Технологическая карта урока
Дата:
Класс: 5
Предмет: ОДНКНР
Учитель: Цепляева Марина Алексеевна
УМК под ред. Виноградовой Н. Ф. и др.
Тема урока : «Семья – хранитель духовных ценностей».
Тип урока – изучение нового материала.
Цель : формирование представления о семье как о ячейке общества; об основной общественной, культурной, государственной составляющей, носителе исторических традиций.
Задачи:
Образовательные: представление об общем и различном в традиционном понимании народами России общественной роли семьи.
Развивающие: развитие индуктивного мышления, речи, диалоговых навыков, умения слушать собеседника.
Воспитательные: осознание себя частью общего целого – семьи, общества, народа; воспитание уважительного отношения друг к другу, культуре и традициям различных народов.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь характеризовать семью как первый социальный институт, в котором проходит основная часть жизни человека, где формируются духовные ценности. Получат возможность научиться: работать с текстом, высказывать собственное мнение.
Метапредметные УУД:
Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии при решении коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные: самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план и последовательность действий.
Личностные УУД: применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность.
Личностно - значимая проблема: знание истории своей семьи, ее обычаев и традиций – залог интереса к культурным традициям российского народа.
Необходимое оборудование: учебник, видеопроектор, презентация, музыкальные композиции.
Дидактическое обеспечение: ручки, раздаточный материал.
Этапы урока. Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1. Мобилизующий этап | Приветствует, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный настрой, желает успеха. Давайте определим, с каким настроением вы пришли. Перед вами на парте три кружочка: оранжевый– “я готов активно работать на уроке”, зелёный – средняя степень готовности, нейтральное настроение, синий– “я не готов к активной работе, нет настроения”. Покажите, пожалуйста, тот, который соответствует вашему настроению сейчас. Вы все готовы активно работать на уроке. Молодцы! Начать урок я хочу с музыкальной композиции.(Слайд 1) Установка: подумать о смысле, заложенном в музыкальной композиции . | Отвечают на приветствие учителя. Определяют свою готовность к уроку.
Обучающиеся показывают выбранный кружочек.
Слушают музыкальную композицию. | Личностные: уважение к учителю и сверстникам; самоопределение; самооценка готовности к уроку; формирование позитивной моральной самооценки и моральных чувств.
|
2. Формулирование темы урока, целеполагание. | 1.Какой смысл заложен в сюжете? 2.Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (Слайд 2). Наша страна ежегодно 8 июля отмечает – День семьи, любви и верности. Появился он благодаря Муромскому князю Петру и его жене Февронии, которые жили в XIII веке. Эту семейную пару православные христиане почитают за покровителей семьи и брака. Петр и Феврония стали образцами супружеской верности, взаимной любви и семейного счастья ещё при жизни. По легенде, они умерли в один день - 25 июня (по новому стилю - 8 июля) 1228 года. Их тела, положенные в разных местах, чудесным образом оказались в одном гробу, что сочли чудом. Их мощи хранятся в храме Свято-Троицкого монастыря в Муроме. (Слайд 3,4). (Музыкальная композиция о Петре и Февронии). (Слайд 5). У вас на столах находятся цветки ромашки. Эти цветы выбраны нами не случайно. Они символизируют семью. | Размышляют, формулируют тему урока («Семья – хранитель духовных ценностей»).
Слушают музыкальную композицию. | Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений; формулировать тему урока, задачи; самостоятельно планировать деятельность. Познавательные: анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать. Коммуникативные: уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое. |
3. Актуализация знаний. | Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли мы задумываемся о том, что оно обозначает?
Какое определение вы бы дали понятию «семья»? | Ответы детей. (Родные люди, общий дом, тепло семейного очага, общее хозяйство, забота о старшем поколении, воспитание детей, совместный труд, совместный досуг, т.д.). Семья – самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. | Личностные: сформированность потребности в самовыражении и самореализации; сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств. Коммуникативные: умение слушать, взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи; планирование своих действий, различение способа и результата действий; предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. |
4. Создание проблемной ситуации. Открытие учащимися «нового знания».
| Слово СЕМЬЯ - в словаре: «Группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе». Слово «семья» происходит от слова «семя». (Приложение 1). -А вот на чём держится семья? Какое слово будет объединять всех членов семьи? Послушайте притчу. Чтение и обсуждение притчи. (Приложение 2). Как вы понимаете это слово? Ребята, как вы думаете, может ли человек прожить без семьи? Чему учится ребенок в семье? В семье ребёнок учится правилам поведения, приобретает знания о том, что хорошо и что плохо, что можно и что нельзя. (Слайд 6). В семье прививается милосердие, любовь к людям, положительное отношение к труду, бережное отношение к природе, к памяти предков и т. д. Здесь человек учится быть самостоятельным, заботливым, ответственным за себя и своих близких. (Слайд 7). Если семью связывают отношения дружбы, любви, доверия, то человек получает огромный положительный заряд для своего нравственного развития. (Слайд 8). Каким будет человек, на какие ценности и установки станет ориентироваться в жизни? Во многом это зависит от того, во что верят и что ценят его родные, какие семейные ценности они ему передадут. (Слайд 9). История семьи тесно переплетается с историей родного края и страны в целом. Вот почему так важно бережно хранить и передавать традиции и обычаи своей семьи. (Слайд 10). Знание истории своей семьи, её обычаев и традиций рождает интерес к культурным традициям российского народа и является основой патриотизма. (Слайд 11). Обсудим вместе. О каких традициях в семье рассказывают иллюстрации учебника на странице 57? (Слайд 12). - Ребята, а в ваших семьях есть традиции? Расскажите о них. («Игра с ромашкой»). Семейные традиции (Приложение 3). В каждой семье детям рассказывают сказки, легенды, поют песни. От своих родителей, бабушек и дедушек они знают множество считалок, потешек, присказок, игр. (Слайд 13). Слушая и запоминая эти фольклорные произведения, дети усваивают правила поведения в семье и в обществе. Достаточно вспомнить хорошо знакомую тебе потешку о сороке-белобоке, которая наказала лентяя и не дала кашки тому, кто воды не носил, дров не рубил, печку не топил и каши не варил. (Слайд 14). Найди в стихотворении на стр.58 строки, которые говорят об отношении детей к бабушкиным сказкам. (Стихотворение «Бабушкины сказки». Приложение 4). (Слайд 15). Вспомни своё детство. Кто тебе рассказывал сказки, пел песни, играл с тобой? Какие потешки, прибаутки, игры ты помнишь с детства? (Слайд 16). |
Отвечают на вопрос .
Отвечают на вопрос . Отвечают на вопрос. Отвечают на вопрос. Отвечают на вопрос. Рассматривают иллюстрации . Рассказывают о семейных традициях, отрывая лепестки ромашки. Слушают стихотворение и отвечают на вопрос. Отвечают на вопрос. Отвечают на вопрос. | Личностные: Формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и «незнания»; снятие напряжения и утомления на уроке. Познавательные: выделять главное, извлекать информацию; анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности; преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные: строить связанное монологическое высказывание в учебно-научном стиле; обсуждать вопросы, формулировать выводы и представлять их в устной и письменной форме; слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Регулятивные: искать пути решения проблемы. |
5. Закрепление нового материала. | Работа в группах. О семье написано немало. Это произведения разных жанров: пословицы, загадки, сказки, былины, рассказы, стихи… а) Работа с пословицами. Приготовила для вас пословицы, и случайно их выронила. 1. В семье /любовь /да совет, /так и нужды нет. 2. Не будет/ добра, /коли в семье/ вражда. 3. Семья /без детей, /что цветок /без запаха. 4. Родители/ трудолюбивы/, и дети /не ленивы. б) Знакомство с религиозной культурой о семье. (Работа с учебником стр.58-68) - Любовь и уважение всегда были ценностями религиозной культуры. Давайте познакомимся с семейными традициями разных религий. Семья в исламской религиозной культуре. Семья в иудейской религиозной культуре. Семья в православной культуре. Семья в буддистской религиозной культуре.
Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах? Что в них общего? Семья – свята для всех. Давайте семейные ценности чтить, Давайте всегда своих близких любить, Ведь только в семье мы поддержку найдем, Пусть будет всегда полной чашей ваш дом. Пусть дети и взрослые помнят всегда Семья – это главное! Через года Сумейте вы счастье свое пронести, Пускай только лучшее ждет впереди! в) Чтение и обсуждение легенды. - О дружных семьях слагают легенды. С одной из них вы сейчас познакомитесь «Как появилась дружная семья».(приложение 5). | Выполняют задания практической работы, сообщают о результатах. Работа с учебником, чтение сказок народов России. Отвечают на вопрос. Обсуждение легенды. Отвечают на вопрос. Отвечают на вопрос. | Личностные: осознание необходимости пополнения своих знаний. Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы. Коммуникативные УУД: соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики; слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; оказывать взаимопомощь, осуществлять контроль. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи. планирование своих действий. |
6. Подведение итогов урока. Рефлексия. | Упражнение «Закончить предложения». -Я хочу, чтобы моя семья была …- У каждого из вас есть желание жить в счастливой семье. А какая семья считается счастливой? Представьте свою позицию. -Семья будет счастливой, если …(взаимная любовь, верность, искренность, терпимость, справедливость, умение прощать, совместное управление хозяйством, материальный достаток, уважение интересов другого наличие детей, доброта, нежность и т. д.). - Сегодня наш разговор о семье. Вы становитесь год от года взрослее и придет время, когда вы тоже будете создавать свою семью. - И вот на этой хорошей ноте я хотела бы закончить наш урок. Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение и трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья! Оценивают свою работу на уроке! Сейчас давайте вернемся к нашим символам семьи ромашкам. Положите их перед собой, закройте глаза и мысленно вспомните те ценности, о которых мы сегодня говорили. Если вам понравился сегодняшний урок, если вы узнали на уроке что-то новое и интересное, то, что вам пригодится в жизни, нарисуйте ромашке улыбку. Если в уроке что-то осталось непонятным, вызывающим сомнение – вопрос. |
Отвечают на вопросы.
Отвечают на вопросы.
Выполняют задание.
| Личностные: развитие самооценки личности; формирование адекватной позитивной самооценки. Регулятивные: соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы согласно критериям; осуществление итогового и пошагового контроля по результату. Коммуникативные: соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики; слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; строить связанное монологическое высказывание. Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы. |
7. Информация о домашнем задании. | По выбору (исходя из индивидуальных возможностей каждого): 1.Дорогие ребята, спасибо вам за урок. Ваше домашнее задание: нарисовать свою семью и составить рассказ об одном из членов семьи, 2.Придумать герб семьи. 3.Написать сочинение о своей семье | Оценивают свои возможности в выполнении домашнего задания. Ставят перед собой учебно-познавательную цель для самостоятельной работы. Записывают д/з. | Личностные: формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения; Формирование границ собственного «знания « и «незнания». Регулятивные: адекватная самооценка. Познавательные: поиск разнообразных способов решения задач. Коммуникативные: Умение слушать. |
Приложение 1.
Слово «семья» происходит от слова «семя». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, а затем и добрые плоды. Когда ваши родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью взращивать, чтобы получилась счастливая семья.
Слово семья не зря ассоциируется у нас с солнцем, теплом и светом. Семья - это близкие и родные люди, живущие вместе. Если нам плохо, трудно, если случилось несчастье - кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет и защитит? Конечно же, родные. Самые близкие и дорогие люди, наша опора на всю жизнь. Недаром в народе говорится: "Семья - печка: как холодно, все к ней собираются".
Приложение 2.
В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и тоже слово…- Какое это слово? «ПОНИМАНИЕ»
Приложение 3.
Семейные традиции.
- Проведение семейных праздников. Эта традиция своими корнями уходит в далекое прошлое – веками было принято проводить праздники в кругу семьи с родными, близкими людьми. Основным таким праздником необходимо назвать день рождения. В большинстве семей принято в этот день приглашать в дом гостей, накрывать праздничный стол, дарить подарки имениннику и непременно задувать свечи на праздничном торте, загадав желание. К семейным праздникам относятся свадьбы, рождение детей, крещение и т. д.
- Проведение общенародных праздников. К ним относится всеми любимый праздник – Новый год. Большинство семей практикует обычай проведения его вместе за большим столом, с традиционным для нашей страны салатом «Оливье» и шампанским. Дети пишут письма Деду Морозу, в которых просят желаемые подарки. Многие семьи празднуют Пасху, выпекая куличи и освещая их в церкви. Среди общенародных праздников традиционно празднуется Всемирный день Трудящихся – 1 мая. На этот праздник большинство семей выезжают на пикник и готовят на мангале блюда из мяса.
- Игры с детьми. Важно, чтоб оба родителя принимали участие в воспитании ребенка, играли с ним. Во время игр ребенок познает мир, обретает новые навыки, повышает свой физический и интеллектуальный уровень. К примеру, по обычаю, мама каждую субботу учит ребенка играть в шахматы, а папа по воскресениям играет с сыном в футбол. Дети любят стабильность, поэтому старайтесь не нарушать заведенные обычаи.
- Вечернее обсуждение минувшего дня. Стоит обратить внимание на этот важный момент, ведь во время обсуждений каждый имеет возможность поделиться с родными своими успехами, неудачами, получить полезный совет или напутственное слово.
- Совместное принятие пищи. Эту традицию стоит назвать важнейшей, ведь нет ничего приятнее совместных трапез с родными людьми. Такой семейный обычай практикуют многие. Во время семейных завтраков есть прекрасная возможность обсудить планы на день и зарядиться позитивом. Совместный ужин позволит расслабиться, наслаждаясь обществом родных, поделиться впечатлениями от прожитого дня. Желательно, чтоб во время совместных трапез все присутствующие общались, а не смотрели телевизор.
- Чтение сказок перед сном. Это важнейшая традиция при воспитании детей, ведь сказки позволяют ребенку развить воображение, познать мир. К тому же ежедневное чтение сказок перед сном вырабатывает у ребенка определенный режим отхода ко сну. Даже если ребенок слишком мал, чтоб понять смысл прочитанного, на него будет успокаивающе действовать спокойный и размеренный голос мамы или папы. Такой вечерний ритуал успокоит даже самых активных детей, способствуя хорошему крепкому сну.
- Прогулки всей семьей. Для развития физических способностей ребенка, и поддержания своих, важно совершать совместные прогулки. Во время такой прогулки необходимо общаться, можно рассматривать достопримечательности. С целью привития духовных ценностей желательно всей семьей посещать кино, театры, музеи, выставки. Такие походы способны расширить кругозор и повысить культурный уровень семьи в целом.
- Совместные поездки на отдых. Не стоит недооценивать этот вид досуга, потому как большинство психологов для поддержания хороших взаимоотношений, рекомендуют регулярно менять обстановку. Главное, посещать новые города и страны всем вместе, чтоб отвлечься от рутины и быта, расширить свои горизонты.
- Православные традиции. К ним относятся совместное посещение церкви по православным праздникам или каждое воскресенье, празднование Рождества и Пасхи, соблюдение поста, крещение детей, чтение Библии, молитвы перед сном, регулярное посещение усопших родственников.
- Благодарите друг друга постоянно: за заботу, за приготовленный обед и внезапный подарок, за то, что вы просто есть друг у друга. Находите причины для благодарности каждый день и постоянно радуйтесь достижениям друг друга. Также вы можете ознакомиться с оригинальной идеей, как практиковать благодарность.
- Всегда, независимо от настроения и погоды за окном, искренне желайте друг другу доброго утра, хорошего дня и спокойной ночи. Обнимайте и целуйте друг друга на прощание и при встрече. Эти слова и действия становятся своего рода талисманами для каждого члена семьи, оберегая теплом вашей заботы в течение дня, напоминая, что независимо от жизненных событий и проблем — ваша семья всегда рядом и поможет разобраться в любой ситуации.
- Дарите друг другу подарки. Помните это волшебное ощущение детства, когда мама возвращалась домой с работы и доставала маленький подарочек из сумочки? Это могла быть всего лишь конфетка или другой незначительный знак внимания. Но вы с благоговением всегда ждали этого момента. Ожидание маленького сюрприза запомнилось нежностью на всю жизнь. Создайте такую традицию для ваших детей и мужа/жены. Пусть подарком станет незначительная мелочь, главное, чтобы это было регулярно и наполнено энергией вашей заботы и внимания.
Приложение 4 .
В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идём, бредём домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идёт.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовёт.
Сказки все.
Пора в постели...
Но, а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
«Что ж сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело, —
Говори да говори.
(С. Есенин)
Приложение 5.
Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо выполнять следующие правила:
Уважайте мнение всех членов семьи
Старайтесь понять каждого и если надо простить.
Уважайте родственников.
Уважайте мнение всех членов семьи.
Старайтесь понять каждого и, если надо, простить.
Никогда не смейтесь над кем-то.
Уважайте родственников.
Почитайте родителей.