СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. К.М. Симонов. "Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. К.М. Симонов. "Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины"»

Класс: 6
Урок: литература

Тема: Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. К.М.Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины»

Цели:

Обучающая: познакомить с жизнью и творчеством К.Симонова, показать, как тема памяти представлена в их произведениях, показать связь поколений
Развивающая: совершенствование речевых и коммуникативных компетенций, развитие интереса к поэзии, формирование языковой чуткости. Развитие навыка выразительного чтения, диалогической и монологической речи, развитие навыка литературоведческого, лингвистического анализа текста

Воспитывающая: воспитание чувства патриотизма, любви к своему языку, народу, истории

Тип урока - урок изучения нового учебного материала

Оборудование: телевизор, презентация

Ход урока

…Какою ценой завоёвано счастье, — пожалуйста, помните!..

Р. Рождественский

 

 

I.Организационный этап ( 1 мин.)

-Здравствуйте, ребята. Садитесь.

- Сегодня мы проводим открытый урок. Я желаю, чтобы он прошёл успешно.

ΙΙ. Целеполагание (3 мин.)

Слово учителя

Прочитайте эпиграф к уроку.

Это слова известного поэта-фронтовика Роберта Рождественского.


- С каждым годом все дальше уходит от нас героическое время Великой Отечественной войны, но никогда не померкнет подвиг солдата, вставшего на защиту своей Родины, и подвиг труженика–народа, ковавшего эту победу в тылу. Казалось бы, задача людей в страшное военное время – выстоять, выжить и победить, а не писать стихи. Но именно в это тяжёлое время литературе придавали особое значение.


- Говорят, когда грохочут пушки, молчат музы. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. Никакие канонады и бомбежки не могли заглушить его. Никогда к голосу художников слова так чутко не прислушивались читатели, как во время Великой Отечественной войны. Иностранный журналист Александр Верт, который почти всю войну провёл в Советском Союзе, в своей книге «Россия в войне 1941–1945 гг.» писал: “Россия, пожалуй, единственная страна, где стихи читают миллионы людей, и таких поэтов, как Симонов и Сурков, читал во время войны буквально каждый”.

- Сегодня на уроке и мы будем говорить об этих поэтах, читать их стихи, чтобы, как завещал Роберт Рождественский, помнить, «какою ценой завоёвано счастье»...

Запишем тему урока.

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Стихотворение К. М. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»

Откройте ваши учебники на странице пятьдесят второй. (с.52)

III. Этап изучения нового материала (35 мин.)

- Обратимся к биографии поэта. Слесаренко Егор подготовил презентацию и доклад. (10 мин)

Биография поэта.

Выступление ученика. Презентация.

См. распечатку.

   - Спасибо. Очень хорошая содержательная презентация. Итак, ребята, дома вы уже знакомились с биографией поэта, сейчас внимательно выслушали доклад. Скажите, что же вы узнали о Константине Михайловиче Симонове?(3 мин)


Слово учителя (3 мин.)

 

- Есть у Симонова стихи, которые солдаты и офицеры переписывали и носили у себя на груди, — это факт, а не преувеличение, — носили потому, что строки эти отвечали тому, что у них на сердце.

      Одним из таких произведений Константина Симонова было стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...». (Слайд). Оно обращено к фронтовому товарищу Симонова — поэту Алексею Суркову, автору знаменитой «Землянки», вместе с которым он прошёл по военным дорогам Смоленщины. Это воспоминание о трудных днях отступления было обращено к сердцу каждого русского человека.


- . Почему это время называют трагическим?


- С 22 июня 1941 года до самой зимы продолжалось отступление Советской армии от западных рубежей СССР вплоть до столицы его — Москвы. Только под Москвой было остановлено гитлеровское движение вглубь страны. Наша армия несла колоссальные потери. Горели города и сёла, гибли люди, по всем дорогам текли бесконечные потоки беженцев.

Симонову, посланному на западную границу — главное направление удара гитлеровских армий, довелось воочию увидеть трагическое начало войны: с растерянностью, суматохой, неразберихой, - довелось испытать горечь отступления.

Будучи в самой гуще событий, среди тысяч людей, военных и невоенных, он не мог не испытывать горьких чувств, которые в ту трагическую пору разрывали сердце. Он не мог не задаваться вопросами: что будет с Родиной? Удастся ли остановить врага? Где взять силы для отпора?


Эти вопросы звучат во многих произведениях Симонова, написанных в этот период, но в большей степени в стихотворении «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины … ».


  1. Первичное восприятие ( 3 мин.)


- Девочки выполнили опережающее домашнее задание и выучили это стихотворение наизусть. Послушайте, пожалуйста, внимательно.


Выразительное чтение стихотворения подготовленными учениками.

У доски, учебники в руках

Спасибо. Присаживайтесь.

  1. Проверка первичного восприятия ( 2 мин.)

 — Какие чувства вызывает это стихотворение? Стихотворение передает чувство горя, огромной беды, вызывает сострадание к тем, кто пережил войну.

- С чем связано это чувство боли и горечи?

Связано с отступлением, с тем, что бойцы вынуждены были оставлять родную землю на поругание врагу, страшно даже представить, что ожидало беззащитных людей в тылу врага …


- Это стихотворение было написано в 1941 году, поэтому в нём встречаются неизвестные современному читателю слова. Они размещены на доске, и мы будем обращать на них внимание во время анализа произведения.


На доске. Прочитать. Словарная работа.

Кринка — расширяющийся книзу удлинённый глИняный горшок для молока.
Тракт — большая наезженная дорога, соединяющая важные населенные пункты.
Околица — край деревни.
Погост — сельское кладбище, обычно рядом с церковью.

Просёлок — грунтовая дорога между небольшими населёнными пунктами.
Салоп — верхняя женская одежда, широкая длинная накидка с прорезами для рук или с небольшими рукавами.
Плис — хлопчатобумажный бархат. Плисовый — сшитый из плиса.
Пажить — луг, поле, пастбище с густой травой.


3.Вторичное восприятие и анализ


- Обратимся к художественному тексту. Прочтём первые строфы.


- Стихотворение Симонова – воспоминание о Родине в пору тяжелейшего испытания.

Какие картины того страшного времени рисует поэт?


Усталые женщины несут солдатам кринки с молоком, украдкой вытирают слёзы, шепчут : «Господь вас спаси!», называют себя солдатками (жена солдата), прадеды, которые молятся за в бога не верящих внуков своих.


- Какое чувство вызывают эти картины у бойцов? Какие строчки подсказывают нам это?


Слёзы усиливают чувство вины и желание вернуться, отомстить за поруганную землю и страдания людей: за овдовевших женщин, за осиротевших детей, за беспомощных стариков… Для бойцов тракт, по которому они уходят, «слезами измеренный чаще, чем вёрстами», просёлки слиты «со вдовьей слезою», да и «бесконечные злые дожди», сопровождающие их горький путь, можно тоже ассоциировать со слезами — только мужскими — слезами досады и бессилия.


-Вы знаете, что в художественных текстах авторы используют изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения).


-Какие художественные изобразительно-выразительные средства помогают нам увидеть трагическую картину, почувствовать состояние отступающих бойцов? (Метафора «слезами измеренный чаще, чем вёрстами», эпитеты «бесконечные злые дожди», «усталые женщины», сравнение кринки прижимали к груди как детей).


-Почему дожди названы бесконечными злыми? 

Эти эпитеты передают отношение героя к происходящему: даже дожди кажутся бесконечными и злыми, потому что отступление тянется долгие недели, месяцы, мелькают деревня за деревней, погост за погостом, околица за околицей, где стоят молчаливые женщины, украдкой смахивающие слёзы, дети, старики. Хмурое небо, раскисшие дороги, деревья, опустившие ветви под тяжестью дождя …


- Сердце сжимается при виде этой картины. 


- Обратимся к следующим строфам.

Со строк: Ты знаешь, наверное, всё-таки Родина Не дом городской, где я празднично жил, А эти просёлки, что дедами пройдены, С простыми крестами их русских могил, — чувство родины звучит всё отчётливее.


- Почему чем дальше тянется тракт, чем дальше уходит дорога, тем острее становится чувство Родины? Что для автора становится Родиной?


Чем дальше остаётся оставленная врагу земля, тем больнее сердцу, тем острее понимание её страдания, её ожидания защиты и возвращения воинов, чувство долга перед ней.


- Автор вспоминает о войне 1812 года, когда деды также самоотверженно защищали нашу Родину. Он вспоминает избу под Борисовым. Кого вспоминает поэт и какие чувства испытывает?


Девичий крик, старуху в салопчике плисовом, весь в белом как на смерть одетый старик.


- Как же обращается к солдатам старуха, поняв их горе, что же она им обещает?


Родимые, покуда идите, мы вас подождём.


- Какое чувство вызывают эти строки?

Желание вернуться и постоять за родимую землю, за людей.


- Говорить начинают не только люди, но и сама земля. Докажите это. Где голос земли звучит особенно щемяще и трогательно, проникая в сердце русского солдата? 


Сердце сжимают строки: «Мы вас подождём!» — говорили нам пажити. «Мы вас подождём!» — говорили леса. Ты знаешь, Алёша, ночами мне кажется, Что следом за мной их идут голоса. 


- Почему голоса оставленных во вражеском тылу людей и родной земли идут «следом» за героем, не отпускают его? В самом ли деле говорят леса и пажити?(олицетворение)


Конечно, герой слышит всего лишь шелест листвы деревьев и трав, но этот шелест для него говорящий: ведь он связан с родной землёй, это её олицетворение. И голоса людей, пажитей, лесов становятся голосом его совести, голосом народа, голосом исторической памяти, который призывает к исполнению долга воина и гражданина перед Отечеством.


- Юрий СолОмин – народный артист СССР, участвуя в одном из проектов, читал это стихотворение. Обратимся к этим строкам. (Видеофрагмент). 1.39.-2.57


- Какие слова кажутся вам самыми проникновенными? Я всё-таки горд был….

- Почему чувство любви к Родине было особенно остро осознано во время войны?


А вот слова самая милая, горькая земля исполнены особой любви, проникновенности и силы, потому что в них прочитывается сыновнее отношение автора к этой земле. Милая читаем мы у него и слышим за этим: любимая; читаем горькая и понимаем: многострадальная, политая слезами вдов, сирот, матерей…


- Не случайно эти употреблены в финале произведения: герой словно по-новому открывает для себя Родину, познаёт её через личный горький опыт войны. Чувство родины становится для него не абстрактным, а глубоко личным, и происходит это на фронтовых дорогах, проходящих через покидаемые сёла и деревни, мимо древних погостов, благодаря встречам с простыми людьми, стариками, вдовами, старухами, которые благословляют бойцов, делятся с ними последним.


Можно их, живых и мёртвых, оставить навсегда под врагом, бросить на произвол судьбы?

Ни за что нельзя, потому что
… за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
3а в Бога не верящих внуков своих.


Чувство родины рождается при виде слёз детей-сирот, матерей, потерявших сынов- защитников, в слезах разорённых деревень; слезами «измерены» километры дорог, прОйденных отступающими бойцами:

Слезами измеренный чаще, чем вёрстами,
Шёл тракт, на пригорках скрываясь из глаз:

Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась …


Поэтому и меняется от строфы к строфе определение родной земли, начинаясь с традиционного официального Великая Русь, Россия и заканчивая сердечным милая, горькая земля … Вот эту «милую, горькую землю» и нельзя никому отдать, ибо «на ней … умереть завЕщано». Умереть, защищая и освобождая …



V. Рефлексия.

- О чём вас заставило задуматься это стихотворение?



VΙ. Итог урока. Д/з - выучить наизусть 5 первых строф.

Оценочные суждения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!