Изучение нового материала | 15 мин. | знакомство с творчеством Ф.И.Тютчева, анализ стихотворения «Зима недаром злится…» | Фёдор Иванович Тютчев родился в 1803 году и прожил семьдесят лет. Русский поэт. Принадлежал к старинному дворянскому роду. Рано начал писать стихи. Свое первое стихотворение опубликовал в 14 лет. В 1821 г. блестяще окончил словесный факультет Московского университета. Поэтическим мастерством его восхищались, перед талантом его преклонялись. Тютчев не писал специально для детей, но стихотворения о природе прочно вошли в круг детского чтения: “Весенняя гроза”, “Весенние воды”, “Листья”, “Зима недаром злится”, “Чародейкою Зимой”, “Есть в осени первоначальной”, “Радуга”. В своих стихотворениях он воспевал красоту родной природы. Наши помощники Аня и Ваня тоже слушали рассказ о творчестве Ф.И.Тютчева. Ваня говорит, что Тютчев писал о детях, а Аня говорит, что о красоте родной природы. Кто же из них прав? На сегодняшнем уроке мы познакомимся со стихотворением « Зима недаром злится». Можем ли мы по названию стихотворения определить настроение зимы? В тексте вам встретятся незнакомые слова: Недаром Засуетилось Нудит Трезвон Хлопочет Пуще Взбесилась Наперекор При прослушивании стихотворения обратите внимание на эти слова. Слушают чтение стихотворения в аудиозаписи, сопровождающейся , показом картин зимы и весны. - Что увидели? Передайте свои впечатления. Что удивило, что запомнилось? Работая в паре , выясните значения незнакомых слов. 2.Анализ стихотворения Давайте прочитаем стихотворение по строфам. Хорошо читающие дети, читают: 1 – строфа- Скажите, почему же начала злиться зима? (она почувствовала, что наступает весна) - В каких словах говорится о том, что весна вот-вот придёт? Найдите их и прочитайте. («Весна в окно стучится…») - Как вы понимаете эти строки? (весна очень близко) - Как будем читать эти строки? (радостно) -2 – строфа – «И всё засуетилось»- говорит поэт. Как вы понимаете это выражение? (побежали ручейки, зашелестел ветерок, запели птицы) - Объясните вторую строку «Всё нудит зиму вон» -заставляет зиму уйти, нудит- вынуждает. -Какие птицы встречают весну своим пением? (жаворонки) Почему? 3 – строфа - Найдите слова, передающие настроение Зимы и Весны. ( Хлопочет, ворчит; хохочет, шумит ). - А как шумит Весна? ( Весна шумит ручьями, шелестом ветра. 4 – строфа- Выберите из текста слова, доказывающие, что Зима так просто не уходит. ( Зима взбесилась ). - А как называет поэт Зиму? (ведьмой злой ). - А как называет Весну? ( прекрасное дитя ). 5 – строфа - Как Весна отреагировала на проказы Зимы? (Она не переживает и не обращает внимания на неё.) - Ребята, каким тоном надо читать эту строфу? (Бодрым, так как Весна всё равно побеждает.) | Метод словесно-наглядный, словесно-практический. Приёмы прослушивание аудиозаписи, просматривание видеоролика. | Настраивает на просмотр видеоролика, создаёт проблемную ситуацию. Настраивает на прослушивание стихотворения в аудиозаписи. Акцентирует внимание на незнакомых словах в тексте., организует парную работу. Строит учебный диалог , в ходе которого проводится анализ стихотворения. | Смотрят видеоролик о творчестве Тютчева. Решают спор Ани и Вани. Слушают стихотворение в аудиозаписи, просматривают картины, чтение стихотворения, делятся своими впечатлениями. Выполняют задание в паре, выясняют значения незнакомых слов. Читают ответы. Читают стихотворение по строфам, отвечают на вопросы учителя. |