СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме:"Этикет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить детей с первичными предсавлениями об этикете;объяснить,что такое правила поведения;учить объяснять и замечать ,какие поступки противоречат правилам этикета.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме:"Этикет"»

Цели урока: познакомить детей с первичными представлениями об этикете; объяснить, что такое правила поведения; учить замечать и объяснять какие поступки противоречат правилам этикета; создавать атмосферу доброжелательности и комфорта на уроке.


Планируемые результаты

Личностные

Искать свою позицию в многообразии позиций, эстетических, культурных предпочтений

Регулятивные

Учить обнаруживать и формулировать учебную проблему, работая по составленному плану, использовать дополнительные средства (справочная литература, учебник).

Познавательные

Самостоятельно отбирать и сопоставлять информацию, полученную из разных источников, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.

Коммуникативные

Организовывать учебное взаимодействие в группе, внимательно слушать других, учиться принимать другую точку зрения.


Тип урока: знакомство с новым материалом.


Методы и технологии обучения: деятельностный метод; проблемный диалог; исследовательская деятельность, игровая с элементами драматизации.


Формы организации познавательной деятельности учащихся: самостоятельный поиск информации; групповое решение проблемы; ролевая игра.


Технические средства, наглядность: персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентация, электронное приложение к учебному пособию «Основы светской этики», учебное пособие «Основы светской этики», карточки с заданиями, индивидуальный раздаточный материал, словари, энциклопедии.


Литература:

  1. Чудакова Н. В. «Этикет от А до Я»

  2. Даль В. И. «Словарь пословиц»

  3. Ленгли Э. «Иллюстрированная энциклопедия. Вопросы и ответы»

  4. Гаррис Н. «Иллюстрированная энциклопедия «Мир вокруг нас»

  5. Ожегов С. И. «Словарь русского языка»

















1. Орг. момент (Эмоциональный настрой на урок)

Добрый день! Встаньте, пожалуйста! Возьмитесь за руки. (Стоят у доски, взявшись за руки)

Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Всем, всем добрый день
И работать нам не лень.

- Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность. Хотите начать прямо сейчас?

- Проходите, пожалуйста, на свои места.

2. Актуализация знаний.

Тему нашего урока сформулируем, разгадав кроссворд.

(Разгадывание кроссворда). Слайд №1 по щелчкам. Презентация

  1. Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. (Этика)

  2. Что мучает человека, который совершил плохой поступок? (Совесть)

  3. Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей. (Эгоизм)

  4. Действия, результатом которых является причинение зла себе или другим людям. (Порок)

  5. Положительное нравственное качество, высокая нравственность. (Добродетель)

  6. Мораль, правила, которые регулируют отношения между людьми при распределении благ, наград и наказании. (Справедливость)

3. Целеполагание.

1. Учитель: Какое ключевое слово получилось? (Этикет)

Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

- Сегодня мы поговорим о том, что такое этикет и какую роль он играет в нашей жизни.

А вы знаете, что такое этикет? (Ответы детей).

2. Работа со словарем.

Найдите в словарях определение, что такое этикет?

Этикет” - слово французское, толкуется как “установленный порядок поведения где-либо”.


Постановка проблемы.

Прочитайте пословицы с доски


Не гляди в лицо, гляди на обычай.

От приветливых слов язык не отсохнет.

Чего в другом не любишь, того и сам не делай

От учтивых слов язык не отсохнет.

О чем эти пословицы? Объясните их смысл.

Как вы думаете, какова же будет тема нашего урока?

Да, вы правы, мы будем говорить о правилах поведения в обществе.


Актуализация знаний.

Скажите, какое общество вас окружает в течение дня? А есть ли правила, которые вы соблюдаете в этом обществе? Это правила хорошего поведения.


Поиск решения проблемы.

Кто знает, каким, словом называют правила хорошего поведения? В какой стране произошло это слово? Найти ответы на эти вопросы вы сможете самостоятельно, пользуясь учебникомс.56 и страницами толкового словаря и энциклопедии. Работаем в парах, помогаем друг другу.

Итак, кто может рассказать про это слово? Кто дополнит?


Знакомство с новым материалом.

Слово "этикет" произошло от названия карточек, "этикеток", которые раздавали всем гостям во время изысканных приемов у короля Людовика XIV. На карточках были написаны правила поведения. В XIV-XVII веках соблюдение правил этикета стало отличительным признаком светского человека.
Знакомство с новым материалом.

С древнейших времен люди вынуждены были соблюдать определенные правила и нормы пове­дения для того, чтобы облегчить себе жизнь. По­жалуй, без них нельзя было выжить даже в пер­вобытнообщинном обществе. 
   Сама по себе совместная жизнь людей в любом обществе предполагает наличие определенных правил. Именно поэтому можно с уверенностью сказать, что этикет как свод определенных пра­вил поведения появился одновременно с возник­новением первобытного человеческого общества как необходимое условие его существования
 Уже в древних египетских, римских руко­писях, гомеровской «Одиссее» говорится о пра­вилах поведения людей в различных жизненных ситуациях. В это время были строго регламенти­рованы взаимоотношения высших и низших со­словий, господ и рабов, старших и младших, мужчин и женщин.
Средние века богаты всевозможными трак­татами, дающими советы и рекомендации на все случаи жизни. Не обошлось здесь и без трактата о поведении, о том, что требуется от каждого воспитанного человека: учтивость и вежливость.
Русь достаточно долгое время жила замкну­то и практически не имела контактов с восточ­ными и европейскими странами. Это обстоятель­ство, естественно, отразилось на культурной жизни страны.
   Первые письменные правила поведения были даны в «Поучениях» Владимира Мономаха.  Позже, в первой половине XVI века, в Рос­сии была написана «Книга, называемая Домостро­ем, которая содержит в себе полезные сведения, поучение и наставление всякому христианину — и мужу, и жене, и детям, и слугам, и служан­кам». Эта книга охватывала все стороны жизни людей богатого сословия: учила, как относиться к церкви, власти, членам семьи, прислуге, как воспитывать детей, как вести до­машнее хозяйство, как встречать гостей и нано­сить ответные визиты и т. д.
Со вступлением на престол Петра Великого в России наступила пора великих преобразований.   В XVII веке (1717 г.) по распоряжению Пет­ра I была издана книга «Юности честное зерца­ло, или показа к житейскому обхождению, со­бранное от разных авторов», в которой давались советы молодым дворянам, как вести себя в свет­ском обществе и в обычных житейских ситуациях.
Раньше культуре общения, учтивости, умению вести себя в обществе - всей этой тонкой науке поведения - обучали только избранных. Хорошие манеры считались признаком превосходства и просвещенности.
 В 21 веке россияне живут по общим правилам цивилизованного этикета.
Зная эти правила, можно быть уверенным, что, за исключением небольших нюансов, в любой стране они будут уместны.


Групповая работа

Задание для первой группы: Приведите примеры соответствия одежды и ситуации. Вы должны определить, какую одежду нужно надеть для посещения спортзала, театра, школы. А в какой одежде мы ходим дома, на прогулке. Название одежды наклеиваем на листок с названием места посещения. При подготовке используйте материал учебника на с. 56-57, энциклопедии, собственные наблюдения.


См. приложение


План вашей работы такой:

1.Внимательно выслушайте друг друга и составьте ответ.

2. Выберите выступающего (можно выступать всей группой)

3.Выступите.

4.После выступления ответьте на вопросы.


Задание для второй группы: Речь и этикет. Определите, какими словами приветствуют людей разных возрастных и социальных групп. На листочки с изображением людей наклейте соответствующие слова приветствия. При подготовке используйте материал учебника на с. 56-57, свой жизненный опыт. См. приложение

План работы:

1.Внимательно выслушайте друг друга и составьте ответ.

2. Выберите выступающего (можно выступать всей группой)

3.Выступите.

4.После выступления ответьте на вопросы.


Задание для третьей группы: Вы должны подобрать окончания пословиц, в которых говорится о правилах поведения. См. приложение

План вашей работы:

1.Внимательно выслушайте друг друга и составьте ответ.

2. Выберите выступающего (можно выступать всей группой)

3.Выступите.

4.После выступления ответьте на вопросы

Физминутка


(Дети выполняют движения руками, наклоны, повороты в соответствии с текстом каждой строки.)

Мы продолжаем разговор о том, что такое правила этикета. Ведь ещѐ Дж. Свифт говорил: «Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение». Вы искали ответы на вопросы, выполняя разные задания. Сейчас послушаем выступление групп.

Первая группа расскажет нам о выборе одежды.

Какое же главное правило при выборе одежды? Действительно, одежда должна быть выбрана уместно, т.е. выбор одежды зависит от того места, куда вы хотите отправиться.

Вторая группа расскажет нам, как и какими словами нужно здороваться с разными людьми. Речь – важнейшее средство общения между людьми. А вежливая речь, гораздо эффективнее.

Молодцы! Давайте немного отдохнем и попробуем применить знания на практике. Выбираем листочки с ролями, и приветствуем друг друга. (Дети получают листы с надписями «мама» - «сын», «приятель» - «приятель», «Учитель»- «ученик», «пожилой человек» - «мальчик» и ищут подходящие слова приветствия)



А кто может сказать, можно ли приветствовать друг друга без слов? Приведите примеры.

У вас на партах листки из энциклопедии. Прочтите и найдите, каким жестом приветствовали друг друга китайцы…лапландцы…японцы.. Отлично.

Теперь заслушаем третью группу. Ведь народная мудрость накапливалась веками, и до сих пор актуальна. Вот и получился у нас альбом про этикет. Скажите, как мы его можем использовать? (перечитывать самим, читать малышам, пойти в другие классы с сообщениями)


Рефлексия.

Скажите, откуда люди узнают правила этикета? Из каких источников мы можем получить информацию о правилах этикета? Вернѐмся к пословицам, которые разбирали в начале урока?

Много правил есть на свете,

Все не выучить зараз.

Но о главных в этикете

Должен каждый знать из вас.


ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА.
Четыре волшебных слова –
ЭТИКЕТА основа.
Вы часто их говорите,
Звучат они очень красиво:
ЗДРАВСТВУЙТЕ, ИЗВИНИТЕ,
ПОЖАЛУЙСТА и СПАСИБО.

В ГОСТИ!
В гости вы приглашены –
Значит, вовремя должны
На двери нажать звонок –
Точно в названный вам срок.
Приготовь подарок.

Кто-то другу иль подружке
Дарит старые игрушки
И потрёпанные книжки…
Это дурно, дурно слишком.
Мы таких не уважаем,
В гости их не приглашаем,
Не зовем на день рождения,
Нет для жадин уважения.


* * *
За столом сидишь с гостями –
Не кричи, не ёрзай, друг,
Не размахивай руками,
Словно ты гоняешь мух.

* * *
Если фантики конфет
Гость под стол бросает,
Это значит, ЭТИКЕТ
Он не соблюдает.

* * *
Кто в гостях повсюду нос
Сунуть свой пытается,
До культуры не дорос,
Хорошим не считается.

* * *
Взял без спроса вещь чужую,
Шкаф открыл, полез в буфет...
Невоспитанность такую
Запрещает ЭТИКЕТ!

НА УЛИЦЕ.

Вот мальчишка пальцем тычет:
– Ой, велосипед какой!
Тыкать пальцем неприлично,
Лучше показать рукой.

В КИНО И ТЕАТРЕ.
По совету ЭТИКЕТА
Я в кино не ем конфеты.
И в театре – шу-шу-шу –
Шоколадкой не шуршу.
Для пирожных и конфет
Есть антракт и есть буфет.


В ТРАНСПОРТЕ.
Так в метро кричали дети,
Позабыв об ЭТИКЕТЕ,
Что от воплей, криков этих
Я оглох и не заметил,
Как проехал остановку.
Было мне за них неловко.


Ты о правилах несложных

Никогда не забывай!

И везде, где будет можно,

Ты их в жизни применяй!


Выражение решения проблемы

Дополните фразу.

Мы сегодня много говорили о..

Посмотрим, насколько вы были внимательны. Садимся за компьютеры и выполняем небольшой тест-тренажер. См. приложение

Спасибо за работу на уроке. Дома подумайте и запишите5 правил школьного этикета.

  1. Замечаешь ли ты, какое настроение у ребят, когда приходишь в класс?

  2. Приятно ли тебе называть одноклассников по имени?

  3. Во время ссоры ты стараешься обидеть одноклассника?

  4. Если кого – то из ребят незаслуженно обвинил учитель, ты заступишься за одноклассника?

5.Если одноклассник попросил в чем – то помочь ему, ты согласишься?

































Этикет

[править]

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к: навигация, поиск


Этике́т (от фр. étiquette — этикетка, надпись) — нормы и правила поведения людей в обществе[1]. В современном виде и значении слово было впервые употреблено при дворе короля Франции Людовика XIV — гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться; хотя определённые своды норм и правил поведения существовали уже с древнейших времён[1]

Литература:

  1. Чудакова Н. В. «Этикет от А до Я»

  2. Даль В. И. «Словарь пословиц»

  3. Ленгли Э. «Иллюстрированная энциклопедия. Вопросы и ответы»

  4. Гаррис Н. «Иллюстрированная энциклопедия «Мир вокруг нас»

  5. Ожегов С. И. «Словарь русского языка»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!