СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Расы"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Расы"»

Тема: Расы и их происхождение.


Класс: 11

Раздел: Антропогенез.

Цель урока: раскрыть биологические особенности человеческих рас, проанализировать причины их возникновения.

Задачи:

  • познавательная: изучить понятие « человеческие расы», их отличительные особенности, единство происхождения и биологической равноценности;

  • развивающая: развивать учебно-исследовательские, информационные и коммуникативные умения и навыки учащихся в процессе групповой работы с различными источниками информации;

  • воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к мнению одноклассников; толерантное отношение к представителям различных рас.


Тип урока: формирование новых знаний

Форма урока: урок - исследование

Методы: наглядный, частично-поисковый, рефлексивный, проблемный.



Оборудование: таблицы, рисунки с изображением людей различных рас, презентация, мультимедиапроектор, планшеты, географическая карта.


Ключевые понятия и термины: человеческие расы, нация, рассизм.



































 ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учеников

Методический комментарий

1.Организационный момент

 

Приветствие:

«Здравствуйте, ребята!

Садитесь. Начну урок с девиза нашего класса

«Мы разные, но мы едины!

И вместе мы непобедимы!

А почему? Вы ответите мне в конце урока.

А сейчас, давайте узнаем тему урока, по изученному материалу.

Приветствуют учителя

Здоровьесберегающий фактор.

Снять психологическое напряжение, создать благоприятную психологическую атмосферу, настроить на совместную работу.


2.Актуализация знаний. 

 

 

 

 

Для этого я предлагаю вам ответить на вопросы теста и выбрать один ответ из предложенных :

Тест. Выберите правильный ответ из четырех предложенных.

1.Антропогенез - это процесс

А) индивидуального развития особи

Г) исторического развития органического мира

Т) размножения и развития клетки

Р) эволюции человека

2. Случаи возврата к признакам предков:

А) атавизмы

В) рудименты

О) идиоадаптации

Ч) ароморфозы

3. Движущими силами антропогенеза являлись:

А) естественный отбор;

Б) наследственная изменчивость;

В) общественный образ жизни;

С) верны все ответы.

4. Гиббоны и орангутанги произошли:

Ы) от парапитеков;

О) дриопитеков;

Л) питекантропов;

Б) тупайи.

5. К обезьянолюдям относится:

Ч) кроманьонец;

Д) австралопитек;

Ф) питекантроп;

Ж) неандерталец.

6. К первым современным людям относят:

А) неандертальца;

Е) кроманьонца;

Л) питекантропа;

Т) рамапитека.

7. К древнейшим людям относится:

А) неандерталец;

О) кроманьонец;

Л) питекантроп;

Г) австралопитек.

8. В эпоху великого оледенения жили:

М) кроманьонцы;

О) неандертальцы;

В) синантропы;

Г) питекантропы.

9. Человек умелый, изготавливающий из камня орудия труда, относится:

В) к древнейшим людям;

Б) древним людям;

А) новым людям;

Г) парапитекам.

10. Развитию руки как органа и продукта труда способствовало:

А) прямохождение;

Д) строение руки;

В) мышление;

Е) все эти факторы.

11. Первыми овладели членораздельной речью:

В) неандертальцы;

К) кроманьонцы;

Д) синантропы;

И) человек умелый.

12. К виду «Человек разумный» относятся:

Б) неандерталец;

А) кроманьонец;

О) синантроп;

Г) архантроп

Правильные ответы:

1-Р

2-А

3-С

4-Ы

5-Ч

6-Е

7-Л

8-О

9-В

10-Е

11-К

12-А

Критерии:

12-11 – «5»

10-9 –«4»

8-7 – «3»

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Ответ


























Взаимооценивание


Создание проблемной ситуации, лежащей в зоне ближайшего развития учащихся

Формирование интереса к проблеме

Назовите тему урока?

Записывают тему урока.

.

Выход на постановку цели

- Задайте вопросы по теме урока, на которые мы должны будем ответить.

 

Участвуют в определении общей цели урока

Реализация принципа вариативности.

Личная заинтересованность каждого, значимость мнения каждого ученика.

3.Изучение нового материала

а)

Организация самостоятельной деятельности учащихся по приобретению новых знаний

Организует деятельность в парах:

Вопросы для групп.

1 вариант.

Что такое раса? /Записать в тетрадь/

(Раса – это совокупность людей, обладающих генетико-физиологической общностью, происхождением, которое связано с ареалом.)

   2 вариант.

 Вспомните понятие вид. Дайте полное определение.

  3 вариант

Вспомните понятие популяция. Дайте полное определение.

Популяция – (лат. populus – «народ») – группа особей одного вида, обитающих на определенной территории. Численность популяции периодически меняется.

Вид (от лат. species — эталон, единица измерения) — совокупность особей, обладающих наследственным сходством морфологических, физиологических и биохимических особенностей, свободно скрещивающихся и дающих плодови­тое потомство, занимающих в природе определенную область распространения - ареал.


Работа в парах с текстом учебника с 285, можно использовать Интернет

Записать определение в рабочей тетради с.121



Развитие общеучебных навыков, коммуникативных качеств. Реализация принципа субъективности.

б)

Воспроизведение информации, составление единого целого из отдельных блоков

Организует выступление от каждой группы. Обмен информацией и выводами.

Исходя из этих определений, объясните причины возникновения различных рас. (Ответы учащихся.)

Используя критерии вида, попробуйте доказать биологическую равноценность рас и единство их происхождения. (Ответы учащихся.)

Участвуют в обсуждении, составлении схем.

Результаты работы выводятся на экран в виде схем (шаблоны схем приготовлены учителем заранее), фиксируются всеми учащимися в тетрадях с целью обобщения субъективного опыта

в)Организация самостоятельной деятельности учащихся по приобретению новых знаний

Существуют различные классификации человеческих рас. Наука, изучающая человеческие расы – расоведение.

В практическом плане популярна классификация по которой выделяют три большие расы. с 285-286

Используйте учебники, рисунки, дополнительную литературу.

1. Дайте характеристику большим расам:

2. Полученные данные записывайте в таблицу – отчет.

Давайте обобщим полученные знания.

Современное человечество представлено... (Ответ: единым биологическим видом.)

Единственный вид – Homo sapiens – состоит из... (Ответ: рас, которые обладают одинаковым уровнем физиологического и психологического совершенства.)

Физминутка

А теперь, ребята, встать, 
Руки медленно поднять, 
Пальцы сжать, потом разжать, 
Руки вниз и так стоять. 
Наклонитесь вправо, влево 
И беритесь вновь за дело


Работа в парах с текстом учебника, словарями, ресурсамиInternet.



Развитие общеучебных навыков, коммуникативных качеств. Реализация принципа субъективности.

г)Рефлексия деятельности

Знакомит с мнения ми ученых и дополнительной классификацией рас.

- Как же происходило возникновение рас, и какие условия способствовали их образованию?

- Назовите основные признаки рас?

- Какой же можно сделать вывод?



Проводят рефлексию своей деятельности

Реализация деятельностного подхода: Как использовать полученные знания в жизни? Какие проблемы возникли во время работы в группе?

Организация самостоятельной деятельности учащихся по приобретению новых знаний

Самостоятельное прочтение

Гипотезы расогенеза с287

Заполнение индивидальных листов


 

- Как Вы думаете, одинаковые ли понятия «раса» и «нация».

Раса и нация два разных понятия.

В нации людей объединяет общность языка, территории, экономического уклада.

Раса представляет собой совокупность людей, обладающих генетико-физиологической общностью, происхождение которой связано с определённым ареалом.

Вид человека разумного – самый многочисленный на нашей планете, насчитывает миллиарды особей и включает большое количество рас и популяций.

- Что такое расизм? (антинаучное учение о расах, основой которого является утверждение физической и психической неполноценности «низших» и превосходства «высших» рас)

- Основатель расизма граф де Гобино пытался осветить эволюцию человека, как борьбу между высшими и низшими расами. Ему принадлежит идея о вымышленной «арийской» расе, которую активно поддерживал Адольф Гитлер.

- Имеют ли право на существование термины  «высшая раса» и «низшая раса»?

Сегодня, в эпоху интеграции человечества, глобализации экономики, наблюдается процесс стирания межнациональных границ. Возникает очень большое число межнациональных браков. Можно даже сказать, что такое понятие, как нация, начинает терять смысл. Более того, возникает множество браков между представителями разных рас, что, в свою очередь, сказывается на сглаживании границ между расами. В наше время в таких областях человеческой деятельности, как спорт, искусство, наука, экономика и политика, на равных участвуют представители разных рас. Все вместе это лишний раз доказывает беспочвенность концепций нацизма и расизма, и именно поэтому всем нам необходимо до конца осознать, что мы все равны, равноценны, обладаем одинаковыми правами и свободами. Ну а возвращаясь к началу урока, мы можем сказать, что все мы – братья и сестры. Поэтому относиться друг к другу нужно с большим уважением и пониманием. А национальность и расовая принадлежность значения не имеют.

Участвуют в обсуждении

Развитие общеучебных навыков, коммуникативных качеств. Реализация принципа субъективности.

Закрепление и обобщение изученного материала

1.Задание по распределению людей по расам( Задание на SMART доске)

2.



Начало формы

Конец формы



  1. Исторически сложившаяся группа людей, объединенных общностью происхождения, территорией проживания, общими морфологическими и физиологическими наследственными особенностями, традициями, обычаями.

  2. Ученый, сделавший первую попытку описать человеческие расы.

  3. Раса, для которой характерны темная кожа, волнистые или курчавые волосы, широкий приплюснутый нос с большими ноздрями, толстые губы.

  4. Раса, для которой характерны светлая, иногда смуглая кожа, прямые иногда волнистые мягкие волосы, длинный нос, тонкие губы, усы, борода.

  5. Раса, для которой характерны прямые, черные, жесткие волосы, кожа смуглая. Широкое лицо, скулы, узкая глазная щель, средние по толщине губы, закрытое кожистой складкой (третье веко) верхнее веко. У индейцев нос длинный.

3.Возвращаясь к девизу урока, скажите, подходит ли он к нашему уроку?








 

Домашнее задание

Подобрать информацию

1. «Человек как житель биосферы»

 и о происхождении человека.

Параграф 73,повторить Главу 7

Записывают домашнее задание.

Возможность выбора исследовательского или творческого задания.

Ресурсы Internet:

1.     http://images.yandex.ru

2.     http://www.ecosystema.ru

3.     http://search.icq.com

4.     http://bufodo.apus.ru/index2.html

5.     htm://www.nerungri.edu.ru

6.     http://bio.1september.ru

Литература:



1.     Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс]. Кирилл и Мефодий,, с изменениями и дополнениями., 1996, 1997, 1999, 2000, 2001.

2.     Журналы «Биология в школе».






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!