Тема урока
«Этапы жизни и творчества Н.А.Некрасова. Тематика лирики»
Цели урока:
Обучающая:
- познакомиться с основными этапами жизни великого русского поэта Н.А. Некрасова,
- проследить этапы его творческого пути.
Развивающая:
- развитие навыков самостоятельной работы, умения работать с информацией, умения обобщать и систематизировать материал по определенному вопросу,
- развитие критического мышления и умения работать в группе,
- развитие гражданской позиции обучающихся.
Воспитательная:
- воспитание интереса к предмету русской литературы, сострадания к близкому, уважения к женщине на примере творчества Н.А. Некрасова.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Оборудование: компьютер, электронная презентация по теме, портрет писателя.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Прочитайте стихотворение
Что ты, сердце мое, расходилося?..
Постыдись! Уж про нас не впервой
Снежным комом прошла – прокатилася
Клевета по Руси по родной.
Не тужи! Пусть растет, прибавляется,
Не тужи! Как умрем
Кто-нибудь и об нас проболтается
Добрым словцом…
Вопросы к обучающимся:
Что вы услышали в этом отрывке?
Какие чувства хотел передать автор этих строк?
Это стихотворение было написано выдающимся поэтом XIX века Николаем Алексеевичем Некрасовым в середине его творческого пути. Оно заключает в себе боль, горечь и в то же время спасительную иронию – те чувства, которые сопровождали поэта на протяжении всей творческой жизни до самых «последних песен». А для его сердечных страданий было много причин…
Сегодня мы знакомимся с жизнью и творчеством поэта Н.А.Некрасова.
В историю русской литературы Николай Алексеевич Некрасов вошел как великий поэт, чье творчество уходит корнями в глубинные пласты народной жизни, как поэт-гражданин, всю свою жизнь, весь свой огромный талант, отдавший служению народу. В конце жизни поэт сказал: «Я лиру посвятил народу своему»
В процессе работы на уроке я предлагаю вам выяснить, имел ли право поэт на такие слова, на чем основано его гордое утверждение.
Преподаватель:
Наша задача на уроке – опираясь на сообщения, создать собственное представление о личности поэта Некрасова, о своеобразии его поэтического творчества и ответить на поставленный выше вопрос.
Изучение нового материала..
«Детство поэта».
Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов родился в местечке Немиров Подольской губернии (ныне Винницкой области)
В то время в Винницком уезде Подольской губернии квартировал полк, в котором служил отец Некрасова, поручик Алексей Сергеевич Некрасов(1788—1862). Это был человек, много испытавший на своём веку. Его не миновала семейная слабость Некрасовых — любовь к картам (Сергей Некрасов, дед поэта, проиграл в карты почти всё состояние). Человек увлекающийся и страстный, Алексей Сергеевич Некрасов очень нравился женщинам. Его полюбила Елена Андреевна Закревская, варшавянка, дочь богатого арендатора Херсонской губернии. Родители не соглашались выдать прекрасно воспитанную дочь за небогатого, малообразованного армейского офицера; брак состоялся без их согласия. Он не был счастливым. Обращаясь к воспоминаниям детства, поэт всегда говорил о матери как о страдалице, жертве грубой и развратной среды. В целом ряде стихотворений, особенно в «Последних песнях», в поэме «Мать» и в «Рыцаре на час», Некрасов нарисовал светлый образ той, которая скрасила своей благородной личностью непривлекательную обстановку его детства. Обаяние воспоминаний о матери сказалось в творчестве Некрасова необыкновенным участием его к женской доле. Его мать, Елена Андреевна, мечтательная, кроткая женщина, очень страдала в замужестве. Она была человеком высокой культуры, а муж у нее был невежественный, жестокий и грубый. Целыми днями она оставалась в усадьбе одна, а муж постоянно разъезжал по соседним помещикам: его излюбленными развлечениями были карты, попойки, псовая охота на зайцев. Бывали такие дни, когда она целыми часами играла на рояле и плакала и пела о своей горькой неволе. «Она была певица с удивительным голосом», — вспоминал поэт о ней впоследствии. По его словам, тот печальный напев, который слышится в иных его стихах, внушен ему песнями матери:
Играла ты и пела гимн печальный;
Ту песню, вопль души многострадальной,
Твой первенец наследовал потом.
С участием относилась она к принадлежащим ее мужу крестьянам и нередко вступалась за них, когда тот угрожал им расправой. Но попытки обуздать его ярость не всегда удавались ей. Бывали случаи, что при этих попытках муж набрасывался и на нее с кулаками. Можно себе представить, как ненавидел его в такие минуты сын!
Елена Андреевна хорошо знала мировую поэзию и часто пересказывала малолетнему сыну те отрывки из творений великих писателей, которые были доступны его пониманию. Через много лет, уже пожилым человеком, он вспоминал в стихотворении «Мать»:
И голос твой мне слышался впотьмах,
Исполненный мелодии и ласки,
Которым ты рассказывала сказки
О рыцарях, монахах, королях.
Потом, когда читал я Данте и Шекспира,
Казалось, я встречал знакомые черты:
То образы из их живого мира
В моем уме запечатлела ты.
Кажется, не было другого поэта, который так часто, с такой благоговейной любовью воскрешал бы в своих стихах образ матери. Этот трагический образ увековечен Некрасовым в стихотворениях «Родина» , «Мать» , «Рыцарь на час» .
Детство Некрасова протекло в родовом имении Некрасовых, в деревне Грешневе Ярославской губернии и уезда, куда отец Алексей Сергеевич Некрасов, выйдя в отставку, переселился, когда сыну было 3 года. Огромная семья (у Некрасова было 13 братьев и сестёр, в живых осталось лишь трое — два брата и сестра), запущенные дела и ряд процессов по имению заставили отца Некрасова взять место исправника. Во время разъездов он часто брал с собой маленького Николая, а прибытие исправника в деревню всегда знаменует собой что-нибудь невесёлое: мёртвое тело, выбивание недоимок и т. п. — и много, таким образом, залегло в чуткую душу мальчика печальных картин народного горя. Некрасовых был огромный тенистый сад, и дети много времени проводили в саду. Вокруг сада был забор с тайной лазейкой. По ту сторону забора маленького Некрасова обычно ждали его друзья - крестьянские ребятишки. Отец запрещал бывать с ними. «Господские дети,- говорил он,- не должны играть с холопскими детьми». А мать думала совсем по-другому: она радовалась, что ее дети живут в дружбе с крестьянскими ребятишками, узнают их жизнь. Вместе с товарищами катались дети зимой на салазках, летом ходили в лес по грибы и ягоды, а потом, усталые и веселые, любили посидеть под густыми старыми вязами, что росли у большой дороги, послушать разговоры прохожих, которые часто там отдыхали.
Случалось, тут целые дни пролетали,
Что новый прохожий, то новый рассказ.
Много лет спустя Некрасов посвятил крестьянским детям замечательные стихи. И, конечно, когда он писал эти стихи, вспоминались ему маленькие друзья его детства.
«Университетские годы Некрасова»
В 1832 году Некрасов поступил в ярославскую гимназию, где пробыл до 5-го класса. Учился он неважно, с гимназическим начальством не ладил (отчасти из-за сатирических стишков, которые писал с самого детства). Отец всегда мечтал о военной карьере для сына, и через пять лет 16-летний Некрасов отправился в Петербург для определения в дворянский полк. Дело было почти налажено, но встреча с гимназическим товарищем — студентом Глушицким, знакомство с другими студентами вдруг возбудили в Некрасове такую жажду учиться, что он пренебрег угрозой отца оставить его без всякой материальной помощи и стал готовиться к вступительному экзамену. Однако экзамен он провалил и поступил вольнослушателем на филологический факультет. Взбешенный отец перестал ему оказывать материальную поддержку, и Некрасову в течение ряда лет пришлось претерпевать мучительную борьбу с нищетой.
Последующие университетские годы ушли у Некрасова не столько на учебу, сколько на поиски заработка. Он терпел страшную нужду, даже голодал. Некрасов так описывал то время: «Ровно три года я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Не раз доходило до того, что я отправлялся в один ресторан на Морской, где дозволяли читать газеты, хотя бы ничего не спросил себе. Возьмешь, бывало, для вида газету, а сам пододвинешь себе тарелку с хлебом и ешь». От продолжительного голодания Некрасов заболел и много задолжал солдату, у которого снимал комнатку. Когда, еще полубольной, он пошел к товарищу, то по возвращении солдат, несмотря на ноябрьскую ночь, не пустил его в дом. Над будущим поэтом сжалился проходивший нищий и отвел его в трущобы на окраине города. В этом ночлежном приюте Некрасов нашел себе и заработок, написав кому-то за 15 копеек прошение.
Дела у поэта наладились, когда он стал писать статейки в «Литературное прибавление к «Русскому инвалиду», а в «Литературной газете», сочинял для лубочных издателей азбуки и сказки в стихах, ставил водевили на Александринской сцене (под именем Перепельского). У Некрасова появились сбережения, и он решился выступить со сборником своих стихотворений, которые вышли в 1840 году под заглавием «Мечты и звуки». Он подписался инициалами Н. Н. Дебютант, к нему отнесся благосклонно Жуковский, но Белинский в «Отечественных записках» отозвался о книжке пренебрежительно, и это так подействовало на Некрасова, что он сам покупал и уничтожал «Мечты и звуки», ставшие поэтому величайшей библиографической редкостью.
Вопрос на размышление:
Как вы думаете, если бы Некрасов не посмел ослушаться отца и поступил вместо университета в военное училище, как бы сложилась его жизнь?
Преподаватель:
После неудачи с первым сборником, обладая твёрдым характером, Некрасов дал себе слово “не умереть на чердаке” и начал энергичную литературно-журнальную деятельность. “Уму непостижимо, сколько я работал”, — вспоминал он позднее. Некрасов писал рассказы, повести, пьесы, театральные обозрения, фельетоны. Его водевили были поставлены на сцене Александринского театра (под псевдонимом Н.А.Перепельский). С 1840 начал сотрудничать в театральном журнале “Пантеон ...”, с 1841— в “Литературной газете” и “Отечественных записках”. В 1842— 1843 сблизился с Белинским и его кружком.
«Творчество поэта»
Известность ему принесло стихотворение «В дороге» (1845 г.).
Стихотворение “В дороге” открывается нехитрым диалогом седока с ямщиком. Слово “скука” несколько раз повторяется: седоку, явно барину, скучно потому, что не знает он настоящих трагедий, равнодушно просит спеть про “рекрутский набор и разлуку”, то есть не затрагивают его страдания крестьян. И только в итоговых строках мы ощущаем, что даже натакого человека подействовала история ямщика.
А история проста: жену его смолоду воспитывали в барском доме наравне с барышней. Очевидно, что господа девушку любили, но просто не подумали, что, дав ей дворянское воспитание, они не дадут ей дворянского положения, крепостной она и останется, ее лишь на время “выдернули” из привычной среды. Барышня вышла замуж и уехала, барин захворал и умер, “сиротинкой оставивши Грушу”. Через месяц приехал зятек... Нового помещика не интересуют чувства подвластных крестьян, он руководствуется сиюминутными настроениями и решениями. Девушку он отослал на село и выдал замуж.
Привыкнув к господской жизни, крестьянка не может исправно выполнять предписанные судьбой обязанности: «Ни косить, ни ходить за коровой!.. Грех сказать, чтоб ленива была. Да, вишь, дело в руках не спорилось! Как дрова или воду несла. Как на барщину шла — становилось Инда жалко подчас!»
Женщина стремится научить сына грамоте, не разрешает мужу бить ребенка, но сам ямщик видит, что жить ей в таких тяжелых условиях осталось недолго: «Да недолго пострела потешит! Слышь, как щепка худа и бледна, ходит, тоись, совсем через силу, В день двух ложек не съест толокна — Чай, свалит через месяц в могилу…». Так, на примере рассказа об одной судьбе поэт показывает тяжелое положение русской крестьянки.
Звучит стихотворение «В дороге»
Н. А. Некрасов является одним из русских писателей, наиболее ярко и проникновенно описавших характер народа и его нелегкую жизнь в своих произведениях. Он не просто сочувствует — он отождествляет себя с простыми тружениками России. Произведения Некрасова полны правдивых картин рабства и нищеты, горьких раздумий о судьбе родного народа:
Народ! Народ!
Люблю тебя, пою твои страданья.
Но где герой, кто выведет
Из тьмы тебя на свет?..
По его мнению, любить свой народ — значит ненавидеть его угнетателей и посвятить свою жизнь борьбе за его свободу и счастье. Поэтому личные переживания в творчестве Некрасова неотделимы от судьбы народа. Например, в стихотворении «Рыцарь на час» борьбу за права народа Некрасов называл «великим делом любви».
Чувства неослабевающей любви и глубокого сострадания к угнетенным людям, к нищей России звучат во всех произведениях Некрасова. Русский народ-богатырь, бескрайние просторы России, зеленые леса и морозные, снежные зимы — все это явилось для поэта источником неиссякаемого вдохновения
Горькая доля крестьян-тружеников всегда волновала поэта. Мир поэзии Некрасова виден «сквозь слезы» глазами самого народа. Поэт страстно мечтает увидеть крестьян свободными:
Мать-отчизна!
Дойду до могилы,
Не дождавшись свободы твоей!
Однако Некрасов продолжал верить, что русский народ все вытерпит и в конце концов «широкую, ясную грудью дорогу проложит себе». Будущее родной страны писатель представлял себе как жизнь свободного, процветающего общества полноправных граждан:
...Освобожденный от оков,
Народ неутомимый
Созреет, густо заселит
Прибрежные пустыни;
Наука воды углубит:
По гладкой их равнине
Суда-гиганты побегут
Несчетною толпою,
И будет вечен бодрый труд.
Над вечною рекою...
Тема женской доли начинает развиваться в творчестве Некрасова в 40-е годы. Образ загубленной бытом женщины мы находим и в 'Тройке", и в "Еду ли ночью...", и в поэме "Мороз, Красный нос" в лице Дарьи.
И в самом монументальном своем произведении - поэме "Кому на Руси жить хорошо" - Некрасов опять разрабатывает эту тему. Нигде в поэме так ярко она не раскрыта, как в образе Матрены Тимофеевны Корчагиной. Именно ей автор посвящает целую часть поэмы под названием "Крестьянка".
Тема женской доли в творчестве Некрасова представлена широко: поэт охватывает разные стороны жизни женщины, рисует различные женские образы. Неизменным остается одно - жестокость и несправедливость общества по отношению к женской судьбе. Так, в стихотворении «Орина, мать солдатская» поэт говорит о великом горе несчастной матери, единственного сына которой забрали в солдаты здоровым, крепким парнем «богатырского сложения», а вернули назад калекой. Ваня медленно умирает на руках матери, горе которой неисчерпаемо.
Однако не только крепостная зависимость становится причиной изломанных женских судеб. На хрупкие женские плечи сваливается и вся тяжелая работа по дому, и забота о детях. Сопровождается все это побоями мужа и измывательствами свекрови. При этом такая судьба предопределена крестьянке с рождения. В стихотворении «Тройка» Некрасов именно об этом говорит молодой девушке, мечтательно засмотревшейся на проезжающего мимо корнета. Он говорит, что красота девушки от тяжелой и непосильной работы «отцветет, не успевши расцвесть», что будет ее бить «муж-привередник», а свекровь гнуть «в три погибели».
В поэме «Мороз, Красный нос» Некрасов говорит о том, что главной героине поэмы Дарье, как и любой крестьянке, выпали в жизни три доли:
И первая доля: с рабом повенчаться.
Вторая - быть матерью сына раба,
А третья - до гробу рабу покоряться...
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли.
Похоронив мужа, героиня не может себе позволить предаваться горю - на ее плечах лежит вся работа, которая без мужа стала более непосильной. Дарья едет в лес за дровами, так как дома у нее сидят замерзшие дети. Ей суждено замерзнуть в зимнем лесу, и только перед смертью на какой-то миг она ощущает себя счастливой. Главным же достоинством русской женщины Некрасов считает ее способность быть самоотверженной заботливой матерью. Забота о детях заставляет Дарью пересилить свое горе и как-то содержать семью.
Героиня стихотворения «В полном разгаре страда деревенская...» «из сил выбивается», чтобы был сыт ее ребенок. Ей очень хочется, чтобы ее дети были счастливы.
В своём творчестве знаменитый русский поэт Некрасов Николай Алексеевич неоднократно выражал своё восхищение и уважение к простым крестьянским женщинам России. Кроме того, в его произведениях чувствуется не только восторг, но и сочувствие к незавидной женской доле. Он сострадает женщинам, вынужденным много и тяжело работать, лишённым ласки и тепла, постоянно испытывающим различные унижения со стороны окружающих. При этом Некрасов не создал образ измученной и забитой женщины, вовсе нет. Во многих стихотворениях Некрасова перед нами предстаёт образ русской красавицы, сильной, крепкой, работящей, богатой духовно, искренней и чистой.
Тесно связывает Некрасов понятия «гражданин» и «поэт», выявляя тесную взаимосвязь, заключающуюся в том, что поэт должен быть проводником, выражающим нужды народа и его желания.
«…Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан».
Гражданская тема красной нитью пронизывает одно из самых известных стихотворений автора «Размышления у парадного подъезда» (1858):
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям…
При этом гражданская лирика Некрасова – это не только защита униженных и оскорбленных, это еще и обличение тех, кто готов склонить голову перед режимом, кто смирился и не хочет бороться за свои права:
«И пошли они, солнцем палимы,
Повторяя: «суди его Бог!»,
Разводя безнадежно руками…»
Низкопоклонство Некрасов считает одним из главных пороков общества, упрекая свой народ в слепом следовании установленных властью порядков:
«Все, что мог, ты уже совершил —
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..»
Гражданская лирика поэта включает в себя и множество посвящений тем людям, «светилам» общества, которых Некрасов уважал и ценил. Эти произведения, среди которых «На смерть Шевченко», «Памяти Добролюбова», «Пророк», «Памяти Белинского» и многие другие, написаны о тех людях, которые искренне переживали судьбам своего народа. И снова мы видим, что пафос и революционные настроения, звучащие в этих стихотворениях, соседствуют с простыми человеческими мыслями о дружбе, о верности, о нежности и любви к другу. Для Некрасова такие люди, несущие в себе миссию поддерживать народ, вести его за собой, являются героями:
Природа-мать!
Когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни.
Гражданская лирика Некрасова – это не только сочувствие народу, это еще и пламенное завещание, оставленное с любовью всем тем, кто не мыслит своей жизни без Родины.
Преподаватель:
Ребята, назовите основные темы творчества Н.А. Некрасова.
Ответ:
1. Судьба русского крестьянства в произведениях Некрасова.
2. Образ русской женщины в творчестве Некрасова.
3. Гражданственность поэзии Некрасова.
«Смерть поэта».
В середине 50-х годов Некрасов серьезно, и, казалось, смертельно заболел горловой болезнью, но пребывание в Италии помогло на время справиться с болезнью. Выздоровление Некрасова совпало с началом новой эры русской жизни. В творчестве Николая Алексеевича также наступил счастливый период, выдвинувший его в первые ряды литераторов. Чернышевский и Добролюбов стали главными деятелями «Современника». Однако Некрасов все чаще и чаще думал и говорил о смерти. О своей близкой кончине намекал он в стихотворении «Умру я скоро». И будто напророчил...
В начале 1875 года Некрасов тяжко заболел, и скоро жизнь его превратилась в медленную агонию. Напрасно был выписан из Вены знаменитый хирург Бильрот — мучительная операция ни к чему не привела. Между тем вести о смертельной болезни поэта сделали его популярным как никогда. Со всех концов России посыпались письма, телеграммы, приветствия. Больному в его страшных мучениях эти весточки доставляли отраду. Написанные за это время «Последние песни» по искренности чувства, сосредоточившегося почти исключительно на воспоминаниях о детстве, о матери и о совершенных ошибках, принадлежат к лучшим поэтическим творениям Некрасова. Особенно значимой была работа над поэмой «Русские женщины».
Некрасов умер 27 декабря 1877 года. Несмотря на сильный мороз, толпа в несколько тысяч человек, преимущественно молодежь, провожала поэта до места вечного его успокоения в Новодевичьем монастыре.
Уже на самых похоронах Некрасова завязался или, вернее, продолжился бесплодный спор о соотношении между ним и двумя величайшими представителями русской поэзии — Пушкиным и Лермонтовым. Достоевский, сказавший несколько слов у открытой могилы Некрасова, поставил эти имена рядом, но несколько молодых людей прервали его криками: «Некрасов выше Пушкина и Лермонтова». Спор перешел в печать: одни поддерживали мнение молодых энтузиастов, другие указывали на то, что Пушкин и Лермонтов были выразителями всего русского общества, а Некрасов одного только кружка. Третьи с негодованием отвергали саму мысль о параллели между творчеством, доведшим русский стих до вершины художественного совершенства, и «неуклюжим» стихом Некрасова, будто бы лишенным всякого художественного значения. Однако все эти точки зрения односторонние. Неоспоримо то, что Николай Алексеевич Некрасов был великим русским поэтом.
3. Вопрос на размышление
Ребята, в процессе работы на уроке вы узнали много нового о жизни и творчестве Некрасова. А теперь давайте вернемся к словам поэта «Я лиру посвятил народу своему» и попытаемся ответить на вопрос, который прозвучал в начале урока: «Имел ли право поэт на такие слова, на чем основано его гордое утверждение? Ваше мнение?
4.Итоги урока.
Домашнее задание (выполняем в тетради по теории)
1)В качестве рефлексии я предлагаю вам написать эссе о поэте. Если вы не знаете, с чего начать, могу предложить несколько фраз:
Сегодня я узнал о Некрасове, что….
Больше всего меня поразило в биографии Некрасова…
У Некрасова можно поучиться …
2)Прочитать поэму Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»