами начинается с древнейших времен. Первоначально, конечно же, не было лент, поэтому использовали веревку из растительных волокон. (Какие растительные волокна мы знаем? Волокна какого происхождения вы знаете еще?)

И эта веревка постепенно превратилась сначала в тесьму, а со временем и в ленту. 

В нашей стране ленты для декорирования применялись с древнейших времен. В незапамятные времена невеста, которую засватали, надевала на голову венок с лентами, который называли красота. Низ праздничных рубах украшали двумя полосками красных шелковых лент. Другие рубахи обшивали пестрыми лентами. По центру сарафана нашивали вертикальную полосу из хлопчатобумажных и шелковых лент. Часто вышитые ленты использовали вместо поясов в праздничном одеянии. Лентами украшали даже обувь.

Посмотрите мини – выставку работ, вышитых ленточками. Понравились вам работы? Какие чувства они вызывают? Хотели ли вы научиться так, вышивать?

Предполагаемые ответы:

- Лен, хлопок

-Животного, химические


Слушают учителя.


Личностные:

- проявление интереса к новому содержанию;

- осмысление основных вопросов, подлежащих усвоению.

Коммуникативные:

- умение осуществлять учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем в поиске и сборе информации;

- умение выражать свои мысли в устной форме.


Первичное усвоение новых знаний

(15 минут)

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов и практическому выполнению образца вышивки.

Задаю вопросы:

  1. Для чего выполняют закрепление ленты в игле? Каким образом это выполняется?

  2. Как нужно выполнять плоский узел и прямой стежок с завитком и изогнутый? Получилось ли это у Вас сразу?

  3. Почему?

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Вопрос: Как же можно решить проблему?

Участвуют в беседе; формулируют выводы,

делают записи в тетради.

Повторяют технику безопасности «Инструкция №2 по охране труда при выполнении ручных работ».

Выполняют тренировочные упражнения. (Учебник.

Пр. р. №24).


Предметные: давать определения новым понятиям темы.

Выполнять прием закрепления ленты в игле, плоский узел и прямой стежок (с завитком и изогнутый), петля с прикрепом.


Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.

Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


Первичная проверка знаний

(10 минут)

Задает вопросы:

Как вы думаете, если не выполнить закрепление ленты на изнаночной стороне, что может произойти? Почему ленту во время протягивания в ткани нужно поправлять? Предлагает задание в тетради по составлению рисунка для вышивки прямым стежком с завитком (эскиз).

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют практическую работу – выполнение эскиза.

Оценка и комментарии учителя.

Задание в тетради по составлению рисунка для вышивки прямым стежком с завитком (эскиз).

Предметные

-закрепление полученных знаний на уроке.

Регулятивные: устанавливать последовательность действий по выполнению задания.

Коммуникативные: слушать и слышать собеседника.

Познавательные: применять полученные знания для выполнения практических работ по вышивке.

Первичное закрепление

(20 минут)

Проводит инструктаж по ТБ при выполнении учащимися практической работы.

Предлагает практическое задание на новое знание.

Организует деятельность по применению новых знаний, консультирует.


Осуществляют учебные действия по намеченному плану.

Анализируют, делают выбор, самостоятельно работают.


Выполнить практическую работу «Выполнение образца вышивки лентами», §29, стр. 134-135.

Предметные

-применение новых знаний на практике

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе.

Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция.

( 8 минут)

Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы.

Консультирует, советует, помогает.

Обучает способам контроля и самооценки деятельности.

Умение учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности.

Предъявляют результаты самостоятельной работы в группах, осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля и взаимоконтроля), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, самостоятельно, адекватно воспринимают предложения учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Предоставить результат самостоятельной работы в группах.


Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Подведение итогов урока.

Рефлексия.

(3 минуты)

Учитель организует рефлексию учебной деятельности на уроке.

Что нового узнали на уроке?

Какие новые приемы вышивки вы изучили сегодня?

Где можно использовать вышивку лентами?

Для чего и как закрепляется лента в игле?

Нужно ли знать безопасные приемы шитья?

Какие затруднения у Вас возникли?

Дайте анализ своей деятельности.

Учитель консультирует, формулирует выводы, подводит итог совместной и индивидуальной деятельности, выставляет оценки за урок.

Отвечают на вопросы учителя.





Личностные:

-умение провести самооценку.

Регулятивные:

-умение осуществлять оценку, как выделение и осознание того, что усвоено и что подлежит усвоению.

Коммуникативные:

-умение формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать мнение одноклассников.


Домашнее задание

(2 минуты)

Изучить материал §29, выполнить задание из учебника, отмеченные значком «Компьютер».

Записывают домашнее задание.




Список литературы:


Дополнительная литература:

1. Гаврилова В.Ю. вышивка лентами. Шаг за шагом. Издательство: Клуб семейного досуга, 2007.

2. Киселёва Е.А. Технология 5-11 классы (вариант для девочек). Развёрнутое тематическое планирование по программе В.Д. Симоненко. – Волгоград: Учитель, 2008.

3. Вышивка шелковыми лентами: Техника. Приёмы. Изделия: Энциклопедия/ Пер. с ит.- М.: АСТ-ПРЕСС.



Цифровые образовательные ресурсы:

1.Википедия- http: //ru/ wikipedia/org/wiki

2. Страна мастеров http://stranamasterov.ru/node/6412

3. infourok.ru›…raskroy-sorochki-klass-694747.html

4.https://www.syl.ru/article/171968/new_vyishivka-tsvetov-lentami-shemyi-vyishivka-tsvetov-lentami-dlya-nachinayuschih

5.https://yandex.ru/collections/channel/vyshivka-lentami/?utm_source=yandex&utm_medium=serp&utm_campaign=static


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!