СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме " Что такое имя прилагательное"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

          Урок русского языка  по теме «Имя прилагательное » разработан для 2-ых классов при изучении темы «Части речи» по учебнику Горецкий В.Г., Канакина В.П. Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразовательных организаций     В.Г.Горецкий, В.П.Канакина.-8-е изд.-М.: Просвещение, 2018г., 2 ч -143с., (УМК «Школа России»).

Тип урока -  урок открытия новых знаний

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме " Что такое имя прилагательное"»

Аннотация

к уроку русского языка по теме:

«Части речи. Имя прилагательное »

Урок русского языка по теме «Имя прилагательное » разработан для 2-ых классов при изучении темы «Части речи» по учебнику Горецкий В.Г., Канакина В.П. Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразовательных организаций В.Г.Горецкий, В.П.Канакина.-8-е изд.-М.: Просвещение, 2018г., 2 ч -143с., (УМК «Школа России»).


Тип урока -  урок открытия новых знаний

Цель урока: познакомить учащихся с именем прилагательным и его ролью в русском языке

Данный урок разработан с использованием ЭОР с различной формой предъявления информации ( проблема, иллюстрация), что позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного метода обучения к деятельностному, при котором ребёнок ставит перед собой цель, задачи, входе исследовательской деятельности определяет, что такое имя прилагательное.  Использование ЭОР делает урок привлекательным и современным, происходит индивидуализация обучения.

Кроме традиционных заданий и упражнений урок содержит творческие задания по карточкам. Использование технологии  «Синквейн» позволяет решить несколько важнейших задач: закрепляет знания о частях речи, о предложении; активизирует словарный запас; совершенствует навык использования в речи синонимов; активизирует мыслительную деятельность.



       

Технологическая карта урока



Предмет, класс

Русский язык, 2 класс

УМК

Школа России

Тема урока

Части речи. Имя прилагательное.

Цель урока:


познакомить учащихся с именем прилагательным и его ролью в русском языке

Тип урока:

урок открытия новых знаний

Планируемые результаты

Предметные:

- научатся находить прилагательные в тексте, ставить вопросы от существительных к прилагательным, устанавливать связь между прилагательными и существительными, подбирать примеры имён прилагательных.

Личностные:


формирование нравственно-этических качеств личности;

- воспитание культуры поведения на уроке, развитие познавательного интереса к русскому языку;  

-умение реализовывать теоретические познания на практике;

- умение высказывать свое мнение и отстаивать его.


Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

регулятивные:

-целеполагание, преобразование практической задачи в познавательную

умение планировать и корректировать свои действия относительно заданного эталона (в соответствии с поставленными задачами);

познавательные:

-определение цели своего обучения;

-устанавливание причинно-следственных связей правила написания слова и его графического изображения;

-анализирование информации и преобразование ее из одной формы в другую:

чтение текста, выполнение задания , ответы на вопросы.

коммуникативные:

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации;

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, взаимный контроль;

-выполнять практические упражнения;

-адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Основное содержание
темы, понятия
и термины

Имя существительное, имя прилагательное, глагол, распространённые предложения.

Образовательные
ресурсы

Учебник: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (2-ая часть) с приложением на электронном носителе (Школа России) – М. : Просвещение, 2017. – 143 с., презентация Office PowerPoint 2010.














Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент


- Улыбнитесь друг другу. Настроимся на работу – откроем ладошки к новым знаниям и произнесём нашу волшебную фразу: «Хочу много знать!»

Слушают, настраиваются на восприятие материала урока и активную работу.



II.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности








На доске записаны слова:


– Прочитайте записанные на доске слова:

Бежит, трава, кричат, зеленая, стекло, свистит, цветы, прозрачное, живые.

- Какое задание предложим для этих слов?

– Распределите слова в два столбика.  В первый столбик – имена существительные,

во второй глаголы.

- Обозначьте изученные орфограммы.

Проверка:

Оцените свою работу у доски.

- Кто допустил ошибки? Исправьте.


– Что обозначают слова первого столбика?
– На какие вопросы они отвечают?
– Что обозначают слова второго столбика?
– На какие вопросы они отвечают?


- Какие слова вы не написали ни в первый, ни во второй столбик?

- Что они обозначают?



Дети читают слова



2 человека работают у доски, остальные – в тетради.


1 ученик читает им.существительные, объясняя орфограммы, другой – глаголы. Остальные – проверяют с помощью сигнальных карточек.



Предмет

Кто? Что?

Действия предмета

Что делает?


зеленая, прозрачное, живые

Признак предмета

III. Формулирование проблемы,

планирование деятельности




Ребята, исходя из сказанного, попробуйте определить тему урока.

Какие вопросы зададим к этой теме? (Определите задачи урока.)

Слайд1.



Тема: Слова-признаки предметов.

  1. Как называются слова?

  2. На какие вопросы отвечают?

  3. Что они обозначают?

Какую роль в нашей речи играют

IV. Открытие новых знаний.






Устно: К каждому существительному подберите подходящие по смыслу из оставшихся слов.

- На какие вопросы отвечают эти слова? На партах у вас карточки со словосочетаниями. Поработайте в парах и впишите вопросы в скобки.

Проверка

Сверяем с эталоном на доске. Слайд 2.
- На какой вопрос отвечают слова-признаки?


- Все слова, которые мы пишем и произносим, являются частью нашей речи.

Посмотрите на таблицу «Части речи» и найдите, как называются слова-признаки.

- Давайте попробуем вывести правило об имени прилагательном.

- У вас на столах карточки зелёного цвета, сформулируйте и напишите в карточках правило об имени прилагательном.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

- Так какой же вывод можно сделать? Зачитайте.


Где мы можем проверить наш вывод?


- На какой вопрос осталось получить ответ?

Исследование данной проблемы.

Работа по теме

- Возьмите карточку 2.

- Прочитайте текст №1.

1. Наступила весна.

Тает снег.

Журчат ручьи.

Светит солнце.

Летят птицы.

- О чем этот текст?

- Нравится ли он вам?

-А что мы можем сделать, чтобы стало интересно слушать?

- Слова какой части речи возьмём, чтобы распространить эти предложения?

- Распространите предложения.





- А вот посмотрите какой текст получился у меня и прочитайте его.

Наступила ранняя весна.

Тает последний снег.

Журчат говорливые ручьи.

Светит ласковое солнце.

Летят голосистые птицы.



- Сравним два текста.

- Можно ли считать эти тексты одинаковыми?

- Что же отличает первый текст от второго?

- Каким стал наш текст при помощи имён прилагательных?

- Сделаем вывод: А какую роль играют имена прилагательные в речи?

А теперь давайте посмотрим на эти предложения и скажем, в котором из них более точно описывается весенний снег?


- Какое слово помогло более точно рассказать о весеннем снеге?

- Так для чего же ещё нужны прилагательные в нашей речи? Сделайте вывод.


- Запишите это предложение в тетрадь, подчеркните имя прилагательное волнистой линией.

Работа в парах на карточках.

Трава (…?) зелёная.

Стекло (…?) прозрачное

Цветы (…?) живые.


Отвечают на вопросы: какой? какая? какое?



Имя прилагательное.







Вывод: Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и обозначающие признак предмета, называются именами прилагательными.



Работают

с правилом, с. 86.


Какую роль играют в речи имена прилагательные?






О весне





Наступила долгожданная весна.

Тает последний снег.

Журчат весёлые ручьи.

Светит яркое солнце.

Летят первые птицы.












-красивым. ярким

-Вывод: имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной.


Тает последний снег.

Прилагательное ПОСЛЕДНИЙ.


Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для точности описания предмета.




V.Физкультминутка

Если вы услышите ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, то встаем на носочки и руки поднимаем вверх. Если вы услышите  ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ, приседаем и руки ставим на пояс.


САДЫ, РЕБЕНОК, ХОЛОДНАЯ, ЛЕТО, КУДРЯВЫЙ, СТРАНА, ТОПОЛЬ, МОЛОДЫЕ, РУЧЕЙ, ЗВОНКОЕ, КАПЛЯ




VI.Первичное закрепление



























- Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно узнать его, даже не видя.

- Давайте, поиграем. Отгадайте кто это?

1) Игра. Отгадай кто это?

Бурый, мохнатый, косолапый.

Рыжая, хитрая, ловкая.

Серый, хищный, жадный.

Белый, пушистый, холодный.

Круглое, сладкое, сочное.

2) Работа в группах.

На столах у вас конверты с картинками: яблоко, лимон и клубника. Внутри конверта – карточка.

Опишите предмет, определяя его форму, цвет, вкус, размер.

Проверка











Предметы были по названию одинаковые. Почему слова у вас получились разные?

- Подумайте, какую часть речи уточняют имена прилагательные?

У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас, ни запаха, ни звука!

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить.

- О чём в нём говорится?

- Так с какой частью речи дружат имена прилагательные?

« Прилагательные» так назвали, потому что они прилагаются к существительным. И чтобы найти имя прилагательное. Нужно поставить вопрос от имени существительного.




медведь

лиса

волк

снег

яблоко

Работа в группах

Представители от групп зачитывают получившиеся имена прилагательные

1 вариант: лимон (овальный, жёлтый, кислый, небольшой)

2 вариант: яблоко (круглое, красное, сладкое, большое)

3 вариант:клубника (овальная,красная,сладкая,небольшая)





Имена существительные











речь идёт об именах прилагательных

с именами существительными


VII. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

.



Работа по карточкам ( разноуровневые задания)

- Прочитайте текст. Нравится ли он вам? Можно ли исправить его? Как?




Работают самостоятельно.



Взаимопроверка.

VIII. Рефлексия












- Какую тему изучали сегодня?

Вспомним задачи, которые мы перед собой ставили?

На все ли вопросы ответили?


Давайте ещё раз прочитаем эти вопросы и ответим на них.

- Кому что-то осталось непонятным?

- Пригодятся ли нам эти знания на следующих уроках?

Подумайте, как можно составить синквейн к слову «прилагательное»

Отвечают на вопросы







Составляют синквейн, опираясь на алгоритм

Домашнее задание

Объяснение домашнего задания:

выучить правило, с.46.



1)Кто всё понял и может помочь другим: с. 86, № 148.

2) Кто испытывает затруднение: с. 86. № 149









Литература



  1. Рабочая программа по русскому языку, 2 класс, ФГОС. УМК «Школа России»

  2. Горецкий В.Г., Канакина В.П. Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразовательных организаций В.Г.Горецкий, В.П.Канакина.-8-е изд.-М.: Просвещение, 2018г., 2 ч -143с.;

3.ЭОР «Начальная школа» Русский язык. Технологические карты уроков. УМК « Школа России», ФГОС, издательство « Учитель»

Интернет ресурсы:

1. http://www.school.edu.ru/ - Российский образовательный портал

2. www.k-yroku.ru - Учительский портал

3. http://festival.1september.ru/  - Фестиваль педагогический идей «Открытый  урок»
























ПРИЛОЖЕНИЕ 1.



ИМЯ прилагательное – это часть речи, которая

обозначает _______ __________

и отвечает на вопросы ____________,____________,______________,______________.

НАПРИМЕР:_________________________________________________________________











ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

  1. Задание: Вставьте подходящие по смыслу прилагательные.

Наступил ________ апрель. Выдался ____________ день. Светит _____________ солнце. Небо сегодня _____________. Весело бежит _____________ ручей.

Слова для справок: тёплый, яркое, ясный, быстрый, голубое.







































ПРИЛОЖЕНИЕ 3.





Карточка.

Опишите предмет, определяя его

форму, цвет, вкус, размер








Карточка.

Опишите предмет, определяя его

форму, цвет, вкус, размер





ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

СИНКВЕЙН



1. Имя прилагательное 1. Имя прилагательное

2.Значимая, необходимая 2. Красочное, необычное

3.Описывает, помогает представить, почувствовать. 3.Украшает, дополняет, уточняет.

4.Связано с именем существительным. 4. Без него так скучно!

5.Часть речи 5. Часть речи



15




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!