III. Постановка темы. Целеполагание Слайд 3 Слайд 4 Слайд5 | Вы узнаете тему нашего урока, если догадаетесь, о чём пойдёт речь в данном тексте. Очень давно, когда история великой русской державы только началась, она стоила очень дорого. Её одну можно было обменять на табун лошадей, стадо коров, на собольи шубы. И дело тут не в украшениях, в которые красавицу и умницу наряжали. А ходила она в тиснённых кожах, жемчугах и в каменьях драгоценных, золотые и серебряные застёжки украшали её наряд. Любуясь на неё говорили: "Свет ты наш". - Что это за диковина такая? (Книга). -Почему вы решили, что эта книга? Значит, о чём мы будем говорить на уроке? (О книгах) О каких книгах? (о рукописных) - А какой раздел вы сейчас изучаете? - Так о каких книгах мы с вами будем говорить? А тема нашего урока будет звучать так: «Из книжной сокровищницы Древней Руси». (на доске) - Подумайте, а какая будет цель нашего урока? Чтобы достичь цели урока, надо ответить на вопросы, которые вы определите, восстановив предложения. А) письменность Кто Руси славянскую на создал? Б) на чем Руси На писали и чём? 1. Кто создал на Руси славянскую письменность? 2.На чём и чем писали на Руси? Какая перед нами стоит задача? (Ответить на эти вопросы) | Слушают учителя. Высказывают предположения о предстоящей теме урока. Дети формулируют тему и цель урока. А) Кто создал на Руси славянскую письменность? Б) На чём и чем писали на Руси? | Личностные: умение ставить перед собой цели и придерживаться их на протяжении всего урока. Регулятивные: целеполагание. |
IV. Открытие новых знаний. Работа над новым материалом. (Слайд 6) (Слайды 7,8) (Слайд 9) (Слайд 10) (Слайд 11) (Слайд 12) (Слайд 13) (Слайд 14) (Слайд 15) (Слайд 16) (Слайд 17) (Слайды 18,19,20) Закрепление изученного. Рефлексия. (Слайд21 Подведение итогов. Домашнее задание. (Слайд22 | _Где будем искать ответы на вопросы? В учебнике и в интернете). Содержательная часть. Работа над новым материалом. -Откройте учебники на с.35. На многие вопросы нужно получить ответы, поэтому будем работать в группе, в парах, индивидуально. Распределение заданий. 1. Работа в группе. -Вам нужно найти ответ на первый вопрос: Кто на Руси создал славянскую письменность? Для этого в учебнике на с.35, 36 читаете текст, запоминаете нужную информацию. Передаёте её одному человеку, который затем выступает перед классом с ответом на вопрос. Трофимова Даша ищет информацию в интернете. 2 задание. Работа в парах. Прочитайте текст про летописи до статьи "Рукописные книги". Сформулируйте свои вопросы по прочитанному тексту в виде игры "Ты - мне, я - тебе". Один ученик читает вопрос, второй отвечает. Затем меняются ролями. 3 задание. Работа в парах. -Найдёте ответ на вопрос:" На чём и чем писали на Руси?" Для этого прочитайте статью на с. 36-37 учебника «Рукописные книги". Сформулируйте свои вопросы по прочитанному тексту в виде игры "Ты - мне, я-тебе". Силинская Настя ищет информацию в интернете. 4 задание индивидуальное для слабого ученика). Работа с пословицей "С книгами знаться - ума набраться". Ученик должен восстановить пословицу из разбросанных слов и объяснить смысл этой пословицы. Физкультминутка. Выступление учащихся. Ученица рассказывает о том, как Кирилл и Мефодий создали славянскую письменность. Оцените выступление. Затем о Кирилле и Мефодии рассказывает девочка, которая нашла информацию в интернете. - Оцените её выступление. Учитель обобщает их ответы, показывает соответствующие слайды в презентации. После принятия христианства славяне использовали латинские и греческие буквы, но это было не очень удобно. Тогда Кирилл составил алфавит. Часть букв он взял из греческого алфавита, а часть букв придумал для передачи славянской речи. Так славянские народы получили свою письменность в 863 году. Кирилл создал Глаголицу. Известно, что слово глагол переводится как «слово», «речь». С помощью глаголицы можно было записать устную речь. Потом его ученики упростили азбуку и назвали кириллицей в честь создателя Кирилла. В настоящее время мы пользуемся другой азбукой – кириллицей. Она была создана Кириллом в 863 году. Он перевел на славянский язык Евангелие, Апостол, Псалтырь. В 1992 году в России впервые праздновали День славянской письменности и культуры. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была установлена Неугасимая Лампада – знак вечной памяти. - На какой вопрос мы должны были найти ответ? (Кто создал на Руси славянскую письменность?) - Нашли? (Кирилл и Мефодий создали славянскую письменность). Выступления учащихся про летописи. - Что такое летописи? Летописи-записи о важнейших событиях. -Какая самая известная летопись? -Самая известная летопись- "Повесть временных лет". -Кто её написал? -Учёные считают, что её написал Нестор, монах Киево-Печёрского монастыря. -О чём рассказал Нестор в летописи? -О восточнославянских племенах, нашествиях кочевников, первых русских князьях. Ребята, оцените выступления девочек. Учитель показывает слайды и дополняет ответы учениц. - Рассказ: В Древней Руси создавались летописи. - Что такое летопись? Летопись-описание событий по годам. (Славянское слово «лето» -переводится год) Первые летописи были очень краткими. Если на протяжении года ничего не произошло, то летописец записывал: «В лето … не бысть ничего», «В лето … бысть тишина». В конце 11 в. - начале 12 в. в Киево-Печерском монастыре жил монах Нестор, который создал первую русскую летопись– «Повесть временных лет». О содержании своего труда сам Нестор писал так: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве наче перви княжити, и откуда Русская земля стала есть» (перевод: «Каково начало Русской земли, и кто первым начал княжить в Киеве, и как образовалось Русское государство». -А сейчас Денис нам прочитает стихотворение о том, как монахи писали летописи. В монастырской келье узкой, В четырёх глухих стенах О земле о древнерусской Быль записывал монах. Он писал зимой и летом, Озарённый тусклым светом. Он писал из года в год Про великий наш народ. -Оцените его чтение, ребята. -Как Денис прочитал стихотворение? 3.Выступление учащихся по статье "Рукописные книги". -Что такое пергамен? -Пергамен - материал из телячьей кожи. -Чем писали на пергамене? -Писали очинёнными птичьими перьями, чаще всего гусиными. -Какие чернила делали для письма? -Коричневые или чёрные чернила. -Какие краски использовали для украшения рукописей? -Природные краски. Киноварь - краска оранжево - красного цвета и охра - краска жёлтого цвета. Оценка выступления. Выступление девочки, которая искала информацию в интернете. Настя, какую информацию нашла про рукописные книги? -Дайте оценку Настиному выступлению. Учитель дополняет информацию о рукописных книгах, показывает нужные слайды презентации. Мастера одевали книгу в переплёт. Он делался из досок и обтягивался кожей или тканью. Переплёты дорогих книг были отделаны золотом и драгоценными камнями. Чтобы листы не скручивались, к переплёту приделывали застёжки. Закрепление изученного. 1. Что такое летопись? 2.Что использовали в качестве материала для письма до 14 века? 3.Что такое пергамен? 4.Чем писали рукописные книги на пергамене? Рефлексия. -Давайте вспомним, на какие вопросы мы должны были ответить во время урока. -Прочитайте предложения, вставляя пропущенные слова, используя знания, полученные на уроке. Славянскую письменность создали ... и... На Руси писали на ...и ..., используя для этого ... и ... Славянскую письменность создали Кирилл и Мефодий. На Руси писали на берёсте и пергамене, используя для этого писало и перья. Ученица читает стихотворение: Чтоб страну свою любить, Её прошлым дорожить, Книги нужно нам читать, То, что было изучать. Знай, Россию, кто прославил, На земле свой след оставил, Книги, кто о ней писал, Храмы, церкви создавал... Как историю изучишь - Больше Родину полюбишь! Подведение итогов. -Кто хотел бы сегодня себя похвалить? -Кого из своих одноклассников вы хотели бы похвалить? Вы сегодня - молодцы. Работали активно, все получили отличные оценки. И поэтому я заканчиваю урок с отличным настроением. -А у вас, какое настроение? Покажите свои смайлики. На память о сегодняшнем уроке я хочу вам подарить картинки с изображением книги .Она радуется вместе с вами, потому что мы сегодня много хорошего говорили о книге. Любите и читайте книги! Домашнее задание. В учебнике прочитайте текст на с.35-37. Выполните задание в рабочей тетради на с.15 Творческое задание. Создайте свою буквицу, красиво её раскрасьте или попробуйте изобразить страницу рукописной книги. (Слайд 23) Спасибо за урок. | Ищут ответ на вопрос в группе "Кто на Руси создал славянскую письменность?" Трое учеников ищут информацию в учебнике. Одна девочка - в интернете. Работа в парах Дети составляют ответы и вопросы про летописи. Работа в парах. Дети составляют вопросы и ответы по статье "Рукописные книги". Одна ученица ищет информацию в интернете. Один ученик работает с пословицей. Ученица рассказывает информацию из учебника. Дети оценивают её выступление. Затем перед классом выступает девочка, которая искала информацию в интернете. Дети оценивают её выступление. Учитель обобщает их ответы , дополняет и показывает необходимые слайды из презентации. Слушают учителя, смотрят презентацию. Отвечают на вопросы. Девочки задают вопросы в виде игры "Ты- мне, я- тебе". Дети оценивают выступление учениц. Смотрят презентацию о летописях. Ученик читает стихотворение. Дети оценивают чтение стих. учеником. Дети выступают перед классом по теме "Рукописные книги". Ученики в форме игры "Ты - мне, я - тебе" задают вопросы и отвечают на них. Оценивают выступление. Девочка рассказывает о рукописных книгах. Оценка. Слушают учителя, смотрят презентацию. Отвечают на вопросы. Отвечают на вопросы, поставленные в начале урока. Ученица читает стих. Дети слушают и дают оценку чтению наизусть. Подводят итог своей работе на уроке. Показывают. какое у них настроение с помощью смайлика. Записывают дом. задание. | Познавательные: Иметь желание узнавать новое, расширять свой словарный запас. Регулятивные: Сохранять дисциплину. Личностные: Уметь воспринимать новую информацию. Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной и письменной речи, в диалоге, в общей беседе. Познавательные: Уметь извлекать и перерабатывать полученную информацию. Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной речи. Выражать свои мысли в словесной форме, соблюдая нормы литературного языка. Коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя правила речевого поведения. Регулятивные: контролировать процесс и результаты своей деятельности. Познавательные: Развивать навыки использования учебника для нахождения ответов на вопросы. Строить рассуждения, устанавливать причинно - следственные связи. делать выводы. Участвовать в диалоге, в общей беседе. Регулятивные: Осуществлять рефлексию процесса и результата учебно - познавательной деятельности. Личностные: Умение ставить перед собой цели и придерживаться их на протяжении всего урока, испытывать интерес к истории своей Родины. Испытывать интерес и любовь к книге. Регулятивные: оценивать свои достижения. осознавать трудности, адекватно воспринимать оценку учителя. |