СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Закон сохранения электрического заряда"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Закон сохранения электрического заряда"»

Урок

форма текущего контроля

по теме:

«Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда»

Кейс-метод

активные формы обучения

Цель: ввести новые понятия: электризация, электричества. На практике дать понятие двух видов заряда и рассмотреть виды их взаимодействия;

формировать умение устанавливать межличностные отношения, работать в группах, учить аргументировано высказыванию своих суждений;

развивать критическое мышление.

Задачи:

  1. Развивать навыки исследовательской работы, учить анализировать полученный результат эксперимента, делать выводы. Повторить научные методы исследования.

  2. Развивать навыки работать работы в группе.

  3. Учить видеть физические явления в жизни, научно объяснять их.


По завершению урока студент должен знать: понятия - электризация, электричество, заряды и их взаимодействия.


Продолжительность: 1 аудиторный час (45 минут)


Необходимые принадлежности

  1. Демонстрации для изучения электризации тел.

  2. Демонстрации для изучения взаимодействия заряженных тел.

  3. Электрометр и электроскоп.


Ход урока

  1. Организационный момент.

Ребята, сегодня мы поговорим о распространённом явлении в природе и в жизни людей – электризации тел. Я хочу начать урок с легенды о Фалесе Милетском и его дочери. Легенда гласит, что в VI веке до нашей эры дочь греческого философа Фалеса сказала ему, что её веретено, изготовленное из дорогого и красивого камня – янтаря (по-гречески – электрона), практически невозможно очистить от мусора – мелких кусочков шерсти, пуха, ниток. И чем усерднее она оттирает их от мусора своим хитоном, тем больше мелких кусочков прилипает к веретену. Философ не смог сразу объяснить происходящее своей дочери, но похвалив за внимательность, обещал подумать. Вечером Фалес, пробуя очистить веретено, заметил, что при натирании веретена в темноте видны искры. «Тут есть о чём подумать и поразмыслить с моими учениками», - решил Фалес. А явление замеченное дочерью Фалес назвал электричеством от слова электрон (янтарь).

- Ребята, мы сегодня тоже попытаемся исследовать это явление доступными для нас научными методами. Какие вы знаете научные методы исследования?

- эксперимент;

- наблюдение;

-обобщение (дедукция) и др.

Для того, чтобы систематизировать вам уже имеющиеся свои знания и поставить перед собой вопросы, мы прочитаем ключевые слова к уроку, какие ассоциации они у вас вызвали? Составьте небольшой рассказ с использованием хотя бы некоторых из этих слов. А незнакомые термины пусть вам помогут составить вопросы к уроку. (Работа в группах, а затем мозговой штурм)

Ключевые слова: электричество, электризация, заряды (положительный и отрицательный), взаимодействие, электроскоп, электрометр.

  1. Исследование.

1.Опыты по электризации (фронтально в группах).

- опыт с наэлектризованной ручкой и кусочками бумаги;

- опыт с полосками бумаги;

- опыт с наэлектризованным воздушным шариком;

- опыт с гильзой;

- опыт со струйкой воды.

2. Наблюдения.

1. Расскажите об электризации в жизни и в природе. (Мозговой штурм)

Обобщите полученные в ходе исследования результаты и задайте вопросы для дальнейшего исследования.

  1. Рассказ и объяснение преподавателя.

В 1733 году французский ботаник и физик Шарль Дюффе открыл два вида зарядов – заряды, полученные в результате трения двух смолистых веществ ( он их назвал «смолистым электричеством» ) и заряды, полученные при трении стекла и слюды «стеклянное электричество». А американский физик и политический деятель Бенжамин Франклин в 1778 году заменил термин «стеклянное электричество» на положительное, «смоляное» на отрицательное. Эти термина и прижились в науке.

  1. Формирование понятий положительный и отрицательный заряд.

- опыты с воздушными шариками заряженными одноимённо и разноимённо

- опыт с электрофорной машиной и султанчиками.

- опыт с гильзой;

- работа на интерактивной доске с тестами.


5. Объяснение устройства и работы электрометра и электроскопа.

1. Объяснение устройства электроскопа

2. Объяснение устройства электрометра

3. Зарядка электрометра на расстоянии (демонстрация)

4. Задание группам: придумать как можно сделать самодельный электроскоп, из чего?

  1. Отчёты групп.

  2. Демонстрация самодельного электроскопа из стеклянной банки, металлического стержня и лёгкой фольги;

Электризация в природе и в жизни.

1.Мозговой штурм (примеры приводят дети).

2. Работа с кейсами в группах по плану:

I. Прочитайте кейс, обсудите, встречаются ли такие ситуации в жизни.

II. Ответьте на вопросы после кейса.


1 группа.

Кейс:

Мастеру прядильного цеха Волохову Степану Ивановичу был объявлен выговор за то, что он не следил за влажностным режимом в цеху. По его вине, нити при электризации друг о друга и о детали станка, путались и рвались. Степан Иванович с выговором был не согласен. Он считал, что в разрыве нитей виноваты работницы, которые плохо следили за работой станка.

Вопросы к кейсу:

- Почему так важен влажностный режим в цехах текстильной промышленности

- Справедливо ли был наказан мастер Степан Иванович?

- Могли ли быть последствия при трении нитей и не соблюдении влажностного режима более серьёзными?


2 группа.

Кейс:

Комиссия, проверяющая работу в типографии была возмущена тем, что несколько раз в день печатные (ротационные) машины отключались, для проведения в цеху влажной уборки. Это, по их мнению, снижало производительность труда, повышало себестоимость печатной продукции. Мастер цеха Петров Иван Иванович объяснил, что это необходимо делать для того, чтобы снять статическое электричество с бумаги и машины, для предотвращения замятия, разрыва бумаги и возможности пожара.

Вопросы к кейсу:

- Кто прав? Иван Иванович или комиссия?

- Как повысить производительность труда и себестоимость печатной продукции?


3 группа.

Кейс:

Механик автоколонны по перевозке нефти Сидоров Пётр Кузьмич не подписал путёвку в рейс Синицину Дмитрию Викторовичу, так как на его бензовозе цепь утратила несколько звеньев и была недостаточно длинной. Однако Синицин самовольно покинул автогараж и уехал в рейс, так как не хотел, чтобы пропал рабочий день. На посту ДПС бензовоз был остановлен и отправлен на принудительную стоянку за несоблюдение правил перевозки опасных грузов. По решению суда Синицин был лишён водительских прав сроком на

1 год.

Вопросы к кейсу:

- Зачем к бензовозам прицепляют цепь до земли?

- Прав ли был механик автоколонны?

- Не слишком ли суровое наказание понёс Синицин?




4 группа

Кейс:

Неприятность в дороге произошла с водителем-любителем Смирновой Ольгой Ивановной. Её автомобиль не доехав немного до автозаправки остановился, т.к. кончился бензин. Ольга Ивановна всегда возила с собой в багажнике, на всякий случай, небольшую, симпатичную, пластиковую канистру с бензином.

- Какая я всё-таки молодец! – подумала Ольга Ивановна, долила бензин в бензобак и поехала дальше.

Вопросы к кейсу:

- Действительно ли «молодец» Ольга Ивановна?

- Какую важную ошибку допустила Ольга Ивановна? Что могло случиться?

- Что должен делать водитель, что бы такая неприятность с ним не случилась в дороге?


Анализ кейсов


Итоги урока.

Ребята, сегодня на уроке мы все вмести узнали много нового. Для изучения материала мы использовали научные методы изучения физических явлений, обобщали жизненный опыт, работали с кейсами, работали с научной литературой. Надеюсь, урок вам понравился, и вы узнали много нового. Закрепив изученный материал дома, вы станете немножко умнее. А сейчас давайте подведём итог урока.


Контрольные вопросы

  1. Что представляет собой электризация?

  2. Что такое элементарный заряд?


Литература

  1. Мякишев Г. Я.

Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский; под ред. Н.А. Парфентьевой.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2017.-416с








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!