III. Изучение нового материала. | Работа над преобразованием предложений. - Перед вами 2 предложения. Сравните их. Слайд 7 1. Лицо человека, часто искажающееся злобой, становится безобразным. 2.Лицо человека, которое часто искажается злобой, становится безобразным. - Отличаются эти предложения по смыслу? - А по структуре? - А теперь обратите внимание на следующие предложения: Слайд 8 Мы пришли. В доме уже горел свет. Задания: 1) Два предложения преобразуйте в предложение с равноправными частями. (записать) 2) – с неравноправными частями. Постройте схемы предложений, обозначьте средство связи. Вывод: Таким образом, в предложении сложноподчинённом есть главное и придаточное, средство связи может оказаться как союзом, так и союзным словом. Дайте определение сложноподчинённого предложения. Материал для наблюдения (раздать). 1) Хотя было ещё рано, ворота оказались запертыми. 2) Сквозь листву деревьев видно, как за рекой в лугах садилось солнце. 3)Из лесного оврага, на дне которого бежал маленький родничок, неслось воркование диких голубей. Задания: Слайд 9 1) Подчеркните грамматические основы и обозначьте средства связи. 2) Разберите по членам придаточные части (для определения характера средства связи). 3) Определите средство связи (союз или союзное слово). 4) Определите место придаточной части по отношению главной. - Сделайте выводы. Какое из этих заданий оказалось трудным? Информация на слайдах (записать) Слайды 10 – 19 - Итак, вернемся обратно к нашим предложениям. Вывод: (ПС связывают прид. с главным, они не являются членом предложения. (Если их опустить, предложение превращается в бессоюзное). (СС (относительные местоимения и местоименные наречия не только связывают …, но и являются членами предложения. (опустить нельзя). Решение главного проблемного вопроса. Как определить, что перед нами СПП? - Назовите признаки СПП Слайд 20 1. Наличие 2-ой грамматической основы. 2. Наличие подчинительного союза или СС. 3. Возможность постановки вопроса от главного к придаточному. Заполните буклет этой информацией. Закрепление изученного Работа по карточкам Карточка 1. Записать предложения в исправленном виде. 1) Герой произведения выступает в защиту народа, которых он называет умным, бодрым. 2) Рядом стояло дерево, на ветвях которых серебрился иней. 3) Человек постоянно ссорится с соседями, который не умеет жить. 4) Счастье зачастую, где его ждёшь, оказывается совсем не там. 5) Я учусь в школе, которая носит имя писателя, который известен всей стране. Карточка 2. Продолжить предложения, используя придаточные. Определить средства связи придаточного предложения с главным. Природу надо беречь (почему?)… Запоминаются те книги (какие?)… На привал лучше расположиться там (где?)… Не забывай о том (о чём?)… Выполнение упр. 96 (п) у доски. | Читают предложения. Находят необходимые слова, анализируют их, делают вывод. Записывают предложения, комментируют, составляют схемы предложений. Озвучивают понятие. Определяют признаки СПП, делают вывод, составляют схему. Находят средство связи (ПС) и (СС), подчеркивают их как члены предложения. Делают вывод. Физкультминутка Рубрика «А вы знаете, что…» Читают, обсуждают, оценивают работу Сравнивают результаты. Выполняют задания по карточкам. Производят взаимопроверку, читают, объясняют свой выбор. Читают, обсуждают, оценивают работу Сравнивают результаты. | Коллективная работа. Беседа. Практический метод. | Извлекать информацию из учебной статьи. Анализ с целью выделения признаков, подведение под понятие. Осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Выделение информации, построение логической цепи рассуждения. Сотрудничество в поиске и выборе информации. Получать новую информацию на основе имеющихся знаний и наблюдений. Организовывать работу в группе. Формулировать устные высказывания. Получать информацию с опорой на выводы, полученные в практической деятельности. Преобразовывать теоретическую информацию в схему. Обосновывать свое мнение. Извлекать информацию из учебной статьи, преобразовывать ее в схему. Сравнивать ситуацию до проделанной работы и после нее; сравнивать самостоятельно полученный результат с образцом в учебнике. Оценивать свою и чужую деятельность. |