СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Семья-хранитель духовных ценностей"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование представления о семье как о ячейке общества.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Семья-хранитель духовных ценностей"»

Технологическая карта урока

Дата:

Класс: 5

Предмет: ОДНКНР

Учитель: Цепляева Марина Алексеевна

УМК под ред. Виноградовой Н. Ф. и др.



Тема урока : «Семья – хранитель духовных ценностей».

Тип урока – изучение нового материала.



Цель : формирование представления о семье как о ячейке общества; об основной общественной, культурной, государственной составляющей, носителе исторических традиций.

Задачи:

Образовательные: представление об общем и различном в традиционном понимании народами России общественной роли семьи.

Развивающие: развитие индуктивного мышления, речи, диалоговых навыков, умения слушать собеседника.

Воспитательные: осознание себя частью общего целого – семьи, общества, народа; воспитание уважительного отношения друг к другу, культуре и традициям различных народов.





Планируемые результаты:

Предметные: уметь характеризовать семью как первый социальный институт, в котором проходит основная часть жизни человека, где формируются духовные ценности. Получат возможность научиться: работать с текстом, высказывать собственное мнение.

Метапредметные УУД:

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии при решении коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план и последовательность действий.

Личностные УУД: применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность.

Личностно - значимая проблема: знание истории своей семьи, ее обычаев и традиций – залог интереса к культурным традициям российского народа.

Необходимое оборудование: учебник, видеопроектор, презентация, музыкальные композиции.

Дидактическое обеспечение: ручки, раздаточный материал.













Этапы урока.

Цель этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые УУД

1. Мобилизующий этап

Приветствует, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный настрой, желает успеха.


Давайте определим, с каким настроением вы пришли. Перед вами на парте три кружочка: оранжевый– “я готов активно работать на уроке”, зелёный – средняя степень готовности, нейтральное настроение, синий– “я не готов к активной работе, нет настроения”. Покажите, пожалуйста, тот, который соответствует вашему настроению сейчас. Вы все готовы активно работать на уроке. Молодцы!


Начать урок я хочу с музыкальной композиции.(Слайд 1)

Установка: подумать о смысле, заложенном в музыкальной композиции .

Отвечают на приветствие учителя.

Определяют свою готовность к уроку.



Обучающиеся показывают выбранный кружочек.









Слушают музыкальную композицию.

Личностные:

уважение к учителю и сверстникам;

самоопределение;

самооценка готовности к уроку;

формирование позитивной моральной самооценки и моральных чувств.





2. Формулирование темы урока, целеполагание.


1.Какой смысл заложен в сюжете?

2.Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (Слайд 2).

Наша страна ежегодно 8 июля отмечает – День семьи, любви и верности. Появился он благодаря Муромскому князю Петру и его жене Февронии, которые жили в XIII веке. Эту семейную пару православные христиане почитают за покровителей семьи и брака. Петр и Феврония стали образцами супружеской верности, взаимной любви и семейного счастья ещё при жизни. По легенде, они умерли в один день - 25 июня (по новому стилю - 8 июля) 1228 года. Их тела, положенные в разных местах, чудесным образом оказались в одном гробу, что сочли чудом. Их мощи хранятся в храме Свято-Троицкого монастыря в Муроме. (Слайд 3,4).

(Музыкальная композиция о Петре и Февронии). (Слайд 5).

У вас на столах находятся цветки ромашки. Эти цветы выбраны нами не случайно. Они символизируют семью.

Размышляют, формулируют тему урока («Семья – хранитель духовных ценностей»).



















Слушают музыкальную композицию.

Регулятивные:

высказывать предположения на основе наблюдений;

формулировать тему урока, задачи;

самостоятельно планировать деятельность.

Познавательные:

анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать.

Коммуникативные:

уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое.

3. Актуализация знаний.



Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли мы задумываемся о том, что оно обозначает? 




Какое определение вы бы дали понятию «семья»? 





Ответы детей. (Родные люди, общий дом, тепло семейного очага, общее хозяйство, забота о старшем поколении, воспитание детей, совместный труд, совместный досуг, т.д.).

Семья – самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.




Личностные:

сформированность потребности в самовыражении и самореализации;
сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные:

умение слушать,
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Познавательные:

анализ объектов с целью выделения признаков;
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации.
Регулятивные:

принятие и сохранение учебной задачи;
планирование своих действий,
различение способа и результата действий;
предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

4. Создание проблемной ситуации. Открытие учащимися «нового знания».




Слово СЕМЬЯ - в словаре: «Группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе». Слово «семья» происходит от слова «семя». (Приложение 1).

-А вот на чём держится семья?

Какое слово будет объединять всех членов семьи? Послушайте притчу.

Чтение и обсуждение притчи.

(Приложение 2).

Как вы понимаете это слово?

Ребята, как вы думаете, может ли человек прожить без семьи?

Чему учится ребенок в семье?

В семье ребёнок учится правилам поведения, приобретает знания о том, что хорошо и что плохо, что можно и что нельзя. (Слайд 6).

В семье прививается милосердие, любовь к людям, положительное отношение к труду, бережное отношение к природе, к памяти предков и т. д. Здесь человек учится быть самостоятельным, заботливым, ответственным за себя и своих близких. (Слайд 7).

Если семью связывают отношения дружбы, любви, доверия, то человек получает огромный положительный заряд для своего нравственного развития. (Слайд 8).

Каким будет человек, на какие ценности и установки станет ориентироваться в жизни? Во многом это зависит от того, во что верят и что ценят его родные, какие семейные ценности они ему передадут. (Слайд 9).

История семьи тесно переплетается с историей родного края и страны в целом. Вот почему так важно бережно хранить и передавать традиции и обычаи своей семьи. (Слайд 10).

Знание истории своей семьи, её обычаев и традиций рождает интерес к культурным традициям российского народа и является основой патриотизма. (Слайд 11).

Обсудим вместе.

О каких традициях в семье рассказывают иллюстрации учебника на странице 57? (Слайд 12).

- Ребята, а в ваших семьях есть традиции? Расскажите о них. («Игра с ромашкой»).

Семейные традиции (Приложение 3).

В каждой семье детям рассказывают сказки, легенды, поют песни. От своих родителей, бабушек и дедушек они знают множество считалок, потешек, присказок, игр.

(Слайд 13).

Слушая и запоминая эти фольклорные произведения, дети усваивают правила поведения в семье и в обществе.

Достаточно вспомнить хорошо знакомую тебе потешку о сороке-белобоке, которая наказала лентяя и не дала кашки тому, кто воды не носил, дров не рубил, печку не топил и каши не варил. (Слайд 14).

Найди в стихотворении на стр.58 строки, которые говорят об отношении детей к бабушкиным сказкам. (Стихотворение «Бабушкины сказки». Приложение 4). (Слайд 15).

Вспомни своё детство. Кто тебе рассказывал сказки, пел песни, играл с тобой?

Какие потешки, прибаутки, игры ты помнишь с детства? (Слайд 16).







Отвечают на вопрос .



Отвечают на вопрос .





Отвечают на вопрос.


Отвечают на вопрос.


Отвечают на вопрос.

































Рассматривают иллюстрации .


Рассказывают о семейных традициях, отрывая лепестки ромашки.



















Слушают стихотворение и отвечают на вопрос.



Отвечают на вопрос.


Отвечают на вопрос.

Личностные:

Формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и «незнания»;

снятие напряжения и утомления на уроке.

Познавательные:

выделять главное, извлекать информацию;

анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности;

преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные:

строить связанное монологическое высказывание в учебно-научном стиле;

обсуждать вопросы, формулировать выводы и представлять их в устной и письменной форме;

слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Регулятивные:

искать пути решения проблемы.

5. Закрепление нового материала.

Работа в группах. О семье написано немало. Это произведения разных жанров: пословицы, загадки, сказки, былины, рассказы, стихи…

а) Работа с пословицами.

Приготовила для вас пословицы, и случайно их выронила.

1. В семье /любовь /да совет, /так и нужды нет.

2. Не будет/ добра, /коли в семье/ вражда.

3. Семья /без детей, /что цветок /без запаха.

4. Родители/ трудолюбивы/, и дети /не ленивы.

  • 5.В семье /согласно,/ так идёт/ дело прекрасно.

  • 6.Вся семья /вместе, /так и душа /на месте.

б) Знакомство с религиозной культурой о семье. (Работа с учебником стр.58-68)

- Любовь и уважение всегда были ценностями религиозной культуры. Давайте познакомимся с семейными традициями разных религий.

  • Семья в исламской религиозной культуре.

  • Семья в иудейской религиозной культуре.

  • Семья в православной культуре.

  • Семья в буддистской религиозной культуре.



Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах? Что в них общего? Семья – свята для всех.

Давайте семейные ценности чтить,

Давайте всегда своих близких любить,

Ведь только в семье мы поддержку найдем,

Пусть будет всегда полной чашей ваш дом.

Пусть дети и взрослые помнят всегда

Семья – это главное! Через года

Сумейте вы счастье свое пронести,

Пускай только лучшее ждет впереди!

в) Чтение и обсуждение легенды.

- О дружных семьях слагают легенды. С одной из них вы сейчас познакомитесь «Как появилась дружная семья».(приложение 5).

  • А можно ли применить эти правила к школьной жизни?

  • Класс – это большая дружная семья!







Выполняют задания

практической работы,

сообщают о результатах.













Работа с учебником, чтение сказок народов России.















Отвечают на вопрос.













Обсуждение легенды.



Отвечают на вопрос.


Отвечают на вопрос.

Личностные:

осознание необходимости пополнения своих знаний.

Познавательные:

анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики;

слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

оказывать взаимопомощь, осуществлять контроль.

Регулятивные:

принятие и сохранение учебной задачи.

планирование своих действий.

6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Упражнение «Закончить предложения».

-Я хочу, чтобы моя семья была …- У каждого из вас есть желание жить в счастливой семье. А какая семья считается счастливой? Представьте свою позицию.

-Семья будет счастливой, если …(взаимная любовь, верность, искренность, терпимость, справедливость, умение прощать, совместное управление хозяйством, материальный достаток, уважение интересов другого наличие детей, доброта, нежность и т. д.).

- Сегодня наш разговор о семье. Вы становитесь год от года взрослее и придет время, когда вы тоже будете создавать свою семью.

- И вот на этой хорошей ноте я хотела бы закончить наш урок.

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Оценивают свою работу на уроке!

Сейчас давайте вернемся к нашим символам семьи ромашкам. Положите их перед собой, закройте глаза и мысленно вспомните те ценности, о которых мы сегодня говорили. Если вам понравился сегодняшний урок, если вы узнали на уроке что-то новое и интересное, то, что вам пригодится в жизни, нарисуйте ромашке улыбку. Если в уроке что-то осталось непонятным, вызывающим сомнение – вопрос.







Отвечают на вопросы.







Отвечают на вопросы.















































Выполняют задание.






Личностные:

развитие самооценки личности;

формирование адекватной позитивной самооценки.

Регулятивные:

соотносить цели и результаты своей деятельности;

определять степень успешности работы согласно критериям;

осуществление итогового и пошагового контроля по результату.

Коммуникативные:

соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики;

слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

строить связанное монологическое высказывание.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.

7. Информация о домашнем задании.

По выбору (исходя из индивидуальных возможностей каждого):

1.Дорогие ребята, спасибо вам за урок. Ваше домашнее задание: нарисовать свою семью и составить рассказ об одном из членов семьи,

2.Придумать герб семьи.

3.Написать сочинение о своей семье


Оценивают свои возможности в выполнении домашнего задания. Ставят перед собой учебно-познавательную цель для самостоятельной работы. Записывают д/з.


Личностные:

формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения;
Формирование границ собственного «знания « и «незнания».

Регулятивные:
адекватная самооценка.

Познавательные:
поиск разнообразных способов решения задач.

Коммуникативные:
Умение слушать.















Приложение 1.

Слово «семья» происходит от слова «семя». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, а затем и добрые плоды. Когда ваши родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью взращивать, чтобы получилась счастливая семья.

Слово семья не зря ассоциируется у нас с солнцем, теплом и светом. Семья - это   близкие и родные люди, живущие вместе. Если нам плохо, трудно, если случилось несчастье - кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет и защитит? Конечно же, родные. Самые близкие и дорогие люди, наша опора на всю жизнь. Недаром в народе говорится: "Семья - печка: как холодно, все к ней собираются".

Приложение 2.

В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и тоже слово…- Какое это слово? «ПОНИМАНИЕ»


Приложение 3.

Семейные традиции.

- Проведение семейных праздников. Эта традиция своими корнями уходит в далекое прошлое – веками было принято проводить праздники в кругу семьи с родными, близкими людьми. Основным таким праздником необходимо назвать день рождения. В большинстве семей принято в этот день приглашать в дом гостей, накрывать праздничный стол, дарить подарки имениннику и непременно задувать свечи на праздничном торте, загадав желание. К семейным праздникам относятся свадьбы, рождение детей, крещение и т. д.

- Проведение общенародных праздников. К ним относится всеми любимый праздник – Новый год. Большинство семей практикует обычай проведения его вместе за большим столом, с традиционным для нашей страны салатом «Оливье» и шампанским. Дети пишут письма Деду Морозу, в которых просят желаемые подарки. Многие семьи празднуют Пасху, выпекая куличи и освещая их в церкви. Среди общенародных праздников традиционно празднуется Всемирный день Трудящихся – 1 мая. На этот праздник большинство семей выезжают на пикник и готовят на мангале блюда из мяса.

- Игры с детьми. Важно, чтоб оба родителя принимали участие в воспитании ребенка, играли с ним. Во время игр ребенок познает мир, обретает новые навыки, повышает свой физический и интеллектуальный уровень. К примеру, по обычаю, мама каждую субботу учит ребенка играть в шахматы, а папа по воскресениям играет с сыном в футбол. Дети любят стабильность, поэтому старайтесь не нарушать заведенные обычаи.

- Вечернее обсуждение минувшего дня. Стоит обратить внимание на этот важный момент, ведь во время обсуждений каждый имеет возможность поделиться с родными своими успехами, неудачами, получить полезный совет или напутственное слово.

- Совместное принятие пищи. Эту традицию стоит назвать важнейшей, ведь нет ничего приятнее совместных трапез с родными людьми. Такой семейный обычай практикуют многие. Во время семейных завтраков есть прекрасная возможность обсудить планы на день и зарядиться позитивом. Совместный ужин позволит расслабиться, наслаждаясь обществом родных, поделиться впечатлениями от прожитого дня. Желательно, чтоб во время совместных трапез все присутствующие общались, а не смотрели телевизор.

- Чтение сказок перед сном. Это важнейшая традиция при воспитании детей, ведь сказки позволяют ребенку развить воображение, познать мир. К тому же ежедневное чтение сказок перед сном вырабатывает у ребенка определенный режим отхода ко сну. Даже если ребенок слишком мал, чтоб понять смысл прочитанного, на него будет успокаивающе действовать спокойный и размеренный голос мамы или папы. Такой вечерний ритуал успокоит даже самых активных детей, способствуя хорошему крепкому сну.

- Прогулки всей семьей. Для развития физических способностей ребенка, и поддержания своих, важно совершать совместные прогулки. Во время такой прогулки необходимо общаться, можно рассматривать достопримечательности. С целью привития духовных ценностей желательно всей семьей посещать кино, театры, музеи, выставки. Такие походы способны расширить кругозор и повысить культурный уровень семьи в целом.

- Совместные поездки на отдых. Не стоит недооценивать этот вид досуга, потому как большинство психологов для поддержания хороших взаимоотношений, рекомендуют регулярно менять обстановку. Главное, посещать новые города и страны всем вместе, чтоб отвлечься от рутины и быта, расширить свои горизонты.

- Православные традиции. К ним относятся совместное посещение церкви по православным праздникам или каждое воскресенье, празднование Рождества и Пасхи, соблюдение поста, крещение детей, чтение Библии, молитвы перед сном, регулярное посещение усопших родственников.

- Благодарите друг друга постоянно: за заботу, за приготовленный обед и внезапный подарок, за то, что вы просто есть друг у друга. Находите причины для благодарности каждый день и постоянно радуйтесь достижениям друг друга. Также вы можете ознакомиться с оригинальной идеей, как практиковать благодарность.



- Всегда, независимо от настроения и погоды за окном, искренне желайте друг другу доброго утра, хорошего дня и спокойной ночи. Обнимайте и целуйте друг друга на прощание и при встрече. Эти слова и действия становятся своего рода талисманами для каждого члена семьи, оберегая теплом вашей заботы в течение дня, напоминая, что независимо от жизненных событий и проблем — ваша семья всегда рядом и поможет разобраться в любой ситуации.



- Дарите друг другу подарки. Помните это волшебное ощущение детства, когда мама возвращалась домой с работы и доставала маленький подарочек из сумочки? Это могла быть всего лишь конфетка или другой незначительный знак внимания. Но вы с благоговением всегда ждали этого момента. Ожидание маленького сюрприза запомнилось нежностью на всю жизнь. Создайте такую традицию для ваших детей и мужа/жены. Пусть подарком станет незначительная мелочь, главное, чтобы это было регулярно и наполнено энергией вашей заботы и внимания.








Приложение 4 .

В зимний вечер по задворкам

Разухабистой гурьбой

По сугробам, по пригоркам

Мы идём, бредём домой.

Опостылеют салазки,

И садимся в два рядка

Слушать бабушкины сказки

Про Ивана-дурака.

И сидим мы, еле дышим.

Время к полночи идёт.

Притворимся, что не слышим,

Если мама спать зовёт.

Сказки все.

Пора в постели...

Но, а как теперь уж спать?

И опять мы загалдели,

Начинаем приставать.

Скажет бабушка несмело:

«Что ж сидеть-то до зари?»

Ну, а нам какое дело, —

Говори да говори.

(С. Есенин)

Приложение 5.

Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо выполнять следующие правила:

  • Уважайте мнение всех членов семьи

  • Старайтесь понять каждого и если надо простить.

  • Уважайте родственников.

  • Уважайте мнение всех членов семьи.

  • Старайтесь понять каждого и, если надо, простить.

  • Никогда не смейтесь над кем-то.

  • Уважайте родственников.

  • Почитайте родителей.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!