СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме: Сила трения.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: Сила трения.»

Лисина Ольга Николаевна, учитель физики

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 49» г. Калуги

Урок по теме: Сила трения.



Данный урок проводится в 7 классе в главе: «Силы вокруг нас» (10 уроков). № урока 8. (с начала года № 31). Урок № 7 Вес тела. Невесомость. Урок № 9 Решение задач по теме «Силы вокруг нас».

На предыдущих уроках учащиеся изучили понятие силы как меры взаимодействия тел, познакомились с основными силами, которые встречаются в природе (силы тяжести, упругости, закон всемирного тяготения), изучили условие равновесия тела, учились объяснять наблюдаемые явления с опорой на понятие силы.

Тип урока: изучение нового материала.

Дидактическая цель: создать условия для активации сознательной деятельности с помощью технологии проблемного обучения и исследовательской деятельности.

Задачи урока: формирование умения наблюдать, высказывать гипотезы, планировать эксперимент, подтверждающий или опровергающий высказанные гипотезы; формирование навыков исследовательской деятельности учащегося.

Цели по содержанию:

Образовательная: ввести новую силу – силу трения через исследовательскую деятельность учащихся.

Развивающая: развивать способность учащихся проблемного мышления для решения познавательных заданий; формировать представления о процессах научного познания; развивать способности учащихся выдвигать гипотезы, планировать свою деятельность, выражать грамотно свои мысли вслух.

Воспитательная: способствовать воспитанию у школьников культуры исследовательского труда, воспитанию навыков коммуникативного общения.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: репродуктивный, наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.

Методы познания: наблюдение, сравнение, обобщение, анализ, проектирование; проблемный.

Основное содержание: понятие силы трения; сравнение силы трения покоя, скольжения, качения и веса тела, выяснить от чего зависит сила трения скольжения.

Оборудование: динамометр, деревянная линейка, деревянный брусок, грузы, карандаши круглые, лист бумаги, лист наждачной бумаги.



УМК «Сферы».

Перед уроком учащиеся делятся на группы по 4 человека.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организационный момент

(1 мин)

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Занимают рабочие места.

  1. Подготовка к усвоению нового материала.


(5 – 7 мин)



Слайд 1.















Слайд 2.


Император Николай I совершил первую поездку из Петербурга в Москву по железной дороге 18 августа 1831 г. Императорский поезд был готов к отправлению в четыре часа утра. Начальник строительства дороги генерал Клейнмихель, чтобы подчеркнуть особую торжественность события, приказал первую версту железнодорожного полотна покрасить белой масляной краской. Это было красиво и подчеркивало то обстоятельство, что императорский поезд первый пройдет по нетронутой белизне уходящих в даль рельсов. Однако генерал Клейнмихель не учел одного обстоятельства.

Какого именно?

Хорошо. Давайте сегодня на уроке выступим в роли исследователей и «найдем» ответ на этот вопрос. Для этого мы должны с вами определить тему урока.

Слушают учителя.










Выдвигают предположения.

Санки, скатившись с горы, движутся по горизонтальному пути неравномерно, скорость их постоянно уменьшается, и через некоторое время они останавливаются. Мальчик, разбежавшись, скользит на коньках по льду, но, как бы ни был гладок лед, мальчик все-таки останавливается. Мы знаем, что причиной всякого изменения скорости движения является сила. Значит, в рассмотренных примерах на каждое движущееся тело действовала сила.


Как вы думаете, какова тема нашего урока?


Тема нашего урока «Сила трения».









Формулируют тему урока.

Записывают тему урока в рабочих тетрадях.

Теперь, зная тему урока, скажите, чему вы должны будете научиться на этом уроке.


Цели урока записать на доске.

Формулируют цели урока с помощью учителя.

  • Узнать, что такое сила трения?

  • Куда направлена сила трения?

  • В каких единицах измеряется?

  • От чего зависит сила трения.

  1. Актуализация знаний.

(3-4 мин)

Чтобы достичь цели урока предстоит работа в группах. Группа выполняет задание и один из членов группы озвучивает ответ.


  1. Изучение нового материала.

(20 мин)


Слайд 3.



Слайд 4.














Слайд 5.













Слайд 6.









Слайд 7.


















Слайд 9.


Слайд 10.



Слайд 11.

Что такое сила трения? Как обозначается? В каких единицах измеряется сила трения?


Ответы на эти вопросы вы найдете в учебнике §25 (стр.64)


Задание 1.

Г руз, на который действует сила тяжести Р двигают равномерно влево по горизонтальной плоскости. Перерисуйте рисунок и изобразите в том же масштабе силу трения Fтр, вдвое меньшую Р, приложенную к точке К груза и направленную горизонтально.


Куда направлена сила трения? Объясните почему?







Как вы думаете, что является причиной возникновения силы трения?


Проверьте правильность своих предположений с помощью учебника (с. 65).












Вспомните, с помощью какого прибора вы измеряете силу.


Различают три вида трения: скольжения, качения и покоя.

Какая сила больше?

Давайте сравним эти силы между собой.

Выполняем фронтальный опыт: сравнение сил трения покоя, скольжения, качения.

Ответьте на вопрос: какая сила больше:

а) максимальная сила трения покоя или сила трения скольжения?

б) сила трения скольжения или сила трения качения?


На какие вопросы, поставленные в начале урока мы уже ответили? На какой вопрос нам предстоит еще ответить?


Чтобы выяснить от чего зависит сила трения скольжения проведите эксперимент.


У каждой группы свое задание.

1 группа. Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей.

2 группа. Изучение зависимости силы трения скольжения от силы давления.

3 группа. Изучение независимости силы трения скольжения от площади трущихся поверхностей.

Работают с учебником.

Делают записи в рабочих тетрадях: находят и записывают определение силы трения, обозначение и единицы измерения силы трения.


Перерисовывают рисунок в тетрадь и изображают силу трения.


Делают вывод о направлении силы трения: Fтр направлена в сторону противоположную скорости движения тела.


Высказывают предположения.


Проверяют правильность своих предположений. Выписывают причины возникновения силы трения:

1. шероховатость поверхностей соприкасающихся тел,

2. взаимное притяжение молекул, соприкасающихся тел




Высказывают предположения


Работая в группах проводят эксперимент, сравнивают и делают выводы:

а) Fпокоя Fскольжения;

б) Fскольжения Fкачения.







Работают в группах. Планируют эксперимент, проводят его, составляют отчет. Делают выводы. Озвучивают полученные результаты.

Задают вопросы учителю.


Слушают отчеты групп записывают в рабочих тетрадях полученные в ходе эксперимента выводы:

сила трения скольжения зависит от рода трущихся поверхностей, от силы давления (чем больше сила давления, тем больше сила трения скольжения) и не зависит от площади трущихся поверхностей.

  1. Закрепление

(10 мин)


Слайд 12.



Слайд 13.



Слайд 14.






Слайд 15.

Предлагает качественные задачи:

  1. Когда требуется сдвинуть с места очень тяжелый предмет (станок, ящик и т.п.), то рабочие нередко делают это под слова: «Раз, два, взяли!» почему отпадает необходимость в такой команде, когда предмет уже приведен в движение?

  2. О сенью около трамвайных путей, проходящих вблизи садов и парков, иногда вывешивают плакат: «Осторожно! Листопад». Каков смысл этого предупреждения?

  3. Рассмотрите рисунок. Какое из направлений соответствует направлению вектора силы трения, если брусок неподвижен?

  4. Е сли автомобиль оборудован шинами с шипами, которые предотвращают скольжение по льду, на автомобиле устанавливают специальный знак (большая буква «Ш»). Где должен находиться этот знак – на переднем или заднем стекле автомобиля?


Сможете ли вы теперь объяснить: Какое обстоятельство не учел генерал Клейнмихель?

Работают в группах, обдумывая как можно решить задачу.

Решают задачи.

  1. Рефлексия

(2 – 3 мин)



Слайд 16.

Просит подвести итог работы на уроке по группам, отвечая на вопросы:

  1. Сегодня на уроке меня больше всего поразило….

  2. Меня на уроке удивило…

  3. Мне больше всего запомнилось….

  4. Для себя я сделал следующее открытие…


Как вы считаете были ли достигнуты цели урока.

Отвечают на вопросы, анализируя свою деятельность на уроке.



  1. Домашнее задание

(1 – 2 мин)

Слайд 17.

§25,26, на выбор: написать мини-сочинение: «Один день без трения» или изготовить брошюру «Сила трения в природе и технике».

Записывают домашнее задание





Литература:

  1. Физика. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / В. В. Белага, И. А. Ломаченков, Ю. А. Панебратцев. – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2015. – 144 с.: ил. – (Сферы)

  2. Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6 классах средней школы: Пособие для учителей / в. А. Буров, С. Ф. Кабанов, В. И. Свиридов. – М.: Просвещение, 1981. – 112 с., ил.

  3. Золотов В.А. Вопросы и задачи по физике в 6 -7 классах. Пособие для учителей. 3-е изд., доп. и переработ. М., «Просвещение», 1970.

  4. Сборник качественных задач по физике: для общеобразоват. учреждений 7 – 9 кл. / А. Е. Марон, Е. А. Марон. – М.: Просвещение, 2006. – 239 с. : ил.

  5. Перышкин А.В. Физика. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004. – 192 с.: ил.

Приложение.



Задание 1.

Груз, на который действует сила тяжести Р, двигают равномерно

влево по горизонтальной плоскости. Перерисуйте рисунок

и изобразите в том же масштабе силу трения F, вдвое меньшую

Р, приложенную к точке К груза и направленную горизонтально.



Задание 2.

Сравнение сил трения покоя, скольжения, качения.

Приборы и материалы: 1) динамометр, 2) брусок деревян­ный, 3) грузы — 2 шт., 4) карандаши круглые — 2 шт.

Порядок выполнения работы:

  1. Вычислите цену деления шкалы динамометра.

  2. Измерьте максимальную силу трения покоя бруска по столу. Для этого положите брусок на стол, а на брусок — два груза; к бруску прицепите динамометр и приведите брусок с грузами в дви­жение (рис. 1). Запишите показание динамометра, соответствующее началу движения бруска.

  3. Измерьте силу трения скольжения бруска с грузами по столу. Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно по столу при помощи динамометра. Результат измерения силы запишите в тетрадь.

  4. Измерьте силу трения качения бруска по столу. Для этого положите брусок с двумя грузами на два круглых карандаша и пере­мещайте равномерно брусок по столу при помощи динамометра (рис. 2). Результат измерения силы запишите в тетрадь.

  5. Ответьте на вопрос: какая сила больше:

а) максимальная сила трения покоя или сила трения скольжения?

б) сила трения скольжения или сила трения качения?

Рис. 1



Рис. 2





Задание 3.

  1. Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей.

Приборы и материалы: 1) динамометр, 2) деревянная линейка, 3) грузы— 2 шт., 4) лист бумаги, 5) лист наждачной бумаги.





Порядок выполнения работы

1. Подготовьте в тетради таблицу для записи результатов измерений:

Вид трущихся поверхностей

Сила трения скольжения, Н

Дерево по дереву


Дерево по гладкой бумаге


Дерево по наждачной бумаге










2. Вычислите цену деления шкалы динамометра.

3. Измерьте силу трения скольжения бруска с двумя грузами:

а) по поверхности деревянной линейки (рис. а);

б) по гладкой бумаге (рис. б);

в) по наждачной бумаге (рис. в).

Результаты измерений запишите в таблицу.

4. Ответьте на вопросы:

Зависит ли сила трения скольжения:

а) от рода трущихся поверхностей?

б) от шероховатости трущихся поверхностей?

2. Изучение зависимости силы трения скольжения от силы давления

Приборы и материалы:1) динамометр, 2) деревянная линейка, 3) грузы — 2 шт.

















б





Порядок выполнения работы

  1. Вычислите цену деления шкалы динамометра.

  2. Положите на деревянную линейку брусок большой гранью, а на него — груз и измерьте силу трения скольжения бруска по линейке (рис. а).

  3. Положите на брусок второй груз и снова измерьте силу трения скольжения бруска по линейке (рис. б).

  4. Ответьте на вопрос: зависит ли сила трения скольжения от силы давления, и если зависит, то как?



3. Изучение зависимости силы трения скольжения от площади трущихся поверхностей

Приборы и материалы (рис. 24): 1) динамометр, 2) деревянная линейка, 3) грузы — 2 шт.

в

Порядок выполнения работы

  1. Вычислите цену деления шкалы динамометра.

  2. Положите на деревянную линейку брусок большой гранью, а на него — два груза и измерьте силу трения скольжения бруска по линейке (рис. б).

  3. Положите на линейку брусок меньшей гранью, поставьте на него два груза и снова измерьте силу трения скольжения бруска по линейке (рис в).

  4. Ответьте на вопрос: зависит ли сила трения скольжения от площади трущихся поверхностей при постоянной силе давления?








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!