4
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пацынская средняя общеобразовательная школа.
9 КЛАСС УРОК ПО ОБЖ
ТЕМА: «Вредные привычки. Курение»
учитель
Давыдов П.Л.
2019
Тема урока «Вредные привычки. Курение».
Цель: способствовать формированию негативного отношения учащихся к табакокурению
Задачи: - Рассмотреть основные факты из истории табакокурения и последствия курения в России.
- Выяснить, как курение влияет на различные системы организма.
- Выявить причины табакокурения.
- Определить существующие способы борьбы с курением и рассмотреть альтернативы курению
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.
I. Оргмомент. Объявление темы урока. На прошедших уроках мы говорили о здоровье, образе жизни. Одна из составляющих здорового образа жизни – это «Вредные привычки»
Сегодня мы поговорим о такой острой для современного общества проблеме, как табакокурение. И тема нашего урока звучит так: «Вредные привычки. Курение».
II. Актуализация знаний учащихся.
Все вы, наверное, что-то знаете об этой проблеме и, действительно, ничего не знать о ней трудно: каждый день мы видим курящих мужчин, женщин, детей, они встречаются нам на улицах, мы видим их на экранах телевизоров, в кино, а прилавок любого магазина пестрит многообразием огромного количества пачек сигарет.
Сейчас я предлагаю вам вспомнить, что вы знаете о курении, и подумать над тем, что бы вы хотели узнать о курении. Нарисуйте в тетрадях таблицу, состоящую из трех столбиков: «Знаю», «Хочу знать», «Узнал»
Заполните два первых столбца таблицы, в третий пока ничего не пишите. Постарайтесь, чтобы в каждом столбце было хотя бы два тезиса. Пишите коротко, сжато.
III. Беседа (фронтальный опрос). Обсуждение того, что учащиеся знают о курении.
IV. Беседа (фронтальный опрос). Постановка задач урока.
- А что бы вы хотели узнать о курении? Я предполагал, что именно эти вопросы могут у вас возникнуть, и сегодня мы постараемся ответить на ваши вопросы, решив следующие задачи. Итак, сегодня мы должны: 1) рассмотреть основные факты из истории табакокурения и последствия курения в России; 2) выяснить, как курение влияет на различные системы организма; 3) выявить причины табакокурения; 4) определить существующие способы борьбы с курением и рассмотреть альтернативы курению Но вначале – несколько фактов из истории табакокурения. Ребята, в течение урока все, что вы нового будете узнавать об этой проблеме, можете записывать в третий столбик таблицы.
V. Сообщение учащегося (индивидуальное задание)
VI. Слово учителя: Действительно, наши предки не знали того, как вредно курение, у них не было той информации, которой владеем мы. И современные доказанные факты о табаке просто ужасающи.
VII. Сообщение учащегося (инд.задание). Последствия курения в России
От табакокурения в мире ежегодно умирает около шести миллионов человек. Это больше, чем от войн, ДТП, алкоголя, наркомании…
Распространение табакокурения в России - самое высокое в мире.
Ежегодно в России от причин, связанных с курением, преждевременно умирает до 500 тысяч человек.
До 500 тысяч человек уничтожено без авиации, без артиллерии, без подводных лодок… Табачный конвейер смерти укладывает в гробы 6 человек ежеминутно…
Недавно историк Жан-Клод Прессак установил, что за всю войну в лагере смерти – Освенциме погибло около 800 тыс. человек. 800 000 за 5 лет войны – 160 000 человек в год. Получается, что табачные дельцы в России сегодня работают в 2-3 раза эффективнее палачей из Освенцима! Видимо, не зря Гитлер в 1942 году определил минимум необходимого для распространения на российских, оккупированных землях: «Только водка и табак!»
- Чем же так вреден табачный дым? И как именно он влияет на различные системы организма? Ответы на эти вопросы вы получите, выполнив самостоятельную работу по вариантам.
VIII. Самостоятельная работа учащихся.
Задание для 1-ого варианта. Работа с таблицей «Состав табачного дыма» в таблице перепутаны ячейки; основываясь на своих знаниях, жизненном опыте, подумайте, как влияет каждое из перечисленных веществ на организм, и соедините стрелками соответствующие друг другу вещество и действие, которое оно оказывает на организм человека (карточка 1)
Задание для 2-ого варианта. Работа с текстом «Механизм никотиновой зависимости»: прочитайте текст, составьте и запишите по 2-3 вопроса по тексту, которые вы должны будете задать друг другу. Постарайтесь, чтобы вопросы были интересными (карточка 2).
IX. Работа с таблицей «Состав табачного дыма» (провести соответствия). Результаты самостоятельной работы учащихся 1-го варианта. Учащиеся представляют свои варианты «соединения» вещества и его влияния на организм. Проверка выполнения
Возможные вопросы:
- Почему никотин – наркотик?
- В каких еще случаях человек может отравиться угарным газом? (Когда неправильно топят печку на даче, в бане, в деревне)
- Что значит канцерогены? (Вызывают рак) и др.
Как именно действует курение на человека, как влияет на системы организма? На этот вопрос вы должны ответить, выполнив самостоятельную работу.
X. Взаимоопрос (результаты самостоятельной работы учащихся 2-го варианта).
Учащиеся задают вопросы друг другу по тексту
«Механизм никотиновой зависимости»
«Никотиновая кислота и другие компоненты, включённые в обычный обмен веществ человеческого организма, перестают вырабатываться, а получаемые извне при курении встраиваются в его циклы жизнедеятельности. С годами человеку требуется всё большие дозировки этих веществ – продуктов сгорания смол.
Курильщики по утрам часто кашляют они отхаркивают скопившуюся за ночь мокроту. В норме у человека в крупных бронхах и трахее на слизистой оболочке имеются ворсинки, которые «мерцают» (колеблются) в сторону ротовой полости. Этот механизм выводит из организма слизь с прилипшими к ней частичками инородных тел и микроорганизмами. Никотиновая кислота, находящаяся в дыме, парализует мышечные волокна, присутствующие в ворсинках, и в результате инфекция скапливается в бронхах и трахее, а содержащиеся в слизи защитные системы иммунитета нейтрализуются. Это ведёт к тяжёлым воспалительным состояниям, которые распространяются на все отделы организма»
XI. Просмотр слайдов
- Можем посмотреть, какие органы становятся мишенями курения, какие болезни вызывает активное и пассивное курение. А что такое пассивное курение?
Вывод: мы посмотрели, к чему приводит курение. Но почему же современные люди, несмотря на то, что знают о том, что курение вредно, все-таки курят? На этот вопрос отвечали учащиеся нашей школы в анкете. И вот что у нас получилось.
XIII. Знакомство учащихся с результатами анкетирования
Анализ анкетирования учащихся 5-11классов (2019г.).
Как ты считаешь, почему подростки начинаю курить?
Ответы учащихся:
- желают казаться взрослее –65%
- не хотят отличаться от своих друзей – 50%
- из любопытства – 20%
- заставляют друзья – 0%
- потому что курят родители – 15%
- не могу бросить – 35%
- назло родителям – 10%
Нужно ли бороться с курением? И какими способами? Эти вопросы также были в анкете. Вот результаты.
Какие формы борьбы с курением в школе ты бы предложил?
Ответы учащихся:
- организовать экскурсию в морг – 25%
- запретить продавать сигареты школьникам – 45%
- говорить о вреде курения – 20%
- запретить курить на школьной территории – 10%
- наказывать курильщиков физически – 10%
- штрафовать родителей – 40%
- забирать сигареты – 20%
- оставлять курильщиков на второй год – 10%
- вызывать родителей курильщиков – 15%
- во время учебного дня не выпускать курильщиков на улицу – 10%
- дежурить учителям на переменах и не разрешать ученикам курить – 5%.
XIV. Слово учителя. Существуют различные способы борьбы с курением на уровне государства . Способы борьбы с курением на уровне государства: 1) издание законов об ограничении или запрете курения; 2) введение системы штрафов; 3) антитабачная реклама в СМИ; 4) антитабачная реклама на пачках сигарет и др. Кстати, в России тоже есть закон, ограничивающий табакокурение. Это федеральный закон от 23 февраля 2013 года №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего дыма и последствий потребления табака».
XV. Домашнее задание. Познакомиться с законом, подготовить вопросы. Подумать, соблюдается ли в нашем государстве законодательсво.
XVI. Слово учителя. И еще несколько интересных фактов о том, как ведется борьба с курением в других странах.
Англия – вычитают деньги из зарплаты за время, проведенное в курильной комнате.
Дания – запрещено курить в общественных местах.
Сингапур – за курение – 500 долларов штрафа. Нет рекламы на табачные изделия.
Финляндия – врачи установили 1 день – 17 ноября , когда курильщики приходят на работу без сигарет.
Япония, г. Ваки – решение: 3 дня в месяц без курения.
Китай – курильщика-школьника заставляют заниматься на велотренажере.
Норвегия – делают запись в личное дело курильщика, что впоследствии может привести к невозможности поступить в престижный колледж или получить хорошую работу.
XVII. Беседа. Какие существуют альтернативы курению? Работа, хобби, чтение литературы, игры и др. Одна из лучших альтернатив – спорт.
XVIII. Проектная работа «Создание знака антитабачной рекламы»
XIX. Обсуждение плакатов антитабачной рекламы. Защита работ.
XX. Просмотр и обсуждение уже существующих плакатов антитабачной рекламы
Мы говорили об антитабачной рекламе. Посмотрите, какие есть плакаты. Объясните их смысл.
XXI. Подведение итогов. Вернемся к задачам, которые мы сформулировали вначале урока.