СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме: русский народный костюм.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все в жизни меняется, а традиции остаются. Эти традиции составляют необычайность и особенность каждого народа.  О них нужно помнить и знать.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: русский народный костюм.»

Урок по теме: русский народный костюм.


Цели:

Образовательные: история создания костюма, элементы русской одежды, символы и образы в вышивке костюма.

Воспитательные: гордость за русский талантливый народ создавший такую мощную народную культуру, ребята обязаны знать традиции и культуру своего народа.

Развивающие: на основе полученных знаний ребята самостоятельно работают над создание своего костюма.

Задачи: в своих практических работах учащиеся должны создать народный костюм и украсить его вышивкой.

Оборудование и ресурсы: компьютер, проектор.

Работа учителя на уроке: беседа о красоте русского костюма; постановка задач и целей; организация практической работы, консультирование в процессе работы.

Межпредметные связи на уроке: история, география.

ПЛАН УРОКА

I. Организационный момент.

II. Тема урока . Изучение нового материала.

а) Беседа и работа с презентацией.

Учитель: Платье не только грело и украшало человека, но и показывало его место в обществе. Одежда представляла собой большую ценность, ее не теряли, не выбрасывали, а очень берегли, неоднократно перешивая и донашивая до полной ветхости. Праздничный наряд бедняка переходил от родителей к детям. Знать же стремилась к тому, чтобы ее костюм отличался от одежды простолюдинов.

На Руси основной формой одежды было платье сшитое из различных тканей, в зависимости от богатства хозяина. Основой женской одежды была длинная сорочка, скроенная из прямых полотнищ. У сорочки был круглый ворот, иногда со сборками вокруг, разрез спереди застегивающийся на пуговицу и длинные рукава. У простых женщин такая сорочка перехваченная на талии поясом служила домашним платьем, у состоятельных женщин были еще нижние рубахи, как и мужские женские сорочки украшали вышивкой или обшивали цветной материей по краю подола, рукавов, вороту. Сверху сорочки надевали сарафан, длинную распашную одежду без рукавов, застегивающуюся снизу до верху на пуговицы.

Сверху на сарафан надевалась душегрея - короткая, чуть ниже талии и очень широкая сборчатая одежда без рукавов, на лямках как у современных сарафанов.

Самой нарядной и своеобразной женской одеждой был – летник. Шили его из ярких материй, надевали через голову и не подпоясывали. Рукава сшивали из более дорогих тканей сверху до локтя. Концы рукавов и перед летника у ворота украшали нашивками из более дорогих тканей. Иногда летники по подолу обшивались мехом. Вышивка не только украшала одежду, но имела еще и волшебное значение. По народным поверьям, вышитые узоры должны приносить счастье, удачу, достаток в дом и здоровье. А еще защищать от беды и зла.

Когда наступал долгожданный праздничный день, люди словно преображались, надевали самую лучшую, самую красивую одежду. Одежда могла многое рассказать о семейном положении, возрасте ее владельца. Так в южных районах нашей страны все дети до 12 лет ходили в одних длинных рубахах.

Праздничную одежду хранили в сундуках.

В орнаментах на одежде можно увидеть изображение солнца, звезд, Древа жизни с птицами на ветках, цветы, фигурки людей и животных. Такой символический орнамент связывал человека с окружающей природой, с чудесным миром легенд и мифов.

В северных районах России (Архангельск, Тверь, Вологда, Ярославль, Рязань) был широко распространен сарафан, а в южных понева.

- Какое разнообразие праздничных нарядов!

- А что у них общего? (узоры)

- Как можно назвать по-другому? (орнамент)

Любой русский костюм в старину непременно был украшен орнаментом, вышивкой.

- Давайте вспомним, какие виды орнамента вы знаете?

/растительный и геометрический/

И, наконец, головные уборы.

Они четко делились на девичьи и на уборы замужних женщин:

- кокошники, ленты, венки /девичьи/.

- коруна, сорока, кичка /женские/.

наиболее типичными были следующие:


Дополнительный материал:

Повойник - головной убор, похожий на чепчик и имевший множество типов; повойник плотно закрывал полосы. Его надевали под парадный головной убор, под платок, но могли носить и самостоятельно — дома, на полевых работах и т. д.


Кика нарядный головной убор, состоявший из трех частей. Первая часть — сама кика (пли чело), сделанная из жесткого материала (бересты, кожи) и покрытая дорогой тканью. Чело возвышалось над лицом и сзади стягивалось завязками. Сверху кики (в виде дна) находилась так называемая сорока - чехол из дорогой ткани. А сзади прикреплялся небольшой позатыльпик. (Вспомним «рогатую» кику Бобылихи из «Снегурочки» Л. Н. Островского.)


По древнерусскому обычаю сверх кики, а также повойника и зимней шапки надевали платок, сложенный в виде треугольника — убрус. Он складывался под подбородком так, что два его конца, часто украшенных вышивкой, спадали на грудь. Зимним головным убором (особенно среди высших слоев населения) были шапки типа мужских, с матерчатым верхом и меховой опушкой, а также плоские моховые шапки с наушниками - каптуры. С зимними головными уборами убрус могли носить и по-другому — надевать под шапку.


Парадным головным убором замужних женщин являлся кокошник - головной убор, сделанный из твердого материала, обгянутый золотой тканью и богато расшитый., обычно жемчугом. Кокошник имел матерчатое дно. Нижний край кокошника часто обшивали поднизями - соткой из жемчуга, а по сторонам, над висками крепили рясна - низко спадающие на плечи нити жемчужных бус.

Девушки обычно носили на голове небольшие повязки, не скрывавшие волос.


III. Практическая работа . Ученикам выдаются фигурки с изображением людей и нужно сделать им праздничную одежду.

Звучит русская народная музыка.

Задание дифференцированное ( ребята сами выбирают задание)

  1. Самим придумать орнамент на платье и нарисовать.

  2. придумать и нарисовать праздничный наряд.

  3. Изобразить фигуру человека в праздничном костюме.

  4. 4) изобразить элементы русского народного костюма и надписать их.

Во время работы звучать русские народные песни.

IV. Итог.

Все в жизни меняется, а традиции остаются. Эти традиции составляют необычайность и особенность каждого народа. О них нужно помнить и знать.

V. Оценивание работ.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!