Урок по теме «Типы химических реакций»
Учитель химии Зайчиков Владимир Васильевич
МКОУ Бодеевская СОШ
Цель урока: 1. Повторить классификацию веществ, познакомить уч-ся с типами химических реакций и признаком их классификации по числу и составу исходных и образующихся веществ, научить учащихся применять полученные знания о типах химических реакций на практике – составлять уравнения химических реакций, определять типы химических реакций.
Оборудование: раствор сульфата меди, железный гвоздь, малахит, спиртовка, держатель для пробирок, магниевая стружка, спички, кристаллизатор с водой, раствор серной кислоты, раствор хлорида бария.
Сегодняшний наш урок начнем необычно, с загадки:
Она идет,
Она прошла.
Никто не скажет, что пришла.
Да, это химическая реакция.
Значит, о чем мы будем сегодня говорить?
О химических реакциях.
Записали тему урока в тетрадях «Типы химических реакций»
Давайте вспомним:
Что такое химическая реакция?
Каковы признаки химических реакций?
На какие две группы делятся химические реакции по признаку выделения или поглощения теплоты?
Какие реакции называют экзотермическими?
Какие реакции называют эндотермическими?
Каждую секунду в окружающем нас мире происходит неисчислимое множество химических реакции. Человек сделал вдох-в организме начались реакции окисления орг. веществ. Он сделал выдох и в воздух попал СО2, который поглотится растениями и в них превратится в углеводы. Некоторые реакции мы можем наблюдать непосредственно (ржавление железа, свертывание крови, сгорание автомобильного топлива). Однако, подавляющее большинство хим. процессов остаются невидимыми. И чтобы ими управлять нужно разобраться прежде всего в их классификации. Чем мы сегодня и будем заниматься.
Мы будем анализировать исходные вещества и продукты реакции с точки зрения количества и состава.
ПОСМОТРИМ ОПЫТ
Опыт 1.
нальем сульфат меди в стакан и опустим железный гвоздь (к наблюдениям вернемся позже)
Опыт 2 разложение малахита
Малахит я насыпаю в пробирку, укрепляю в лапке штатива и буду нагревать. Пока я буду нагревать, кто-то поможет записать формулу малахита на доске. (ученик пишет )
Что мы наблюдаем?..
Ученик с помощью учителя пишет реакцию на доске,
класс – в тетрадях
(CuOH)2CO3 = 2CuO + H2O + CO2
Посмотрите на уравнение
Сколько веществ вступило в реакцию?
Сколько веществ образовалось?
Реакции разложения-это реакции, в результате которых из одного сложного в-ва образуется два или несколько новых веществ.
Опыт 3 Горение магния в воздухе
Я насыпаю магниевую стружку в ложечку для сжигания в-в, нагреваю в пламени спиртовки…
Запишем уравнение реакции…
Реакции соединения -это такие реакции, в результате которых из нескольких в-в образуется одно новое сложное в-во.
Возвратимся к опыту №1. какие мы видим изменения.
Уравнение на доске (пишет УЧЕНИК ), класс - в тетрадях.
Реакции замещения –это такие реакции, которые протекают между простыми и сложными в-ми, в результате которых атомы простого в-ва замещают атомы одного их элементов в сложном в-ве.
Опыт 4
Реакция между серной кислотой и хлоридом бария
УРАВНЕНИЕ НА ДОСКЕ И В ТЕТРАДЯХ.
Реакция обмены- это такие реакции, протекающие между двумя сложными в-ми, при которых в-ва обмениваются своими составными частями.
А СЕЙЧАС НЕМНОГО ИСТОРИИ
Египетская царица Клеопатра поспорила с Марком Антонием, что сама приготовит баснословно дорогой напиток к праздничному ужину. Придя на праздник Марк Антоний удивился, что не обнаружил обещанного напитка.
Ужин подходил к концу и римский наместник торжествовал, что выиграл спор. Однако в этот момент Клеопатра принесла бокал с уксусом, в который она опустила свою серьгу с жемчужиной, немного выждала и выпила несколько глотков.
На дне бокала осталась серьга без жемчужины. Какого типа произошла реакция в бокале Клеопатры?
(Подсказка для уч-ся: Жемчуг-карбонат кальция с примесью орг. веществ, реакция между солью и кислотой)
Мир химических реакций огромен, разнообразен и интересен. Одни из них проходят быстро, эффектно, как вспышка звезды. Другие медленно, почти незаметно. Вы только вступаете в этот огромный удивительный мир, только начинаете его познавать. И эти знания помогут объяснить вам многие химические реакции, протекающие в природе. Умейте только видеть и удивляться.
Закрепление (см. презентацию)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
параграф 30 стр 107-109,
зад 1-3 письменно, стр 110