Тема: «Деформация тел».
Тип урока – комбинированный.
Формы проведения: коллективная работа, работа в группах, индивидуальная работа.
Методы: беседа, исследовательская работа, применение перцептивных, логических, гностических методов и информационно коммуникационных технологий активизировали учебно - познавательную активность учащихся.
Цели урока:
обучающие:
обеспечить усвоение учащимися понятий деформации тел, силы упругости, погрешности измерения;
научить учащихся опытным путём определять зависимость величины деформации от величины приложенной силы;
делать выводы по проделанной работе;
развивающие:
продолжить развитие умения работать с учебником;
применять теоретические знания на практике;
планировать эксперимент;
продолжить работу по развитию мышления, познавательных, общетрудовых и политехнических умений;
применять знания построения графика линейной функции к новым условиям;
развивать интерес к предмету и межпредметным связям;
кратко составлять отчёт о проделанной работе;
проверять теоретические предположения экспериментально;
активизировать познавательную деятельность учащихся;
воспитательные:
показать роль практики как источника развития знаний;
воспитывать аккуратность в оформлении исследовательских работ, построении графиков;
прививать интерес к самостоятельной работе с приборами;
вырабатывать привычку к соблюдению правил техники безопасности;
воспитывать культуру общения друг с другом.
Приборы и материалы:
Ход урока:
Оргмомент
Актуализация знаний
Наш урок мы начнём не совсем обычно. Я не объявляю тему, вам предстоит определить её в ходе урока. (Слайд 1).
На прошлом занятии мы ввели новую и очень важную физическую величину, которую вы будете использовать на протяжении всего изучения курса физики.
Давайте вспомним, о чём шла речь на прошлом уроке. (Слайд 2).
- Скажите, что общего на всех этих рисунках?
- Что называем взаимодействием тел?
- Какие тела на этих рисунках действуют друг на друга?
3. Проверка домашнего задания.
- Как называют количественную меру взаимодействия тел?
- Как любая физическая величина сила имеет своё обозначение и единицы измерения.
(Слайды 3,4).
Ученик выполняет задание на интерактивной доске.
- А что происходит с телами под действием силы? (Слайд 5).
4. Изучение нового материала.
Цель сегодняшнего урока, рассмотреть другие возможные проявления действия силы на тело. Для этого проведем небольшой эксперимент.
Перед вами стоит экспериментальное оборудование. Возьмите брусок пластилина.
Сожмите его в руках.
Сжимая пластилин, можете ли вы сказать, что действуете на него некой силой?
- Да.
А что произошло с ним под действием этой силы?
- Он изменил форму.
А что произойдёт с пружиной, если на неё подвесить груз? (Учитель демонстрирует растяжение пружины)
- Она растянулась, т.е. стала длиннее. Она изменила размер.
Какой вывод вы можете сделать?
- Под действием силы изменяется форма и размер тела, т.е. тело деформируется.
Значит, под действием силы может меняться не только скорость и направление движения, но может происходить и деформация тел.
Как бы вы сформулировали тему сегодняшнего урока?
- Деформация тел. (Слайд 6)
Перед вами лежат листы, на которых мы сегодня будем работать. По окончании урока вы заберёте их с собой и вклеите в свою тетрадь.
Запишите в них тему урока.
Как вы думаете, всегда ли деформированное тело после прекращения действия силы может вернуть свою первоначальную форму и размер?
- Нет.
Приведите примеры, используя для этого предметы, находящиеся на ваших столах.
Так вот, если после действия силы, размеры и форма тела полностью восстанавливаются, такая деформация называется упругой.
А если размеры и форма тела не восстанавливаются – пластической. (Слайд 6).
(Демонстрация зависимости характера деформации от внешних факторов, а так же от материала, из которого изготовлено тело).
В свою очередь пластическая и упругая деформация твердых тел может быть 5-ти видов: изгиб, растяжение, кручение, сжатие, сдвиг. (Демонстрация).
Как вы думаете, части нашего тела испытывают деформацию?
Физкультминутка. (Анимация «Виды деформации).
Давайте немножко отдохнем и попробуем показать некоторые виды деформации с помощью нашего тела. Покажите деформацию растяжения, изгиба, кручения, сдвига.
Молодцы!
Вы сейчас на себе испытали некоторые виды деформации и каждый раз, ваше тело возвращалось в первоначальное состояние.
Почему так происходит? Какой чародей сидит внутри вас?
Оказывается, при любой деформации в теле возникает сила, стремящаяся вернуть его в первоначальное состояние.
Эта сила называется силой упругости. Она обозначается Fупр. (Слайд 7).
Давайте внимательно посмотрим на рисунок.
(Разбираем, какие виды деформации изображены. Вводим понятие величины деформации. В каких случаях возникает сила упругости и куда она направлена. Делаем пометки на слайде).
Любая деформация продолжается до тех пор, пока вновь возникнувшая сила упругости, не уравновесит внешние силы.
5. Исследовательская работа.
Отложите листы урока в сторону и возьмите бланки исследовательской работы.
Я предлагаю вам выполнить исследовательскую работу, в ходе которой вы определите зависимость величины деформации от приложенной силы.
Бланки исследовательской работы вы заполняете по ходу урока и сдаёте мне на проверку, оценки за эту работу получат все.
Определение ребятами темы и цели исследовательской работы, объекта и предмета исследования. (Слайд 8)
Перед тем как приступить к работе, давайте повторим правила техники безопасности.
Приступаем к работе. Один из вас выполнит эту работу на демонстрационном столе в режиме прямой передачи.
Трансляция проводимого учеником эксперимента через документ-камеру.
Построение графика зависимости величины деформации от приложенной силы, на интерактивной доске и в бланках исследовательской работы.
Проанализируйте полученный результат. Какой зависимостью связаны сила упругости и величина деформации?
Прочитайте вывод и вычеркните из него ненужное, по-вашему, слово.
Поздравляю вас, вы только что самостоятельно открыли один из законов физики.
А теперь откройте учебник на стр. 101 и прочитайте выделенный жирным шрифтом текст.
Чтение формулировки закона Гука.
Да, до вас этот закон открыл Роберт Гук, но это никак не уменьшает ваши заслуги.
В физике известно много законов, которые открыты двумя учеными независимо друг от друга: закон Джоуля – Ленца, Менделеева – Клапейрона и т.д.
Вы, проведя исследовательскую работу, самостоятельно открыли этот закон, поэтому, записывая его в свой листок, я разрешаю вам рядом с фамилией Гука записать свою фамилию. Думаю - это справедливо!
А кем же был человек, открывший этот закон?
Выступление ученика с кратким докладом. (Презентация «Закон Гука»)
6. Закрепление
Давайте подведём итоги нашего урока.
Решение графических задач.(Презентация 2, слайд 1)
7. Домашнее задание
Закончить урок мне бы хотелось словами Д.И. Менделеева «Наука начинается с тех пор, как начинают измерять».
И вы сегодня на уроке показали своё умение проводить эксперименты, обобщать, делать выводы, применять новые полученные знания в новой ситуации.
Откройте, пожалуйста, дневники и запишите домашнее задание.
Комментарий домашнего задания. (Презентация 2,слайд 2).
Оценки за урок.
8. Рефлексия
Сейчас я прошу вас оценить, насколько комфортно вы себя чувствовали на уроке и понравилось ли вам наше занятие.
На доске показаны две колонки с изображением различных эмоций. Уходя из кабинета, поставьте отметку в колонке с той эмоцией, которая наиболее соответствует вашему настроению. (Презентация 2,слайд 3)
Бланк для заполнения
Тема урока__________________________________________________
_____________________________ ______________________________
Сила, возникающая в теле при деформации и стремящаяся вернуть его в первоначальное
состояние, называется __________________________________. Обозначается_________
0
- на пружину не действуют внешние силы.
Х1
- пружина растянута под действием внешних сил.
Х2
- пружина сжата под действием внешних сил.
х1 - удлинение пружины
величина деформации
х2 - сжатие пружины
Величина упругой деформации (удлинение или сжатие) _________________ ______________________________________ приложенной силе.
Математическая запись закона Гука _____________________
Коэффициент пропорциональности в законе Гука __________ - коэффициент ________________
Исследовательская работа «Изучение упругих деформаций»
Объект исследования: ______________________
Предмет исследования: ______________________
Цель работы: исследовать зависимость удлинения пружины от величины приложенной силы.
Оборудование: пружина, закрепленная на штативе; набор грузов; линейка.
Планирование эксперимента:
1. Отметьте на листе положение конца пружины, когда к ней не подвешены грузы.
2. Подвесьте один груз, отметьте положение конца пружины.
3. Измерьте линейкой величину удлинения, результат запишите в таблицу.
4. Повторите измерения для двух и трех грузов.
№ опыта | Fупр, Н | х, мм | |
1 | 0 | 0 | |
2 | 1 | | |
3 | 2 | | |
4 | 3 | | |
Вывод: Величина упругой деформации прямо пропорциональна/ обратно пропорциональна приложенной силе.