Урок
форма текущего контроля
по теме:
«Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда»
Кейс-метод
активные формы обучения
Цель: ввести новые понятия: электризация, электричества. На практике дать понятие двух видов заряда и рассмотреть виды их взаимодействия;
формировать умение устанавливать межличностные отношения, работать в группах, учить аргументировано высказыванию своих суждений;
развивать критическое мышление.
Задачи:
Развивать навыки исследовательской работы, учить анализировать полученный результат эксперимента, делать выводы. Повторить научные методы исследования.
Развивать навыки работать работы в группе.
Учить видеть физические явления в жизни, научно объяснять их.
По завершению урока студент должен знать: понятия - электризация, электричество, заряды и их взаимодействия.
Продолжительность: 1 аудиторный час (45 минут)
Необходимые принадлежности
Демонстрации для изучения электризации тел.
Демонстрации для изучения взаимодействия заряженных тел.
Электрометр и электроскоп.
Ход урока
Организационный момент.
Ребята, сегодня мы поговорим о распространённом явлении в природе и в жизни людей – электризации тел. Я хочу начать урок с легенды о Фалесе Милетском и его дочери. Легенда гласит, что в VI веке до нашей эры дочь греческого философа Фалеса сказала ему, что её веретено, изготовленное из дорогого и красивого камня – янтаря (по-гречески – электрона), практически невозможно очистить от мусора – мелких кусочков шерсти, пуха, ниток. И чем усерднее она оттирает их от мусора своим хитоном, тем больше мелких кусочков прилипает к веретену. Философ не смог сразу объяснить происходящее своей дочери, но похвалив за внимательность, обещал подумать. Вечером Фалес, пробуя очистить веретено, заметил, что при натирании веретена в темноте видны искры. «Тут есть о чём подумать и поразмыслить с моими учениками», - решил Фалес. А явление замеченное дочерью Фалес назвал электричеством от слова электрон (янтарь).
- Ребята, мы сегодня тоже попытаемся исследовать это явление доступными для нас научными методами. Какие вы знаете научные методы исследования?
- эксперимент;
- наблюдение;
-обобщение (дедукция) и др.
Для того, чтобы систематизировать вам уже имеющиеся свои знания и поставить перед собой вопросы, мы прочитаем ключевые слова к уроку, какие ассоциации они у вас вызвали? Составьте небольшой рассказ с использованием хотя бы некоторых из этих слов. А незнакомые термины пусть вам помогут составить вопросы к уроку. (Работа в группах, а затем мозговой штурм)
Ключевые слова: электричество, электризация, заряды (положительный и отрицательный), взаимодействие, электроскоп, электрометр.
Исследование.
1.Опыты по электризации (фронтально в группах).
- опыт с наэлектризованной ручкой и кусочками бумаги;
- опыт с полосками бумаги;
- опыт с наэлектризованным воздушным шариком;
- опыт с гильзой;
- опыт со струйкой воды.
2. Наблюдения.
1. Расскажите об электризации в жизни и в природе. (Мозговой штурм)
Обобщите полученные в ходе исследования результаты и задайте вопросы для дальнейшего исследования.
Рассказ и объяснение преподавателя.
В 1733 году французский ботаник и физик Шарль Дюффе открыл два вида зарядов – заряды, полученные в результате трения двух смолистых веществ ( он их назвал «смолистым электричеством» ) и заряды, полученные при трении стекла и слюды «стеклянное электричество». А американский физик и политический деятель Бенжамин Франклин в 1778 году заменил термин «стеклянное электричество» на положительное, «смоляное» на отрицательное. Эти термина и прижились в науке.
Формирование понятий положительный и отрицательный заряд.
- опыты с воздушными шариками заряженными одноимённо и разноимённо
- опыт с электрофорной машиной и султанчиками.
- опыт с гильзой;
- работа на интерактивной доске с тестами.
5. Объяснение устройства и работы электрометра и электроскопа.
1. Объяснение устройства электроскопа
2. Объяснение устройства электрометра
3. Зарядка электрометра на расстоянии (демонстрация)
4. Задание группам: придумать как можно сделать самодельный электроскоп, из чего?
Отчёты групп.
Демонстрация самодельного электроскопа из стеклянной банки, металлического стержня и лёгкой фольги;
Электризация в природе и в жизни.
1.Мозговой штурм (примеры приводят дети).
2. Работа с кейсами в группах по плану:
I. Прочитайте кейс, обсудите, встречаются ли такие ситуации в жизни.
II. Ответьте на вопросы после кейса.
1 группа.
Кейс:
Мастеру прядильного цеха Волохову Степану Ивановичу был объявлен выговор за то, что он не следил за влажностным режимом в цеху. По его вине, нити при электризации друг о друга и о детали станка, путались и рвались. Степан Иванович с выговором был не согласен. Он считал, что в разрыве нитей виноваты работницы, которые плохо следили за работой станка.
Вопросы к кейсу:
- Почему так важен влажностный режим в цехах текстильной промышленности
- Справедливо ли был наказан мастер Степан Иванович?
- Могли ли быть последствия при трении нитей и не соблюдении влажностного режима более серьёзными?
2 группа.
Кейс:
Комиссия, проверяющая работу в типографии была возмущена тем, что несколько раз в день печатные (ротационные) машины отключались, для проведения в цеху влажной уборки. Это, по их мнению, снижало производительность труда, повышало себестоимость печатной продукции. Мастер цеха Петров Иван Иванович объяснил, что это необходимо делать для того, чтобы снять статическое электричество с бумаги и машины, для предотвращения замятия, разрыва бумаги и возможности пожара.
Вопросы к кейсу:
- Кто прав? Иван Иванович или комиссия?
- Как повысить производительность труда и себестоимость печатной продукции?
3 группа.
Кейс:
Механик автоколонны по перевозке нефти Сидоров Пётр Кузьмич не подписал путёвку в рейс Синицину Дмитрию Викторовичу, так как на его бензовозе цепь утратила несколько звеньев и была недостаточно длинной. Однако Синицин самовольно покинул автогараж и уехал в рейс, так как не хотел, чтобы пропал рабочий день. На посту ДПС бензовоз был остановлен и отправлен на принудительную стоянку за несоблюдение правил перевозки опасных грузов. По решению суда Синицин был лишён водительских прав сроком на
1 год.
Вопросы к кейсу:
- Зачем к бензовозам прицепляют цепь до земли?
- Прав ли был механик автоколонны?
- Не слишком ли суровое наказание понёс Синицин?
4 группа
Кейс:
Неприятность в дороге произошла с водителем-любителем Смирновой Ольгой Ивановной. Её автомобиль не доехав немного до автозаправки остановился, т.к. кончился бензин. Ольга Ивановна всегда возила с собой в багажнике, на всякий случай, небольшую, симпатичную, пластиковую канистру с бензином.
- Какая я всё-таки молодец! – подумала Ольга Ивановна, долила бензин в бензобак и поехала дальше.
Вопросы к кейсу:
- Действительно ли «молодец» Ольга Ивановна?
- Какую важную ошибку допустила Ольга Ивановна? Что могло случиться?
- Что должен делать водитель, что бы такая неприятность с ним не случилась в дороге?
Анализ кейсов
Итоги урока.
Ребята, сегодня на уроке мы все вмести узнали много нового. Для изучения материала мы использовали научные методы изучения физических явлений, обобщали жизненный опыт, работали с кейсами, работали с научной литературой. Надеюсь, урок вам понравился, и вы узнали много нового. Закрепив изученный материал дома, вы станете немножко умнее. А сейчас давайте подведём итог урока.
Контрольные вопросы
Что представляет собой электризация?
Что такое элементарный заряд?
Литература
Мякишев Г. Я.
Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский; под ред. Н.А. Парфентьевой.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2017.-416с