СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме «Сложноподчиненные предложения. Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме «Сложноподчиненные предложения. Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении»»

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе

Урок: русский язык

Тема урока: «Сложноподчиненные предложения. Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении»

Дата проведения урока: 15.11.2019

Класс: 9

УМК: Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова. – 9-е изд. – М: Просвещение, 2014

Оборудование: учебник, раздаточные карточки с заданиями, презентация.

Цели для ученика

1. Повторить главные признаки, по которым выделяется придаточное предложение, освоить средства связи придаточного предложения с главным.

2. Учиться составлять буклет.

3. Отрабатывать навыки  сотрудничества.

4. Учиться оценивать свою работу и работу товарищей.

Цели для учителя

Образовательные: углубить понятие о сложноподчинённом предложении; повторить главные признаки, по которым выделяется придаточное предложение; освоить средства связи придаточного предложения с главным, совершенствуя при этом пунктуационные навыки; научить уместно и осмысленно использовать сложноподчинённые предложений в речи; формировать умение составлять буклет.

Развивающие: развивать умение анализировать, делать выводы, обобщать, моделировать информацию.

Воспитательные: развивать навыки  сотрудничества; привлечь внимание к  морально – этической проблеме.


Тип урока

Изучение нового материала

Домашнее задание

1.Составить рассказ по буклету

2. Выполнить упражнение 97 (п)


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Форма работы

Формируемые УУД

I. Организация класса. Психологический настрой.

Слайд 1

1. Чтение стихотворения.

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

Подарите улыбки друг другу.

Улыбнитесь друг другу, себе.

Приятного вам учебного дня!

Оценивают учителя

словесная форма

Поднять настроение учащихся

Создать психологический комфорт




II. Постановка проблемы урока.


Погружение в тему. Формулирование темы урока.

- Прочитайте слова М. Горького, которые мы возьмём эпиграфом к сегодняшнему уроку: Слайд 2

«Знать необходимо не затем, чтоб только знать, но для того, чтоб научиться делать».

-  О чем говорится в этом афоризме?

(Мы изучаем теорию сложного предложения не ради неё самой, а для определённых практических целей, чтобы использовать полученные знания в  своей речи)

- Обратите внимание, что эпиграфом является (какое?) предложение… по строению

- Сформулируйте тему урока. Слайд 3

«Сложноподчинённое предложение. Подчинительные союзы и союзные слова».

Актуализация знаний. 

- Вспомните все, что вы знаете о сложных предложениях.

Выборочно-распределительный диктант.

- Перед вами предложения. Запишите в 2 столбика номера предложений союзных и бессоюзных. Слайд 4

  1) С горы бежит поток проворный, в лесу не смолкнет птичий гам. 2) Когда шли дожди, мягкость красок сменялась блеском. 3) Сентябрь холодный бушевал, с деревьев ржавый лист валил. 4) Светлые заливы в камышах блестят, и неподвижно нивы на полях стоят.

Обратите внимание на 2, 4 предложения. В каком из них части предложения зависят друг от друга?

СПП (части спп зависят друг от друга: одна из них главная (независимая) - [  ], а другая – подчинённая (придаточная) – (что  ).

Постановка проблемы. 

- Многое ли вы знаете о сложноподчинённом предложении?

- Сформулируйте проблему урока. Слайд 5

«Каковы главные признаки сложноподчинённого предложения? Какие  средства связи употребляются в нём?»

Постановка задач.

- Вам необходимо сегодня составить буклет сложноподчинённого предложения. Что такое буклет?

Слайд 6

Буклет (от фр. – колечко) – непериодическое издание в виде листов печатного материала, складываемых параллельными сгибами, без переплёта так, что читают или рассматривают, раскрывая как ширму.

- Значит, сегодня на уроке мы с вами будем записывать информацию о СПП в буклет.

Читают эпиграф, отвечают на вопросы, формулируют тему урока.

Вспоминают сведения о сложных предложениях.

По очереди проговаривают вопросы, осуществляют самопроверку.

Читают ключевые слова, находят известные и неизвестные. Формулируют проблемный вопрос урока.

Задание выполняется  с помощью интерактивной доски.

Отбирают необходимые задачи.

диалог

Самостоятельное определение темы на основе наблюдений и выводов.

Мотивация учения; смыслообразования («какое значение имеет для меня учение»)

Актуализировать знания по теме.

Обсуждать, слушать друг друга, приходить к общему решению.

Разграничивать известную информацию и неизвестную информацию.

Анализировать и оценивать свои знания, выявлять и ставить проблему.

Формулировать устные высказывания.

Ставить задачи, составлять план деятельности.


III. Изучение нового материала.


Работа над преобразованием предложений.

- Перед вами 2 предложения. Сравните их. Слайд 7

1. Лицо человека, часто искажающееся злобой, становится безобразным.

2.Лицо человека, которое часто искажается злобой, становится безобразным.

- Отличаются эти предложения по смыслу?

- А по структуре?

- А теперь обратите внимание на следующие предложения: Слайд 8

Мы пришли. В доме уже горел свет.

Задания: 1) Два предложения преобразуйте в предложение с равноправными частями. (записать)

2) – с неравноправными частями.

Постройте схемы предложений, обозначьте средство связи.

Вывод: Таким образом, в предложении сложноподчинённом есть главное и придаточное, средство связи может  оказаться как союзом, так и союзным словом.

Дайте определение сложноподчинённого предложения.

Материал для наблюдения (раздать).

1) Хотя было ещё рано, ворота оказались запертыми.

2) Сквозь листву деревьев видно, как за рекой в лугах садилось солнце.

3)Из лесного оврага, на дне которого бежал маленький родничок, неслось воркование диких голубей.

Задания: Слайд 9

1) Подчеркните грамматические основы  и обозначьте средства связи.

2) Разберите по членам придаточные части  (для определения характера средства связи).

3) Определите  средство связи (союз или союзное слово).

4) Определите место придаточной части по отношению главной.

- Сделайте выводы. Какое из этих заданий оказалось трудным?

Информация на слайдах (записать) Слайды 10 – 19

- Итак, вернемся обратно к нашим предложениям.

Вывод: (ПС  связывают прид.  с главным, они не являются членом предложения. (Если их опустить, предложение превращается в бессоюзное).

(СС (относительные местоимения  и местоименные наречия не только связывают …, но и являются членами предложения. (опустить нельзя).


Решение главного проблемного вопроса.

Как определить, что перед нами СПП?

- Назовите признаки СПП Слайд 20

1. Наличие 2-ой грамматической основы.

2. Наличие подчинительного союза или СС.

3. Возможность постановки вопроса от главного к придаточному.

Заполните буклет этой информацией.

Закрепление изученного

Работа по карточкам

Карточка 1.

Записать предложения в исправленном виде.

1) Герой произведения выступает в защиту народа, которых он называет умным, бодрым. 2) Рядом стояло дерево, на ветвях которых серебрился иней. 3) Человек постоянно ссорится с соседями, который не умеет жить. 4) Счастье зачастую, где его ждёшь, оказывается совсем не там. 5) Я учусь в школе, которая носит имя писателя, который известен всей стране.

 

Карточка 2.

Продолжить предложения, используя придаточные. Определить средства связи придаточного предложения с главным.

Природу надо беречь (почему?)… Запоминаются те книги (какие?)… На привал лучше расположиться там (где?)… Не забывай о том (о чём?)… 

Выполнение упр. 96 (п) у доски.

Читают предложения.

Находят необходимые слова, анализируют их, делают вывод.

Записывают предложения, комментируют, составляют схемы предложений.

Озвучивают понятие.

Определяют признаки СПП, делают вывод, составляют  схему.

Находят средство связи (ПС) и (СС), подчеркивают их как члены предложения. Делают вывод.

Физкультминутка

Рубрика «А вы знаете, что…»

Читают, обсуждают, оценивают работу

Сравнивают результаты.

Выполняют задания по карточкам.

Производят взаимопроверку, читают, объясняют свой выбор.

Читают, обсуждают, оценивают работу

Сравнивают результаты.


Коллективная работа.

Беседа.

Практический метод.




Извлекать информацию из учебной статьи.

Анализ с целью выделения признаков, подведение под понятие.

Осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Выделение  информации, построение логической цепи рассуждения.

Сотрудничество в поиске и выборе информации.

Получать новую информацию на основе имеющихся знаний и наблюдений.

Организовывать работу в группе.

Формулировать устные высказывания.

Получать информацию с опорой на выводы, полученные в практической деятельности.

Преобразовывать теоретическую информацию в схему.

Обосновывать свое мнение.

Извлекать информацию из учебной статьи, преобразовывать ее в схему.

Сравнивать ситуацию до проделанной работы и после нее; сравнивать самостоятельно полученный результат с образцом в учебнике.

Оценивать свою и чужую деятельность.


V. Итог урока


Рефлексия Слайд 21

Ответьте на вопросы, поделитесь своими мыслями.

- Я узнал…

- Я научился…

- Мне понравилось...,

- Мне было трудно, когда...,

- Мне было интересно, когда...

- На что обратим внимание на следующем уроке?

- Как вы оцениваете свое участие на уроке?

- С каким настроением вы уходите с урока? 

Проводят рефлексию.

Беседа

Проводить самоанализ.

Формулировать устные высказывания в соответствии с речевой ситуацией.

VI. Домашнее задание

  1. Составьте рассказ по буклету.

  2. Выполните упражнение 97 (п)

Обсуждают и записывают домашнее задание.

 


Умение структурировать знания.

Осознание того, что усвоено и что предстоит усвоить.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!