СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме: «Ф.И.Тютчев«Зима недаром злится…» Приём контраста в лирическом стихотворении»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения во 2 классе по теме: " Ф.И.Тютчев "Зима недаром злится..." Приём контраста в лирическом стихотворении."Урок изучения нового материала.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: «Ф.И.Тютчев«Зима недаром злится…» Приём контраста в лирическом стихотворении»»

Урок литературного чтения «Ф.И.Тютчев«Зима недаром злится…» Приём контраста в лирическом стихотворении» во 2б классе.
учитель начальных классов: Харламова О.В.

  • УМК « Перспектива»

    Учебный предмет: Литературное чтение

  • Класс:

    Тема: Ф.И.Тютчев«Зима недаром злится…» Приём контраста в лирическом стихотворени
    Тип урока. Урок изучения нового материала.

    Технологии. ИКТ , технология проблемного обучения

  • Продолжительность: 1 урок - 40 минут

Планируемые результаты:


Предметные: умение выразительно читать стихотворение или его фрагмент, объяснять смысл названия произведения и его связь с содержанием.

Метапредметные:

Познавательные: поиск в стихотворении слов, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданной.

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно оценивать правильность выполненных учебных действий.

Коммуникативные:воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения, описывают объект: умеют передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка, высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника

Личностные: умение привлекать опыт собственных переживаний и жизненных впечатлений в процессе размышлений над лирическим произведением, проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное, осознают значимость чтения для развития и обучения, испытывают потребность в систематическом чтении.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями, картинки с рисунками, портрет Ф.И.Тютчева., картинки с героями Аней и Ваней


Форма:урок

Методы обучения: парная, фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.







Этап урока

Время, мин

Цель


Содержание учебного материала

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация к деятельности


1 мин.

настрой учащихся на активную работу на всех этапах урока при помощи стихотворных строк

Чтение стихотворения

Громко прозвенел звонок,

Давайте настроимся все на урок.

Улыбнемся друг другу,

И нашим гостям,

Чудесных открытий желаю всем вам!



Словесный метод

Чтение стихотворения учителем

Эмоционально настраиваются на работу

Приветствуют учителя

Актуализация знаний


7 мин.

повторение знаний материала прошлых тем, необходимых для восприятия нового материала.


-Какой раздел мы начали изучать на прошлом уроке? (Весна, весна!И все ей радо!)

-Чему он будет посвящен? (произведениям о весне)

-С какими определениями мы познакомились на прошлом уроке? (олицетворение, воображение)

- Что такое олицетворение? (Олицетворение – это присвоение свойств одушевлённых предметов неодушевлённым)Воображение-способность представить себе что-то мысленно.

Хорошо, молодцы! Кто напомнит нам, что было задано на дом?

(Придуматьзагадки о зиме, о весне,нарисовать рисунок )

Молодцы! Какие интересные загадки у вас получились!


Словесно-практический метод прием- учебный диалог, проблемная ситуация.

Организует диалог с обучающимися с целью уточнения пройденного материала.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.


Отвечают на заданные вопросы, загадывают составленные загадки , показывают рисунок к составленной загадке и рапределяют рисунки на 2 группы «Зима» «Весна»

Целеполагание

1 мин.

создание проблемной ситуации, которая подведет учащихся к теме урока.

-Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

-Почему речь пойдёт именно об этих временах года?

Какие отношения могут быть между зимой и весной?

Сегодня мы постараемся увидеть образы весны и зимы, созданные Ф.И.Тютчевым.Сравним эти образы.

Словесный метод

Формулирует цель урока

Высказывают свои предположения и объясняют свой выбор ответа.






Изучение нового материала

15 мин.

знакомство с творчеством Ф.И.Тютчева, анализ стихотворения «Зима недаром злится…»

Фёдор Иванович Тютчев родился в 1803 году и прожил семьдесят лет.  Русский поэт. Принадлежал к старинному дворянскому роду. Рано начал писать стихи. Свое первое стихотворение опубликовал в 14 лет. В 1821 г. блестяще окончил словесный факультет Московского университета. Поэтическим мастерством его восхищались,  перед талантом его преклонялись. Тютчев не писал специально для детей, но стихотворения о природе прочно вошли в круг детского чтения: “Весенняя гроза”, “Весенние воды”, “Листья”, “Зима недаром злится”, “Чародейкою Зимой”, “Есть в осени первоначальной”, “Радуга”. В своих стихотворениях он воспевал красоту родной природы.  

Наши помощники Аня и Ваня тоже слушали рассказ о творчестве Ф.И.Тютчева. Ваня говорит, что Тютчев писал о детях, а Аня говорит, что о красоте родной природы. Кто же из них прав?

На сегодняшнем уроке мы познакомимся со стихотворением « Зима недаром злится». Можем ли мы по названию стихотворения определить настроение зимы?

В тексте вам встретятся незнакомые слова:

Недаром

Засуетилось

Нудит

Трезвон

Хлопочет

Пуще

Взбесилась

Наперекор

При прослушивании стихотворения обратите внимание на эти слова.

Слушают чтение стихотворения в аудиозаписи, сопровождающейся , показом картин зимы и весны.

- Что увидели? Передайте свои впечатления. Что удивило, что

запомнилось?

Работая в паре , выясните значения незнакомых слов.

2.Анализ стихотворения

 Давайте прочитаем стихотворение по строфам.

Хорошо читающие дети, читают:

1 – строфа-

Скажите, почему же начала злиться зима? (она почувствовала, что наступает весна)

- В каких словах говорится о том, что весна вот-вот придёт? Найдите их и прочитайте. («Весна в окно стучится…»)

- Как вы понимаете эти строки? (весна очень близко)

- Как будем читать эти строки? (радостно)

-2 – строфа 

«И всё засуетилось»- говорит поэт. Как вы понимаете это выражение?

(побежали ручейки, зашелестел ветерок, запели птицы)

- Объясните вторую строку «Всё нудит зиму вон» -заставляет зиму уйти, нудит- вынуждает.

-Какие птицы встречают весну своим пением? (жаворонки) Почему?

3 – строфа - Найдите слова, передающие настроение Зимы и Весны. ( Хлопочет, ворчит; хохочет, шумит ).

- А как шумит Весна? ( Весна шумит ручьями, шелестом ветра.

4 – строфа- Выберите из текста слова, доказывающие, что Зима так просто не уходит. ( Зима взбесилась ).

- А как называет поэт Зиму? (ведьмой злой ).

А как называет Весну? ( прекрасное дитя ).

5 – строфа - Как Весна отреагировала на проказы Зимы? (Она не переживает и не обращает внимания на неё.)

- Ребята, каким тоном надо читать эту строфу? (Бодрым, так как Весна всё равно побеждает.)


Метод словесно-наглядный, словесно-практический.

Приёмы прослушивание аудиозаписи, просматривание видеоролика.

Настраивает на просмотр видеоролика, создаёт проблемную ситуацию.

Настраивает на прослушивание стихотворения в аудиозаписи. Акцентирует внимание на незнакомых словах в тексте., организует парную работу.

Строит учебный диалог , в ходе которого проводится анализ стихотворения.

Смотрят видеоролик о творчестве Тютчева.

Решают спор Ани и Вани.

Слушают стихотворение в аудиозаписи, просматривают картины, чтение стихотворения, делятся своими впечатлениями.

Выполняют задание в паре, выясняют значения незнакомых слов.

Читают ответы.


Читают стихотворение по строфам, отвечают на вопросы учителя.

Физкультминутка

2 мин.

снятие психологического и физического напряжения.


Использование аудиоматериалов

Показывает элементы физкультминутки

Повторяют движения за учителем

Продолжение изучение материала

2 мин.

Знакомство с новым приёмом - контраст

- Р Ребята, поэт показал два образа –



2 настроения. Такое яркое

- противопоставление -

называется контрастом.

Контраст – это резкая противоположность.

К Прием контраста автор использовал для того, чтобы показать противоборство, противостояние добра и , старого и нового .



Словесный метод

Учитель знакомит со значением слова контраст ,устанавливают межпредметную связь

Приводят примеры контраста

Закрепление изученного материала

5 мин.

закрепление полученных знаний и выявление связи изученного материала с жизнью.



Ко Контраст нужно уметь выделять гол голосом.

С каким настроением будем читать о весне, о зиме.


Парная работа


Организует парную работу для выразительного чтения стихотворения, чтобы показать контраст.


Работают в паре. Выразительно читают стихотворение.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

5 мин.

оценивание учениками своей учебной деятельности

Ваша задача:

выбрать из текста учебника слова, характеризующие Зиму и Весну.


Парная работа


Организует работу в паре для того, чтобы выбрать слова, характеризующие зиму и весну. Осуществляет взаимопроверку. Просит оценить смайликом.

Распределяют роли, подчёркивают слова и выражения, проверяют, оценивают








Итог урока

2 мин.

подведение итогов урока.


Словесный метод

Задает вопросы о задачах урока.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся.

Делятся своими впечатлениями от урока.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя