СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме: "Соли. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей."

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: "Соли. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей."»

Урок по теме: "Соли. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей."

Цель

Создание условий для формирования знаний обучающихся о составе, классификации, номенклатуре физических свойствах и применении солей.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: ученик научится давать определение солей, получит представление о солях как производных кислот, составе и номенклатуре солей, составлять формулы химических соединений.


Метапредметные результаты: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач.


Личностные УУД (Л): проявляют ситуативный познавательный интерес к новому учебному материалу.


Регулятивные УУД (Р): преобразовать практическую задачу в учебно-познавательную совместными усилиями.


Познавательные УУД (П): определять способы решения проблем под руководством учителя; выдвигать гипотезы и выстраивать стратегию поиска под руководством учителя; формулировать новые знания совместными групповыми усилиями.


Коммуникативные УУД (К): участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Задачи:


Образовательные: сформировать представление о солях как производных кислот, составе и номенклатуре солей, продолжить формировать умение составлять формулы химических соединений.

Воспитательные: воспитывать самостоятельность, ответственность, трудолюбие, культуру поведения, способствовать развитию любознательности, формировать умение излагать и отстаивать свою точку зрения.

Развивающие: продолжить формировать у учащихся грамотную речь, умение сравнивать анализировать, обобщать и систематизировать, развивать слуховую, зрительную и моторную память, формировать у учащихся навыки контроля и взаимоконтроля.


Форма работы учащихся на уроке

Самостоятельно, в группах.

Оборудование для учителя:

Компьютер, интерактивная доска, проектор, таблица растворимости кислот, оснований, солей, образцы солей, «черный ящик», набор реактивов.

Оборудование (и материалы) для учащихся:

Наборы карточек с веществами: СаО, MgO, NaOH, KOH, HCl, H2SO4, NaCl, Na2CO3, CaCO3, H2O; дидактический материал - таблицы кислот и кислотных остатков, периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, таблица растворимости кислот, оснований, солей, тестовые задания, карточки с играми «Шифровальщик», «Дешифровщик», дидактические карточки с заданиями, штативы с пробирками, химические стаканы, стеклянные палочки.

Реактивы: NaCl, CuSO4, CaCO3, NiSO4, Н2O, К2Cr2O7, CuSO4 х 5Н2O CaCl2.

Урок открытия новых знаний.

Методы обучения:

словесные (рассказ, беседа)

наглядные (демонстрация)

практические (лабораторный опыт)

взаимоконтроль и письменный контроль   


Ход урока

1.Организационный момент. Мотивационно - ориентировочный этап.

Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.

- Я рада вас видеть на сегодняшнем уроке. Надеюсь, что наша совместная работа будет полезной и интересной.

Эпиграфом нашего урока будут слова Сенеки Младшего: «Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их».

Мы живем с вами в мире веществ и их превращений, поэтому должны знать не только состав и применение веществ, но и об их влиянии на организм человека и окружающий нас мир.

С некоторыми классами веществ вы уже знакомы и сегодня приступим к изучению соединений нового класса.

2. Вводная часть. Нацеливание на изучение новой темы.

Мы с вами продолжаем знакомиться с основными классами неорганических соединений.

Какие классы соединений мы уже изучили?

Сегодня мы познакомимся с классом веществ, которые играют очень большую роль в жизни человека.

Внимание! Черный ящик!

Творческое задание учащихся: "Угадайте вещество" 

В этом ящике находится вещество, которое входит в состав крови человека и животных. Оно содержится в Мировом океане. Легионеры Древнего Рима получали часть жалованья этим веществом, а за 5 плиток этого вещества в Абиссинии можно было купить раба. В год каждый человек потребляет от 3 до 5 кг этого вещества.

Что в черном ящике?

Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

(Наши предки встречали гостей в знак нерушимой дружбы хлебом и…солью!)

Тема нашего урока: «Соли»

1-я часть презентации по теме.

"Знаете ли вы, что:

Толщина пласта соли в г. Соль- Илецк превышает 1,5 км.

Поваренной солью, извлеченной только из морской воды, можно было бы засыпать всю сушу Земного шара слоем 130 м.

А для территории Европы этого количества хватило бы для слоя толщиной около 5 км.

Мы с вами знаем много поговорок про соль. Давайте их вспомним

  • Без соли и хлеб не естся.

  • Рассыпать соль – к несчастью.

  • Без золота прожить можно, а без соли – нет.

  • Собираясь в дальнюю дорогу, заверни соль в тряпицу и повесь на грудь – принесёт удачу.

Каких только нет поверий, пословиц, поговорок о соли.

Обратите на выражение на доске.

«Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть». Как вы думаете, сколько же времени надо прожить рядом с человеком, чтобы съесть пуд соли? Оказывается, ждать не так уж и долго (Один человек в год съедает в среднем 4 кг. соли, ПУД= 16 кг. за два года два человека съедят пуд соли)

Слышали ли выражение, что соль – это белый яд? Кто считает, что это действительно так, поднимите руку. Хотелось бы вам узнать, является ли это выражение истиной или нет? Это ещё один вопрос, на который мы с вами должны найти ответ.

Какова цель нашего урока?

Сформировать представления о– солях их составе; познакомить с классификацией солей по их растворимости, с физическими свойствами и применением солей; научиться составлять формулы солей и называть их.

Девиз урока: Химик требуется не такой, который из одного чтения книг понял всю науку, но который собственным искусством в ней прилежно упражняется.

Сегодня мы займемся поиском истины, поработаем в творческой лаборатории. На ваших столах находятся «путеводители», в которых вы будете делать записи. (Приложение 1). Они останутся у вас после урока и будут служить кратким конспектом.


Чтобы подготовиться к сегодняшнему исследованию, ответим на ряд вопросов и выполним тестовые задания

3. Проверка знаний учащихся. Этап актуализации знаний и осуществление первого пробного действия (Актуализация знаний о различных классах неорганических соединений.)

Все вещества делят на простые и сложные.

Какие классы сложных веществ вам известны? (оксиды, основания, кислоты, соли)  

Что такое оксиды? Что общего в их составе?  Какие бывают оксиды?

 Какие вещества называют основаниями? Что общего в их составе? 

 Какие вещества называют кислотами?

1. Химический диктант.

Учитель диктует названия кислот, ученики пишут формулы. Контроль осуществляется в форме взаимопроверки по правильным ответам, которые записаны на доске. За каждый правильный ответ – 1 балл, листы с ответами – учителю.


  1. HCl

  2. H3PO4

  3. HBr

  4. H2SO4

  5. HNO3

  6. H2S

  7. H2CO3

  8. H2SO3

  9. HF

  10. H2Si O3

  11. HI

Что общего в составе кислот?

2. Игра «Найди соответствие». На листах напечатаны формулы кислотных остатков. Магнитами закреплены на доске (3 учащихся).

Кислотные остатки

Название Формула

Хлорид

Фторид

Бромид

Иодид

Сульфат

Сульфит

Сульфид

Нитрат

Карбонат

Силикат

Ортофосфат


У вас на столах лежат тесты. На выполнение задания 5 минут. Правильные ответы обведите в листах.

Критерии оценивания: 0-1 ошибка - «5», 2 ошибки –«4», 3 ошибки- «3», 4 и более ошибок –«2»


4. Основной этап. Овладение знаниями по новой теме.

4.1. Постановка проблемного вопроса.

Даны формулы веществ: NaCl, K2SO4, AgNO3

- Что общего в составе этих веществ?

(учащиеся, сравнивая и анализируя формулы, находят общее: на первом месте в формулах стоит атом металла, на втором месте кислотный остаток)

-Все эти вещества относятся к классу солей. Дайте определение данному классу.

(учащиеся формулируют определение солей)

Определение солей записывается в листы

!!!СЛАЙД "Интеллектуальная разминка" (работа с интерактивной доской)

Установите соответствие между названием класса и его представителями:

СaО, CО2, BaSO4 , H24 , HCl , H23, Fe2О3 , CaCO3 , Сa(ОH)2 , P2О5 , Сu(ОH)2 , KОH , Na2SO4 , CuО, Mg(NO3), NaОH , H34 , NaCl , Ba(ОH)2, HNO3

Один человек от команды выходит к доске.

1 группа находит оксиды,

2 группа –гидроксиды,

3 группа – кислоты.

Какая группа осталась? СОЛИ


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Музыка)

1. Упражнения на пробуждение внутренних органов   Ушные раковины имеют активные точки, связанные с внутренними органами. Энергично потрём уши ладонями, разомнём ушную раковину большим и указательным пальцами до ощущения тепла.  

2. Психофизические упражнения для стимуляции памяти, внимания, мышления «Волшебная восьмёрка» Рисуем цифру восемь в воздухе правой рукой справа налево (5 раз), левой рукой слева направо (5 раз), а затем обеими руками одновременно в разные стороны.  

3. «Черепашка» Ноги чуть расставлены. Руки опущены. Оттягиваем плечи вниз, а голову максимально тянем вверх, слегка покачивая (как черепаха высовывает свою голову из панциря). Повторяем пять раз. Упражнение растягивает шейно-грудной отдел.  

4. Упражнения для формирования осанки «Великан» Представьте, что позади вас стоит великан и тянет вас назад за плечи чуть-чуть назад и вверх. Такое положение позвоночника постараемся сохранить весь урок.  

    1. Названия солей. Алгоритм составления названий солей. 2-я часть презентации.

Пошаговый алгоритм составления формул солей у вас у каждого на столах. Давайте с ним поработаем. (Научимся составлять формулы солей и давать им названия.)

(Алгоритм составления названий – на карточках, на столах)

На доске: KBr

Na3PO4

CuCl 2 (учитель обращает внимание на то, что, если металл имеет переменную валентность, то ее обязательно указывают в скобках).

FeI3

4.3. Составление формул солей. Алгоритм составления формул солей. 3-я часть презентации.

(Алгоритм составления названий – на карточках, на столах)

Учитель объясняет на примере Na2S.

Нитрат магния - Mg(NO3)2. Учитель обращает внимание: если нужно взять несколько сложных кислотных остатков, то их следует заключить в скобки.

Первичное закрепление нового знания.

Составить формулы следующих веществ: нитрат натрия, карбонат кальция, сульфат алюминия, хлорид бария.

Так как соли очень важны, мы должны знать их свойства

4.4. Физические свойства солей

При обычных условиях соли- твердые кристаллические вещества с высокими температурами плавления. Они могут быть разного цвета, но в большинстве случаев - это белые вещества. Много солей хорошо растворимы в воде, но многие – практически не растворяются.

Демонстрация

Учитель демонстрирует образцы солей: медный купорос, хлорид натрия, дихромат калия, сульфат никеля, хлорид кальция.

Окраска солей зависит от того, какие элементы входят в их состав.

Лабораторный опыт (повторение правил техники безопасности).

Работа в парах.

Даны соли: NaCl, CuSO4, CaCO3

Проверьте растворимость солей в воде. Добавьте воду в пробирки с солями и размешайте стеклянной палочкой. Результаты запишите в тетради.

Формула соли

Растворимость в воде

NaCl


CuSO4


CaCO3


5. Закрепление изученного материала. Включение в систему знаний и умений.

Игра «Дешифровщик» Фронтально.

Игра «Шифровальщик» (в конвертах). Работа в парах или индивидуально.

В отдельных конвертах дифференцированные задания.

Значение хлорида натрия для организма человека. Презентация 4-я часть.

6. Домашнее задание. Презентация. Инструктаж.

Найти пословицы о солях.

Творческий уровень: +презентация «Применение солей», или кроссворд «Соли» (10 слов).

8. Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Рефлексия собственной деятельности

Ответьте на утверждение знаком "+" или "-"

Знания/умения

1)Я знаю

2) Я умею

Что такое соли

Состав солей

Выбирать из предложенных веществ соли

Составлять формулы солей

Составлять название солей

Классифицировать соли по растворимости

Да +


Нет -

Прием «Незаконченное предложение». На столах листы с началом предложений.

Сегодня вы все хорошо поработали, на память об уроке я вам дарю морскую соль, если у вас будет плохое настроение, примите с ней ванну и ваше самочувствие улучшится.





















Это интересно!

Среди неорганических соединений имеются соли, сладкие на вкус. Таковы, например, соли элемента бериллия. Но наиболее замечательные в этом отношении комплексные соли тиосульфатов серебра, которые отличаются поразительно сладким вкусом. У этих солей сладкий вкус чувствуется даже при разбавлении 1:320000. (Для сравнения: сладкий вкус сахара начинает чувствоваться лишь при разбавлении 1:200). А много ли солей соленых? Оказывается только одна – хлорид натрия или поваренная соль. Остальные соли – либо горькие, либо кислые, либо смешанного вкуса.

В разных странах употребляют в пищу самые различные продукты, только один продукт везде одинаков - поваренная соль. И это неудивительно: без соли не могут жить люди и животные, она необходима для приготовления почти всех блюд. Взрослому человеку для поддержания нормальной жизнедеятельности необходимо получать 8 – 10г соли ежедневно. Недостаток соли, как и ее избыток, пагубно сказываются на здоровье. Соль содержится в слюне, желудочном соке. Наличие соли в крови обеспечивает необходимое осмотическое давление, от которого зависит нормальная жизнедеятельность клеток живого организма. У древних народов нередко бывали войны из-за соляных источников, а некоторые народы Африки платили за соль золотым песком. Римские легионеры времен Цезаря часть жалованья получали солью. В Китае в ХШ веке из каменной соли изготавливали сами монеты. У всех народов соль - символ гостеприимства, верности, радушия. Хлебом-солью встречают самых дорогих гостей. И наоборот, просыпать соль, означало по древним поверьям навлечь на себя гнев богов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!