СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме: " Типы химических реакций"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Типы химических реакций"

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: " Типы химических реакций"»

Урок по теме «Типы химических реакций»

Учитель химии Зайчиков Владимир Васильевич

МКОУ Бодеевская СОШ


Цель урока: 1. Повторить классификацию веществ, познакомить уч-ся с типами химических реакций и признаком их классификации по числу и составу исходных и образующихся веществ, научить учащихся применять полученные знания о типах химических реакций на практике – составлять уравнения химических реакций, определять типы химических реакций.


Оборудование: раствор сульфата меди, железный гвоздь, малахит, спиртовка, держатель для пробирок, магниевая стружка, спички, кристаллизатор с водой, раствор серной кислоты, раствор хлорида бария.


Сегодняшний наш урок начнем необычно, с загадки:



Она идет,

Она прошла.

Никто не скажет, что пришла.


Да, это химическая реакция.

Значит, о чем мы будем сегодня говорить?

О химических реакциях.


Записали тему урока в тетрадях «Типы химических реакций»


Давайте вспомним:

  • Что такое химическая реакция?

  • Каковы признаки химических реакций?

  • На какие две группы делятся химические реакции по признаку выделения или поглощения теплоты?

  • Какие реакции называют экзотермическими?

  • Какие реакции называют эндотермическими?


Каждую секунду в окружающем нас мире происходит неисчислимое множество химических реакции. Человек сделал вдох-в организме начались реакции окисления орг. веществ. Он сделал выдох и в воздух попал СО2, который поглотится растениями и в них превратится в углеводы. Некоторые реакции мы можем наблюдать непосредственно (ржавление железа, свертывание крови, сгорание автомобильного топлива). Однако, подавляющее большинство хим. процессов остаются невидимыми. И чтобы ими управлять нужно разобраться прежде всего в их классификации. Чем мы сегодня и будем заниматься.

Мы будем анализировать исходные вещества и продукты реакции с точки зрения количества и состава.


ПОСМОТРИМ ОПЫТ


Опыт 1.

нальем сульфат меди в стакан и опустим железный гвоздь (к наблюдениям вернемся позже)


Опыт 2 разложение малахита

Малахит я насыпаю в пробирку, укрепляю в лапке штатива и буду нагревать. Пока я буду нагревать, кто-то поможет записать формулу малахита на доске. (ученик пишет )

Что мы наблюдаем?..

Ученик с помощью учителя пишет реакцию на доске,

класс – в тетрадях

(CuOH)2CO3 = 2CuO + H2O + CO2


Посмотрите на уравнение

  • Сколько веществ вступило в реакцию?

  • Сколько веществ образовалось?

Реакции разложения-это реакции, в результате которых из одного сложного в-ва образуется два или несколько новых веществ.


Опыт 3 Горение магния в воздухе

Я насыпаю магниевую стружку в ложечку для сжигания в-в, нагреваю в пламени спиртовки…


Запишем уравнение реакции…




Реакции соединения -это такие реакции, в результате которых из нескольких в-в образуется одно новое сложное в-во.


Возвратимся к опыту №1. какие мы видим изменения.

Уравнение на доске (пишет УЧЕНИК ), класс - в тетрадях.

Реакции замещения –это такие реакции, которые протекают между простыми и сложными в-ми, в результате которых атомы простого в-ва замещают атомы одного их элементов в сложном в-ве.



Опыт 4

Реакция между серной кислотой и хлоридом бария


УРАВНЕНИЕ НА ДОСКЕ И В ТЕТРАДЯХ.




Реакция обмены- это такие реакции, протекающие между двумя сложными в-ми, при которых в-ва обмениваются своими составными частями.


А СЕЙЧАС НЕМНОГО ИСТОРИИ

Египетская царица Клеопатра поспорила с Марком Антонием, что сама приготовит баснословно дорогой напиток к праздничному ужину. Придя на праздник Марк Антоний удивился, что не обнаружил обещанного напитка.

Ужин подходил к концу и римский наместник торжествовал, что выиграл спор. Однако в этот момент Клеопатра принесла бокал с уксусом, в который она опустила свою серьгу с жемчужиной, немного выждала и выпила несколько глотков.

На дне бокала осталась серьга без жемчужины. Какого типа произошла реакция в бокале Клеопатры?

(Подсказка для уч-ся: Жемчуг-карбонат кальция с примесью орг. веществ, реакция между солью и кислотой)


Мир химических реакций огромен, разнообразен и интересен. Одни из них проходят быстро, эффектно, как вспышка звезды. Другие медленно, почти незаметно. Вы только вступаете в этот огромный удивительный мир, только начинаете его познавать. И эти знания помогут объяснить вам многие химические реакции, протекающие в природе. Умейте только видеть и удивляться.

Закрепление (см. презентацию)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

параграф 30 стр 107-109,

зад 1-3 письменно, стр 110







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!