СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по тексту А.Солженицына

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок подготовки к сочинению по прослушанному тексту в вечерней школе при ИК

Просмотр содержимого документа
«Урок по тексту А.Солженицына»

Учимся писать сочинение на ГВЭ Сочинение по тексту А.Солженицына «Матренин двор»

Учимся писать сочинение на ГВЭ

Сочинение по тексту А.Солженицына

«Матренин двор»

Задачи: Закреплять у учащихся навыки написания сочинения по прослушанному тексту Подобрать аргументы, основанные на читательском опыте, по проблеме отзывчивости, милосердия, сострадания Формировать у учащихся чувство ответственности за свои поступки, отзывчивость и милосердие

Задачи:

  • Закреплять у учащихся навыки написания сочинения по прослушанному тексту
  • Подобрать аргументы, основанные на читательском опыте, по проблеме отзывчивости, милосердия, сострадания
  • Формировать у учащихся чувство ответственности за свои поступки, отзывчивость и милосердие
 Блоки тем и проблем для экзаменационного сочинения по прослушанному тексту Блоки проблем Проблемы Нравственные качества Родина, Доброта, отзывчивость, милосердие, сострадание Культура, наука и человек Любовь к родине, историческая память историческая память Духовные и материальные ценности Честь, долг. Поступок по совести Сохранение памятников старины и бережное к ним отношение Человек и война Бережное отношение к русскому языку Человек и природа Поведение человека на войне Роль искусства в жизни человека Выбор жизненного пути Любовь и уважение к старшему поколению Взаимоотношения человека с природой Роль книги в духовном развитии подрастающего поколения Понимание счастья Героизм и стойкость Взаимоотношения отцов и детей Нравственная сила солдата Преемственность поколений Бесчеловечность войны

Блоки тем и проблем для экзаменационного сочинения по прослушанному тексту

Блоки проблем

Проблемы

Нравственные качества

Родина,

Доброта, отзывчивость, милосердие, сострадание

Культура, наука и человек

Любовь к родине, историческая память

историческая память

Духовные и материальные ценности

Честь, долг. Поступок по совести

Сохранение памятников старины и бережное к ним отношение

Человек и война

Бережное отношение к русскому языку

Человек и природа

Поведение человека на войне

Роль искусства в жизни человека

Выбор жизненного пути

Любовь и уважение к старшему поколению

Взаимоотношения человека с природой

Роль книги в духовном развитии подрастающего поколения

Понимание счастья

Героизм и стойкость

Взаимоотношения отцов и детей

Нравственная сила солдата

Преемственность поколений

Бесчеловечность войны

Добро и зло в современном мире.  Доброта, отзывчивость, милосердие, сострадание.   Тема предполагает разные типы отношения человека к людям и к миру: С одной стороны: искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь С другой стороны:  безразличие к окружающим  нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь

Добро и зло в современном мире. Доброта, отзывчивость, милосердие, сострадание.

  • Тема предполагает разные типы отношения человека к людям и к миру:
  • С одной стороны:
  • искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь
  • С другой стороны:
  • безразличие к окружающим
  • нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь
Композиция сочинения Повторяем Проблема Комментарий Авторская позиция Своя точка зрения Аргумент Аргумент Вывод

Композиция сочинения

Повторяем

Проблема

Комментарий

Авторская позиция

Своя

точка зрения

Аргумент

Аргумент

Вывод

 Прослушайте текст и сформулируйте  проблемы, которые автор затрагивает в тексте?

Прослушайте текст и сформулируйте проблемы, которые автор затрагивает в тексте?

Избу Матрены до весны забили, и я переселился к одной из ее золовок, неподалеку. Эта золовка потом по разным поводам вспоминала что-нибудь о Матрене и как-то с новой стороны осветила мне умершую.

- Ефим ее не любил. Говорил: люблю одеваться культурно, а она - кое-как, все по-деревенски. А однако, мы с ним в город ездили, на заработки, так он себе там сударку завел, к Матрене и возвращаться не хотел.

Все отзывы ее о Матрене были неодобрительны: и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросенка не держала, выкармливать почему-то не любила; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно (и самый повод вспомнить Матрену выпал - некого было дозвать огород вспахать на себе сохою). И даже о сердечности и простоте Матрены , которые золовка за ней признавала, она говорила с презрительным сожалением.

И только тут - из этих неодобрительных отзывов золовки - выплыл передо мною образ Матрены, какой я не понимал ее, даже живя с нею бок о бок.

В самом деле! - ведь поросенок-то в каждой избе! А у нее не было. Что может быть легче - выкармливать жадного поросенка, ничего в мире не признающего, кроме еды! Трижды в день варить ему, жить для него - и потом зарезать и иметь сало.

А она не имела... Не гналась за обзаводом... Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни. Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев.

Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, - она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы...

Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша .

(А.И.Солженицын)

Повторяем Формулируем проблему, поставленную автором текста

Повторяем

  • Формулируем проблему, поставленную автором текста
Автор прослушанного текста ставит проблемы равнодушия и отзывчивости ; выбора поступка, жизненного пути; духовных и материальных ценностей; чести, долга, поступка по совести.

Автор прослушанного текста ставит проблемы

  • равнодушия и отзывчивости ;
  • выбора поступка, жизненного пути;
  • духовных и материальных ценностей;
  • чести, долга, поступка по совести.
Повторяем Формулируем свою точку зрения по проблеме

Повторяем

  • Формулируем свою точку зрения по проблеме
Сформулируйте собственное мнение по проблеме, поставленной автором прослушанного текста Проблема Своя точка зрения Проблема равнодушия и отзывчивости.  Что значит проявлять отзывчивость и милосердие? Что заставляет человека совершать милосердные поступки?  К чему ведёт равнодушие? ???  ??? Проявлять отзывчивость и милосердие – это значит быть внимательным к людям и быть готовым прийти к ним на помощь. Совесть, душевное состояние заставляют человека совершать милосердные поступки. Равнодушие ведёт к тому, что в жизни живут зло и несправедливость…

Сформулируйте собственное мнение по проблеме, поставленной автором прослушанного текста

Проблема

Своя точка зрения

Проблема равнодушия и отзывчивости.

Что значит проявлять отзывчивость и милосердие?

Что заставляет человека совершать милосердные поступки?

К чему ведёт равнодушие?

???

???

Проявлять отзывчивость и милосердие – это значит быть внимательным к людям и быть готовым прийти к ним на помощь.

Совесть, душевное состояние заставляют

человека совершать милосердные поступки.

Равнодушие ведёт к тому, что в жизни живут зло и несправедливость…

Пишем сочинение по тексту А.Солженицына  «Не стоит село без праведника», - так гласит народная мудрость. А в рассказе А.Солженицына «Матренин двор» она становится проблемой справедливости и доброго отношения к людям . Формулировка проблемы исходного текста.  Автор подчеркивает духовные качества главной героини Матрёны и мелочность окружающих ее людей. Её духовное богатство, бескорыстие, стремление помочь людям были непонятны золовке, мужу, селянам. И вспоминают они её с презрением. По мнению автора, далеко не каждый человек может понять искреннюю доброту другого. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.  Подняв эту проблему, Александр Солженицын заостряет внимание на том, что она касается не только конкретного села, но и целого мира. Автор понятно выражает свою позицию. Наш мир, вся жизнь держатся на праведности, бескорыстии и добром отношении к людям . Отражение позиции автора исходного текста.

Пишем сочинение по тексту А.Солженицына

«Не стоит село без праведника», - так гласит народная мудрость. А в рассказе А.Солженицына «Матренин двор» она становится проблемой справедливости и доброго отношения к людям .

Формулировка проблемы исходного текста.

Автор подчеркивает духовные качества главной героини Матрёны и мелочность окружающих ее людей. Её духовное богатство, бескорыстие, стремление помочь людям были непонятны золовке, мужу, селянам. И вспоминают они её с презрением. По мнению автора, далеко не каждый человек может понять искреннюю доброту другого.

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

Подняв эту проблему, Александр Солженицын заостряет внимание на том, что она касается не только конкретного села, но и целого мира. Автор понятно выражает свою позицию. Наш мир, вся жизнь держатся на праведности, бескорыстии и добром отношении к людям .

Отражение позиции автора исходного текста.

Пишем сочинение по тексту А.Солженицына

Я согласен с мнение автора и считаю, что духовные ценности помогают жить и делать правильный выбор поступка.

Примером моей точки зрения могут являться многие герои литературных произведений. Поступок Наташи Ростовой, любимой героини Л.Н.Толстого в романе «Война и мир», – свидетельство того, что доброе отношение к людям может спасти им жизнь . Во время войны она выбирает помощь раненым солдатам, находящимся в Москве после Бородинского сражения. Она понимает, что у них не хватит сил выбраться из города, который со дня на день будет захвачен наполеоновскими войсками. Поэтому девушка без сожаления заставляет родителей отдать раненым повозки, предназначенные для отправки многочисленных вещей из их дома.

Текст Александра Солженицына призывает нас совершать добрые поступки, а также внимательно относиться к окружающим людям, уметь видеть в поступках людей широту человеческой души.

Аргументация собственного мнения по проблеме

Заключение

1. Согласие с точкой зрения автора.

2. Выражение своей точки зрения.

3. Аргументация своей точки зрения.

Изучаем и закрепляем новый материал    Аргументируем свою точку зрения

Изучаем и закрепляем новый материал

Аргументируем свою точку зрения

Аргумент Аргументы  – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса:  факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, все, что может подтвердить тезис. Тезис – собственное мнение по проблеме текста; ваше суждение, справедливость которого нужно доказать.

Аргумент

  • Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса:

факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, все, что может подтвердить тезис.

Тезис – собственное мнение по проблеме текста; ваше суждение, справедливость которого нужно доказать.

  Структурная схема аргументации    1. Переходное предложение. 2. Указание на автора и его произведения. 3. Изложение позиции автора по выявленной проблеме именно в этом произведении. Вы подтверждаете тем самым, что ваше обращение к произведению неслучайно. 4. Пример-иллюстрация. 5. Вывод к примеру-иллюстрации. Можно привести один аргумент. Однако необходимо помнить:  объём сочинения должен быть не менее 150 слов;  аргумент должен быть достаточно развёрнутым и убедительным;  аргумент должен доказывать тезис (ваше мнение) и должен быть связан с проблемой текста;  аргументы могут основываться как на читательских, так и на жизненных впечатлениях.

Структурная схема аргументации

1. Переходное предложение.

2. Указание на автора и его произведения.

3. Изложение позиции автора по выявленной проблеме именно в этом произведении. Вы подтверждаете тем самым, что ваше обращение к произведению неслучайно.

4. Пример-иллюстрация.

5. Вывод к примеру-иллюстрации.

  • Можно привести один аргумент. Однако необходимо помнить:
  • объём сочинения должен быть не менее 150 слов;
  • аргумент должен быть достаточно развёрнутым и убедительным;
  • аргумент должен доказывать тезис (ваше мнение) и должен быть связан с проблемой текста;
  • аргументы могут основываться как на читательских, так и на жизненных впечатлениях.
Аргументы, основанные на читательском опыте, по проблеме отзывчивости, милосердия, сострадания Автор. Название произведения Главные герои А.И.Солженицын. Пример-иллюстрация  Рассказ «Матрёнин двор» Автор рассказа, Матрёна  Своё отношение к проблеме милосердия выражает А.И.Солженицын в своём рассказе «Матрёнин двор».  Матрёна – главная героиня рассказа. По мнению автора, она является образцом милосердия и сострадания, «праведницей», без которой не будет стоять Земля наша.  Матрёна помогает соседям во время пахоты и картошку копать и радуется всегда чужому хорошему урожаю без корысти и без зависти. Из сострадания подбирает колченогую кошку, отдаёт свою горницу Кире. В силу доброты она бросается помогать даже мужикам, увозящим часть её избы.  От любой жизненной напасти у Матрёны лучшее средство – работа и забота о ком-нибудь.

Аргументы, основанные на читательском опыте, по проблеме отзывчивости, милосердия, сострадания

Автор.

Название произведения

Главные герои

А.И.Солженицын.

Пример-иллюстрация

Рассказ «Матрёнин двор»

Автор рассказа,

Матрёна

Своё отношение к проблеме милосердия выражает А.И.Солженицын в своём рассказе «Матрёнин двор».

Матрёна – главная героиня рассказа. По мнению автора, она является образцом милосердия и сострадания, «праведницей», без которой не будет стоять Земля наша.

Матрёна помогает соседям во время пахоты и картошку копать и радуется всегда чужому хорошему урожаю без корысти и без зависти. Из сострадания подбирает колченогую кошку, отдаёт свою горницу Кире. В силу доброты она бросается помогать даже мужикам, увозящим часть её избы.

От любой жизненной напасти у Матрёны лучшее средство – работа и забота о ком-нибудь.

Дайте свою оценку аргументам

Дайте свою оценку аргументам

А.И.Куприн. Рассказ «Чудесный доктор» (из сочинения Матросова А.)

Отозваться на чужую беду готов далеко не каждый. Только поистине добрый и милосердный человек способен проявить жалость и протянуть руку помощи.

Таков герой рассказа Александра Куприна «Чудесный доктор». На примере доктора Пирогова писатель показывает нам, каким должно быть милосердие.

В центре внимания семья Мерцаловых, на которую сыпались безжалостно несчастье за несчастьем. Те, к кому обращались за помощью, отговаривались или праздничными хлопотами, или неимением денег. Мерцалов был готов к самоубийству.

Помогла неожиданная встреча с пожилым человеком, доктором, лицо которого «спокойное и внушающее доверие», поразило Мерцалова. Мерцалов рассказал незнакомцу свою историю, и тот, не задумываясь, пришёл на помощь. Своим ласковым убедительным голосом заставил подняться с постели больную хозяйку. Растопили печь дровами, которые доктор попросил у соседей. На столе появились чай, сахар и булки, купленные на деньги доктора. Для малютки купили лекарства на рецепт, выписанный доктором.

После этой встречи всё переменилось. Отец отыскал место, Машутка встала на ноги, мальчиков пристроили в гимназию на казенный счет. Один из них впоследствии стал занимать крупный пост в банке и отличался своей честностью и отзывчивостью.

Литературные аргументы

О.Павлов. Рассказ «Конец века» (из сочинения Матросова А.)  О проблеме равнодушия и даже жестокости размышляет Олег Павлов в рассказе «Конец века».  Рождественская ночь. В отделение больницы доставлен больной, но необычный больной, обмороженный бомж. С самого начала весь персонал от охранников до врачей всячески стараются отпихнуть этого больного, не желая оказать ему необходимой помощи. Среди персонала разворачиваются дебаты, никто не обращает внимания на его хрипы. Потом «бомжару» пинали сапогами, выбивая из него вшей, поливали хлоркой, Кто-то предложил увезти его подальше от больницы и скинуть этот «грязный мешок» в сугроб.  Бомж, а им оказался молодой человек, чуть не мальчик, измученный и тощий, как старик, умер.  Но и тогда ни у кого из персонала не проявилось сочувствия. Думали о своём, как быстрее обстряпать дело с трупом, чтобы не было лишних проблем.  А могло сложиться всё иначе. Жизнь человека могла быть спасена, если бы вовремя стали оказывать ему помощь. Вот к чему приводит отсутствие сострадания и милосердия у людей. Литературные аргументы

О.Павлов. Рассказ «Конец века» (из сочинения Матросова А.)

О проблеме равнодушия и даже жестокости размышляет Олег Павлов в рассказе «Конец века».

Рождественская ночь. В отделение больницы доставлен больной, но необычный больной, обмороженный бомж. С самого начала весь персонал от охранников до врачей всячески стараются отпихнуть этого больного, не желая оказать ему необходимой помощи. Среди персонала разворачиваются дебаты, никто не обращает внимания на его хрипы. Потом «бомжару» пинали сапогами, выбивая из него вшей, поливали хлоркой, Кто-то предложил увезти его подальше от больницы и скинуть этот «грязный мешок» в сугроб.

Бомж, а им оказался молодой человек, чуть не мальчик, измученный и тощий, как старик, умер.

Но и тогда ни у кого из персонала не проявилось сочувствия. Думали о своём, как быстрее обстряпать дело с трупом, чтобы не было лишних проблем.

А могло сложиться всё иначе. Жизнь человека могла быть спасена, если бы вовремя стали оказывать ему помощь. Вот к чему приводит отсутствие сострадания и милосердия у людей.

Литературные аргументы

Тексты для аргументации Л.Н.Толстой. Роман «Война и мир». Ростовы отдают подводы раненым. Ф.М.Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Поступки Раскольникова, С.Мармеладовой. М.Е.Салтыков-Щедрин. Сказка «Пропала совесть». М.А.Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита». Маргарита просит за Фриду. А.И.Куприн. Рассказ «Чудесный доктор», сказка «Глубокая зимняя ночь…». И.А.Бунин. Рассказ «Лапти». В. Г.Распутин. Рассказ «Уроки французского». К.Г.Паустовский. Рассказ «Телеграмма». А.И.Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор». А.Г.Алексин. Рассказ «Безумная Евдокия». Рассказы В.М.Шукшина.

Тексты для аргументации

  • Л.Н.Толстой. Роман «Война и мир». Ростовы отдают подводы раненым.
  • Ф.М.Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Поступки Раскольникова, С.Мармеладовой.
  • М.Е.Салтыков-Щедрин. Сказка «Пропала совесть».
  • М.А.Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита». Маргарита просит за Фриду.
  • А.И.Куприн. Рассказ «Чудесный доктор», сказка «Глубокая зимняя ночь…».
  • И.А.Бунин. Рассказ «Лапти».
  • В. Г.Распутин. Рассказ «Уроки французского».
  • К.Г.Паустовский. Рассказ «Телеграмма».
  • А.И.Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор».
  • А.Г.Алексин. Рассказ «Безумная Евдокия».
  • Рассказы В.М.Шукшина.
Самостоятельная работа. Создание аргумента по проблеме милосердия Прочитайте текст. Сформулируйте позицию автора текста по проблеме милосердия. Приведите примеры – аргументы из прочитанного текста, подтверждающие позицию автора.

Самостоятельная работа. Создание аргумента по проблеме милосердия

  • Прочитайте текст.
  • Сформулируйте позицию автора текста по проблеме милосердия.
  • Приведите примеры – аргументы из прочитанного текста, подтверждающие позицию автора.

Рассказ Ю.В.Бондарева «Не надо останавливать машину!»  (из цикла «Мгновения»)

Мы возвращались с дачи, ехали по шоссе в цепочке машин, смотрели на прямоугольные небоскребы Москвы. Они вырастали впереди как марсианские памятники и наша машина словно въезжала в некий город, незнакомой планеты.

Но вдруг что-то толкнулось в глаза, и, еще не сообразив, что раздражающе помешало мне, я увидел справа машину, отблескивающую вишневым лаком, стоявшую на обочине.

Стекла машины были неплотно завешаны, но в кабине водителя было видно круглое лицо и крупная рука с сигаретой на руле. И тут я понял, что в машине били женщину. Я не разобрал четко лица, лишь увидел, что мужчина стоял на коленях на переднем сиденье рядом с водителем и, наклоняясь, двумя руками, как кот лапами, бил по лицу женщину, а она кричала, пытаясь сжаться в комок, откидываясь спиной и затылком на спинку заднего сиденья. Она пыталась защититься поднятыми коленями, судорожно двигая ими перед собой, отчего задралась юбка, а другая женщина, темноволосая, сбоку злобно отгибала ее оголенные колени, помогая мужчине достать кулаками лицо избиваемой.

Я, не отдавая себе отчета в том, что сделаю или могу сделать в следующую секунду при виде изощренной расправы за стеклами автомобиля, повернул к обочине , где стояла эта современная камера пыток, и сейчас же услышал предупреждающий голос жены, сидевшей рядом:

–  Я тебя прошу – не надо останавливать машину!

–  Ты посмотри, посмотри, что они делают с женщиной!

–  Вижу. Но, может быть, она сама ужасно виновата.

Лицо жены, привыкшее к гриму , было серым , как бывало всегда после спектакля, после умывания в артистической, и я вдруг впервые увидел две незнакомые морщинки , не тронутые тоном, возле ее накрашенных губ, колечком охвативших сигарету.

Она не сказала больше ни слова. Она курила и в задумчивой рассеянности сбивала пепел длинным розовым ноготком .

Я тоже молчал, изредка косясь на жену, я любил и ревновал ее, независимо от двадцати прожитых вместе лет, и, пораженный двумя морщинками у ее губ, ее загадочной фразой, думал, что все-таки она предала меня с кем-то или предаст в некий злочастный день.

Юрий Васильевич Бондарев (род.1924) – русский советский писатель, участник Великой Отечественной войны, автор романа «Горячий снег»

И.А.Бунин. Рассказ «Лапти».

Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, — от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? …

Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол…

— Ну что, барыня, как? Не полегчало?

— Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит...

— Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать…. В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело… Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то...

А когда наконец рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый, зловещий стук в окно.

Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, — белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда…

За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.

Иван Алексеевич Бунин (1870-1953), русский писатель и поэт

Иванова А.В.

Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Маргарита просит за Фриду.

Дух перехватило у Маргариты, и она уж хотела выговорить заветные и приготовленные в душе слова, как вдруг побледнела, раскрыла рот и вытаращила глаза. "Фрида! Фрида! Фрида! - прокричал ей в уши чей-то назойливый, молящий голос. - Меня зовут Фрида!" - и Маргарита, спотыкаясь на словах, заговорила:

- Так я, стало быть, могу попросить об одной вещи?

- Потребовать, потребовать, моя донна, - отвечал Воланд, понимающе улыбаясь, - потребовать одной вещи!

Ах, как ловко и отчетливо Воланд подчеркнул, повторяя слова самой Маргариты - "одной вещи"!

Маргарита вздохнула еще раз и сказала:

- Я хочу, чтобы Фриде перестали подавать тот платок, которым она удушила своего ребенка…

Кот возвел глаза к небу и шумно вздохнул, но ничего не сказал, очевидно помня накрученное на балу ухо.

Воланд и, обратившись к Маргарите, спросил: - вы, судя по всему, человек исключительной доброты? Высокоморальный человек? - Нет, - с силой ответила Маргарита, - я знаю, что с вами можно разговаривать только откровенно, и откровенно вам скажу: я легкомысленный человек. Я попросила вас за Фриду только потому, что имела неосторожность подать ей твердую надежду. Она ждет, мессир, она верит в мою мощь. И если она останется обманутой, я попаду в ужасное положение. Я не буду иметь покоя всю жизнь. Ничего не поделаешь! Так уж вышло. - А, - сказал Воланд, - это понятно… - Фрида! - пронзительно крикнула Маргарита. Дверь распахнулась, и растрепанная, нагая, но уже без всяких признаков хмеля женщина с исступленными глазами вбежала в комнату и простерла руки к Маргарите, а та сказала величественно: - Тебя прощают. Не будут больше подавать платок. Послышался вопль Фриды, она упала на пол ничком и простерлась крестом перед Маргаритой.

Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940), русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр)

Иванова А.В.

По рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма»

Я поселился поздней осенью в деревне под Рязанью, в усадьбе известного в свое время гравера Пожалостина. Там одиноко доживала свой век дряхлая ласковая старушка - дочь Пожалостина, Катерина Ивановна.

Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. Но я знал от соседей и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриевича, сторожа при пожарном сарае, что у Катерины Ивановны - не жизнь, а одно горе горькое. Настя вот уже четвертый год как не приезжает, забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. Неровен час, так и умрет она, не повидав дочери, не приласкав ее, не погладив ее русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).

Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало

с перерывами. Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов - никому не известно.

Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить ее в сад, в нем она не была с ранней весны, все не пускала слабость.

- Дорогой мой, - сказала Катерина Ивановна, - не взыщите с меня, со старой. Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. Да и кое-какие деревья я посадила сама.

Она одевалась очень долго. Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.

Уже вечерело. Сад облетел. Палые листья мешали идти. Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. Далеко над лесом висел серп месяца.

Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.

Я крепко держал её, чтобы она не упала. Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.

- Не дай вам бог, родной мой, - сказала она мне, - дожить до такой одинокой старости! Не дай вам бог!

Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мать!

Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968), русский советский писатель

Иванова А.В.

Рассказ «Дети войны»    Во время войны через Шую и станцию Шорыгино шли поезда из блокадного Ленинграда, которые везли раненых, а также чудом спасённых детей, чьи родители умерли от голода.   В посёлке Шорыгино тоже было немало детей, успевших за годы войны позабыть, что такое наесться досыта… Всё для фронта, всё для Победы – этот лозунг был смыслом жизни оставшихся в тылу . Жили трудно, голодно, Даже маленькие детки становились добытчиками. Вытаявшая из-под зимы картошка, молодая крапива, щавель – всё, что дают земля, лес, шло в семейный котёл. Самойлова Татьяна Авенировна, живёт в г.Шуе. Рассказ о добром поступке, отзывчивости и милосердии

Рассказ «Дети войны»

Во время войны через Шую и станцию Шорыгино шли поезда из блокадного Ленинграда, которые везли раненых, а также чудом спасённых детей, чьи родители умерли от голода.

В посёлке Шорыгино тоже было немало детей, успевших за годы войны позабыть, что такое наесться досыта… Всё для фронта, всё для Победы – этот лозунг был смыслом жизни оставшихся в тылу . Жили трудно, голодно, Даже маленькие детки становились добытчиками. Вытаявшая из-под зимы картошка, молодая крапива, щавель – всё, что дают земля, лес, шло в семейный котёл.

Самойлова Татьяна Авенировна,

живёт

в г.Шуе.

Рассказ о добром поступке, отзывчивости и милосердии

И вот однажды по Шорыгину пронёсся слух, что на станции отцепили два вагона с блокадными детьми в ожидании другого поезда. Все в поселке знал и, что такое блокада, знали, что в осаждённом городе люди умирают от голода . И шорыгинские ребятишки решили…подкормить своих сверстников-ленинградцев, отдав им дневные пайки хлеба .

… из окон вагонов выглядывали измождённые, в чём душа держится, дети. У некоторых ручки были перевязаны бинтами.

Но шорыгинских ребят к вагонам не подпустили. Их остановила медсестра с заплаканными глазами:

  • … нельзя им сейчас хлеб…

… детки очень долго не ели. Сейчас им можно только жиденькое, а от хлеба они могут умереть.

  • А ручки-то у них почему перевязанные? Они что, тоже раненные?
  • Да нет…Просто от голода сами себя покусали…

Медсестра заплакала навзрыд… и из-за того, что голодные шорыгинские ребятишки принесли своим голодным сверстникам хлеб, который был для них сейчас таким же лакомством, как довоенные шоколадные конфеты и мандарины…Такая она русская душа.

А рассказала мне этот случай моя мама , одна из тех шорыгинских ребятишек…Звали её Нина Козырева.

И

Рассказ

«Дети войны»

По безлюдным проспектам оглушительно звонко

Громыхала на дьявольской смеси трехтонка.

Леденистый брезент прикрывал ее кузов -

Драгоценные тонны замечательных грузов.

 

Молчаливый водитель, примерзший к баранке,

Вез на фронт концентраты, хлеба вез он буханки,

Вез он сало и масло, вез консервы и водку,

И махорку он вез, проклиная погодку.

 

Рядом с ним лейтенант прятал нос в рукавицу.

Был он худ. Был похож на голодную птицу.

И казалось ему, что водителя нету,

Что забрел грузовик на другую планету.

 

Вдруг навстречу лучам - синим, трепетным фарам

Дом из мрака шагнул, покорежен пожаром.

А сквозь эти лучи снег летел, как сквозь сито,

Снег летел, как мука,- плавно, медленно, сыто...

 

- Стоп! - сказал лейтенант.- Погодите, водитель.

Я,- сказал лейтенант,- здешний все-таки житель.

И шофер осадил перед домом машину,

И пронзительный ветер ворвался в кабину.

 

И взбежал лейтенант по знакомым ступеням.

И вошел. И сынишка прижался к коленям.

Воробьиные ребрышки... Бледные губки...

Старичок семилетний в потрепанной шубке…

Баллада

о черством

куске

Владимир Александрович Лифшиц (1913-1978) – русский писатель, поэт и драматург

Иванова А.В.

- Как живешь, мальчуган? Отвечай без обмана!..

- И достал лейтенант свой паек из кармана.

Хлеба черствый кусок дал он сыну: - Пожуй-ка,-

И шагнул он туда, где дымила «буржуйка».

 

  Там - поверх одеяла - распухшие руки,

Там жену он увидел после долгой разлуки.

Там, боясь разрыдаться, взял за бедные плечи

И в глаза заглянул, что мерцали, как свечи.

 

Но не знал лейтенант семилетнего сына.

Был мальчишка в отца - настоящий мужчина!

И, когда замигал догоревший огарок,

Маме в руку вложил он отцовский подарок.

 

А когда лейтенант вновь садился в трехтонку: -

Приезжай! - закричал ему мальчик вдогонку.

И опять сквозь лучи снег летел, как сквозь сито.

Он летел, как мука,- плавно, медленно, сыто...

 

Грузовик отмахал уже многие версты

Освещали ракеты неба черного купол

Тот же самый кусок - ненадкушенный, черствый

Лейтенант в том же самом кармане нащупал.

 

Потому что жена не могла быть иною

И кусок этот снова ему подложила.

Потому что была настоящей женою.

Потому что ждала. Потому что любила

 

Грузовик по местам проносился горбатым

И внимал лейтенант орудийным раскатам,

И ворчал, что глаза снегом застит слепящим,

Потому что солдатом он был настоящим 

Илья Глазунов. Блокада.

Иванова А.В.

Цитаты и афоризмы Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего. ( М.Е.Салтыков-Щедрин ) Ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы и его пожалели! ( Ф.М.Достоевский ) Доброта – язык, который могут слышать глухие и видеть слепые. ( Марк Твен ) Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно страдание. (Л. Толстой) В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для другого. ( Л.Толстой) Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть. ( А.П.Чехов ) Пословицы Свет не без добрых людей.  Моя хата с краю, я ничего не знаю.  Ему и беда, что с гуся вода.

Цитаты и афоризмы

  • Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего. ( М.Е.Салтыков-Щедрин )
  • Ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы и его пожалели! ( Ф.М.Достоевский )
  • Доброта – язык, который могут слышать глухие и видеть слепые. ( Марк Твен )
  • Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно страдание. (Л. Толстой)
  • В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для другого. ( Л.Толстой)
  • Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть. ( А.П.Чехов )

Пословицы

  • Свет не без добрых людей.
  • Моя хата с краю, я ничего не знаю.
  • Ему и беда, что с гуся вода.
Убили парня (Крик) Убили парня   за здорово живёшь. За просто так. Спокойно. Как в игре... И было это   не за тыщу вёрст от города. А рядом. Во дворе. Ещё пылали окна... Между тем он так кричал,   прижав ладонь к груди, как будто накричаться захотел за долгое молчанье впереди... Крик    жил отдельно! Роберт Иванович Рождественский (1932-1994) – советский поэт

Убили парня (Крик)

Убили парня

за здорово живёшь.

За просто так.

Спокойно.

Как в игре...

И было это

не за тыщу вёрст

от города.

А рядом.

Во дворе.

Ещё пылали окна...

Между тем

он так кричал,

прижав ладонь

к груди,

как будто накричаться

захотел

за долгое молчанье

впереди...

Крик

жил отдельно!

Роберт Иванович Рождественский (1932-1994) – советский поэт

И сигаретки  прыгали у рта: «Вот если бы не вечером, а днём...» «Вот если бы на фронте, - я б тогда...» И всё. И только молний пересверк. И всё, И не остановился    век... Какое это чудо – человек! Какая это мерзость -человек!   Вырастал стеной.  Карабкался,  обрушивался с крыш.  Растерзанный,  отчаянный,   больной.  нечеловечески огромный  крик!  Он тёк по трубам,    полз по этажам,  подвалы заполнял и чердаки.  Он ошалело тыкался в звонки!  Ломился в двери    и в замках визжал!..  И воздух был почти воспламенён.

И сигаретки

прыгали у рта:

«Вот если бы не вечером,

а днём...»

«Вот если бы на фронте, -

я б тогда...»

И всё.

И только молний

пересверк.

И всё,

И не остановился век...

Какое это чудо –

человек!

Какая это мерзость -человек!

Вырастал стеной.

Карабкался,

обрушивался с крыш.

Растерзанный, отчаянный, больной.

нечеловечески огромный

крик!

Он тёк по трубам,

полз по этажам,

подвалы заполнял и чердаки.

Он ошалело тыкался в звонки!

Ломился в двери

и в замках визжал!..

И воздух был почти воспламенён.

Совершенствуем письменную речь  Речевые, грамматические, пунктуационные ошибки Лучшие работы не только содержательны, но их непременно отличает грамотное речевое оформление. При оформлении мыслей следует добиваться точности, понятности, выразительности, правильности речи. Задание: Отредактировать ученическую работу

Совершенствуем письменную речь Речевые, грамматические, пунктуационные ошибки

Лучшие работы не только содержательны, но их непременно отличает грамотное речевое оформление. При оформлении мыслей следует добиваться точности, понятности, выразительности, правильности речи.

Задание:

Отредактировать ученическую работу

Отредактировать и исправить ошибки Орфографические ошибки Прекрастный, юнный, мучал, в заключении хотелось обратить внимание, ни когда, стал относится, исходя из сказаного, искуство, в последствии, блиские люди, подняться в верх, ни чего, может расправится, ни кого. Грамматические ошибки Я согласен с автором, что музыка необходима человеку, она сильно влияет и улучшает нас. Автор в тексте ставит очень важную проблему равнодушие и отзывчивость. Речевые ошибки В своем рассказе «Лошади» А.В.Митяев рассказывает нам о… Мощным хором зовет талантливый композитор. Выпрямиться и выстоять во имя будущего наших детей, ради сохранения ценностей.

Отредактировать и исправить ошибки

Орфографические ошибки

Прекрастный, юнный, мучал, в заключении хотелось обратить внимание, ни когда, стал относится, исходя из сказаного, искуство,

в последствии, блиские люди, подняться в верх, ни чего, может расправится, ни кого.

Грамматические ошибки

Я согласен с автором, что музыка необходима человеку, она сильно влияет и улучшает нас.

Автор в тексте ставит очень важную проблему равнодушие и отзывчивость.

Речевые ошибки

В своем рассказе «Лошади» А.В.Митяев рассказывает нам о…

Мощным хором зовет талантливый композитор. Выпрямиться и выстоять во имя будущего наших детей, ради сохранения ценностей.

Отредактировать и исправить ошибки

Пунктуационные ошибки

1) Война чудовищное явление.

2) Так, например, обращаясь к произведению Н.Никулина «Воспоминания о войне» мы видим с каким ужасом солдат живет на войне.

3) В своем рассказе «Лошади» А.В.Митяев рассказывает нам о поступке капитана Блинова который несмотря на свои боевые задачи не забывал и о помощи людям.

4) Аргументы подтверждающие мою позицию, я нашёл в рассказе Г.И.Арефьевой «Старый учитель» в котором она нам рассказывает, как в годы войны, у учителя была больная жена, и, сам не доедая, он отдавал свой паек ей. Дети узнав об этом решили сделать ему подарок.

5) Я согласен с автором, что совесть нам просто необходима чтобы совершать поступки о которых впоследствии не пришлось бы сожалеть.

6) Люди плачут слушая музыку, плачут от соприкосновения с чем-то прекрасным.

7) Недавно побывал я на родине Свиридова в Курской области, и открыл для себя, что отсюда в сердце унёс композитор свои произведения.

8) Автор текста считал, что отзывчивость и милосердие – это те качества которыми, должен обладать каждый человек.

9) В моменты когда нам плохо музыка помогает успокоиться, а бывает даже подсказывает решение волнующей нас проблемы.

10) Кажется что компьютер может расправиться с книгой.

Рефлексия Что вы должны знать и уметь для написания экзаменационной работы? Что необходимо повторить ? Иванова А.В.

Рефлексия

Что вы должны знать и уметь для написания экзаменационной работы?

Что необходимо повторить ?

Иванова А.В.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!