СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме:"Основные признаки текста"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии с ФГОС. Также присутствует творческое задание.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме:"Основные признаки текста"»

Урок по теме: «Основные признаки текста»(6 класс)

Цели: познакомить с основными признаками текста; развивать навыки анализа текста, орфографические и пунктуационные навыки.

Планируемые результаты: знание основных признаков текста; умения анализировать текст с точки зрения его основных признаков, работать в парах.

Ход урока

I.Организационный момент.

II.Проверка домашнего задания.

III.Самоопределение к деятельности.

1. Прочитайте две записи. В какой из них предложения связаны по смыслу.


Маленькая льдина быстро плыла по реке. Далеко видны во ржи голубые и синие цветы васильков. Чистым белым снегом покрылась земля.


ТРОПИНКА.

Через поляны, через душистый сосновый бор вьётся лесная тропинка.

Весной, летом и осенью мы ходим гулять по этой любимой тропинке. Гуляя по лесу мы слышим и видим, как живут звери и птицы, растут, разговаривают между собой деревья и меняются времена года.

Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка.


-Какая из записей является текстом?

-Какие признаки текста вы знаете? (наличие темы и основной мысли, возможность заголовка, смысловая связь между предложениями, использование языковых средств).

-Докажите, что вторая запись – текст.

1.     У текста есть заглавие.

2.     В заглавии указывается тема или основная мысль. Здесь тема – лесная тропинка.

3.     В тексте всегда есть начало. (О чём говорится в первом предложении?)

4.     На сколько  частей можно разделить этот текст? (Здесь три части: начало, основная часть и конец текста.)

5.     Все части текста связаны между собой. Как именно? (По смыслу и структурно, то есть по строению.)

6.     Для текста характерна композиционная завершённость: конец текста как бы перекликается с заглавием или его началом.

Миниатюра заканчивается словами «любимая тропинка». Эти слова возвращают нас к заглавию и началу её. То есть произведение получает композиционную завершённость.



Сделаем вывод:

Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически, есть заглавие, делимость на части, связность, завершённость.


2.(Чтение и обсуждение диалога на с. 45 учебника.)

IV.Работа по теме урока

Работа по учебнику

(Упр. 80 — работа со схемой (с. 45) на доске и в тетрадях.)

Комментарии

Проще всего найти признак, противоположный конечному предложению, - начальное предложение, поместим его на левый лепесток схемы. Начальное и конечное предложение придают тексту завершенность. Тема и основная мысль могут быть выражены в заглавии; запишем слово заглавие вверх слева. В оставшийся незаполненным лепесток впишем ключевые слова.

Мы знаем, что текст-высказывание, состоящее из предложений, которые связаны между собой общим смыслом. Значит текст может делиться, члениться на фрагменты-предложения и группы предложений. Несколько предложений, выражающих законченную мысль текста, называется микротемой. Микротомы составляют абзацы, отделяются отступами.

Предложения в тексте должны стоять в определённой после­довательности. Значит, текстом предложения будут, только если они связаны по смыслу и грамматически. Все части текста должны отвечать теме, подчиняться раскрытию основной мысли, а значит, обладать смысловой цельностью.

V.Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

1. Упр. 81 — работа в парах с последующим обсуждением.
Комментарии

Это шуточное стихотворение построено как краткое и мате­матически точное рассуждение. Оно обладает цельностью: предложения связаны общей темой, выраженной в заглавии («Бу­терброд»), и основной мыслью (идеей), раскрытой в конечном предложении. Начальное и конечное предложения текста придают ему завершённость. Ключевые слова (математик, булка, масло, случайно сложил, изобрёл бутерброд) отражают суть текста.

2.  Из данных предложений составьте текст, озаглавьте его  и запишите.

1. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. 2. Листья падали дни и ночи. 3. Начался листопад. 4. Этот дождь шёл неделями. 5. Леса моросили дождём облетевшей листвы. (3, 2, 1, 5, 4.)

Какова тема данного текста?

Есть ли здесь предложение, выражающее основную мысль?

3. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

Сочинение-миниатюра на тему « Осень и школа»

ЗАЧИН.

1. Быстро заканчивается лето.

2.     Когда я вспоминаю школу, почему-то сразу вижу осенние листья, школьную линейку и ...слышу звонок.

3.     Кто сказал, что осень – это грустная пора?

КОНЦОВКА.

1.     Осень и школа – понятия неразделимые.

VI. Подведение итогов урока

- Расскажите о тексте по схеме.

- Каковы отличительные черты, признаки текста? (Членимость, связность, завершённость, смысловая цельность.)

VII.Домашнее задание

Учебник: § 17, упр. 83






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!