СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Религия древних египтян".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет собой комбинированный  урок по истории для 5 класса. Тема урока "Религия древних египтян".

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Религия древних египтян".»

5 класс

Тема урока: «Религия древних египтян»

Тип урока: формирование новых знаний

Вид урока: комбинированный

Цели урока:

Образовательные:

1.Познакомить учащихся с религиозными верованиями древних египтян, зародившимися еще в первобытные времена.

2. Продолжить формирование умений анализировать исторические факты, формировать не сложные выводы, пересказывать содержание

текста учебника.

Развивающие:

1. Способствовать развитию мыслительных операции учащихся: сравнение, анализ;

2. Продолжить развитие общих учебных навыков и умения: работа с текстом; развитие внимания и различных видов памяти.

Воспитывающие:

1.Продолжить воспитание у учащихся интереса к религии Древнего Египта.

2.Воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создавали шедевры мировой культуры.



Задачи:
1. Способствовать созданию благоприятного психоэмоционального

климата на уроке

2. Систематизировать полученные данные;

3. Закрепить фактологические знания учащихся;

4. Воспитывать дисциплинированность учащихся



Оборудование:

1. Компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

2. Учебник. История Древнего мира. А.А. Вигасин, Г.И. Годер

3. Карта «Древний Восток, Египет и передняя Азия».

4. Раздаточный материал по теме урока.



I. Организационный момент.
1) Психологическая установка на урок.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока: создать благоприятные условия для совместного сотрудничества с обучающимися, психологического настроя на работу. Создание ситуации успеха для каждого учащегося.

Задачи: организовать внимание и внутреннюю готовность класса

Методы организации работы учащихся: словесный



Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент (1 мин)

Прозвенел звонок, мы начинаем наш урок. Будь на уроке внимательным, отвечай и помогай товарищам.

Мы продолжаем с вами говорить о жизни и деятельности людей древнейшей цивилизации-цивилизации древнего Египта. Сегодня мы вновь отправляемся в страну сфинксов и пирамид, но знания мы получим новые.

ІІ. Опрос учащихся по заданному на дом материалу

Цель: вспомнить изученную тему: «Военные походы фараонов»», создать условия для изучения нового материала.
Задача: закрепить в сознании учащихся решающую роль религиозных верований обусловивших своеобразие и устойчивость традиций на протяжении нескольких тысяч лет;
Методы, способствующие решению поставленных целей и задач: объяснительный, репродуктивный.
Критерии достижения целей и задач: правильные ответы детей на вопросы теста по вариантам.

Методы организации совместной деятельности учащихся: фронтальный.
Методы мотивирования учебной активности учащихся в ходе опроса: объяснительный, постановка проблемы урока, сотрудничества.
Методы и критерии оценивания ответов учащихся в ходе опроса: промежуточный контроль, поощрение учеников, слово учителя.



ІІ. Опрос учащихся по заданному на дом материалу

(7 мин.)

А теперь мы с вами проведем проверку ваших знаний по ранее изученным темам раздела. Тест «Древний Египет». Время на выполнение теста 2 минуты. (Приложение 1)

Проведем взаимопроверку. Поменяйтесь с соседом по парте собственными работами и сравним ответы, которые представлены на доске вашим товарищем. Сравниваем и исправляем, если есть ошибки. Ребята, поднимите руки, кто получил «5», «4», «3». Кто не справился?

Молодцы, листы передайте на первую парту.

По желанию один из учащихся работает на интерактивной доске, а весь класс за партой работает с тестом.

Дети выполняют взаимопроверку, оцениваю работу ученика у доски.

Отвечают на вопросы учителя

Постановка проблемы

(2 мин)

Сейчас мы посмотрим с вами отрывок из фильма о жизни египтян. Фильм «Жрецы и боги». Подумайте, что нового вы сегодня узнаете на уроке о египтянах.

Да, ребята вы правы, сегодня мы поговорим о духовной жизни древнеегипетского общества, где главную роль играла религия.

Вспомним, что такое религия?

Египетская религия и мир египетских богов – это лабиринт загадок. Согласно Геродоту, «…египтяне – самые богобоязненные из всех людей…». Он обнаружил, что у них самое большое число богов, самые великолепные храмы и самое строгое соблюдение религиозных обрядов.

Еще раз обращаю ваше внимание на проблему, которую мы с вами поставили: Какую роль в жизни египтян играли религиозные верования?
В ходе урока мы с вами попробуем её решить.

Учащиеся просматриваю отрывок из фильма.

Выдвижение гипотез.

Ответы учащихся:

- узнаем о верованиях египтян

- каким богам они поклонялись

- какую роль в жизни египтян играла религия и т.д.

Религия - это вера в сверхъестественные силы.

ІІІ. Изучение нового учебного материала.

Учебная цель: Какую роль в жизни египтян играли религиозные верования?

Цели и задачи: познакомить учащихся с религиозными верованиями древних египтян; продолжить формирование умений анализировать исторические факты, формулировать несложные выводы, пересказывать содержание текстов учебника и других исторических источников.

Основные положения нового учебного материала:

В ІІІ тыс.л. до н.э. земледелие в Египте превратилось в главное занятие, и бог солнца стал одним из главных богов египтян. Как одно связано с другим? Египтяне поняли, что солнечный свет и тепло влияют на рост злаков и других полезных растений. Однако они не знали, что солнце раскаленное небесное тепло и верили в то, что солнце – это бог.

Формы и методы изложения нового учебного материала: объяснение, беседа с использованием наглядности, поиск решения поставленной проблемы, её обсуждение.
Основные формы и методы организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся: фронтальный опрос, частично поисковый метод, исследовательская деятельность отдельных учащихся.
Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу: качественное выполнение заданий, вопросы по новому материалу, использование дополнительной литературы.
Методы мотивирования учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала: слово учителя, иллюстративные материалы, создание ситуации успеха.

ІІІ. Изучение нового учебного материала.

(25 мин)

Физминутка

(1мин.)

1) Поиск решения.

Историки, археологи многих стран мира давно занимаются изучением загадочности, неопределенности цивилизации древнего Египта. Существует множество различных точек зрения на возникновение искусства и религиозных верований древних египтян. Осталось множество неразрешенных загадок, в том числе, загадки возникновения строительства одного из чудес света – пирамид. Ранее изученный вами материал говорит о том, что религия древних египтян основана на поклонении многочисленным богам. Египтяне верили в загробную жизнь, с чем связано совершение похоронных обрядов и создание пирамид.

Сегодня на уроке мы будем говорить с вами о религии древних египтян.

Открыли тетради и записали тему сегодняшнего урока.

2) Задачи на урок.
Познакомиться с мифами, религиозными обрядами древних египтян. Богами и их влиянием на все сферы жизни и деятельности населения древнего Египта

3) Боги и жрецы

Открыли учебник на стр. 51- 52, самостоятельно прочтите пункт 1, после чего вам необходимо ответить на вопрос: Кто такие жрецы и какую роль они выполняли в египетском обществе?

Какое жилище египтяне строили для богов? Как египтяне почитали богов? Понятие запишите в словарик.

4) Боги и мифы древнего Египта.

(Работа в парах)

Каждая группа имеет свою карточку с название бога. Используя материал учебника (стр. 52 -54), находят ответ на поставленный вопрос. Пары читают материал и готовят краткий ответ.

Продолжим работу с учебником (стр. 52-54). Познакомимся с мифом об Осирисе и Исиде (Задание дается более сильной паре) После чего вы должны ответить на вопрос: «Какое явление природы получило отражение в этом мифе?»

Какой вывод можно сделать из полученной информации?

А как это называется? Когда люди верят не в одного бога?

Мы гуляем по Египту (топ, топ)

Мы заходим в пирамиду (Цок-цок)

Открываем двери шире (вжик-вжик)

Там на троне фараон (вау)

А там Ра – вот это да.

Поприветствуем мы Баст, голос нам она подаст (мяу-мяу)

Рядом с нею Апис – бык, он рогами Вжик-вжик.

Мы со всеми попрощались, бай-бай.

И бегом из пирамиды мы помчались топ-топ.

Вспомните о жизни вельмож, когда они умирали, что делали с телом?


5) Погребальные обряды Египта

«Как происходил погребальный обряд и захоронение фараона в пирамиде» стр.55

Какие новые понятия вы встретили в тексте?

Какой вывод можно сделать из прочитанного?

6) Фараон и религия.

Мы узнали с вами, что пирамиды это усыпальницы. И возводились они для правителей Египта – фараонов. Сейчас обратите внимание на экран рассмотрите золотую маску фараона Тутанхамона, и попытайтесь определить какие предметы были символами Власти? Вы правы, основными предметами, которые были символами власти фараона, была плеть и скипетр, давайте узнаем их значение. Послушаем ваших товарищей, которые приготовили для нас интересный материал

Поиск необходимой информации в тексте учебника. Жрецы – служители богов.

Храм - жилище для богов.

Понятие учащиеся записываю в словарик, затем один из учащихся зачитывает его.

Поиск необходимой информации в тексте учебника. Фронтальный ответ на поставленный вопрос.

Ответы учащиеся заносят в рабочий лист.

Каждому явлению природы и жизни, которое египтяне не могли объяснить, соответствовал тот, или иной бог.

Многобожие.

Египтяне верили, что человек после смерти переселяется в царство мертвых. Там тоже есть свет и тепло, течет голубая вода, зреет зерно на полях. Но для существования в царстве мертвых человеку нужно тело, жилье и пища. Поэтому египтяне очень заботились о сохранении тела умершего, в которое могла бы вновь вселиться его душа

Поиск необходимой информации в тексте учебника.

Египтяне верили, что после земной смерти жизнь не заканчивается.

Мумия, саркофаг.

Нехех (Плеть): Так называемая плеть (по-египетски "нехех") состоит из короткой рукоятки с двумя или тремя свисающими полосками или нитками жемчуга. Она толковалась как пастуший кнут, который стал знаком власти через бога Анецти, "Главы восточных номов". Другое первоначальное значение плети - опахало от мух. Плеть - постоянный атрибут богов Осириса и Мина. Уже в древнем царстве она располагается на спинах у животных, освящённых богами. Плеть как символ власти служит также царям.

Хека (Крюк): - это скипетр, который носили не только боги и цари, но также и высшие чиновники. Более ранняя, иногда в человеческий рост, форма жезла была первоначальна палкой пастуха и стала атрибутом пастушьего бога Ацепти; отсюда развилась известная форма меньшего размера и сильно искривлённая. Знак-картинка этого скипетра служил для обозначения слова "править". Во времена Среднего царства крюк как знак Осириса помещался на фризах гробниц.

Египтяне обожествляли фараона и называли его богом солнца. Они верили, что Омон Ра – царь среди богов, а его сын фараон – царь среди людей, населяющих Египет.

IY. Закрепление учебного материала

Учебная цель: выяснить, насколько учащиеся усвоили новый материал, необходимый для решения поставленной проблемы.
Цели и задачи учителя: развитие умения анализировать, самостоятельно и оценивать результаты работы, делать самоанализ.
Формы и методы достижения поставленных целей: учебно-познавательные, дедуктивные.
Критерии, позволяющие определить степень усвоения учащимися нового учебного материала: ответы на вопросы.
Возможные пути и методы реагирования на ситуации: при не усвоении частью учеников нового учебного материала рекомендую использовать работу по самостоятельному поиску дополнительной информации по теме урока с целью написания краткого сообщения.

IY. Закрепление учебного материала

(5 мин.)

Сегодня на уроке мы с Вами познакомились с религиозными верованиями Древних Египтян. Давайте вспомним проблему, которая была поставлена в начале урока. А именно: «Какую роль в жизни египтян играли религиозные верования?»

Устный опрос.

Давайте так же ответим с вами на ряд вопросов:

-Фараон считался сыном бога?

-В честь кого возводились храмы?

-В качестве кого фараон совершал религиозные обряды?

-Существовала ли связь между фараоном и жрецами?

-Наличие одного или множество богов?

-Что играло главенствующую роль в жизни египтян?

Молодцы! Мы с вами решили поставленную проблему.

Рефлексия.

Ребята становятся в круг и делятся своими знаниями, полученными на уроке.

Осознают новый опыт, размышляют, делают самоанализ.

Отвечают на вопрос учителя.

Религия в Древнем Египте играла важную роль. С момента появления человека на свет и до последних дней, он готовился к загробной жизни. Здесь земная жизнь рассматривалась, как некий переход в другой мир.

У древних египтян, так же, как и у первобытных людей, была особенность обожествлять все то, чему они не могли найти объяснений.

Отвечают на вопросы учителя

1.Да египтяне считали его богом на земле.

2.Храмы возводились в честь множества богов.

3.Фараон совершал обряды в качестве верховного жреца.

4.Связь существовала, так как жрецы являлись главными помощниками фараона.

5.У египтян было множество богов. Религия играла главную роль в жизни древних египтян.

Итог урока: Учитель выставляет оценки за урок

Учащиеся сдают рабочие листы на проверку и получают

дополнительные баллы в свою копилку.

УРОВЕНЬ – Прочитать текст на стр. 51-56 и подготовить пересказ прочитанного.

УРОВЕНЬ - Прочитать текст на стр. 51-56 и ответить на 1-4 вопросы на стр-56.

3)УРОВЕНЬ - Составить кроссворд по теме «Боги Древнего Египта»

























Приложение 1.

Тест: «Древний Египет»

1.Египет расположен:

Между третьим и четвертым порогами Нила

В Северо-Восточной Африке

По Берегам рек Нил и Евфрат

2. Греческий ученый Геродот называл Египет «даром Нила», потому что:

Во время разливов Нила почва становилась плодородной

Река была главной достопримечательностью Египта

Основным занятием египтян было рыболовство

3.Что является признаком государства?

Выборы старейшины

Наличие правителя, осуществляющего власть в стране

Использование металлических орудий труда

4.Как называлась столица египетского государства?

Фивы

Мемфис

Атон

5.Причиной военных походов египетских фараонов было их стремление:

Познакомиться с культурой достижения других народов

Усилить власть вельмож

Укрепить свою власть

6.Полуостров, завоеванный египетским фараоном:

Ливийский

Синайский

Сирийский

7.Короткое копье египетского пехотинца называлось:

Гарпун

Кинжал

Дротик

8.Кому принадлежат данные слова: «Да поступит повелитель так, как будет ему угодно, ибо все мы дышим воздухом лишь по его милости»

9. Что символизирует двойную корону египетских фараонов?

Союз богов неба и земли

Царство мертвых и царство живых

Объединение Южного и Северного царства

10.Установите соответствие между понятием и определением.

А) папирус

Б) дельта

В) оазис

1) место впадения реки в море

2)высокий тростник, из которого делали материал для письма

3) Каменистая преграда на дне реки

4)Островок растительности, расположенный около естественного водоема посреди пустыни

Ответ:

Оценка:

0 ошибок – «5»

2 ошибки – «4»

3 ошибки – «3»

5 ошибок – «2»

Ключ к тесту










Приложение 2.

Рабочий лист по теме: «Религия древних египтян»

Задание 1. Запиши значение слова.

Храм _____________________________________________________________

Жрец_____________________________________________________________

Мумия____________________________________________________________

Саркофаг__________________________________________________________

Задание 2. Заполни таблицу.

Задание 3. Запишите название предметов

фараон – царь среди людей, населяющих Египет.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!