Лисина Ольга Николаевна, учитель физики
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 49» г. Калуги
Урок по теме: Сила трения.
Данный урок проводится в 7 классе в главе: «Силы вокруг нас» (10 уроков). № урока 8. (с начала года № 31). Урок № 7 Вес тела. Невесомость. Урок № 9 Решение задач по теме «Силы вокруг нас».
На предыдущих уроках учащиеся изучили понятие силы как меры взаимодействия тел, познакомились с основными силами, которые встречаются в природе (силы тяжести, упругости, закон всемирного тяготения), изучили условие равновесия тела, учились объяснять наблюдаемые явления с опорой на понятие силы.
Тип урока: изучение нового материала.
Дидактическая цель: создать условия для активации сознательной деятельности с помощью технологии проблемного обучения и исследовательской деятельности.
Задачи урока: формирование умения наблюдать, высказывать гипотезы, планировать эксперимент, подтверждающий или опровергающий высказанные гипотезы; формирование навыков исследовательской деятельности учащегося.
Цели по содержанию:
Образовательная: ввести новую силу – силу трения через исследовательскую деятельность учащихся.
Развивающая: развивать способность учащихся проблемного мышления для решения познавательных заданий; формировать представления о процессах научного познания; развивать способности учащихся выдвигать гипотезы, планировать свою деятельность, выражать грамотно свои мысли вслух.
Воспитательная: способствовать воспитанию у школьников культуры исследовательского труда, воспитанию навыков коммуникативного общения.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: репродуктивный, наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.
Методы познания: наблюдение, сравнение, обобщение, анализ, проектирование; проблемный.
Основное содержание: понятие силы трения; сравнение силы трения покоя, скольжения, качения и веса тела, выяснить от чего зависит сила трения скольжения.
Оборудование: динамометр, деревянная линейка, деревянный брусок, грузы, карандаши круглые, лист бумаги, лист наждачной бумаги.
УМК «Сферы».
Перед уроком учащиеся делятся на группы по 4 человека.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный момент (1 мин) | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя. Занимают рабочие места. |
Подготовка к усвоению нового материала. (5 – 7 мин) Слайд 1. Слайд 2. | Император Николай I совершил первую поездку из Петербурга в Москву по железной дороге 18 августа 1831 г. Императорский поезд был готов к отправлению в четыре часа утра. Начальник строительства дороги генерал Клейнмихель, чтобы подчеркнуть особую торжественность события, приказал первую версту железнодорожного полотна покрасить белой масляной краской. Это было красиво и подчеркивало то обстоятельство, что императорский поезд первый пройдет по нетронутой белизне уходящих в даль рельсов. Однако генерал Клейнмихель не учел одного обстоятельства. Какого именно? Хорошо. Давайте сегодня на уроке выступим в роли исследователей и «найдем» ответ на этот вопрос. Для этого мы должны с вами определить тему урока. | Слушают учителя. Выдвигают предположения. |
Санки, скатившись с горы, движутся по горизонтальному пути неравномерно, скорость их постоянно уменьшается, и через некоторое время они останавливаются. Мальчик, разбежавшись, скользит на коньках по льду, но, как бы ни был гладок лед, мальчик все-таки останавливается. Мы знаем, что причиной всякого изменения скорости движения является сила. Значит, в рассмотренных примерах на каждое движущееся тело действовала сила. Как вы думаете, какова тема нашего урока? Тема нашего урока «Сила трения». | Формулируют тему урока. Записывают тему урока в рабочих тетрадях. |
Теперь, зная тему урока, скажите, чему вы должны будете научиться на этом уроке. Цели урока записать на доске. | Формулируют цели урока с помощью учителя. Узнать, что такое сила трения? Куда направлена сила трения? В каких единицах измеряется? От чего зависит сила трения. |
Актуализация знаний. (3-4 мин) | Чтобы достичь цели урока предстоит работа в группах. Группа выполняет задание и один из членов группы озвучивает ответ. | |
Изучение нового материала. (20 мин) Слайд 3. Слайд 4. Слайд 5. Слайд 6. Слайд 7. Слайд 9. Слайд 10. Слайд 11. | Что такое сила трения? Как обозначается? В каких единицах измеряется сила трения? Ответы на эти вопросы вы найдете в учебнике §25 (стр.64) Задание 1. Г руз, на который действует сила тяжести Р двигают равномерно влево по горизонтальной плоскости. Перерисуйте рисунок и изобразите в том же масштабе силу трения Fтр, вдвое меньшую Р, приложенную к точке К груза и направленную горизонтально. Куда направлена сила трения? Объясните почему? Как вы думаете, что является причиной возникновения силы трения? Проверьте правильность своих предположений с помощью учебника (с. 65). Вспомните, с помощью какого прибора вы измеряете силу. Различают три вида трения: скольжения, качения и покоя. Какая сила больше? Давайте сравним эти силы между собой. Выполняем фронтальный опыт: сравнение сил трения покоя, скольжения, качения. Ответьте на вопрос: какая сила больше: а) максимальная сила трения покоя или сила трения скольжения? б) сила трения скольжения или сила трения качения? На какие вопросы, поставленные в начале урока мы уже ответили? На какой вопрос нам предстоит еще ответить? Чтобы выяснить от чего зависит сила трения скольжения проведите эксперимент. У каждой группы свое задание. 1 группа. Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей. 2 группа. Изучение зависимости силы трения скольжения от силы давления. 3 группа. Изучение независимости силы трения скольжения от площади трущихся поверхностей. | Работают с учебником. Делают записи в рабочих тетрадях: находят и записывают определение силы трения, обозначение и единицы измерения силы трения. Перерисовывают рисунок в тетрадь и изображают силу трения. Делают вывод о направлении силы трения: Fтр направлена в сторону противоположную скорости движения тела. Высказывают предположения. Проверяют правильность своих предположений. Выписывают причины возникновения силы трения: 1. шероховатость поверхностей соприкасающихся тел, 2. взаимное притяжение молекул, соприкасающихся тел Высказывают предположения Работая в группах проводят эксперимент, сравнивают и делают выводы: а) Fпокоя Fскольжения; б) Fскольжения Fкачения. Работают в группах. Планируют эксперимент, проводят его, составляют отчет. Делают выводы. Озвучивают полученные результаты. Задают вопросы учителю. Слушают отчеты групп записывают в рабочих тетрадях полученные в ходе эксперимента выводы: сила трения скольжения зависит от рода трущихся поверхностей, от силы давления (чем больше сила давления, тем больше сила трения скольжения) и не зависит от площади трущихся поверхностей. |
Закрепление (10 мин) Слайд 12. Слайд 13. Слайд 14. Слайд 15. | Предлагает качественные задачи: Когда требуется сдвинуть с места очень тяжелый предмет (станок, ящик и т.п.), то рабочие нередко делают это под слова: «Раз, два, взяли!» почему отпадает необходимость в такой команде, когда предмет уже приведен в движение? О сенью около трамвайных путей, проходящих вблизи садов и парков, иногда вывешивают плакат: «Осторожно! Листопад». Каков смысл этого предупреждения? Рассмотрите рисунок. Какое из направлений соответствует направлению вектора силы трения, если брусок неподвижен? Е сли автомобиль оборудован шинами с шипами, которые предотвращают скольжение по льду, на автомобиле устанавливают специальный знак (большая буква «Ш»). Где должен находиться этот знак – на переднем или заднем стекле автомобиля? Сможете ли вы теперь объяснить: Какое обстоятельство не учел генерал Клейнмихель? | Работают в группах, обдумывая как можно решить задачу. Решают задачи. |
Рефлексия (2 – 3 мин) Слайд 16. | Просит подвести итог работы на уроке по группам, отвечая на вопросы: Сегодня на уроке меня больше всего поразило…. Меня на уроке удивило… Мне больше всего запомнилось…. Для себя я сделал следующее открытие… Как вы считаете были ли достигнуты цели урока. | Отвечают на вопросы, анализируя свою деятельность на уроке. |
Домашнее задание (1 – 2 мин) Слайд 17. | §25,26, на выбор: написать мини-сочинение: «Один день без трения» или изготовить брошюру «Сила трения в природе и технике». | Записывают домашнее задание |
Литература:
Физика. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / В. В. Белага, И. А. Ломаченков, Ю. А. Панебратцев. – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2015. – 144 с.: ил. – (Сферы)
Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6 классах средней школы: Пособие для учителей / в. А. Буров, С. Ф. Кабанов, В. И. Свиридов. – М.: Просвещение, 1981. – 112 с., ил.
Золотов В.А. Вопросы и задачи по физике в 6 -7 классах. Пособие для учителей. 3-е изд., доп. и переработ. М., «Просвещение», 1970.
Сборник качественных задач по физике: для общеобразоват. учреждений 7 – 9 кл. / А. Е. Марон, Е. А. Марон. – М.: Просвещение, 2006. – 239 с. : ил.
Перышкин А.В. Физика. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004. – 192 с.: ил.
Приложение.
Задание 1.
Груз, на который действует сила тяжести Р, двигают равномерно
влево по горизонтальной плоскости. Перерисуйте рисунок
и изобразите в том же масштабе силу трения F, вдвое меньшую
Р, приложенную к точке К груза и направленную горизонтально.
Задание 2.
Сравнение сил трения покоя, скольжения, качения.
Приборы и материалы: 1) динамометр, 2) брусок деревянный, 3) грузы — 2 шт., 4) карандаши круглые — 2 шт.
Порядок выполнения работы:
Вычислите цену деления шкалы динамометра.
Измерьте максимальную силу трения покоя бруска по столу. Для этого положите брусок на стол, а на брусок — два груза; к бруску прицепите динамометр и приведите брусок с грузами в движение (рис. 1). Запишите показание динамометра, соответствующее началу движения бруска.
Измерьте силу трения скольжения бруска с грузами по столу. Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно по столу при помощи динамометра. Результат измерения силы запишите в тетрадь.
Измерьте силу трения качения бруска по столу. Для этого положите брусок с двумя грузами на два круглых карандаша и перемещайте равномерно брусок по столу при помощи динамометра (рис. 2). Результат измерения силы запишите в тетрадь.
Ответьте на вопрос: какая сила больше:
а) максимальная сила трения покоя или сила трения скольжения?
б) сила трения скольжения или сила трения качения?
Рис. 1
Рис. 2
Задание 3.
Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей.
Приборы и материалы: 1) динамометр, 2) деревянная линейка, 3) грузы— 2 шт., 4) лист бумаги, 5) лист наждачной бумаги.
Порядок выполнения работы
1. Подготовьте в тетради таблицу для записи результатов измерений:
Вид трущихся поверхностей | Сила трения скольжения, Н |
Дерево по дереву | |
Дерево по гладкой бумаге | |
Дерево по наждачной бумаге | |
2. Вычислите цену деления шкалы динамометра.
3. Измерьте силу трения скольжения бруска с двумя грузами:
а) по поверхности деревянной линейки (рис. а);
б) по гладкой бумаге (рис. б);
в) по наждачной бумаге (рис. в).
Результаты измерений запишите в таблицу.
4. Ответьте на вопросы:
Зависит ли сила трения скольжения:
а) от рода трущихся поверхностей?
б) от шероховатости трущихся поверхностей?
2. Изучение зависимости силы трения скольжения от силы давления
Приборы и материалы:1) динамометр, 2) деревянная линейка, 3) грузы — 2 шт.
б
Порядок выполнения работы
Вычислите цену деления шкалы динамометра.
Положите на деревянную линейку брусок большой гранью, а на него — груз и измерьте силу трения скольжения бруска по линейке (рис. а).
Положите на брусок второй груз и снова измерьте силу трения скольжения бруска по линейке (рис. б).
Ответьте на вопрос: зависит ли сила трения скольжения от силы давления, и если зависит, то как?
3. Изучение зависимости силы трения скольжения от площади трущихся поверхностей
Приборы и материалы (рис. 24): 1) динамометр, 2) деревянная линейка, 3) грузы — 2 шт.
в
Порядок выполнения работы
Вычислите цену деления шкалы динамометра.
Положите на деревянную линейку брусок большой гранью, а на него — два груза и измерьте силу трения скольжения бруска по линейке (рис. б).
Положите на линейку брусок меньшей гранью, поставьте на него два груза и снова измерьте силу трения скольжения бруска по линейке (рис в).
Ответьте на вопрос: зависит ли сила трения скольжения от площади трущихся поверхностей при постоянной силе давления?